Файл: Программа переподготовки Государственное и муниципальное управление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Именно таким образом государство посредством законодательного введения ряда ограничений пытается поставить барьер на пути злоупотреблений должностными лицами своим положением, при исполнении возложенных на них должностных обязанностей.

С целью более детального изучения совершенствования муниципальных практик применения антикоррупционных мер в апреле 2021года автором была разработана и апробирована программа прикладного социологического исследования на тему: «Отношение населения муниципального образования к проблеме коррупции».
2.2. Приоритетные направления совершенствования социально-политических механизмов предупреждения коррупции (муниципальный уровень)

Коррупция не является для России явлением сугубо современным. Сейчас, благодаря, средствам массовой информации факты коррупции становятся широко известны населению. Что сказывается на восприятии данного факта в общественном мнении.

В настоящее время федеральными и региональными органами власти разрабатываются и реализуются антикоррупционные программы, но они оказываются недостаточно эффективными. В связи с этим автором поставлена цель: изучить и проанализировать отношение населения муниципального образования и муниципальных служащих к проблеме коррупции и разработать рекомендации по оптимизации механизмов предупреждения коррупции в муниципальном образовании с учетом общественного мнения.35

Данная цель обусловила основные задачи исследования. К основным задачам исследования отнесены:

  • Понимание феномена коррупции;

  • Исследование современного отношения населения к коррупции;

  • Определение значения и места коррупции в системе социальных отношений населения муниципального образования;

  • Определение инструментов, используемых государственной властью наиболее эффективно влияющих на предупреждение коррупции;

  • Выявление препятствий, проблем, стоящих на пути государственной власти к развитию общественного антикоррупционного потенциала;

  • Разработка и оптимизация механизмов и технологий, влияющих на современную антикоррупционную практику.

В качестве предварительной гипотезы исследования, исходящей из имеющихся наработок и наблюдений, выдвигались следующие положения:

1.Коррупция тормозит экономический рост на всех государственных уровнях и приводит к ухудшению качества жизни населения. Все коррупционные сделки неофициальные и противозаконные, а значит существует оборот средств, который проходит мимо государственного бюджета, из которого в свою очередь выделяются деньги на социальные нужды населения.


2.Антикоррупционная политика проводится недостаточно эффективно, это доказывают большинство уголовных дел, возбужденных в отношении как высокопоставленных лиц исполнительной власти Российской Федерации, так и в отношении чиновников муниципального уровня. А все потому что нет общественного антикоррупционного контроля, так как те, кто работают не могут сами себя контролировать. А распространение коррупционных отношений приводит к зарождению социального представления о приемлемости и естественности коррупционных сделок во всех сферах жизнедеятельности общества. В условиях недостаточной антикоррупционной практики все это приводит к формированию толерантности населения к коррупции в целом.36

В ходе разработки исследования и апробации основных положений гипотезы автор опиралась на результаты социологического опроса в муниципальном образовании – Аксайский район.

По результатам анкетирования была проведена попытка оценить восприятие опрошенных респондентов, произошедших за последние годы изменений в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также выявить мнение граждан относительно основных причин коррупции и предполагаемых мер по их предупреждению.37

В опросе, проводимом в апреле 2021 года, приняли участие 100 респондентов, из 1 городского и 10 сельских поселений муниципального образования.

По гендерному составу количество принявших участие в анкетировании примерно одинаковое – 47 мужчин и 53 женщины.

Основной возраст ответивших на вопросы анкеты от 18 до 60 лет. Выборка представлена тремя основными возрастными группами: 18-29 лет (35%) от общего числа опрошенных, 30-49 лет (38%), 50 – старше 50 (27%) респондентов.

По роду занятости основная масса респондентов – это служащие, специалисты на предприятии, организации и руководители среднего звена (18% и 11% соответственно), а также рабочие (10%) и студенты (10%).

Большинство респондентов имеют среднее профессиональное и высшее профессиональное образование (42% и 41% соответственно).

Таким образом, можно сделать вывод, что основная категория граждан, принявших участие в опросе – это граждане высокообразованные, с активной жизненной позицией, находящиеся в трудоспособном возрасте, можем предположить, наиболее контактирующие с органами государственной власти и местного самоуправления.

Одним из предмета исследования явилось выявить, мнение респондентов относительно термина «коррупция». Так, по мнению большинства опрошенных респондентов под коррупцией понимают «взяточничество» - это 32% от общего числа опрошенных. Так же наиболее популярным понятием в отношении термина «коррупция» является – использование бюджетных средств в личных целях и вымогательство (18% и 14% соответственно).



Данная совокупность может показывать, что именно с этими явлениями, как фактором проявления коррупции наиболее часто сталкивается население.Помимо основного понимания к термину «коррупция» было предложено установить за последние 3-4 года как изменился уровень коррупции в муниципальном образовании. Стоит обратить внимание, что подавляющее большинство респондентов считает, что коррупции стало меньше – это 47% опрошенных. Однако, 20% респондентов затруднились ответить на поставленный вопрос, что может указывать на то что-либо респонденты совсем не сталкивались с коррупционными проявлениями, либо не замечают антикоррупционную политику, проводимую в муниципальном образовании.

Общим для населения муниципального образования (как и для большинства населения Российской Федерации) является отсутствие понимания существенной разницы между органами государственного управления и органами местного самоуправления. Несмотря на особое положение органов местного самоуправления, они воспринимаются в большинстве случаев населением, как государственная власть, действующая на местах. Вместе с тем необходимо отметить, что опрошенные респонденты давали различную оценку, когда перед ними ставился вопрос о конкретных органах местного самоуправления. Точно также люди не различают полномочия, выраженные на уровне государственных и муниципальных структур, и часто не идентифицируют коррупционные действия.38

Исходя из полученных результатов, самый высокий уровень коррупции отмечен в ГИБДД и поликлиниках (13% и 12% соответственно). Примерно одинаковое количество опрошенных назвали ВУЗы (12%), школы (11%), надзорные органы (9%). Наименее коррумпированными жители муниципального образования считают военкоматы (3%), налоговую инспекцию (3%), Администрацию и МФЦ (1% и 0,4% соответственно).

Из представленных результатов просматривается, что оценка масштабов распространения коррупции не так критична в органах местного самоуправления. Это может быть связано с тем, что население не так часто контактирует напрямую с органами местного самоуправления, а вот частый контакт с образовательными учреждениями показывает, что наибольшее влияние относительно предупреждения коррупции стоит уделить именно этой сфере.

Одним из предметов исследования являлось выявление мнения респондентов относительно причин, подтолкнувших дать взятку должностному лицу. По мнению большинства опрошенных респондентов, основной причиной, подтолкнувшей дать взятку должностному лицу, является отсутствие времени или возможностей для решения законным путем – 34%. Также, второстепенной причиной коррупции является усталость респондентов от проволочек со стороны должностного лица (26%) и желание добиться благосклонности или более качественной работы со стороны должностного лица – 19% от общего числа ответивших.


Данная совокупность мнений может указывать на недостаточную и неэффективную работу некоторых государственных и муниципальных служащих. Бюрократический аппарат просто мешает решить проблемы простых граждан быстро и качественно и поэтому они прибегают к такому решению проблемы. То есть широкое развитие бюрократической власти неизбежно приводит к возрастанию коррупционных правонарушений.39

Зато среди основных причин коррупции большинство ответивших респондентов выделяют: национальные традиции, менталитет и нестабильную экономическую ситуацию – это 21% и 16% соответственно. Но не менее популярными причинами коррупции, ответившие выделили низкий уровень правовой культуры у населения (11%) и низкую заработную плату работников бюджетной сферы.

Данная совокупность может показывать объективный взгляд населения на причины коррупции в муниципальном образовании и в стране в целом, то есть взгляд на проблему изнутри, что немаловажно при формировании антикоррупционной политики и общественного контроля.

Помимо причин и общего отношения к исследуемой проблеме респондентам было предложено высказать какие же меры по противодействию коррупции наиболее эффективны.

Стоит обратить внимание, что подавляющее большинство респондентов считает наиболее эффективной мерой по противодействию коррупции – ужесточение законов о наказании за коррупцию (28%). 21% опрошенных заявили о том, что наиболее действенным будет являться усиление разъяснительной работы через СМИ о недопустимости коррупции. Популярным также является ответ о создании в обществе обстановки морального осуждения коррупции – 20% от общего числа опрошенных. Последняя мера по противодействию коррупции показывает нам необходимость создания общественного контроля и показывает, то, что население практически уже готово к применению данной меры.40

Предметом анкетирования являлось также выявление доли граждан, сталкивавшихся с проявлениями коррупции.

Позитивным моментом явилось то, что больше половины опрошенных, а именно 63% заявили, что им не приходилось в течении последнего года попадать в коррупционную ситуацию. Однако, 26% опрошенных затруднились ответить на поставленный вопрос, что может указывать на страх, либо нежелание заявлять честно. И только 4% опрошенных твердо ответили, что попадали в такую ситуацию. Эти данные расходятся с данными Генпрокуратуры РФ и официальной статистикой, это может быть объяснено тем, что на подсознательном уровне население испытывает страх говорить правду.


Также респондентам было предложено высказать мнение по поводу эффективно ли анонимное сообщение о коррупции. 41% опрошенных респондентов утверждают, что эта система вряд ли станет эффективной, поскольку будет трудно сохранить анонимность. Не менее популярным ответом среди населения является то, что под этой маркой возможна дискредитация честных людей (21%). И только 17% опрошенных твердо уверены, что, если кто-то имеет сведения о коррупции, он должен анонимно сообщить об этом в органы власти.

Данная совокупность показывает, что больше чем у 50% опрошенных бытует мнение о том, что анонимностине существует. В ходе этого надо более деликатно подходить при применении данной меры.

Итак, проведенное анкетирование по отношению населения муниципального образования к проблеме коррупции на территории Аксайского района позволяет сделать следующие выводы:

1.У населения района сложилось как общее понимание проблемы на уровне Российской Федерации, так и частное – на уровне муниципалитета с оценкой степени распространения коррупции. Так, по мнению большинства самый высокий уровень коррупции отмечен в ГИБДД и поликлиниках. Примерно одинаковое количество опрошенных назвали ВУЗы, школы, надзорные органы. Наименее коррумпированными жители муниципального образования считают: военкоматы, налоговую инспекцию, Администрацию и МФЦ.

2. Основной причиной коррупции подавляющее большинство респондентов считают национальные традиции, менталитет и нестабильную экономическую ситуацию.

3. В результате исследования 63% респондентов указали, что им не приходилось в течении последнего года попадать в коррупционные ситуации. И только лишь 4% граждан, отметили, что они сталкивались с данной необходимостью. При оценке возможности вступления жителей в коррупционные правоотношения было установлено, что большая часть опрошенных негативно относится к коррупционным проявлениям различного рода.

4. Подавляющее большинство респондентов считает наиболее эффективной мерой по противодействию коррупции ужесточение законов о наказании за коррупцию и усиление разъяснительной работы через СМИ о недопустимости коррупции.

Проблема коррупции это по большей части проблема массового сознания, что подтверждает и настоящее анкетирование. Негативные последствия коррупции нельзя недооценивать. Это и экономические потери (лишь прямые потери для бюджета от коррупции близки к величине доходной части бюджета), и разнообразные косвенные негативные последствия.