Файл: Программа переподготовки Государственное и муниципальное управление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Демократический режим обеспечивает больше возможностей для борьбы с коррупцией, но и не гарантирует полную свободу от нее. Так, например, Сингапур одна из самых «чистых» стран в коррупционном отношении, стоящая на седьмом месте в рейтинге коррумпированности, показывает блестящий результат того, как власти смогли создать эффективный механизм по борьбе с коррупцией, реально действующий и дающий результаты. Борьбу с коррупцией в этой стране ведут непрерывно. Об этом свидетельствует действующий специализированный орган по борьбе с коррупцией – Бюро по расследованию случаев коррупции, которое обладает функциональной и политической самостоятельностью. 26



Глава 2. Направления совершенствования механизмов предупреждения коррупции в муниципальном образовании

2.1. Социальные и политические механизмы предупреждения коррупции: современные муниципальные практики (социологический анализ)


Так же, как и в органах государственной власти, в муниципальных органах проявления коррупции не редкость. Доказательством тому могут выступать многочисленные отставки глав муниципальных образований и руководителей местной администрации с привлечением к уголовной ответственности, которые участились в последние годы в результате усиленной борьбы с коррупционной деятельностью.27

Точно определить степень «зараженности» коррупцией органов местного самоуправления практически невозможно, однако приблизительные оценки свидетельствуют о том, что в данной сфере не все благополучно. В большей степени коррупция характерна для органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Существует перечень сфер в муниципальном образовании, где также коррупционные действия наиболее часто встречаются, а именно:

  1. Как показывают социологические опросы российского населения, жилищно-коммунальная сфера воспринимается одной из самых коррумпированных. Казалось бы, развитие и увеличение рынка жилья должно приводить к уменьшению коррупции в данной сфере, однако ее укорененностьпрочна. Это служит ярким примером того, что мер связанных с ликвидацией экономических условий коррупции недостаточно.

  2. Правоохранительные органы, и прежде всего полиция находятся на втором месте. В последнее время одну четверть среди привлеченных к ответственности составляют работники правоохранительных органов

  3. Призыв на военную службу в последнее время стал сталкиваться с увеличением коррупционных действий. По предварительным оценкам, около 50% молодых людей, освобожденных от призыва в армию, добились этого с помощью коррупционных действий.28

Именно в данных сферах чаще всего граждане сталкиваются с многочисленными искусственно созданными формальными препятствиями, поэтому им легче заплатить за получение услуги определенную запрашиваемую сумму, чем бороться за справедливость.

Главным вектором антикоррупционных усилий в России является профилактика коррупции. Профилактические меры борьбы с коррупцией гораздо сложнее, чем меры наказания, но в тоже время они действеннее и эффективнее при последовательном и умелом использовании приводят к нужным результатам. Многие из этих мер закреплены в указах Президента РФ, в федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, законах и других нормативно-правовых актах субъектов РФ, уставах муниципальных образований и иных муниципальных нормативно правовых документах.



Проанализировав эти документы, можно прийти к выводу о том, что направления, методы и формы противодействия коррупции предусмотрены не только для всех уровней государственной власти, но и для местного самоуправления.

Определяя принципы, организационные и правовые основы предупреждения коррупции, федеральные законы указывают на что, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий ведут борьбу с коррупцией.29 В тоже время они указывают и определяют, каким именно образом муниципалитеты при выполнении своих функций должны освобождаться от коррупционных наслоений. Главный смысл стратегии предупреждения коррупции — это сосредоточение общих усилий в борьбе. Федеральное регулирование часто бывает заключено в прямом предписании органам местного самоуправления. К примеру, единый подход определен в антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и их проектов проводимых в порядке, установленном правовыми актами местного самоуправления и методике, определенной Правительством Российской Федерации.30Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010г. №96, установило методику проведения антикоррупционной экспертизы для нормативно-правовых актов независимо от того, являются ли они актами муниципальных, региональных или же федеральных органов.

Так же к способам регулирования антикоррупционной деятельности муниципалитетов относятся и типовые документы. Показателен в данном отношении Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации, который был одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года. Он выступает базой для формирования у государственных и муниципальных служащих должной морали и дает основу для разработки не только государственным, но и муниципальным органам своих кодексов служебного поведения.

На основе анализа действующего законодательства Российской Федерации, которое регулирует деятельность муниципальных служащих, а также так называемого антикоррупционного законодательства, можно прийти к выводу о том, что ограничение прав и свобод муниципальных служащих предполагает использование запрещающего или ограничивающего воздействия на поведение данных субъектов через определенные формы: наказание, ответственность, обязанность, запрет и ограничение.


Так, в целях предупреждения коррупции, гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может на муниципальной службе в случае близкого родства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также сестры, братья, родители дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, если данное замещение должности муниципальной службы будет связано с подконтрольностью или непосредственной подчиненностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение этой должности муниципальной службы непосредственно связано с подконтрольностью и подчиненностью одного из них другому.31 А также в случае непредставления предусмотренных Федеральным законом «О муниципальной службе Российской Федерации» и федеральным законом «О противодействии коррупции Российской Федерации» сведений или же представления заведомо неполных или недостоверных сведений при поступлении на муниципальную службу.

Так в целях повышения эффективности в борьбе с коррупционными проявлениями на муниципальной службе ст. 14 Федерального закона «О муниципальной службе Российской Федерации» установила следующие запреты:32

  • запрет заниматься предпринимательской деятельностью;

  • запрет на получение в связи с должностным положением или в связи с положением должностных обязанностей вознаграждения от юридических и физических лиц, в виде подарков, денежных вознаграждений, ссуд, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных форм вознаграждения;

  • запрет на разглашение или использование в целях, которые не связаны с муниципальной службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или же служебную информацию, которая стала известна в связи с исполнением должностных обязанностей;

  • запрет на принятие без письменного разрешения главы муниципального образования наград, специальных и почетных званий (за исключение научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий и иных общественных объединений.

  • запрет на использование своего должностного положения в интересах политических партий;

  • запрет на использование в целях, которые не связаны с исполнением должностных обязанностей средства финансового, материально-технического и иного обеспечения. А также другое муниципальное имущество.


В случае несоблюдения муниципальным служащим запретов и ограничений, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов (к сведению, под конфликтом интересов понимается такая ситуация, при которой личная заинтересованность лица, который замещает должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, а также влияет или может повлиять на надлежащее и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей) и неисполнение обязанностей, которые установлены в целях предупреждения коррупции, налагаются следующие дисциплинарные высказывания: замечание, выговор и увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

Увольнению с муниципальной службы муниципальный служащий подлежит в связи с утратой доверия в случаях совершения следующих правонарушений:33

  • возникновения или же непринятия муниципальным служащим мер по урегулированию или предотвращению конфликта интересов;

  • непредставления сведений о доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера и об имуществе, которые предусмотрены Федеральным законом «О муниципальной службе Российской Федерации».

Данные вышеперечисленные взыскания применяются работодателем в порядке, который установлен нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации, а также нормативно-правовыми актами муниципалитета на основании:

  • доклада о результатах проверки, которая проведена подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных правонарушений соответствующего муниципального органа;

  • рекомендаций комиссии по урегулированию конфликта интересов в том случае, если доклад о результатах проверки был направлен в комиссию;

  • объяснительной муниципального служащего и иных материалов.34

В случае применения указанных взысканий всегда учитывается характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, затем его тяжесть и обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других запретов и ограничений, требований о предотвращении или же, об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, которые установлены в целях противодействия коррупции.