Файл: Курсовая работа по дисциплине Система государственного и муниципального управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 230

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, рассмотрев меры, которые органы государственной власти осуществляют для эффективного взаимодействия, а также проанализировав результаты этих мер, можно сделать вывод, что взаимодействие органов власти и бизнеса в условиях санкций преобразуется, а экономическая обстановка стабилизируется. Диалог с властью выражается как в прямых встречах государственных служащих и представителей бизнес-сообществ, так и в мерах, разрабатываемых в рамках совместных дискуссиях. Проявляются консолидирующие особенности взаимодействия, выражающиеся, в первую очередь, в активизации бизнеса, как участника принятия государственно-управленческих решений, при этом остаётся проблема импортозамещения, которая из-за своей неэффективности в рамках прошлых лет всё ещё создает проблемы для государства и бизнеса.

2.2 Государственно-частное партнёрство, как основной инструмент обеспечения взаимодействия органов государственной власти и бизнеса и оценка его применения

Санкционное давление повлияло также на сферу государственно-частного партнёрства, которое является одним из основных инструментов взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в России. С одной стороны, внешнее давление привело к тому, что ранее заключённые контракты стали срываться или откладывать сроки завершения. Многие проекты, основанные на ГЧП и МЧП были пересмотрены и их стоимость существенно повысилось, что негативно сказывается на развитии регионов. Именно из-за данных негативных факторов были приняты меры со стороны государства, позволившие поддержать российской рынок ГЧП и сохранить его стабильность. Например, в связи с в связи с увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы для проектов транспортной и социальной инфраструктуры была установлена возможность изменения существенных условий концессионных соглашений (КС) и других видов соглашений. В дополнении к этой мере государство в 2023 году запустило постепенный переход субъектов Российской Федерации на ресурсно-индексный метод определения цен строительных материалов при выполнении госконтрактов. Также была предоставлена возможность КС до конца 2022 года без конкурса, если концедентом по ним выступает субъект РФ, а права на земельный участок переданы потенциальному концессионеру до 1 июля 2022 года (кроме коммунальных и транспортных проектов). Изначально данные меры были временными, но показав свою эффективность многие были продлены. Так, в декабре 2022 года принят закон, продлевающий возможность изменять существенные условия КС без согласования с антимонопольным органом до 1 января 2024 года. Еще одним фактором, удержавшим на плаву рынок ГЧП, оказался широкий перечень мер софинансирования проектов из федерального бюджета и инструментов возвратного финансирования. Потребность в активном развитии системы мер поддержки обозначилась в 2021 году, и в 2022 стала только актуальнее. Система мер поддержки включала в себя выделение средств из федерального бюджета для софинансирование проектов ГЧП, связанных со спортом, ТКО, ФРТ, системой электротранспорта, промышленным сектором и другими сферами, где государство активно взаимодействует с частным бизнесом. В итоге,
несмотря на санкционное давление, удорожание строительных материалов и логистические проблемы, объём инвестиций в проекты ГЧП достигли рекордных 765 млрд рублей, а количество заключённых контрактов увеличилось до 336 (см. рис. 3)



Рисунок 3. Объём инвестиций (млрд руб.) и количество заключенных контрактов (на основе расчётов АКРА по данным «РОСИНФРА»)

Для оценки применения ГЧП, как основного инструмента взаимодействия органов государственной власти и бизнеса будет использован SWOT-анализ, как один из методов анализа, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды системы и разделения на четыре категории: сильные стороны; слабые стороны; возможности; угрозы. Данный анализ позволит более структурированно рассмотреть эффективность применения такого инструмента, как ГЧП и оценить его применение в условиях санкций для разработки дальнейших предложений.

Начнём с сильных сторон такого инструмента, как государственно-частное партнёрство в условиях санкций. Во-первых, стоит вновь обратить внимание на то, что в России институт ГЧП развивается с 2010-х годов и его реализация имеет под собой правовую основу в виде ФЗ № 224. Правовое регулирование позволяет чётко определить правила взаимодействия всем участникам ГЧП и наиболее эффективно решать поставленные задачи в рамках данного механизма. Во-вторых, ГЧП имеет гибкую систему на случай кризисов, что проявилось в условиях санкций, когда государство смогло в короткие сроки адаптировать систему ГЧП под компании, чтобы они смогли выполнить свои обязательства по проектам. Также, дополнительным преимуществом является то, что созданы специальные структуры (национальный центр ГЧП), а также цифровые платформы (РОСИНФРА), позволяющие бизнесу и государству взаимодействовать в цифровом пространстве, оптимизируя свои расходы.

Любые инструменты имеют свои недостатки, и ГЧП не исключение в данном вопросе. Начнём с того, что многие проекты, которые были остановлены из-за логистических проблем, приходилось решать дополнительным финансированием со стороны государства. Выделялись дополнительные средства из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что от части стало причиной дефицита бюджетов РФ в 2022 году. Такие расходы могут компенсировать убытки из-за санкций, но при этом не способствуют развитию партнёрства. Ещё один недостаток связан с рисками ГЧП, а именно с выбором частных партнёров. Если и раньше многие проекты превращались в долгострои, так как частные контрагенты оказывались недобросовестными, то после появления программ поддержки и ухода иностранных компаний появилось огромное количество новых компаний, порядочность которых только предстоит проверить в процессе взаимодействия. Ну и последним недостатком

является ограниченность результатов ГЧП, так как данный инструмент в большой своей мере используется для реализации социальных программ, направленных на улучшение условий жизни для населения, при этом рост затрат на реализацию проектов не окупается в будущем, что не позволяет применять инструмент ГЧП на все сферы взаимодействия бизнеса и власти.

Возможности для данного механизма обширны, так как позволяют расширить взаимодействие власти и бизнеса с разных сторон. Начнём с того, что в условиях санкций государство стало уделять больше внимания бизнесу, а значит совмещение таких инструментов, как ГЧП и меры поддержки позволят в будущем ещё больше повысить влияние бизнеса на принятие государственных решений, что может привести к дальнейшему росту экономики. Также, ещё одна возможность данного инструмента заключается в том, что рост взаимодействия власти и бизнеса позволит улучшить качество проектного управления, выстроить новые логистические цепочки, а главное – это улучшить качество жизни граждан, которые в свою очередь более положительно будут относиться как к органам власти, так и к бизнесу. Очередной возможностью может стать предполагаемая активизация внутреннего производства, так как санкционное давление заставило бизнес перестроиться, а ГЧП может ускорить эти процессы в будущем.

При этом, не стоит забывать и об угрозах, которые, в первую очередь, заключаются в самих санкциях. Очевидно, что санкции продолжат усиливаться, а Россия ещё не обладает достаточной промышленной базой для полного импортозамещения, к тому же не стоит исключать и угрозу персональных санкций, которые способны повлиять на крупные компании, являющиеся основными партнёрами государства в рамках взаимодействия. Отток капитала, слабый инвестиционный климат и геополитическая ситуация также являются важными угрозами, которые увеличивают риски, а соответственно и стоимость инвестиционных проектов в условиях ГЧП. Также не стоит забывать про постоянные угрозы для взаимодействия в рамках ГЧП, а именно про длительность самих проектов, а также про дискуссию на тему «выгода или социальный эффект». Всё это может привести к отдельным негативным эффектам. Результаты SWOT – анализа представлены в табл. 2.

Таблица 2

SWOT – анализ государственно-частного партнёрства


Сильные стороны

Слабые стороны

  • Правовая основа

  • Гибкость системы

  • Высокая степень цифровизации

  • Слабая промышленная база

  • Высокие расходы со стороны государства

  • Инвестиционные риски

Возможности

Угрозы

  • Дальнейшее усиление взаимодействия из-за санкций

  • Улучшение смежных сфер жизни общества

  • Развитие внутреннего производства

  • Санкционное давление

  • Внутренние экономические факторы

  • Длительность проектов в условиях ограничений

  • Противоречие интересов участников ГЧП

Таким образом, проведя SWOT-анализ инструмента ГЧП, можно сделать вывод, что очевидные преимущества и удобство применения данного механизма, а также фактические результаты взаимодействия в 2022 году позволяют смело говорить о достаточной эффективности данного инструмента, который одновременно позволяет государству снижать эффект санкций и повышать взаимодействие с бизнесом по широкому кругу вопросов. При этом остаются высокие риски, которые не позволяют говорить о том, что данный механизм можно использовать в полноценном его классическом понимании для снижения санкционного давления, и этот инструмент из-за угроз и недостатков в рамках кризиса возможен лишь с активными мерами поддержки со стороны государства, как ещё одного инструмента взаимодействия. Также остаются не решёнными вопросы стоимости проектов, противоречий между интересами двух институтов и других рисков. В любом случае, с учётом рисков и санкций можно положительно оценить применение механизма государственно-частного партнёрства в совокупности с иными инструментами взаимодействия органов государственной власти и бизнеса.

2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию механизма взаимодействия органов государственной власти и бизнеса в условиях антироссийских санкций

Итак, было выделено несколько основных инструментов и механизмов, которые государство использует во взаимодействии с бизнесом, а также были проанализированы данные механизмы в России и их особенности в условиях санкций. На основе рассмотрения теоретической составляющей и анализа практики взаимодействия органов государственной власти и бизнеса появляется возможность разработать рекомендации по совершенствованию механизмов взаимодействия, а также улучшению существующих инструментов, применяемых в России во взаимоотношениях власти и бизнес-сообществ. При разработке рекомендаций стоит учитывать также виды санкций, которые применяются против Российской Федерации. Было рассмотрено несколько типологий и видов санкционных ограничений, которые активно используются против России. Таким образом, данные рекомендации должны, с одной стороны, совершенствовать взаимодействие органов государственной власти и бизнеса, а с другой стороны, нивелировать эффект санкционного давления со стороны стран Запада:


  1. Разработка дальнейших мер поддержки для субъектов МСП позволит и дальше помогать предпринимателям адаптироваться в условиях санкций. Опыт показывает, что Правительство и другие органы власти имеют возможности для реализации разного рода мер поддержки, но не стоит останавливаться на достигнутом, ведь грамотная поддержка позволит не только помочь существующим субъектам МСП, но и привлечь больше граждан в бизнес. Также не стоит забывать и о других инструментах. Анализ ГЧП показал, что существуют существенные проблемы, которые необходимо решить органам государственной власти и бизнесу совместными усилиями.

  2. Дальнейшее информирование предпринимателей в интернет-ресурсах и развитие цифровых сервисов позволит упросить диалог власти и бизнеса, а также поспособствует развитию цифровизации на государственной службе. При этом стоит создавать информационную повестку как внутри страны, так и зарубеж о борьбе России с санкциями, продемонстрировав пример другим государствам и улучшив образ экономической ситуации и инвестиционный климат в России.

  3. После 2010-х годов государство до сих пор пытается упростить процесс проверок, что необходимо продолжать, особенно в условиях внешнего давления. Санкции заставляют российских предпринимателей искать пути обхода, поэтому внутреннее законодательство должно также адаптироваться под участников экономических отношений. Правовая защита бизнеса должна совершенствоваться, а дискриминационные налоговые статьи законов должны исключаться.
    1   2   3