Файл: Курсовая работа по дисциплине Система государственного и муниципального управления.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9. Также важной мерой, принятой в 2015 году, стало создание национальной платёжной системы МИР, которая сыграла важную роль в 2022 году. Таким образом, в 2014–2016 годах государство начало переформатировать свою политику в сторону внутренней стабильности и борьбы с санкционным давлением за счёт развития новых систем и дополнительных мер.
Этап нового санкционного давления 2017 года повлёк за собой также ответные меры со стороны России. Помимо классических ответных санкций, а также продления существующих мер были и другие шаги. Например, Федеральный закон № 58-ФЗ от 03.04.2017 г. внес изменения в Главу 23 НК РФ, позволив не признавать налоговым резидентом России физическое лицо, которое являлось иностранным налоговым резидентом, если в отношении такого лица в соответствующем налоговом периоде применялись экономические санкции. Таким образом государство стимулировало тех бизнесменов, которые попали под санкции вернуться в Россию без дополнительных издержек. Также осенью 2017 года Банк России прекратил проведение операций валютного рефинансирования. В условиях адаптации к действию санкций кредитные организации и компании успешно справлялись с обслуживанием внешних обязательств. Вследствие этого спрос кредитных организаций на операции рефинансирования в иностранной валюте постепенно снижался. До конца 2017 года банки полностью погасили свою задолженность по данным операциям. В 2017 году также были приняты два федеральных закона, посвященных совершенствованию функционирования национальной платежной системы в условиях напряженной политической ситуации в мире и усиления санкционного давления на Россию10. Также в 2017–2021 годах система импортозамещения продолжила развиваться, хотя она была подвергнута критике за слабую эффективность. Можно сказать, что во время второй волны санкционных ограничений органы государственной власти сделали акцент на укреплении экономической системы и безопасности, а также на создании условий для обеспечения роста российской экономики в независимости от санкционного давления.
Санкции, введённые против России в 2022 году, заставили государство предпринимать совершенно новые шаги по стабилизации экономики, а также на ходу менять многие положения, законы и искать новые пути решения проблем. На органы государственной власти легли задачи, которые последний раз Россия испытывала во время кризисов 1998 и 2008 годов, но при этом паника в обществе, условия военных расходов и геополитическое давление усилили санкционное давление. От чего и решения, принятые государством, имели от части радикальный характер. Среди главных и первоочередных мер можно назвать обязанность экспортеров продавать 80% валютной выручки; запрет российским резидентам предоставлять иностранные займы в валюте и зачислять валюту на счета в банках за пределами РФ; выплаты по госдолгам и долгам компаний должны теперь проходить через рублевые спецсчета, открытые внутри страны; появление перечня стран, совершающих в отношении России, ее компаний и граждан недружественные действия; ограничения или запрет до 31 декабря 2022 года вывоз из страны и ввоз в нее отдельной продукции и сырья; запрет на оплату долей в имуществе зарубежных юрлиц для российских юридических и физических лиц до конца 2022 года и другие меры, которые кардинально изменили многие привычные миллионам людей процессы. На фоне данных мер выделился Центральный Банк Российской Федерации, который за один раз повысил ключевую ставку с 9,5% до 20%. Сначала данное решение не оценили многие государственные деятели и общественность, так как эта мера практически полностью замораживала процессы кредитования бизнеса. При этом, несмотря на радикальные шаги, всего через семь месяцев ЦБ удалось снизить ставку с 20% до 7,5% (см. рис. 2).
Рисунок 2. Динамика ключевой ставки (по данным ЦБ РФ)
В итоге такое решение позволило снизить градус напряжение в экономике, а деньги граждан постепенно стали возвращаться в банки. Одновременно был усилен контроль за движением капитала, в особенности иностранной валюты. Деньги разрешили вывозить из страны только на сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов на одного человека. При этом постепенно проводятся регуляторные послабления, направленные на оживление экономических поток в стране.
После кардинальных решений и прекращения паники органы государственной власти начали постепенно адаптироваться к новой реальности и кардинально пересматривать как свою международную политику, так и внутренние решения прошлых лет. Например, на внешнем фронте в экономической сфере самые значимые события были связаны с торговлей ресурсами. Во-первых, 31 марта 2022 года Президент России Владимир Путин подписал указ, который устанавливает правила торговли газом с недружественными странами в рублях, а в 2023 году Россия планирует перевести все взаиморасчёты за энергоресурсы в национальные валюты. Во-вторых, Россия активно начала искать новые рынки сбыта, от чего товарооборот Китая и России в 2022 году достиг рекордных 190 млрд долларов11.
Внутренний контур был также проанализирован и привёл к изменению предыдущей политики. Так, например, была пересмотрена программа импортозамещения. Санкции выявили проблемы реализации программы в прошлые годы, о которых стали заявлять разного уровня государственные служащие и депутаты. Например, стала популярна речь спикера Совета Федерации Российской Федерации, Валентины Матвиенко о том, что «Мы даже гвозди не производим в стране, которая выпускает столько металла». В 2022 году государство объявило о масштабных мерах господдержки технологического суверенитета. Так, например, были расширены меры государственной поддержки в сфере химической промышленности, фармацевтической отрасли, IT-сфере и других отраслях. Интересной особенностью Российской Федерации стало то, что огромное количество санкций привело к осуществлению не малого количества новых мер поддержки от государства в отношении граждан и бизнеса. Такой массив информации привёл к уникальному опыту оказания государственных услуг. Так, на сайтах государственных органов власти были созданы отдельные разделы, посвященные мерам поддержки бизнеса в условиях санкций, а также мерам по повышению устойчивости экономики и поддержке граждан в условиях санкций
12.
Таким образом государство принимает различного рода и уровня радикальности меры начиная с 2014 года, так или иначе стабилизируя экономические показатели. При этом данные меры направлены также и во внешний контур противодействия конкурентам на международной арене. Тем самым, с одной стороны органы государственной власти осуществляют попытки противостоять внешнему давлению, а с другой стороны предпринимают шаги по решению внутренних проблем, защите бизнеса и граждан, а также защиты национальных интересов Российской Федерации.
Анализ 1 главы позволяет сделать вывод о том, что взаимодействие власти и бизнеса имеет большое количество инструментов, моделей и подходов, которые применяются и в России. Несмотря на сложные взаимоотношения органов власти и бизнеса, государство продолжает применять различные меры для поддержки контактов с представителями бизнес-сообществ. Санкции, как инструмент внешнего экономического давления были в разных формах и видах применены против Российской Федерации, что привело к осознанию государством того, что контакты с бизнесом должны налаживаться эффективнее чем раньше. Таким образом, с одной стороны, санкционное давление усугубило экономическую ситуацию в России и повысило напряжение, создав различные угрозы. С другой стороны, санкции не достигли цели сменить политический курс, а только поспособствовали развитию наиболее разностороннего взаимодействия органов государственной власти и бизнеса, которое будет проанализировано и оценено во 2 главе.
Глава 2. Анализ практики реализации государственной политики по обеспечению взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в России
2.1 Особенности взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в условиях антироссийских санкций
Геополитическая ситуация привела к изменению экономической ситуации. Произошли кардинальные изменения во взаимоотношениях различных субъектов мировой экономики. Иностранные бренды стали уходить из России, вводились жёсткие санкции, активы российских предпринимателей стали арестовывать по всему миру. В таких условиях властным институтам стало предельно ясно, что необходимо в сочном порядке налаживать новые и развивать существующие контакты с бизнесом в разных сферах, а также использовать для этого различные виды инструментария, среди который как меры поддержки бизнеса, так и физический диалог двух институтов. Рассмотрим данные меры в качестве инструментов взаимодействия власти и бизнеса и проанализируем результаты этих мер. Начнём с физического диалога власти и бизнеса. Например, 24 февраля 2022 года Президент Российской Федерации встретился с представителями российского бизнес-сообщества. На данной встрече обсуждались пути и инструменты взаимодействия бизнеса и органов государственной власти. По мнению президента Российского союза промышленников и предпринимателей Шохина Александра Николаевича несмотря на то, что санкционное давление неизбежно усилится государство и бизнес, в частности, готовились к такому исходу событий и планируют только улучшить взаимодействие. Также представители бизнес-сообщества сделали несколько предложений главе государства, связанных с искоренением дискриминационного законодательства по отношению к некоторым финансовым активам, а также повышением качества налогового законодательства Российской Федерации для того, чтобы бизнес мог легально и в наиболее благоприятных условиях с учетом геополитической ситуации развиваться и создавать свой продукт. Также на данной встрече было заявлено, что работа бизнеса и государства на фоне санкционного давления должна только усилиться, и, несмотря на трудности, создаваемые внешним давлением, предприниматели и органы государственной власти должны находить компромисс по разного рода вопросам для обеспечения адекватного и своевременного развития российской экономики. Вслед за этой встречей уже 14 марта 2022 года парламент поддержал меры по поддержке бизнеса, предложенные Правительством, среди которых налоговые послабления, разрешение бизнесу
работать без лицензии по решению Правительства, отмена налоговых проверок, амнистия капитала и другие меры, которые в первые месяцы смогли помочь бизнесу переориентироваться с учётом санкций. Ещё одним примером совмещения различных методов взаимодействия является встреча нескольких министерств и представителей бизнес-сообществ 2 августа 2022 года. Участники встречи обсудили эффективность антикризисных мер поддержки в части оценки соответствия выпускаемой и ввозимой продукции в Россию, а также подходы, позволяющие максимально упростить бизнесу ввоз продукции, а государству обеспечить безопасность ввозимых товаров. С одной стороны, государственные служащие рассказали о принятых мерах в сфере оценки соответствия продукции. С другой стороны, представители бизнеса выступили с инициативой о необходимости упрощения процедуры государственной регистрации. В обсуждении приняли участие крупные ассоциации бизнеса и компании, такие как Опора России, АКИТ, РАТЭК и другие13.
Данные встречи стимулируют исполнительные органы власти реализовывать и другие меры, направленные на поддержку бизнеса. Рассмотрим, как решения государства повлияли на бизнес через призму нескольких мер поддержки. В России был введён мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов. Он действовал до 1 октября 2022 года. Решение распространялось на граждан, индивидуальных предпринимателей, а также на все организации, за исключением должников-застройщиков. Как итог, в 2022 году количество корпоративных банкротств снизилось на 12,2% к 2021 году до 9055 шт., число наблюдений упало на 39% до 5227 шт. в те же периоды14. Ещё одной важной мерой является упрощение ввоза в Россию электронных устройств и оборудования. Упрощение касается оформления нотификации. Это документ, который требуется для всех электронных устройств, поддерживающих криптографические возможности или шифрование. Раньше для получения нотификации изготовитель мог обратиться только в Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России, а теперь же допускается оформление нотификации отраслевыми ассоциациями. Данная мера стимулировала компании продолжать закупать электронику для ведения бизнеса в России. Так, согласно данным газеты The Wall Street Journal Экспорт в Россию чипов и иных электронных компонентов из Китая вырос за 2022 год на более чем $100 млн по сравнению с 2021 годом — с $74 млн до $179 млн. Кроме того, большая часть электроники в 2022 году была импортирована из Турции. При этом 29 декабря 2022 года Правительство Российской Федерации продлило данную меру. Справедливым будет отметить, что, несмотря на принятие внешнеэкономических мер, а также создания грантов для IT-производителей внутри страны, у России всё ещё не существует полноценного цикла создания чипов технологии меньше 65 нм, что является проблемой для национальной безопасности Российской Федерации и её технологического преимущества в будущем.
Этап нового санкционного давления 2017 года повлёк за собой также ответные меры со стороны России. Помимо классических ответных санкций, а также продления существующих мер были и другие шаги. Например, Федеральный закон № 58-ФЗ от 03.04.2017 г. внес изменения в Главу 23 НК РФ, позволив не признавать налоговым резидентом России физическое лицо, которое являлось иностранным налоговым резидентом, если в отношении такого лица в соответствующем налоговом периоде применялись экономические санкции. Таким образом государство стимулировало тех бизнесменов, которые попали под санкции вернуться в Россию без дополнительных издержек. Также осенью 2017 года Банк России прекратил проведение операций валютного рефинансирования. В условиях адаптации к действию санкций кредитные организации и компании успешно справлялись с обслуживанием внешних обязательств. Вследствие этого спрос кредитных организаций на операции рефинансирования в иностранной валюте постепенно снижался. До конца 2017 года банки полностью погасили свою задолженность по данным операциям. В 2017 году также были приняты два федеральных закона, посвященных совершенствованию функционирования национальной платежной системы в условиях напряженной политической ситуации в мире и усиления санкционного давления на Россию10. Также в 2017–2021 годах система импортозамещения продолжила развиваться, хотя она была подвергнута критике за слабую эффективность. Можно сказать, что во время второй волны санкционных ограничений органы государственной власти сделали акцент на укреплении экономической системы и безопасности, а также на создании условий для обеспечения роста российской экономики в независимости от санкционного давления.
Санкции, введённые против России в 2022 году, заставили государство предпринимать совершенно новые шаги по стабилизации экономики, а также на ходу менять многие положения, законы и искать новые пути решения проблем. На органы государственной власти легли задачи, которые последний раз Россия испытывала во время кризисов 1998 и 2008 годов, но при этом паника в обществе, условия военных расходов и геополитическое давление усилили санкционное давление. От чего и решения, принятые государством, имели от части радикальный характер. Среди главных и первоочередных мер можно назвать обязанность экспортеров продавать 80% валютной выручки; запрет российским резидентам предоставлять иностранные займы в валюте и зачислять валюту на счета в банках за пределами РФ; выплаты по госдолгам и долгам компаний должны теперь проходить через рублевые спецсчета, открытые внутри страны; появление перечня стран, совершающих в отношении России, ее компаний и граждан недружественные действия; ограничения или запрет до 31 декабря 2022 года вывоз из страны и ввоз в нее отдельной продукции и сырья; запрет на оплату долей в имуществе зарубежных юрлиц для российских юридических и физических лиц до конца 2022 года и другие меры, которые кардинально изменили многие привычные миллионам людей процессы. На фоне данных мер выделился Центральный Банк Российской Федерации, который за один раз повысил ключевую ставку с 9,5% до 20%. Сначала данное решение не оценили многие государственные деятели и общественность, так как эта мера практически полностью замораживала процессы кредитования бизнеса. При этом, несмотря на радикальные шаги, всего через семь месяцев ЦБ удалось снизить ставку с 20% до 7,5% (см. рис. 2).
Рисунок 2. Динамика ключевой ставки (по данным ЦБ РФ)
В итоге такое решение позволило снизить градус напряжение в экономике, а деньги граждан постепенно стали возвращаться в банки. Одновременно был усилен контроль за движением капитала, в особенности иностранной валюты. Деньги разрешили вывозить из страны только на сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов на одного человека. При этом постепенно проводятся регуляторные послабления, направленные на оживление экономических поток в стране.
После кардинальных решений и прекращения паники органы государственной власти начали постепенно адаптироваться к новой реальности и кардинально пересматривать как свою международную политику, так и внутренние решения прошлых лет. Например, на внешнем фронте в экономической сфере самые значимые события были связаны с торговлей ресурсами. Во-первых, 31 марта 2022 года Президент России Владимир Путин подписал указ, который устанавливает правила торговли газом с недружественными странами в рублях, а в 2023 году Россия планирует перевести все взаиморасчёты за энергоресурсы в национальные валюты. Во-вторых, Россия активно начала искать новые рынки сбыта, от чего товарооборот Китая и России в 2022 году достиг рекордных 190 млрд долларов11.
Внутренний контур был также проанализирован и привёл к изменению предыдущей политики. Так, например, была пересмотрена программа импортозамещения. Санкции выявили проблемы реализации программы в прошлые годы, о которых стали заявлять разного уровня государственные служащие и депутаты. Например, стала популярна речь спикера Совета Федерации Российской Федерации, Валентины Матвиенко о том, что «Мы даже гвозди не производим в стране, которая выпускает столько металла». В 2022 году государство объявило о масштабных мерах господдержки технологического суверенитета. Так, например, были расширены меры государственной поддержки в сфере химической промышленности, фармацевтической отрасли, IT-сфере и других отраслях. Интересной особенностью Российской Федерации стало то, что огромное количество санкций привело к осуществлению не малого количества новых мер поддержки от государства в отношении граждан и бизнеса. Такой массив информации привёл к уникальному опыту оказания государственных услуг. Так, на сайтах государственных органов власти были созданы отдельные разделы, посвященные мерам поддержки бизнеса в условиях санкций, а также мерам по повышению устойчивости экономики и поддержке граждан в условиях санкций
12.
Таким образом государство принимает различного рода и уровня радикальности меры начиная с 2014 года, так или иначе стабилизируя экономические показатели. При этом данные меры направлены также и во внешний контур противодействия конкурентам на международной арене. Тем самым, с одной стороны органы государственной власти осуществляют попытки противостоять внешнему давлению, а с другой стороны предпринимают шаги по решению внутренних проблем, защите бизнеса и граждан, а также защиты национальных интересов Российской Федерации.
Анализ 1 главы позволяет сделать вывод о том, что взаимодействие власти и бизнеса имеет большое количество инструментов, моделей и подходов, которые применяются и в России. Несмотря на сложные взаимоотношения органов власти и бизнеса, государство продолжает применять различные меры для поддержки контактов с представителями бизнес-сообществ. Санкции, как инструмент внешнего экономического давления были в разных формах и видах применены против Российской Федерации, что привело к осознанию государством того, что контакты с бизнесом должны налаживаться эффективнее чем раньше. Таким образом, с одной стороны, санкционное давление усугубило экономическую ситуацию в России и повысило напряжение, создав различные угрозы. С другой стороны, санкции не достигли цели сменить политический курс, а только поспособствовали развитию наиболее разностороннего взаимодействия органов государственной власти и бизнеса, которое будет проанализировано и оценено во 2 главе.
Глава 2. Анализ практики реализации государственной политики по обеспечению взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в России
2.1 Особенности взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в условиях антироссийских санкций
Геополитическая ситуация привела к изменению экономической ситуации. Произошли кардинальные изменения во взаимоотношениях различных субъектов мировой экономики. Иностранные бренды стали уходить из России, вводились жёсткие санкции, активы российских предпринимателей стали арестовывать по всему миру. В таких условиях властным институтам стало предельно ясно, что необходимо в сочном порядке налаживать новые и развивать существующие контакты с бизнесом в разных сферах, а также использовать для этого различные виды инструментария, среди который как меры поддержки бизнеса, так и физический диалог двух институтов. Рассмотрим данные меры в качестве инструментов взаимодействия власти и бизнеса и проанализируем результаты этих мер. Начнём с физического диалога власти и бизнеса. Например, 24 февраля 2022 года Президент Российской Федерации встретился с представителями российского бизнес-сообщества. На данной встрече обсуждались пути и инструменты взаимодействия бизнеса и органов государственной власти. По мнению президента Российского союза промышленников и предпринимателей Шохина Александра Николаевича несмотря на то, что санкционное давление неизбежно усилится государство и бизнес, в частности, готовились к такому исходу событий и планируют только улучшить взаимодействие. Также представители бизнес-сообщества сделали несколько предложений главе государства, связанных с искоренением дискриминационного законодательства по отношению к некоторым финансовым активам, а также повышением качества налогового законодательства Российской Федерации для того, чтобы бизнес мог легально и в наиболее благоприятных условиях с учетом геополитической ситуации развиваться и создавать свой продукт. Также на данной встрече было заявлено, что работа бизнеса и государства на фоне санкционного давления должна только усилиться, и, несмотря на трудности, создаваемые внешним давлением, предприниматели и органы государственной власти должны находить компромисс по разного рода вопросам для обеспечения адекватного и своевременного развития российской экономики. Вслед за этой встречей уже 14 марта 2022 года парламент поддержал меры по поддержке бизнеса, предложенные Правительством, среди которых налоговые послабления, разрешение бизнесу
работать без лицензии по решению Правительства, отмена налоговых проверок, амнистия капитала и другие меры, которые в первые месяцы смогли помочь бизнесу переориентироваться с учётом санкций. Ещё одним примером совмещения различных методов взаимодействия является встреча нескольких министерств и представителей бизнес-сообществ 2 августа 2022 года. Участники встречи обсудили эффективность антикризисных мер поддержки в части оценки соответствия выпускаемой и ввозимой продукции в Россию, а также подходы, позволяющие максимально упростить бизнесу ввоз продукции, а государству обеспечить безопасность ввозимых товаров. С одной стороны, государственные служащие рассказали о принятых мерах в сфере оценки соответствия продукции. С другой стороны, представители бизнеса выступили с инициативой о необходимости упрощения процедуры государственной регистрации. В обсуждении приняли участие крупные ассоциации бизнеса и компании, такие как Опора России, АКИТ, РАТЭК и другие13.
Данные встречи стимулируют исполнительные органы власти реализовывать и другие меры, направленные на поддержку бизнеса. Рассмотрим, как решения государства повлияли на бизнес через призму нескольких мер поддержки. В России был введён мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов. Он действовал до 1 октября 2022 года. Решение распространялось на граждан, индивидуальных предпринимателей, а также на все организации, за исключением должников-застройщиков. Как итог, в 2022 году количество корпоративных банкротств снизилось на 12,2% к 2021 году до 9055 шт., число наблюдений упало на 39% до 5227 шт. в те же периоды14. Ещё одной важной мерой является упрощение ввоза в Россию электронных устройств и оборудования. Упрощение касается оформления нотификации. Это документ, который требуется для всех электронных устройств, поддерживающих криптографические возможности или шифрование. Раньше для получения нотификации изготовитель мог обратиться только в Центр по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России, а теперь же допускается оформление нотификации отраслевыми ассоциациями. Данная мера стимулировала компании продолжать закупать электронику для ведения бизнеса в России. Так, согласно данным газеты The Wall Street Journal Экспорт в Россию чипов и иных электронных компонентов из Китая вырос за 2022 год на более чем $100 млн по сравнению с 2021 годом — с $74 млн до $179 млн. Кроме того, большая часть электроники в 2022 году была импортирована из Турции. При этом 29 декабря 2022 года Правительство Российской Федерации продлило данную меру. Справедливым будет отметить, что, несмотря на принятие внешнеэкономических мер, а также создания грантов для IT-производителей внутри страны, у России всё ещё не существует полноценного цикла создания чипов технологии меньше 65 нм, что является проблемой для национальной безопасности Российской Федерации и её технологического преимущества в будущем.