Файл: Министерство здравоохранения Московской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
денежную выручку торговли, с другой - сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребность предприятий в материальных и трудовых ресурсах, характеризует развитие торговой сети [4]
Показатель розничного товарооборота имеет количественную и качественную характеристики.
Количественная характеристика товарооборота - объем реализации в денежном исчислении, качественная связана со структурой товарооборота
Структура (или ассортиментный состав) товарооборота - это доля отдельных товарных групп в общем объеме продаж.
Розничный товарооборот оказывает большое влияние на все количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций. От объёма и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшению обслуживания населения имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов. В то же время необходимо четко различать понятия «состав» и «величина» товарооборота: состав товарооборота складывается из различных видов продаж, а величина - из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам). Поскольку большинство финансовых показателей аптечной организации, способные продемонстрировать величину товарооборота аптеки, являются коммерческой тайной организации, в данной работе основное внимание будет уделено составу товарооборота, т.е. анализу и сравнению результатов различных видов продаж.
Формирование ассортимента продукции в аптеке является важным фактором коммерческого успеха аптечной розничной торговли.
Аптека должна отрабатывать оптимальную тактику выбора лекарственных препаратов. На первый взгляд кажется, что необходимо максимальное расширение ассортимента, тем не менее, вследствие научных исследований и практического опыта установлено, что критериями формирования ассортимента лекарственных средств служат наличие спроса на определенные лекарственные препараты, сертификация продукции, условия поставок и расчетов с фирмой-поставщиком, цена. Принимается во внимание соответствие ассортимента лекарственных препаратов перечню жизненно важных лекарственных средств. Учитывается также место размещения аптеки, близость лечебно-профилактических учреждений и их профиль, уровень миграции населения. [5].
По срокам использования фармацевтические товары могут быть длительного пользования (как, например, предметы санитарии, гигиены, медицинские приборы) и кратковременного пользования (лекарственные средства, лекарственное сырье, лечебная косметика и парфюмерия).
По характеру спроса фармацевтические товары скорее являются товарами массового спроса. Однако и в группе фармацевтических товаров можно выделить:
- товары массового спроса;
- товары пассивного спроса. Товары данной группы отличаются либо высокой ценой, либо низкими качественными характеристиками, либо о товаре мало известно из-за недостатка информации и отсутствия рекламы;
- товары особого эксклюзивного спроса с уникальными свойствами, приобретение которых требует дополнительных усилий и затрат со стороны покупателей;
- товары выборочного спроса, приобретение которых связано с предварительной оценкой имеющегося ассортимента и последующим выбором товара путем сравнения по качеству, оформлению, цене, фирме-производителю, стране.
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которая бы наиболее полно соответствовала требованиям конкретных категорий покупателей.
Насущная задача аптек - иметь в своем ассортименте не только полный перечень жизненно важных лекарств, но и расширить номенклатуру препаратов.
Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Практически все экономисты трактуют ассортимент именно так.
Ассортимент аптечной организации имеет специфические особенности, которые называются свойствами ассортимента, в частности:
- возможность деления на различные группы, подгруппы и пр. по выбранным признакам (среди которых есть признаки, характерные только для фармацевтической продукции, например, фармакотерапевтическая группа);
- включение новых и исключение из обращения на фармацевтическом рынке старых товаров;
- возможность выбора лекарственных средств (ЛС) промежуточным и конечным потребителем в зависимости от различных факторов;
- возможность замены одного ЛС на другое;
- необходимость поддержания определенного набора товаров в розничных аптечных организациях.
Ассортиментная политика - система мер по определению набора товарных групп, наиболее предпочтительных дня успешной работы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности предприятия в целом.
Основными задачами ассортиментной политики являются:
1. удовлетворение запросов потребителей;
2. завоевание новых покупателей;
3. оптимизация финансовых результатов предприятия;
4. расширение ассортимента.
Некоторые свойства ассортимента могут быть выражены в количественных значениях, которые называются показателями ассортимента. Показатели ассортимента могут быть маркетинговыми, фармакоэкономическими, экономическими.
Существенное влияние на объемы продаж оказывают маркетинговые характеристики товара ассортимента: широта, насыщенность, глубина ассортимента.
Широта - количество ассортиментных групп, подгрупп или классов товаров. Показателем широты ассортимента является коэффициент широты - Кш.
Коэффициент широты ассортимента - отношение фактического числа ассортиментных групп (подгрупп, классов и т.п.) к количеству групп, подгрупп товаров, разрешенных к применению в РФ и представленных в АТХ-классификации или в Государственном реестре лекарственных средств.
Широту необходимо исследовать только в тех случаях, когда фармакологическая группа достаточно большая и включает в себя различные подгруппы. Если фармакологическая группа препаратов небольшая, то широту ассортимента не исследуем.
Полнота - число товарных единиц или в целом по товарной номенклатуре, или по каждой ассортиментной группе или подгруппе товаров. Показателем полноты ассортимента лекарственных препаратов является коэффициент полноты - Кп.
Коэффициент полноты ассортимента отношение числа ассортиментных позиций (товарных единиц), имеющихся в наличии в аптечной организации (полнота фактическая) к числу ассортиментных позиций, внесенных в Государственный реестр лекарственных средств. Кп может рассчитываться как в целом по товарной номенклатуре, так и по отдельным ассортиментным группам (подгруппам).
В идеале этот коэффициент должен равняться 1,0. Однако в реальных условиях он ниже и, в зависимости от объема работы аптечной организации, спроса на лекарственные препараты, может находиться в пределах 0,4-0,8.
Глубина ассортимента (предпочтительно считаем по лидерам продаж) - количество ассортиментных позиций в пределах одного торгового наименования лекарственного препарата. Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины Кг:
Коэффициент глубины - отношение фактического числа ассортиментных позиций одного товарного наименования к числу позиций, внесенных в Государственный реестр лекарственных средств. [3]
Формирование рационального ассортимента, который будет способствовать высоким продажам, требует учета большого количества факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы.
1.3 Общая характеристика противовирусных препаратов (кроме ВИЧ), витаминов, слабительных препаратов
Противовирусные препараты - соединения природного или синтетического происхождения, применяющиеся для лечения и профилактики вирусных инфекций. Действие многих из них избирательно направлено на различные стадии развития вирусной инфекции и жизненного цикла вирусов. [6] Противовирусные средства - препараты с малой широтой терапевтического действия. Максимальной эффективности можно достигнуть при их использовании с профилактической целью или местно, когда удается создать высокую концентрацию.
Характерными признаками заболеваний, вызванных вирусами, являются резкое повышение температуры тела, мышечная и головная боль, сильное недомогание, кашель, боль в горле, насморк. При этом острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) способствуют обострению хронических заболеваний. Для очень маленьких детей, людей пожилого возраста, а также пациентов с заболеваниями легких, почек и сердца, сахарным диабетом, онкологической патологией, вирусы представляют серьезную опасность,
поскольку могут привести к серьезным осложнениям, развитию пневмонии и даже смерти. Несмотря на то, что в аптеку при простуде и гриппе за лекарственной помощью обращаются чаще, чем к доктору, первостольнику следует помнить о серьезных симптомах, при которых пациенту необходимо рекомендовать обратиться к врачу. Продажа этой группы препаратов заметно повышаются в осенне-зимний период, когда пора простудных заболеваний только начинается.
Витамины - группа низкомолекулярных биологически активных органических соединений, разнообразной структуры и состава, которые необходимы для правильного развития и жизнедеятельности организмов, они относятся к незаменимым факторам питания. [6]
Витамины - жизненно важные вещества, необходимые нашему организму для поддержания многих его функций. Биологическое действие витаминов в организме человека заключается в активном участии этих веществ в обменных процессах. В обмене белков, жиров и углеводов витамины принимают участие либо непосредственно, либо входя в состав сложных ферментных систем. Витамины участвуют в окислительных процессах, в результате которых из углеводов и жиров образуются многочисленные вещества, используемые организмом, как энергетический и пластический материал. Витамины способствуют нормальному росту клеток и развитию всего организма. Важную роль играют витамины в поддержании иммунных реакций организма, обеспечивающих его устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды. Это имеет существенное значение в профилактике инфекционных заболеваний. Витамины смягчают или устраняют неблагоприятное действие на организм человека многих лекарственных препаратов. Недостаток витаминов сказывается на состоянии отдельных органов и тканей, а также на важнейших функциях: рост, продолжение рода, интеллектуальные и физические возможности, защитные функции организма. Длительный недостаток витаминов ведет сначала к снижению трудоспособности, затем к ухудшению здоровья, а в самых крайних, тяжелых случаях это может закончиться смертью.
Слабительными называют лекарственные вещества, усиливающие моторную и секреторную функции кишечника, разжижающие содержимое кишечника, ускоряющие продвижение химуса по пищеварительному каналу и способствующие наступлению дефекации. [6]
Механизм действия слабительных средств объясняется рефлексами, возникающими с рецепторов слизистой оболочки кишечника. Полагают, что в механизме действия слабительных средств определенную роль играет влияние на транспорт ионов кальция в стенке кишечника, а также стимулирующее действие на биосинтез простагландинов.
Показатель розничного товарооборота имеет количественную и качественную характеристики.
Количественная характеристика товарооборота - объем реализации в денежном исчислении, качественная связана со структурой товарооборота
Структура (или ассортиментный состав) товарооборота - это доля отдельных товарных групп в общем объеме продаж.
Розничный товарооборот оказывает большое влияние на все количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций. От объёма и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшению обслуживания населения имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов. В то же время необходимо четко различать понятия «состав» и «величина» товарооборота: состав товарооборота складывается из различных видов продаж, а величина - из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам). Поскольку большинство финансовых показателей аптечной организации, способные продемонстрировать величину товарооборота аптеки, являются коммерческой тайной организации, в данной работе основное внимание будет уделено составу товарооборота, т.е. анализу и сравнению результатов различных видов продаж.
1.2 Формирование торговой и ассортиментной политики аптеки
Формирование ассортимента продукции в аптеке является важным фактором коммерческого успеха аптечной розничной торговли.
Аптека должна отрабатывать оптимальную тактику выбора лекарственных препаратов. На первый взгляд кажется, что необходимо максимальное расширение ассортимента, тем не менее, вследствие научных исследований и практического опыта установлено, что критериями формирования ассортимента лекарственных средств служат наличие спроса на определенные лекарственные препараты, сертификация продукции, условия поставок и расчетов с фирмой-поставщиком, цена. Принимается во внимание соответствие ассортимента лекарственных препаратов перечню жизненно важных лекарственных средств. Учитывается также место размещения аптеки, близость лечебно-профилактических учреждений и их профиль, уровень миграции населения. [5].
По срокам использования фармацевтические товары могут быть длительного пользования (как, например, предметы санитарии, гигиены, медицинские приборы) и кратковременного пользования (лекарственные средства, лекарственное сырье, лечебная косметика и парфюмерия).
По характеру спроса фармацевтические товары скорее являются товарами массового спроса. Однако и в группе фармацевтических товаров можно выделить:
- товары массового спроса;
- товары пассивного спроса. Товары данной группы отличаются либо высокой ценой, либо низкими качественными характеристиками, либо о товаре мало известно из-за недостатка информации и отсутствия рекламы;
- товары особого эксклюзивного спроса с уникальными свойствами, приобретение которых требует дополнительных усилий и затрат со стороны покупателей;
- товары выборочного спроса, приобретение которых связано с предварительной оценкой имеющегося ассортимента и последующим выбором товара путем сравнения по качеству, оформлению, цене, фирме-производителю, стране.
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которая бы наиболее полно соответствовала требованиям конкретных категорий покупателей.
Насущная задача аптек - иметь в своем ассортименте не только полный перечень жизненно важных лекарств, но и расширить номенклатуру препаратов.
Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Практически все экономисты трактуют ассортимент именно так.
Ассортимент аптечной организации имеет специфические особенности, которые называются свойствами ассортимента, в частности:
- возможность деления на различные группы, подгруппы и пр. по выбранным признакам (среди которых есть признаки, характерные только для фармацевтической продукции, например, фармакотерапевтическая группа);
- включение новых и исключение из обращения на фармацевтическом рынке старых товаров;
- возможность выбора лекарственных средств (ЛС) промежуточным и конечным потребителем в зависимости от различных факторов;
- возможность замены одного ЛС на другое;
- необходимость поддержания определенного набора товаров в розничных аптечных организациях.
Ассортиментная политика - система мер по определению набора товарных групп, наиболее предпочтительных дня успешной работы на рынке и обеспечивающих экономическую эффективность деятельности предприятия в целом.
Основными задачами ассортиментной политики являются:
1. удовлетворение запросов потребителей;
2. завоевание новых покупателей;
3. оптимизация финансовых результатов предприятия;
4. расширение ассортимента.
Некоторые свойства ассортимента могут быть выражены в количественных значениях, которые называются показателями ассортимента. Показатели ассортимента могут быть маркетинговыми, фармакоэкономическими, экономическими.
Существенное влияние на объемы продаж оказывают маркетинговые характеристики товара ассортимента: широта, насыщенность, глубина ассортимента.
Широта - количество ассортиментных групп, подгрупп или классов товаров. Показателем широты ассортимента является коэффициент широты - Кш.
Коэффициент широты ассортимента - отношение фактического числа ассортиментных групп (подгрупп, классов и т.п.) к количеству групп, подгрупп товаров, разрешенных к применению в РФ и представленных в АТХ-классификации или в Государственном реестре лекарственных средств.
Широту необходимо исследовать только в тех случаях, когда фармакологическая группа достаточно большая и включает в себя различные подгруппы. Если фармакологическая группа препаратов небольшая, то широту ассортимента не исследуем.
Полнота - число товарных единиц или в целом по товарной номенклатуре, или по каждой ассортиментной группе или подгруппе товаров. Показателем полноты ассортимента лекарственных препаратов является коэффициент полноты - Кп.
Коэффициент полноты ассортимента отношение числа ассортиментных позиций (товарных единиц), имеющихся в наличии в аптечной организации (полнота фактическая) к числу ассортиментных позиций, внесенных в Государственный реестр лекарственных средств. Кп может рассчитываться как в целом по товарной номенклатуре, так и по отдельным ассортиментным группам (подгруппам).
В идеале этот коэффициент должен равняться 1,0. Однако в реальных условиях он ниже и, в зависимости от объема работы аптечной организации, спроса на лекарственные препараты, может находиться в пределах 0,4-0,8.
Глубина ассортимента (предпочтительно считаем по лидерам продаж) - количество ассортиментных позиций в пределах одного торгового наименования лекарственного препарата. Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины Кг:
Коэффициент глубины - отношение фактического числа ассортиментных позиций одного товарного наименования к числу позиций, внесенных в Государственный реестр лекарственных средств. [3]
Формирование рационального ассортимента, который будет способствовать высоким продажам, требует учета большого количества факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы.
1.3 Общая характеристика противовирусных препаратов (кроме ВИЧ), витаминов, слабительных препаратов
Противовирусные препараты - соединения природного или синтетического происхождения, применяющиеся для лечения и профилактики вирусных инфекций. Действие многих из них избирательно направлено на различные стадии развития вирусной инфекции и жизненного цикла вирусов. [6] Противовирусные средства - препараты с малой широтой терапевтического действия. Максимальной эффективности можно достигнуть при их использовании с профилактической целью или местно, когда удается создать высокую концентрацию.
Характерными признаками заболеваний, вызванных вирусами, являются резкое повышение температуры тела, мышечная и головная боль, сильное недомогание, кашель, боль в горле, насморк. При этом острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) способствуют обострению хронических заболеваний. Для очень маленьких детей, людей пожилого возраста, а также пациентов с заболеваниями легких, почек и сердца, сахарным диабетом, онкологической патологией, вирусы представляют серьезную опасность,
поскольку могут привести к серьезным осложнениям, развитию пневмонии и даже смерти. Несмотря на то, что в аптеку при простуде и гриппе за лекарственной помощью обращаются чаще, чем к доктору, первостольнику следует помнить о серьезных симптомах, при которых пациенту необходимо рекомендовать обратиться к врачу. Продажа этой группы препаратов заметно повышаются в осенне-зимний период, когда пора простудных заболеваний только начинается.
Витамины - группа низкомолекулярных биологически активных органических соединений, разнообразной структуры и состава, которые необходимы для правильного развития и жизнедеятельности организмов, они относятся к незаменимым факторам питания. [6]
Витамины - жизненно важные вещества, необходимые нашему организму для поддержания многих его функций. Биологическое действие витаминов в организме человека заключается в активном участии этих веществ в обменных процессах. В обмене белков, жиров и углеводов витамины принимают участие либо непосредственно, либо входя в состав сложных ферментных систем. Витамины участвуют в окислительных процессах, в результате которых из углеводов и жиров образуются многочисленные вещества, используемые организмом, как энергетический и пластический материал. Витамины способствуют нормальному росту клеток и развитию всего организма. Важную роль играют витамины в поддержании иммунных реакций организма, обеспечивающих его устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды. Это имеет существенное значение в профилактике инфекционных заболеваний. Витамины смягчают или устраняют неблагоприятное действие на организм человека многих лекарственных препаратов. Недостаток витаминов сказывается на состоянии отдельных органов и тканей, а также на важнейших функциях: рост, продолжение рода, интеллектуальные и физические возможности, защитные функции организма. Длительный недостаток витаминов ведет сначала к снижению трудоспособности, затем к ухудшению здоровья, а в самых крайних, тяжелых случаях это может закончиться смертью.
Слабительными называют лекарственные вещества, усиливающие моторную и секреторную функции кишечника, разжижающие содержимое кишечника, ускоряющие продвижение химуса по пищеварительному каналу и способствующие наступлению дефекации. [6]
Механизм действия слабительных средств объясняется рефлексами, возникающими с рецепторов слизистой оболочки кишечника. Полагают, что в механизме действия слабительных средств определенную роль играет влияние на транспорт ионов кальция в стенке кишечника, а также стимулирующее действие на биосинтез простагландинов.