Файл: Реферат по дисциплине Стратегическое управление На тему Производственные стратегии фирмы.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
∙ какие методы контроля будут использоваться.
Для создания эффективной системы управленческого контроля недостаточно простой обратной связи. Поэтому создаются системы опережающего контроля, которые контролируют входы процесса для определения того, насколько они отвечают запланированным
Если в процессе контроля обнаруживается расхождение, то сам процесс или входы изменяются для обеспечения желаемых результатов.
Эффективность функции контроля в управлении значительно повысилась в результате использования автоматизированных информационных систем, которые позволили оперативно выявить отклонения от намеченных показателей. Все это способствует усилению централизованного контроля за деятельностью каждого подразделения фирмы, независимо от его месторасположения. Система централизованного контроля позволяет поддерживать определенные сочетания централизации и децентрализации в управлении.
На уровне структурных подразделений осуществляется контроль за соответствие хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете; производится сравнение объема фактических и планируемых продаж и др. Такой контроль обычно называют оперативным (а также административным, или тактическим). В отличие от общего стратегического контроля, оперативный контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения намеченной текущим планированием производственной программы, поэтому его, как правило, объединяют с планированием в единую функцию оперативного управления производственной деятельностью.
Контролируя исполнение плана, менеджмент может установить, что ход работ отличается от планового. Однако для управления производственной деятельностью нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике фирмы. Осмысление, понимание информации достигается с помощью экономического анализа.
В итоге анализ хозяйственной деятельности формирует информацию обратной связи в системе управления. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку.
Исходя из результатов анализа, разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Кроме того, экономический анализ - это не только функция, но и определенная система мышления, которая требует научных подходов, разработки методов разработки информации, умения сформулировать правильные выводы на основе анализируемых показателей.
Полнота экономического анализа зависит от наличия информационной базы, достоверности анализируемых показателей, применения компьютерной техники, как при ведении отчетности, так и в процессе проведения анализа.
Каждая фирма в целях ведения учета, отчетности, контроля и анализа хозяйственной деятельности разрабатывает свою методику оценки показателей. Как правило, такая методика полностью или частично приводится в примечаниях к финансовой отчетности.
Вместе с тем международная практика в области учета и отчетности выработала некоторые унифицированные методы учета, которыми фирмы широко пользуются в целях сопоставимости отчетных данных и облегчения экономического анализа. В частности, в международной практике нашли широкое применение методы ведения учета и анализа, разработанные Комитетом по международным стандартам учета.
3. Технология производственной стратегии фирмы
Иногда бывают ситуации, когда стратегия, недавно разработанная известной международной консалтинговой фирмой, сразу устаревала - жизнь уже ушла вперед. Происходит подобное из-за неспособности действующей системы управления производственной деятельностью осуществлять стратегическое управление как постоянный процесс.
Основная проблема реализации производственной стратегии - осознание менеджером, что дело не в качестве стратегии как документа, а в его способности организовать процесс от разработки стратегической концепции до ее внедрения в конкретных программах, планах, проектах, сбалансированным по ресурсам.
Причем важно именно последнее, так как в противном случае стратегия «заговаривается» и отношение работников к ней становится скептическим.
Воплощение стратегии существенно отличается от тривиального управления.
Критерием реализации стратегии является степень достижения целей управления. Предпосылки успешности стратегии следующие:
∙ развитость прогнозно-аналитических функций управления и адекватность базы данных о внешней среде (способность к опережающему управлению);
Таблица 1 - Функциональное назначение элементов стратегии производственной деятельности
Элементы стратегии | Функциональное назначение |
Стратегия в целом | Обеспечение единой целенаправленности совершенствования управления, рассчитанного на глубокие познания |
Стратегическая концепция | Рабочая гипотеза, включающая ключевые стратегические направления и задачи производственного менеджмента фирмы (нахождение новой товарной ниши на рынке, достижение или сохранение лидерства в области себестоимости и престижа торговой марки, развертывание новых проектов, внедрение новых информационных технологий, переход на новую структуру управления производственной деятельностью) |
Стратегические цели и задачи | Определение новой ориентации изменений в системе управления |
Принципы | Исходные положения построения новой системы управления |
Методы | Определение способов реализации стратегических направлений |
Базовый сценарий | Системное представление ключевых характеристик объекта изменений в будущем в соответствии со стратегической концепцией |
Частные сценарии | Детализация положений базового сценария по отдельным элементам системы управления |
Программы, проекты, планы | Формирование плановой основы реализации стратегии |
∙ стратегическое мышление менеджеров;
∙ оправданность риска, заложенного в ней;
∙ организационная структура, обеспечивающая ее разработку, внедрение и корректировку, причем как постоянный организационный процесс, а не разовое мероприятие.
∙ Важнейшее значение для успешной реализации стратегии имеет контроль. Он включает оценки:
∙ ключевых индикаторов внешней среды;
∙ финансирования стратегических проектов (в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом);
∙ управленческого потенциала;
∙ процесса стратегического управления.
Из всего вышеперечисленного следует отметить, что в самом общем виде производственная стратегия - это генеральное направление действия организации в области формирования и развития производственной деятельности, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели.
Процесс реализации (технология) производственной стратегии состоит из ряда этапов, которые взаимосвязаны между собой и объединены механизмом обратной связи.
Заключение
Стратегический менеджмент, как экономическая дисциплина, четко и ясно обосновывает возможные способы формирования производственной стратегии фирмы. Каждая фирма или товар уникальны по своему. Поэтому при формировании производственной стратегии фирмы для достижения успеха важен не опыт преуспевающих компаний, а поиск и изучение собственных ошибок и препятствий. Производственная стратегия должна быть ориентирована на качество товара, это гарантирует высокую конкурентоспособность. Когда товар выходит за пределы производителя, поздно что-либо делать с его качеством. Качество - результат оптимизации процесса производства, а не контроля. Контроль с целью улучшения качества - дорогостоящая и не достаточно эффективная мера.
При формировании производственной стратегии важно учесть все косвенные факторы, влияющие на производство.
Важно и создание в перспективе общеэкономической системы государственного страхования рисков, связанных с неплатежеспособностью заказчиков.
Список использованных источников
-
Амаров А.Н. Производственная стратегия фирмы как экономическая категория. - М.: Диалог, 2004. - 228с. -
Атясов М.А. Производственная стратегия фирмы и его конкурентоспособность на рынке. - М.: Русь, 2003. - 475с. -
Балабанов А.В. Государство и экономика: стратегия развития. - М.: Алетейа, 2003. - 407с. -
Бруско В.В. Производство и стратегия. - СПб: Нева, 2003. - 359с. -
Герчикова И.Н. Менеджмент. - 4-е изд., перераб. и доп.. -М.: 2010 - 512с. -
Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 530с. -
Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент. - М.: Велби, 2009. - 224с -
Нерестова Г.Н. Стратегическая деятельность на Западе и в России. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 151с. -
Райченко А.В Общий менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 384с. -
Русецкая О.В. Технологии административного менеджмента. - М.: СПбГУЭФ, 2010. - 89с. -
Сатаров Н.С. Менеджмент. - М.: Республика, 2005. - 353с. -
Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М.:Дело, 2005. - 448с -
Экономика фирмы / Под ред. В.М. Семенова. - М.: Экономика, 2005. - 324с. -
Янковский В.Э. Менеджмент и производственная стратегия малого фирмы. - М.: Терра, 2005. - 259с.