Файл: Методика и технология профилактической работы с учащимися с девиантным поведением.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дезадаптированный ребенок — это ребенок, испытывающий затруднения в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семья, учреждения образования и т. д.), выполняющих функции институтов социализации.

К категории дезадаптированных относят трудновоспитуемых детей. Проблеме трудновоспитуемости детей и подростков большое внимание уделял В.А. Сухомлинский. Он утверждал: «Нет такого ребёнка, который бы не мог стать, при надлежащих усилиях воспитателей, человеком образованным, морально воспитанным, трудолюбивым» [26,59].

Существуют критерии определения ученика как трудновоспитуемого:

1. Низкая успеваемость по учебным дисциплинам.

2. Систематический пропуск уроков.

3. Отсутствие нравственных, социокультурных норм.

4. Создание дисгармоничной поведенческой и эмоциональной атмосферы в коллективе учащихся.

5. Вербальные и невербальные проявления агрессии.

6. Отсутствие конструктивных коммуникативных навыков; отсутствие мотивации к обучению и личностного роста; отсутствие навыков самостоятельного решения конфликтных ситуаций; акцентуации; неврозы; неврастении.

7. Склонность к вредным привычкам.

8. Склонность к бродяжничеству, вымогательство.

9. Связь с преступными группировками.

10. Участие в распространении наркотических веществ.

Недисциплинированный ребенок — тот, кто не умеет соотносить свои потребности, желания, интересы и поступки с моральными требованиями общества. Очевидными признаками недисциплинированного поведения являются нежелание и неумение следовать нормам, выполнять правила поведения.

До недавнего времени в научном обороте использовалось понятие «ребенок группы риска», но с 2015 года в нормативных правовых документах, методических материалах в Донецкой Народной Республике на современном этапе используется новый термин - "несовершеннолетние, находящиеся в социально опасном положении". К данной категории относятся несовершеннолетние:

- обучающиеся (воспитанники), склонные к девиантному поведению;

- обучающиеся (воспитанники) образовательной организации, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершающих правонарушение или антиобщественные деяния;

- обучающиеся (воспитанники) которые в силу своего психофизического развития не в состоянии соответствовать социальным требованиям, адекватно реагировать на окружающих [4,4].


Относительно новым является понятие «ребенок, который нуждается в дополнительном психолого-педагогическом внимании» («требующий особого педагогического внимания», «нуждающийся в социально-педагогической и психологической помощи» и т. п.), тем самым подчеркивается значимость педагогической, социально-педагогической, психолого-педагогической помощи и поддержки со стороны специалистов учреждения образования (педагогов социальных, педагогов-психологов и др.) по отношению к ребенку.

Психология девиантного поведения такова, что личность зачастую не понимает, что его поступки оказывают на него и окружающих разрушительные последствия. Она не желает углубляться в потребности окружающих, его не волнуют чувства родных людей. Девиантное поведение отбирает у человека возможность трезво размышлять и анализировать [13,9].

Девиантное поведение делится на пять типов:

1) Делинкветное поведение - отклоняющееся в последних своих проявлениях, представляющие условно-наказуемое действие. Базой делинкветного поведения считается психический инфантилизм [27,57]. Делинквентное поведение ориентированно на нанесение вреда обществу, в соответствии с этим, наказуемо государством.

2)Аддитивный тип — это желание уйти от реальности искусственным изменением своего психического состояния, с помощью употребления каких- либо веществ или с постоянной фиксацией интереса на конкретных видах работы с целью формирования и укрепления интенсивных эмоций [14].

3)Патохарактеролигический тип девиантного поведения — это поведение, предопределенное патологическим изменениям характера, сформировавшиеся в ходе воспитания. К ним относят расстройства личности. При столкновении таких людей с окружающими, с очень трудными задачами в силу ранимости, мягкости, низкой толерантности к стрессу они не добиваются положительного подкрепления, ощущают себя оскорбленными, преследуемыми [31, 336].

4)Психопатологический тип девиантного поведения базируется на психологических симптомах и синдромах, являющиеся проявлениями тех или иных психических расстройств и заболеваний. Разновидностью этого типа считается саморазрушающее поведение. Агрессия, нацеленная на себя. Аутодеструкция выражается в виде суицидного поведения, наркотизация, алкоголизм [22, 100].

5)Основанный на гиперспособностях — это особенный тип девиантного поведения. Это вид отклоняющегося поведения, выходящий за рамки обыкновенного, возможности человека значительно и существенно превосходит среднестатистические способности [28, 462-465]. В аналогичных ситуациях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из видов деятельности человека.



Девиантное поведение исследуют различные науки, такие как социология, право, педагогика, медицина и психология.

Девиантное поведение в существенной степени обусловливается недостатками воспитания, приводящими к развитию более или менее стабильных психологических свойств, ведущих к совершению аморальных поступков. Первые признаки девиантного поведения иногда прослеживаются в детском и подростковом возрасте и поясняются низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса становления личности, негативным влиянием семьи и близкого окружения, зависимостью подростков от условий группы и установленных в ней ценностных ориентации [9, 240].

Каждый несовершеннолетний с девиантным поведением имеет свою жизненную историю, свою ситуацию развития, не похожую на все остальные. Таким образом, мы говорим о том, что здесь очень важен индивидуальный подход к каждой отдельно взятой рабочей ситуации, связанной с ребёнком-девиантом. И в таком контексте следует помнить о том, что взрослый или одноклассник (или кто-то другой из окружения ребёнка), который запрашивает (нередко в виде жалобы) на работу с "тяжелым учеником", выражает свое мнение, в котором есть процент его собственного воспитания, социокультурной адаптированности, его моральные нормы. Все вышеперечисленные субъективные факторы имеют особое значение, так как в работе с девиантами следует учитывать не только эти факторы, но и то, какие нормы, ценности и социокультурные рамки (или их аморфность) существуют у ребёнка, а также то, какие ценности и нормы морали существуют в его семье и были привиты ему родителями в процессе воспитания и развития. Таким образом, мы можем говорить о том, что процесс работы с ребёнком-девиантом требует вмешательства специалиста не только в личную историю ребёнка-девианта, но и в процесс развития внутрисемейных отношений.

Необходимо помнить о том, что девиантное поведение может быть не только таким, что отклоняется от общепринятых социокультурных норм, но и ауто агрессивного характера. Несомненно, в таком случае сложно обойтись без помощи профессионального психолога.

1.2. Причины отклонений поведения ребенка

Причинами отклонения в поведении могут стать некоторые особенности состояния здоровья подростка (особенности развития, отклонения от нормы в психофизическом развитии и т.п.), диссонанс в межличностных отношениях
, особенности педагогического воздействия на ученика, особенности отношений в семье, ситуации, которые можно отнести к психотравмирующих.

Девиантное поведение может быть направлено на себя, также такое поведение может быть направлено на других людей или на материальные предметы.

Наиболее частые причины поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам, связанные с несогласованностью внутри мотивационной сферы:

- расхождение осознаваемых и неосознаваемых мотивов (амбивалентность) низкая синхронность развития осознаваемых и реально действующих мотивов;

- депривация.

Под депривацией понимаем лишения или ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Возможными нарушениями при ярко выраженной депривации могут быть: странность, что не выходят за рамки нормальной эмоциональной картины, достаточно грубые поражения развития интеллекта и личности.

Различают несколько видов депривации:

- двигательную (длительное ограничение двигательной активности чаще всего по медицинским причинам), в поведении и общении выражается в виде частых депрессий, которые могут прорываться вспышками ярости и агрессивности, повышенной тревожности, плаксивости и впечатлительности;

- сенсорную (возникает в результате сенсорного голода, при котором человек не получает достаточного количества стимулов);

- информационную, социальную (социальная изоляция, люди завистливые, чрезмерно критичны к другим людям, неблагодарные, все ждут подвоха со стороны других);

- материнскую (причина такого вида деривации прежде всего повязкам связана с редкими контактами х родителями, в таких условиях у ребенка могут сформироваться особенности: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, неуверенность в себе, замкнутость).

К типичным шероховатостям в аффективно-эмоциональной сфере относятся:

- повышенная аффективная возбудимость: феномен подросткового возраста связан с революцией, как биологической, так и психологической. Первая характеризуется эндокринной перестройкой, вторая - явлениями аффективной возбудимости (склонность к взрывной агрессии), что нередко становится причиной срывов социальной адаптации, в том числе и правонарушений. В некоторых случаях аффективная возбудимость нередко переходит в патологии, вызывает нарушение социальной адаптации: раздражительность, взрывчатость, склонность к агрессивным разрядам, повышенной конфликтности, постоянной готовности к ссорам и дракам;


- аффект неадекватности: неадекватная реакция ребенка на аффективную для нее ситуацию. Эта ситуация вызывает негативные аффективные переживания. В своей основе - неудовлетворенность жизненно важных для ребенка потребностей (депривация) или конфликт между ними;

- психическая неустойчивость: выраженная эмоционально-волевая и моральная незрелость, что приводит к тому, что основным мотивом поступков становится эмоция удовольствия (только при получении удовольствия дети способны что-то сделать целенаправленное), интеллектуальные интересы выражены недостаточно; от задач, требующих усилий, часто отказываются, способны к длительному волевому усилию.

Признаки психической неустойчивости:

- эмоционально-волевая незрелость: безволие, слабоволие, неустойчивое настроение;

- нравственная незрелость: отсутствие чувства долга, ответственности, неспособность тормозить свои желания, подчиняться требованиям школьной дисциплины, повышенная чувствительность к «неправильным формам» поведения окружающих.

При неустойчивости патологического характера нарушения поведения имеют более выраженный характер: вспыльчивость, конфликтность, импульсивная агрессия (восклицание, бросание предметов, разрыв тетрадей на глазах у преподавателя и т.д.).

Расторможенность влечений проявляется в аффективных агрессивных реакциях и направлена прежде всего на соперников, на тех, кто унижает подростков в глазах объекта влечения. Проявления расторможенности влечений:

- немотивированная агрессия с жестокостью, удовольствием от причинения боли другим, чаще детям, животным;

- отсутствие брезгливости;

- пиромания - особое стремление к играм с огнем;

- склонность к бродяжничеству;

- патологическое влечение к наблюдению и обсуждение различных событий и событий негативного, чаще жестокого характера (ссоры, драки, дорожные катастрофы, пожары, убийства).

Тяжелые формы патологических влечений: импульсивные побеги, поджоги, кражи, сексуальные извращения, склонность к правонарушениям; злоупотребление алкоголем, наркотиками становится непреодолимым.

Резюмируя выше сказанное, мы можем говорить о том, что стремление детей к уходу от окружающей действительности, девиантному поведению имеет ряд существенных причин, обоснованных психофизиологическими, индивидуально-личностными и социокультурными факторами. Хочется отметить, что подростковый возраст рассматривается как один их наиболее опасных для формирования девиантного личностного развития, так как в этот возрастной период наблюдается всплеск ненормативного поведения. Однако накопление, аккумуляция негативного опыта ребенком идет постепенно, делинквентное поведение в подростковом возрасте — это результат упущения и недоработок семьи, школы именно в младшем школьном возрасте.