Файл: Донецкой народной республики государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 345
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конкурс проводился в два этапа. В конкурсе приняли участие восемь семей. Игры получились яркими, интересными, необычными. Родители провели огромную работу с детьми, основная часть детей смогла самостоятельно организовать и провести игру.
В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства: специальные “логопедические уголки”, информационные стенды, тематические выставки книг, пособия, памятки, образцы выполненных заданий.
Для родителей в родительский уголок помещались статьи:
-
«Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей»; -
«Совершенствование речи школьников». -
«Игры, в которые можно играть с ребенком по дороге в школу». -
«Как приятно говорить внятно». -
«Общие корригирующие упражнения».
4. Результаты проекта
Наиболее интересной и актуальной формой работы с младшими школьниками, как мне показалось, стали рассказы из личного опыта детей.
Анализ результатов обучения детей составлению рассказов, из личного опыта, показал, что использованные нами педагогические технологии коррекционно-логопедической работы по формированию коммуникативной компетентности у младших школьников с общим недоразвитием речи, осуществляемой с учетом вариативно выраженных особенностей речевого и познавательного развития детей, позволяет не только формировать речевые, вопросительные высказывания, но и развить лексико-грамматическую сторону речи, связную речь, повышая результативность коррекционно-педагогической работы в целом, способствуя повышению уровня социальной адаптации детей с общим недоразвитием речи.
У детей возникало желание поделиться впечатлениями, то есть появлялась мотивация общения. Наличие фотографий побуждало детей к их комментированию, к задаванию вопросов – к речевой активности, то есть развивались когнитивная и поведенческая составляющие коммуникативной компетентности. Ребёнок упражнялся речевыми способами выразить своё внутреннее эмоциональное состояние.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тяжесть речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи предполагает довольно длительный срок обучения в дошкольном учреждении. Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем - логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни.
Таким образом, по окончанию практики я сделала следующие выводы.
Никакая позитивная динамика в ходе коррекционно – логопедического воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие взрослые не видят истинного смысла этих изменений.
Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо
контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи.
Родителям необходимо учитывать тяжесть речевого дефекта ребенка, уровень развития его речи и обращаться к нему с адекватными просьбами: что-либо повторить или сказать. К примеру, если ребенок только начал овладевать словарем и простыми грамматическими категориями, родители, обращаясь к нему с вопросом, не должны требовать от него развернутого ответа с хорошим грамматическим оформлением.
Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать, постоянно ставя перед ребенком новые задачи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 602 c.
2. Алмазова, А.А. Логопедия. Системное недоразвитие речи у детей школьного возраста: изучение, развитие лингвистических способностей, реабилитация. Учебно-методическое пособие / Алмазова Анна Алексеевна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2018. - 765 c.
3. Васильева, А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики. Разговорно-обиходный стиль речи / А.Н. Васильева. - М.: КомКнига, 2018. - 242 c.
4. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. - М.: Каро, 2019. - 256 c.
5. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, Планета знаний, Астрель, Хранитель, 2018. - 160 c.
6. Воробьева, В.К. Методика формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, 2019. - 635 c.
7. Воробьёва, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие + дидактический материал (карточки). Гриф Российской Академии образования (количество томов: 2) / Воробьёва Валентина Константиновна. - М.: Московский психолого-социальный университет (МПСУ), 2016. - 231 c.
8. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: В. Секачев, 2022. - 184 c.
9. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2019. - 232 c.
Приложение 1
2.ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы работы | Мероприятия | Цели и задачи |
Составление рассказов | Составление рассказов по представлению (из личного опыта) на тему: «Как я провёл каникулы», диалоги при рассматривании фотографий к фотоконкурсу «Как я провёл лето» | Создание условий для формирования активной позиции ребенка, стимулирование его познавательной, социальной активности и речевой активности: формирование мотивов общения, включение в процесс обучения коммуникативно-значимых форм речи и элементов языковой системы, использование методов обучения, стимулирующих проявление речевой инициативы в процессе обучения. |
Игры по формированию коммуникативных навыков | 1.Игры на формирование умения слышать, понимать и подчиняться правилам. “Совушка – Сова”, “Зайцы и лиса”, “Холодно – горячо”, “Право – лево”. 2 Игры на умение активно слушать. “Телефон”, “Сундучок”, “Скажи по-другому”, “Моё начало – твой конец”. 3. Игры на умение перерабатывать информацию. “Я бросаю тебе мяч”, “Хорошо – плохо”, “Бывает – не бывает”. 4. Игры на умение конструировать “текст для другого” (умение говорить самому). Знакомство”, “Угадай, кто я”, “Опиши друга”. Игры по формированию коммуникативных навыков проводятся ежедневно в виде “игровых минуток” между занятиями, в совместной деятельности, на прогулках. | Умение контролировать движения и работать по инструкции. Формировалось умение: - общаться на вербальном и невербальном уровнях - определять эмоциональное состояние других людей - выражать свои чувства - задавать открытые и закрытые вопросы - перефразировать сказанное (сохранив главный смысл) - выделять основную идею высказывания, подводить итог - использование такого приёма “активный слушатель”, как развитие собеседника. В этих играх формировалось умение: - понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации - аргументировать свою точку зрения - делать умозаключения В этих играх формировалось умение: - устанавливать “обратную связь при взаимодействии с другими людьми”. |
Игры по развитию речи | “ Один - много”, “Большой маленький”, “Какой сок приготовили?”, “Какой компот?”, “Кто больше подберет слов- признаков”, “Кто больше подберет слов- действий”, “Сосчитай”, “Кто у кого?”, “Кто кем был?”, “Кого нет?”, “Назови одним словом”, “Добавь слово”, “Узнай по части”, “Продолжи ряд”, “Закончи предложение”, “Кому что нужно?”, “Чем отличается?”, “Лишнее слово”, “Кто моложе, кто старше?”, “Слово- признак”, “Слово-действие”, “Исправим наши ошибки”, “Скажи ласково”, “Скажи наоборот”, “Найди свой город”, “Что изменилось?”, “Сравни птиц”, “Найди различия”, “Кто где живет?”, “Чей домик?”, “Добавь слово”, “Кто где находится?”, “Найди ошибки ”, “Хорошо - плохо”, “Кто где?”, “Кто как кричит?” и т.д. “Продолжи рассказ”, “Составляем описание”, “Запомни слова из текста”, “Лес”, “Сравни ”, “Лето”, “На реке”, “Наш дом”, “Уборка в доме”, “Мебельный магазин”, “ На улице.”, “Транспорт”, “Хороший врач”, “Музыканты”, “Объясни пословицы”, “Кто живет рядом с нами?”, “Сложи картинку и расскажи”, “Опиши друга”, “Маленькая хозяйка”, “Птичий двор”, “Скотный двор”, “Незаконченные картинки”, “Ежики” и т.д. | Формирование и совершенствование грамматического строя речи Диалогичность речи и соблюдение речевого этикета |
Логопедические досуги | Физкультурно-логопедический досуг “Спешим на помощь”. Игра-путешествие по сказке “Гуси – лебеди” | Построение досугов базируется на ряде общих принципов, среди которых приоритетными являются:
|
Фотовыставки | «Как я провел лето» «Зимние забавы» | Развитие творческих способностей дошкольников. |
Сказкотерапия | Психогимнастические этюды; ритмические упражнения; словесное комментирование; пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; упражнения на релаксацию; совместная словесная импровизация; пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров; фантазирование по музыке; словесное рисование. | |
Режиссерские игры | Настольный театр игрушек («Буратино», «Красная шапочка»); Настольный театр картинок («Зимовье зверей»); Стенд-книжка (Белоснежка и семь гномов); Театр на фланелеграфе («Маша и медведь», «Заячья избушка») | Развитие речи, навыков речевого общения. |
Творческое рассказывание по картинам |
| Развитие творческого мышления и связной речи дошкольников. |
Дидактические игры | Игры с предметами; настольно-печатные игры; словесные игры | Развитие психических процессов детей (восприятие , внимание, мышление, память, речь) |