Файл: Реферат по дисциплине Стратегическое управление На тему Производственные стратегии фирмы.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГБОУ ВО Новосибирский ГАУ
Факультет государственного и муниципального управления
Направление подготовки: 38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Кафедра государственного, муниципального и экономического управления
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Стратегическое управление
На тему: «Производственные стратегии фирмы»
Выполнил: студент группы 8402
Павлов Д.В.
Проверил:
Кандидат экономических наук, доцент
Южаков В.А.
Новосибирск, 2020
Оглавление
Введение
Формирование производственной стратегии фирмы со стратегическим учетом всех производственных затрат - важнейший инструмент управления фирмам. Необходимость учета затрат на производство растет по мере того, как усложняются условия хозяйственной деятельности и возрастают требования к рентабельности. Фирмы, пользующиеся хозяйственной самостоятельностью, должны иметь четкое представление в рамках формирующейся производственной стратегии фирмы об окупаемости различных видов готовых изделий, эффективности каждого принимаемого решения и их влияние на финансовые результаты, а также на величину затрат.
При реальном функционировании рыночных механизмов неизбежно возникает необходимость совершенствования и создания четкой системы производственной стратегии фирмы, учета и контроля затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции в рамках той или иной управленческой стратегии.
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов формирования производственной стратегии фирмы.
Задачами данной работы являются:
∙ изучение теоретических аспектов производственной стратегии фирмы;
∙ рассмотрение функций и задач системы управления производственной деятельности фирмы;
1. Производственная стратегия фирмы как экономическая категория
Формирование производственной стратегии и стратегического планирования на предприятии - это система согласованной координации деятельности подразделений фирмы в условиях динамично меняющегося, диверсифицированного бизнеса. В данной проблеме важен вопрос интеграции информации, поступающей к менеджеру в целях принятия верных решений для формирования производственной тактики (на отдельных этапах развития) стратегии фирмы.
В самом общем виде стратегия - это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. При определении стратегии ООО руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с его положением на рынке:
∙ какой бизнес прекратить;
∙ какой бизнес продолжить;
∙ в какой бизнес перейти.
Это значит, что стратегия концентрирует внимание и связана с тем:
∙ что организация делает и чего не делает;
∙ что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.
Существуют три основные области выработки стратегии фирмы на рынке.
Интегрированные информационные системы формирования производственной стратегии фирмы обеспечивают при этом оптимизацию основных этапов и блоков процесса планирования, однако их внедрение связано со своими сложностями, которые можно и нужно отразить в стратегическом плане. С помощью стратегического плана принимаются управленческие решения, связанные с будущими событиями, которые, в свою очередь, основаны на систематически обрабатываемых данных.
Исследования, проводимые по оценке формирования производственной стратегии фирмы за последние пять лет, показали, что особую сложность в управлении ресурсами при формировании производственной стратегии фирмы представляет необходимость поэтапного («блокового») учета большого количества внутренних и внешних факторов. Эффективное управление ресурсами возможно только в ситуации большей определенности, которая может быть достигнута лишь путем сбора, агрегирования и статистической обработки имеющегося опыта и представления уже интегрированной стратегической информации в отчетном виде.
Однако многое в решении данного вопроса зависит от методологии формирования производственной стратегии фирмы на различных этапах ее внедрения.
Анализ сегодняшних тенденций на российском рынке показывает, что наиболее активными «игроками», обладающими наибольшим потенциалом становятся фирмы, имеющие широко диверсифицированный товарный ряд, а также торговые филиалы и представительства (налаженную и хорошо развитую дистрибьюторскую сеть) во многих регионах страны.
При этом изучение ретроспективы развития зарубежных рынков товаров свидетельствует, что подобные производственно-торговые сети имеют наибольший потенциал развития в будущем.
Управление в первую очередь представляет собой целенаправленное воздействие на факторы, формирующие этапы производственной стратегии фирмы, конкурентоспособность производства и сбыта. В этой связи одной из важнейших задач становится выявление этапов и факторов, влияющих на выбор производственной стратегии фирмы. Эти этапы частично являются одинаковыми для всех субъектов экономических отношений, а частично определены спецификой работы той или иной отрасли, сферы бизнеса.
Можно выделить три группы таких этапов:
. Ресурсы - включает все материальные и нематериальные активы, находящиеся в распоряжении фирмы, а также кадровый ресурс. В нее входят:
∙ инфраструктура (производственные, офисные и складские помещения, легковой и грузовой транспорт, погрузочно-разгрузочное и другое оборудование, собственно оборудование, находящееся в распоряжении фирмы);
∙ финансы (характеризуются двумя критериями: их совокупной величиной, т.е. их достаточностью для обеспечения бесперебойной работы, и стоимостью их использования);
∙ кадры (говоря о кадровых ресурсах, можно выделить две проблемы: во-первых, это подбор персонала, обладающего необходимыми профессиональными качествами; во-вторых, проблема проявляется при анализе трудовых ресурсов в динамике);
∙ информация (совокупность знаний, которыми обладает то или иное фирма в целом, о рынке - его емкости, востребованном ассортименте, потребителях, конкурентах, ценах и т.п., а также информация о самом предприятии);
. Связи, во-первых, объединяющие между собой структурные элементы фирмы, а, во-вторых, соединяющие данное фирма с внешней средой:
∙ внутренние связи: по своей сути крупные фирмы имеют двухуровневую иерархическую структуру и состоят из головной (центральной) компании, в большей или меньшей степени координирующей работу всей сети, и участников данной сети (филиалов, представительств, например, в районах того или иного региона), расположенных в различных регионах и непосредственно контактирующих с потребителями. Можно выделить два вида внутренних связей: вертикальные - между компанией и конкурентами (или партнерами) и горизонтальные - между участниками сети.
∙ связи с поставщиками: на условия транзакции продукции (цены, условия платежа, сроки поставки и т.д.) большое влияние оказывают отношения, выстроенные трейдером с заводом-изготовителем. При этом одну из основных ролей здесь, конечно же, играет объем продукции данного производителя, который потребляет сеть. Также необходимо упомянуть и сформированную в результате совместной работы кредитную историю.
∙ связи с потребителями: в процессе своей деятельности у фирмы, естественно, складываются связи с потребителями продукции. Однако, здесь принципиальным является характер этих связей, теснота взаимоотношений в цепочке продавец-потребитель. А теснота этих взаимоотношений определяется, в первую очередь, поведением фирмы, целями, которых хочет добиться компания - получить сиюминутную выгоду, «удачно» продав партию продукции, либо она позиционирует себя как участник рынка, делающий ставку на получение стратегических преимуществ на рынках России в целом. Последнее подразумевает необходимость тесного контакта с потребителем, понимание специфики его бизнеса, знание его текущих и будущих потребностей и знание того места, которое занимает продукция в общей структуре закупок компании-потребителя.
. Соответствие, с одной стороны, включающая наиболее разрозненные подэтапы:
∙ стратегия: необходимость наличия разработанной стратегии развития компании становится сейчас все более и более очевидной. Компания должна четко понимать всю совокупность целей, которых она хочет достигнуть, а также представлять себе комплекс бизнес-активностей (креативную стратегию фирмы), реализация которой обеспечит достижение поставленных целей. При этом данная стратегия должна содержать не общие слова о росте и лидерстве, а быть максимально конкретизированной, как в части постановки целей, так и в области определения способов их достижения;
∙ товарный ряд: главной характеристикой товарного ряда является его полнота. Можно предположить, что чем больше позиций содержится в прайс-листе участника сети, чем больше он может предложить потребителю, тем лучше. Но это только одна сторона вопроса. Его вторая сторона - позиции должны не только фигурировать в прайс-листе, но и продаваться.
∙ сервис: под сервисом здесь понимается весь спектр услуг, оказываемых потребителям продукции. Решение вопроса оказания сервисных услуг аналогично задаче формирования товарного ряда. Однако, ввиду огромного потенциала, которым обладает рынок сервисных услуг, он упомянут отдельно. Решение о составлении перечня сервисных услуг лежит в плоскости нахождения баланса между стремлением удовлетворить все запросы потребителя и экономической эффективностью. И здесь очень важно понимать, что наибольшие дивиденды на рынке получает не тот, кто вовремя пришел на него, а тот, кто сформировал этот рынок.
∙ имидж: принимая решение, например, в какую компанию обратиться, потенциальный заказчик/потребитель смотрит и на то, «как она выглядит на рынке».
В силу того, что при обосновании решений по производственным проектам необходима высокая степень точности и надежности оценок, вариантный подход и проведение сравнительного анализа различных решений, необходимо постоянно оценивать ход этапов выполнения стратегии и вносить необходимые коррективы в стратегию и процесс ее реализации на различных этапах по следующим направлениям: