Файл: Донецкой народной республики государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 339

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В коррекционной работе со необходимо активно использовать игры и игровые упражнения. Направление игры подбирается индивидуально под обучающегося с учётом его психофизиологических особенностей. Существуют такие игры, которые направленны на формирование фонематических процессов, на развитие высших психических функций, на развитие понимания грамматических форм, на расширение, активизацию и уточнение лексической стороны речи, игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука, направленные на различение близких по звуковому составу слов, направленные на дифференциацию звуков и слогов.

Технология игрового обучения. В процессе коррекционной работы с учащимися уделяется особое внимание игровым технологиям, к которым относятся игры на развитие психических процессов, фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, лексико-грамматического строя речи, игры по обучению грамоте, игры на автоматизацию и дифференциацию звуков в речи и т. д. Игровые технологии включают занимательные дидактические игры, необходимые для коррекции речи детей, которые могут применяться вариативно, т. к. разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи учащихся.

Логопедические технологии создают более широкие возможности для 20 формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка, повышают мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, будут способствовать его успешной социализации.

4. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: РАЗРАБОТКА КРАТКОСРОЧНОГО ПРОЕКТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 3 УРОВНЯ
При прохождении практики был разработан и реализован проект и указать его тему: "Развитие коммуникативных способностей детей с ОНР третьего уровня в игровой деятельности на логопункте в условиях реализации".


Проект

на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей с ОНР третьего уровня в игровой деятельности на логопункте в условиях реализации»
Направление деятельности:        познавательно-речевое.

Интеграция образовательных областей: Образовательные области «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Тип проекта: обучающий, игровой.

Участники проекта: педагоги, дети и родители подготовительной группы № 7.

Сроки выполнения: 10 октября 2022 г. - 20 октября 2022 г.

Важной составляющей социализации ребёнка становится речевое развитие наряду с социально-эмоциональным, этнокультурным, экологическим, художественно-творческим развитием.

Целью и одновременно результатом логопедической работы становится формирование у дошкольников начальной речевой компетентности как условия естественного, бесстрессового перехода детей на ступень начального общего образования. Формирование речевой компетентности включает развитие коммуникативных и языковых способностей детей. Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Наука отводит общению роль специфической сферы социальной жизни, которая создает внешние и внутренние условия для развития личности ребенка. В процессе общения происходит осознание духовных и материальных ценностей, познание природного, предметного и социального миров, развитие межличностных отношений, становление эмоциональной и волевой культуры. Умение общаться обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, создает ощущение комфорта, помогает адаптации в социуме.

Актуальность. В настоящее время существует множество методик по коррекции речевых нарушений у младших школьников, однако их эффективность чаще всего не превышает 60-70%. Одна из причин этого явления, по мнению учёных и практиков—неспособность учителя-логопеда сформировать у детей  интерес к логопедическим занятиям и стойкую

В данной работе предлагается обзор методов и приемов коррекции речевых нарушений в условиях дидактической игры и игровых ситуаций.

Цели проекта:

  • формирование условий для введения полученных в процессе коррекции навыков в самостоятельную спонтанную речь;

  • развитие чувства языка у детей с ОНР 3 уровня;

  • совершенствование понимания обращенной речи;

  • вовлечение детей в процесс общения;

  • создание прочных основ для дальнейшего повышения образовательного и коммуникативного уровня младших школьников;

  • обогащение речевой практики детей;

  • развитие познавательной деятельности на материале речевых фактов;

  • постепенное формирование отвлеченного словесного мышления;


Задачи проекта:

  • работать над совершенствованием произносительной стороны речи;

  • стимулировать развитие речевой активности;

  • развивать объем и качество словарного запаса;

  • способствовать развитию навыков языкового анализа и синтеза;

  • развивать различные виды самостоятельной устной речи (диалогической и монологической);

  • формировать контроль за самостоятельной и чужой речью;

Этапы работы над проектом

  1. ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ.

Цель: подготовка детей к проектной деятельности.

Задачи:

  1. Определить проблемы, темы и цели проекта в ходе совместной деятельности учителя-логопеда и воспитанников.

  2. Мотивировать детей для работы над проектом.

  3. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал.

  4.  Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной деятельности.

  5. Диагностика детей на выявление уровня речевого развития.

  6. Информировать родителей о предстоящей деятельности.

Мероприятия:

1.Формирование методологической базы проекта(11 октября)

  • Разработка модели проекта.

  1. Формирование МТ базы проекта (13 октября)

  • Приобретение необходимых пособий, расходных материалов.

3.Формирование учебно-методического обеспечения  

  • Создание картотеки стихов, рассказов, считалок, загадок, песенок .

  • Создание демонстрационных пособий: серии тематических картинок, сюжетных картинок, пособий к тестовым заданиям.

4. Информированность родителей о предстоящей деятельности (15 октября)

  • Проведение родительского собрания группы «Особенности развития коммуникативных способностей младших школьников лет с ОНР».

  • Консультация в родительском уголке «Развитие речи младших школьников в игре».

5.Выявление уровня речевого развития детей подготовительной группы (16 октября).

6. Мотивация детей и родителей для работы над проектом.

Формирование коммуникативной потребности у детей с общим недоразвитием речи является особенно актуальным, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется. В связи с тем, что у детей часто отсутствует даже побуждение к речи, основное внимание в логопедической работе мы уделяли 

- развитию у ребёнка потребности в речевом общении;

- формированию у него активной позиции, направленной на самокомпенсацию.

Создание условий для формирования активной позиции ребенка предполагает стимулирование его познавательной, социальной активности и, что особенно важно при нарушениях речи, речевой активности: формирование мотивов общения, включение в процесс обучения коммуникативно-значимых форм речи и элементов языковой системы, использование методов обучения, стимулирующих проявление речевой инициативы в процессе обучения.

Одним из направлений нашей коррекционно-логопедической работы явилось активное использование в коррекционном процессе инициативных форм речи, составление рассказов по представлению (из личного опыта) на тему: «Как я провёл каникулы», диалоги при рассматривании фотографий к фотоконкурсу «Как я провёл лето» как средства социально-личностного развития детей.

Совместно с педагогами группы было организовано мероприятие фотоконкурс «Как я провёл лето». Объявление о фотоконкурсе было помещено в уголке для родителей ещё в августе, накануне нового учебного года. Родители активно сотрудничали, они предоставили на фотоконкурс от нескольких фотографий до тридцати снимков от семьи, где запечатлены летние развлечения детей, игры, посещения зоопарка, детских парков города,  путешествия, поездки различные уголки страны и мира. По условиям фотоконкурса разрешалось размещать детские рисунки, аппликации по теме. 

С родителями проводились беседы и консультации по составлению рассказов с детьми из их жизни, приёмах, помогающих детям передать полученные впечатления, о совместной работе родителей и детей по созданию комментирующего текста под фотографиями и рисунками, оформлению работы.

У детей формировалась положительная установка на комментирование их действий в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации), в игровой деятельности, на логопедических занятиях. Дети овладевали комментирующей функцией речи. Высказывания на темы из опыта относятся к группе рассказов, сочиняемых по памяти. Поэтому проводились игры и упражнения, совершенствующие умения припоминать события, отбирать наиболее интересные и рассказывать о них окружающим. Полезны разнообразные речевые логические задачи типа «Разноцветные кораблики» (Н. Виноградовой), игры-путаницы, например «Как Ушастик времена года перепутал», игры-загадки типа «Что задумали?», «Где был Петя?»( Приложение 1)


3.Осуществление деятельности по реализации проекта
В логопедической практической деятельности для развития речевой деятельности детей дошкольного возраста с ОНР III я использовала различные игровые приемы.

Создание коммуникативных ситуаций по материалам фотовыставки. Реализация содержания работы на этом этапе опиралась на методические разработки (Г.В.Чиркиной, Т.А. Мироновой, О.П. Гаврилушкиной). Фотографии и детские рисунки послужили на данном этапе работы наглядностью для обучения детей составлению рассказов из их жизни, для бесед детей со сверстниками и взрослыми, для отработки приёма комментирования по следам своей деятельности (продуктивной, игровой и прочих). 

В дальнейшем продолжилась работа по формированию у детей навыков коммуникативного поведения в процессе комментирования своих фото-историй, рисунков. Использовались два варианта вопросов по работе с фотографиями и рисунками. 

Вариант 1 (сюжетный рисунок). Вопросы для беседы:

  1. Какое событие изображено на рисунке? 

  2. Как вы думаете, почему именно этот эпизод выбран из зимних каникул?

  3. Получилось ли изобразить его на рисунке? Почему вы так думаете?

  4. Какие чувства возникают при рассматривании работы?

Вариант 2 (фотография)

  1. О чём рассказывает фотоснимок?

  2.  Где происходит действие? 

  3.  Как вы думаете, почему фотограф выбрал именно этот момент для съёмки?

  4. Какое настроение у людей? Видно ли это на фотографии? 

  5. Какие чувства возникают при рассматривании фотографии?

Дети составляли рассказы на конкретные темы. Они касались событий, связанных с положительно-эмоциональными переживаниями детей. В этом случае свойства эмоциональной памяти позволяли ребенку припомнить случай наиболее интересный и яркий, описать его: «Как я отдыхал летом» (дети рассказывают наиболее яркие события); «У нас в квартире» (дети рассказывают о младших и старших братьях и сестрах, о книгах и игрушках, о кошке, птице и др.); «Мой лучший друг» (кто это, как он выглядит, где живет, почему ребенок считает его «лучшим другом»); упражнение «Если бы я был волшебником, я бы для бабушки...»; «Дома я люблю заниматься...» (о любимых играх и занятиях).

По фотографиям и рисункам дети упражнялись в их комментировании, при этом отрабатывались навыки диалогической речи и интеллектуальной децентрации поведения. Использовались три варианта заданий (по О.П. Гаврилушкиной).