Файл: Донецкой народной республики государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 341
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первый вариант. Ребенку предлагали рассказать о своих фотографиях: «Это фотоснимки про тебя. Ты будешь рассказывать детям, как отдыхал летом». В данном случае ребенок упражняется в составлении предложений с личным местоимением и глаголом первого лица единственного числа, что необходимо для общения («Я взял... на реке стал...»).
Второй вариант. Ребенку предлагают те же фотоснимки, но меняется исходная позиция. На фотографиях изображены другие дети из группы, а ребенок должен рассказать им, чем они заняты. Его задача заключается в составлении сообщений, конструкция которых включает имя собственное и глагол второго лица единственного числа («Здесь ты играешь в песок на пляже»). В процессе общения высказывания такого вида тоже обладают высокой частотностью.
Третий вариант. Ребенок сообщает другому о действиях третьего. Так, девочка рассказывает другим детям, как ее подруга умеет кататься на коньках. Речевые конструкции в данном случае включают личное местоимение и глагол третьего лица единственного числа («Снято, как Настя сама стоит в воде»).
При этом, составляли диалоги, передавая смысл отношений между двумя лицами, опираясь на различные фотографии. Говоря от имени изображенного на снимке, ребенок входит в роль другого. Если на снимке два персонажа, можно подключать двух и более детей. Такой вид диалогической речи доступен лишь детям старшего дошкольного возраста, когда они имеют достаточно большой опыт игровой деятельности и высокий уровень развития языковой и интеллектуальной способностей. При этом параллельно обогащается опыт решения детьми различных проблемных коммуникативных ситуаций, что способствует оптимизации развития и коммуникативной компетентности
Содержание занятий реализовывали с помощью подгрупповых и индивидуальных форм работы. Занятия организовались в подгруппах 6-7 человек и строились по коммуникативному принципу.
На каждом занятии
— создавались оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит;
— обеспечивалось главное условие общения - адресованность речи: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);
— стимулировалась и поддерживалась речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;
—осуществлялся целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составлял личный эмоциональный
, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;
— широко использовались различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.
На данном этапе работы дети овладевали следующими коммуникативными умениями: активно вступать в диалог, уметь задавать вопросы, слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета, регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.
Использование сказки в системе логопедических занятий с целью:
-
Совершенствование лексико-грамматических средств языка и звуковой стороны речи (в сфере произношения, восприятия и выразительности). -
Развитие связной речи. -
Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов. -
Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры. -
Воспитание любви ко всем людям и природе.
В работе использовала разнообразные формы работы со сказкой:
-
пересказ по вопросам; -
подсказка слова или фразы; -
совместный пересказ ребенка и педагога с применением игровых макетов; -
отраженный пересказ; -
пересказ по частям; -
пересказ по сюжетным картинкам; -
пересказ по ролям с использованием фланелеграфа, игровых макетов; -
хоровое проговаривание; -
игра-драматизация с использованием пальчикового театра, игр-макетов; -
инсценировки сказок с использованием игровых макетов. -
придумывание начала, конца сказки; -
введение нового персонажа - фантазирование; -
придумывание новой сказки по предложенному сюжету; -
показ сказки малышам.
В системе работы по сказкатерапии использую разнообразные игровые приёмы:
-
словесная режиссерская игра; -
психогимнастические этюды; -
ритмические упражнения; -
словесное комментирование; -
пантомимические, ритмические и музыкальные загадки; -
упражнения на релаксацию; -
совместная словесная импровизация; -
пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров; -
фантазирование по музыке; -
словесное рисование.
Применяла различные виды режиссерских игр для развития коммуникативных способностей дошкольников. Режиссерская игра
– одна из видов театрализованной игры. В современной методической литературе возможности и особенности режиссерских игр описаны недостаточно, хотя они содержат более широкие возможности для развития навыков речевого общения.
К режиссерским играм относятся:
- стенд-книжка (последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций);
- театр на фланелеграфе (картинки или персонажи выставляются на экран);
- теневой театр.
Творческое рассказывание по картинам. Использование картин в качестве наглядной опоры предполагает работу по 5 видам творческого рассказывания:
-
Составление рассказа с добавлением предшествующих или (и) последующих событий. -
Составление рассказа с заменой объекта или действующего лица. -
Составление рассказа с добавлением объекта (объектов) или (и) действующего лица (действующих лиц). -
Составление рассказа с изменением результата действия. -
Составление рассказа со сменой времени действия.
Умение составлять такие рассказы самостоятельно, соблюдая при этом все необходимые нормы (грамотность, структуру, целостность и пр.) есть, по определению А.М. Леушиной, «высшее достижение речевого развития дошкольника». При составлении рассказа речь ребенка должна быть содержательной, развернутой, логичной, последовательной, связной, грамотной, лексически точной, фонетически четкой.
Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается логопедом специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.
По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
-
Предметные игры – это игры с народной (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.) дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.) Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы. -
Настольно-печатные – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).
Использовались настольно-печатные игры различных видов:
-
Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству. -
Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. д. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь. -
Домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т.д. -
Разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью. -
Игры типа «лабиринт» развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.
-
Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «краски», «черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Я проводила дидактические речевые игры следующим образом:
-
Презентация игры педагогом. -
Совместная работа педагога с ребёнком (обучение). -
Самостоятельная работа ребёнка. -
Поиск ребёнком своего нового варианта игры. -
Совместная работа педагога с ребёнком (коррекция варианта игры ребёнка). -
Самостоятельная работа ребёнка над своим вариантом игры. -
Презентация ребёнком своего варианта игры.
Работа с родителями
Успех образовательного процесса без взаимодействия с родителями был бы не полным.
Беседы и консультации «Как преодолеть нарушения речимладших школьников?». «Роль семьи в развитии речи детей», «Рекомендации по работе с детьми дома», «Нужно ли родителям спешить с обучением детей чтению».
Родительское собрание «Подготовим детей к школе», «Совместная работа семьи и школы в развитии правильной речи ребенка»
Информационное просвещение:
-
знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования; -
знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи; -
знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.
Обучающее просвещение:
-
привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; -
обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком логопатом.
Домашние задания. Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания, а так же домашние задания вывешиваются на стенде для родителей. Дает рекомендации по организации речевого общения дома.
Тестирование и анкетирование позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей.Анкетирование родителей проводилось по теме «Как я занимаюсь с ребенком дома» с целью выявления умений родителей заниматься с детьми дома; выяснения, в какие игры играют дома; хотят ли познакомиться с играми для развития речи школьников, новыми дидактическими играми.
Проанализировав результаты анкетирования, пришли к выводу: родители занимаются с детьми мало, не хватает знаний и опыта. Основная группа родителей хотела бы познакомиться с новыми дидактическими играми по развитию речи школьников.
Домашние игротеки. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр способствующих развитию речи ребенка. В которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: “На кухне”; “По дороге в школу”; “В свободную минутку”. В родительский уголок помещались описания дидактических словесных игр под рубрикой “Домашняя игротека”. Так появилась картотека игр для родителей.
Дни открытых дверей. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.
Индивидуальные консультации логопеда с родителями – одна из наиболее эффективных форм работы. Родители на индивидуальных консультациях были открыты и доверительны, на этих встречах родители получали на свои вопросы более конкретные ответы, рекомендации, предложения.
Выпуск журнала для родителей “Речецветик” Посвящен проблемам речевого развития ребенка – грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т.д.
Конкурс “Интересная игра” был проведен с целью: привлечения родителей к игровой деятельности ребенка дома, научить своего ребенка самостоятельно организовывать развивающую игру и научить ее проводить.