Файл: Курсовая работа по дисциплине Система государственного и муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Модель взаимодействия

Период

Реализация в России

Модель невмешательства

1991–2003

«Дикий капитализм»; слабость институтов власти; высокая степень коррупции;

Модель принуждения

2004–2013

Дело Юкоса; укрепление институтов власти; изменение законодательства; рост доли госсектора в экономике; широкие полномочия контрольных органов

Модель контроля

2014–2019

Продолжение активных проверок и штрафов; слабая реализация программ импортозамещения; неравное отношение к бизнесу

Модель партнёрства

2020 – наши дни

Широкий спектр мер поддержки и их ускоренная реализация; изменение налоговых режимов; повышение степени открытости органов власти



Рассматривать взаимодействие органов власти и бизнеса стоит не только в рамках нормативно-правовых актов и действий одной из сторон, но и на примере других инструментов. Наиболее важным и одновременно популярным форматом является создание отраслевых площадок для организации диалога власти и бизнеса. Такие платформы позволяют найти точки соприкосновения органов государственной власти и представителей разных бизнес-сфер. Организация такого диалога имеет широкий спектр форматов. Например, органы власти создают специальные подведомственные учреждения: Советы при Президенте России, Советы при Правительстве РФ и отраслевых министерствах, общественные советы при региональных министерствах. Ещё одним форматом являются форумы различных масштабов. Например, самым популярной площадкой для взаимодействия власти и бизнеса является Петербургский международный экономический форум, на котором организуются площадки и круглые столы, позволяющие не только продвигать свои интересы, но и заключать выгодные контракты4. Специальные региональные площадки и цифровые платформы являются также важным инструментом взаимодействия. Например, с начала 2019 года в России открыто более 400 центров «Мой бизнес» в 84 регионах и муниципалитетах, а на портале мойбизнес.рф можно найти ответы на любые вопросы, касающиеся малого и среднего бизнеса.


Ещё один, не менее важный механизм взаимодействия, активно развивающийся в России – государственно-частное партнёрство (ГЧП). Государственно-частное партнёрство является совокупностью форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественных задач на взаимовыгодных условиях. В России ГЧП и МЧП выступают в формах государственных контрактов, арендных отношений, финансовой аренды, соглашений о разделе продукции и концессионных соглашений. Институт ГЧП в его наиболее современном виде появился в 2016 году, когда вступил в силу ФЗ №224 «О государственно-частном партнёрстве и муниципально-частном партнёрстве». Также был создан национальный центр ГЧП, цель которого заключается в содействии привлечению инвестиций в развитие общественной инфраструктуры. Данный инструмент в России является примером успешной попытки государства перейти от модели контроля к модели партнёрства в рамках взаимодействия с частным сектором, что подтверждается тем, что уже в 2017 году Москва стала лидером среди российских регионов по уровню ГЧП с результатом в 90,1%, на втором месте была Московская область с результатом в 82,7%, тройку лучших замыкала Самарская область с результатом в 82,7% 5.

Таким образом, можно заметить, что в современной России реализуется не малое количество различных инструментов и механизмов, которые позволяют эффективно взаимодействовать органам государственной власти и бизнес-сообществам. История налаживания связей и поиска подходов позволяет также сделать выводы о том, что государство и бизнес, как два взаимосвязанных и важных института находятся в постоянном процессе построения взаимовыгодных отношений, которые необходимы для стабильного экономического развития.

    1. Содержание инструментов санкционного воздействия

Санкции в современных реалиях не являются чем-то новым для Российской Федерации и давно стали инструментом попыток некоторых государств, в особенности США повлиять на экономическую и политическую ситуации в России. Классическое определение санкций было дано Г. Хафбауэром, согласно которому санкции – это намеренные действия государства (страны-инициатора), коалиции государств или международных организаций по сокращению, ограничению или выходу из торговых и финансовых отношений со страной, которая является целью санкций. Санкции сами по себе являются проявлением экономической власти одних государств над другими, что отражает асимметричность распределения сил в международных отношениях. Также основная идея экономических санкций заключается в попытке создать такие условия, при которых страна-объект санкций будет вынуждена поменять политический курс и пойти на уступки странам-инициаторам санкций. Но на практике санкции являются инструментом политического давления и попыткой повлиять на политическую систему страны экономическими методами. При этом стоит учитывать, что санкции не являются синонимом торговой войны. Торговые войны ведутся с помощью внутреннего инструментария, связанного с мерами протекционизма и меркантилизма, открытостью рынков и таможенными пошлинами. В то время, как санкции являются запретительными инструментами внешнего давления на политическую систему страны-конкурента, а также попыткой ухудшить инвестиционный климат. В целом санкции имеют несколько основных задач: принуждение, ограничение и посыл сигнала. С одной стороны, вводятся экономические ограничения, а через силу ограничений реализуется либо попытка принуждения к тем или иным действиям, либо посылается чёткий сигнал о возможных последствиях при продолжении ведения выбранного политического курса

6.

Эффективность санкций по Ричарду Нефью выражается в нескольких основных составляющих: чётко определённой цели санкций; пониманием точек уязвимости страны; обоснованной стратегии для выбора объектов-адресатов; непрерывной корректировки стратегии; условиях, при которых санкции будут сняты. Первая составляющая, а именно цель, которую преследуют страны – инициаторы ограничений является важным отражением инструментария санкционного воздействия. Хафбауэр определяет несколько основных целей. Первой целью является подрыв или ограничение военного потенциала целевой страны, сокращение экономической базы для производства отдельных вооружений и военной техники. Такие санкции зачастую коррелируются с мерами военного сдерживания. Второй целью является предотвращение военных действий или удержание страны адресата от наступательных действий. Третья и самая распространенная цель — это смена политического режима или дестабилизация политической системы страны-адресата. Четвертая цель — это умеренное изменение политического курса страны-адресата. Такого рода санкции крайне редко сопровождаются мерами военного сдерживания. Первые три цели вводятся чаще всего по отношению к странам, имеющим значительный потенциал (СССР, КНР). К тому же именно первые 3 цели являются причащай всего предвестниками военных конфликтов. Россия в 2022 году стала рекордсменом по количеству введённых санкций, а именно 16 2917, от чего можно сделать вывод, что в отношении Российской Федерации санкции вводились в те или иные периоды с каждой целью из вышеперечисленных.

Целеполагание санкций раскрывает политический аспект введения ограничений. По экономическому наполнению можно выделить торговые и финансовые санкции. Торговые санкции характеризуются классической схемой, при которой вводятся ограничения на внешнеторговые операции со страной-объектом санкций. В основном торговые санкции подразумевают торговые штрафы, налагаемые одной страной на одну или несколько других наций. Санкции могут быть односторонними, налагаемыми только одной страной в отношении другой страны, или многосторонними, налагаемыми одной или несколькими странами в отношении ряда разных стран. Иногда союзники вводят многосторонние санкции против недружественных государств. Среди видов торговых санкций можно выделить эмбарго на поставку различных товаров, запрет на импорт ресурсов, замораживание или арест активов, а также нетарифные барьеры. Проблема эффективности торговых санкций в том, что их легко можно обойти, особенно если речь идёт не об эксклюзивных товарах. Россия в большинстве случаев без проблем обходит торговые санкции США и Европы благодаря союзничеству с Белоруссией, огромному рынку Китая, и вышеупомянутому постановлению №506 о легализации параллельного импорта.


Финансовые санкции являются более сложными для обхода и в большей степени на практике применяются США. К видам финансовых санкций относят задержку или отмену кредитов, грантов, помощи развитию, военной помощи, запрет на инвестиции в страны или компании, запрет на финансовые операции, запрет на финансирование отдельных программ. Также одним из важных ограничительных мер может стать заморозка или конфискация активов как физических лиц, так и всего государства. Данный тип санкций легче ввести и контролировать государству, его сложнее обойти, а наносимый урон намного ощутимее. Введение санкций против России можно разделить на три основных этапа: этап первых санкций (2013–2016 года); новый виток санкционной войны (2017–2021); этап беспрецедентных санкций (2022 – наши дни). В 2022 году Россия на себе испытала одни из самых жёстких санкций, в том числе и финансовых. Так, с 1 марта 2022 года гражданам стран Евросоюза запрещается инвестировать, участвовать или иным образом содействовать проектам, софинансируемым Российским фондом прямых инвестиций. После этого, 13 марта министр финансов Антон Силуанов заявил о том, что около 300 млрд долларов заморожено странами ЕС, США и другими странами8. Российская сторона до сих пор ведёт переговоры с другими странами для того, чтобы разблокировать и вернуть хотя бы часть из замороженных активов. Самым серьёзным ударом стало отключение России от банковской системы SWIFT. В конце концов, после мер в отношении государства стали блокировать счета простых россиян, а также стали появляться другие проблемы в обслуживании иностранных банков. Все эти меры так или иначе негативно повлияли на инвестиционный климат в России и привели к оттоку капитала (см. рис. 1).



Рисунок 1. Отток капитала из России (млрд руб.) (по данным ЦБ РФ)

Российский бизнес также оказался под санкционным давлением. На частный сектор страны-объекта ограничений накладывают чаще всего помимо торговых секторальные санкции. Данный тип санкций является подвидом «умных» санкций, которые ставят перед собой задачу затронуть определённые лица или сектора экономики без вреда всему обществу. Секторальные санкции против российского бизнеса применялись активно и 2014 году (в санкционный пакет от 17 марта 2014 года попали компании ключевых секторов экономики) и в 2017 году (11 июля 2017 году «Лаборатория Касперского» не могла предоставлять свое ПО для государственных учреждений США). В 2022 году санкции также не обошли стороной частный сектор в России. Германия решила остановить сертификацию «Северного потока - 2» (проект Газпрома); Нефтяные компании пострадали от запрета на морские поставки нефти; Европа арестовала активы частной компании «НОВАТЭК»; ЕС ввёл запрет на импорт российских изделий из стали, тем самым ухудшив положение таких компаний, как «Северсталь», «НЛМК» и «ММК»; основные акционеры таких компаний, как «Акрон» и «ФосАгро» оказались под персональными санкциями. Такие многочисленные «атаки» на
российские компании привели к падению выручки, клиентов и логистических цепочек.

Санкции являются сложным комплексом мер, направленным на изменение политического курса целого государства. Санкции имеют свою степень эффективности, зависящую от целей санкций и вида. Особенность санкционной войны против России заключается в том, что впервые за долгое время были применены практически все виды ограничений, за исключением полного «железного занавеса», и все ради политических целей, которые пытаются достигнуть страны, накладывающие экономические ограничения на разные институты в России. Тем не менее, одновременные санкции на бизнес и государственные органы власти привели к естественному росту взаимодействия между бизнесом и государством, что и будет рассмотрено и проанализировано далее.

    1. Государственные решения в условиях антироссийских санкций

Как уже было рассмотрено ранее, Россия столкнулась в различных сферах с огромным давлением, от чего существующие механизмы организации взаимодействия органов власти и бизнеса пришлось в скором порядке менять. При этом для государства встала задача принять такие государственно-управленческие решения, которые бы позволили смягчить урон от санкций и восстановить темпы роста экономики. Ответные действия органов государственной власти России можно также разделить на три основных этапа.

Начиная с 2014 года органы государственной власти пытаются противостоять антироссийским санкциям посредством различных мер. В политическом аспекте Россия сразу после введения против неё санкций стала вводить ответные меры и создавать санкционные списки. Экономические же меры обязаны были быть более комплексными. Внешние экономические меры были представлены в Указе Президента РФ от 6 августа 2014 года "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", где были прописаны основные положения и ответные меры. На внутреннем поле органы государственной власти также приняли государственные решения, направленные на защиту бизнеса и интересов государства. После первых торговых санкций встал вопрос о смене политики в отношении производства той или иной продукции. Государство решило пойти по пути увеличения внутреннего производства тех товаров, которые обеспечивают национальную безопасность России. Импортозамещение было закреплено в государственных программах и иных законодательных актах, которые определяли положение государства в импортозамещении. После этого 4 августа 2015 года на заседании Правительства принято решение о создании Правительственной комиссии по импортозамещению. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года № 785 «О создании правительственной комиссии по импортозамещению» и распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года № 1492-р, в котором утверждается состав комиссии, были подписаны премьер-министром Дмитрием Медведевым. Также Центральный Банк РФ принял несколько шагов, которые смогли в 2014–2015 годах ограничить последствия введения санкций в отношении российских кредитных организаций и компаний: Банк России ввел новый инструмент по предоставлению кредитным организациям валютной ликвидности — сделки РЕПО в иностранной валюте; Банк России предоставил кредитным организациям возможность при расчете обязательных нормативов учитывать операции в иностранной валюте, отраженные на балансовых и внебалансовых счетах; Банк России предоставил кредитным организациям право переклассифицировать ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток, в иные установленные категории, по справедливой стоимости и другие меры