Файл: Программа переподготовки Государственное и муниципальное управление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, виновные действия или бездействия, за которые предусмотрена административная ответственность. Примером может служить ст.5.16 КоАП РФ «Покупка голосов избирателей во время выборов».17

Гражданские коррупционные правонарушения это прежде всего правонарушения, которые обладают признаками коррупции и не являются преступлениями нарушения правил дарения, а также не нарушают порядок предоставления услуг, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

Примером может быть ст. 575 ГК РФ, содержащая запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не должна превышать трех тысяч рублей, государственным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей или же в связи с их должностным положением.18

Подарки, которые были получены гражданскими служащими в связи с протокольными мероприятиями или на иных официальных мероприятиях, и стоимость которых не выше трех тысяч рублей признаются федеральной собственностью, либо собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим в государственный орган только по акту.

Дисциплинарные коррупционные проступки, это прежде всего проступки, которые обладают признаками коррупции и не являются административным правонарушением или же преступлением, за которое установлена определенная дисциплинарная ответственность.

Примером грубого дисциплинарного коррупционного проступка можно считать непредставление государственным гражданским служащим сведений или представление заведомо ложных сведений об имуществе, о доходах и обязательствах имущественного характера.

Существует определенная типология видов коррупционных отношений:19

  1. в зависимости от того, кто злоупотребляет служебным положением принято выделять:

  • государственная (коррупция чиновников);

  • коммерческая (коррупция менеджеров фирм);

  • политическая (коррупция политических деятелей).

  1. в зависимости от того, кто выступает инициатором коррупционных отношений выделяют:

  • запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе руководящего лица;

  • подкуп по инициативе просителя.

  1. в зависимости от того, кто является взяткодателем выделяют:

  • индивидуальная взятка (со стороны гражданина);

  • предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы);

  • криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии).

  1. В зависимости от формы выгоды, которую получает взяткополучатель от коррупции выделяют:


  • обмен услугами;

  • денежные взятки.

  1. В зависимости от цели коррупции с точки зрения взяткодателя выделяют:

  • ускоряющая взятка, получивший взятку быстрее делает то, что должен делать по долгу службы;

  • тормозящая взятка, получивший взятку умышленно нарушает свои прямые служебные обязанности;

  • взятка «за доброе отношение», получивший взятку как правило не делает придирок к взяткодателю.

Опираясь на ФЗ РФ «О противодействии коррупции» можно выделить еще один вид коррупционного преступления – это сокрытие информации о коррупции.20Действительность предлагает более сложные и изощренные виды коррупции, поэтому перечень видов коррупционных деяний остается открытым.

Таким образом, всущности коррупция рассматривается как социальное явление, которое выражается в разложении государственного аппарата. Государственные и муниципальные служащие, которые уполномочены на выполнение публичных функций, чаще всего используют свой авторитет и свое должностное положение в корыстных целях, для групповых интересов, либо же личного обогащения.

1.2. Коррупция в современном мире: отечественный и зарубежный опыт противодействия коррупции


В современном мире все чаще поднимается вопрос о противодействии коррупции, не только на муниципальном, но и на федеральном уровне. Для эффективного противодействия и обращения внимания населения на данную проблему, почти каждый день можно встретить в СМИ информацию о борьбе с коррупцией, о мерах ее предупреждения, не только в России, но и за рубежом.

Особый интерес в этой связи представляют государства, которые достигли определенного успеха в вопросах противодействия с коррупцией. В соответствии с мировым рейтингом коррумпированности на 2016 год самыми свободными и чистыми от коррупции странами являются:Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Швейцария, Сингапур, Нидерланды, Люксембург, Канада, Австралия, Германия, Исландия, Великобритания, Бельгия, Япония, Барбадос, Гонконг, Ирландия, Соединенные Штаты Америки.21

Низовая коррупция (это, как правило, бюрократическая, а не политическая коррупция, кроме того, она не влияет на других субъектов, то есть во взятке замешаны только два лица и последствия также могут отразиться на этих людях) в таких странах, как Дания, Финляндия и Нидерланды, практически исключена. А все дело в том, что образ чиновника в общественном сознании культивируется как образ уважаемого человека, выполняющего важную задачу – обслуживание населения и укрепление, развитие политики государства. Вертикаль власти устроена так, что с приходом нового премьер-министра, чиновников, работающих в правительстве не меняют, потому что основной его задачей является сохранение лояльности своему государству, а не определенному лицу.22

В вышеуказанных относительно здоровых странах особенности организации антикоррупционной деятельности сводятся к следующему. Прежде всего, правительством этих стран коррупция рассматривается, как серьезная проблема национальной безопасности, как внутренняя и внешняя угроза. Экономический и политический - это два главных аспекта коррупции. Регулирующую деятельность государства и эффективность рыночных институтов снижает экономическая коррупция. А стремительное развитие политической коррупции приводит к неконтролируемой политической ситуации в стране. Важно отметить, что борьба с коррупцией в этих странах впечатляет по своим масштабам и институциализации.


Следующие институциональные и процедурные меры по борьбе с коррупцией на муниципальном и государственном уровнях осуществляют Нидерланды:23

  • постоянная гласность и отчетность в вопросах, касающихся обнаружения коррупции, а также обсуждение наказания за коррупционное действие;

  • активная разработка мониторинга возможных точек возникновения коррупционных действий в общественных и государственных организациях, а также осуществление четкого контроля за деятельностью лиц, которые находятся в точках возникновения коррупционных действий;

  • создана определенная система обязанностей и прав должностных лиц, которая указывает их ответственность за нарушение в области коррупции, связанной с должностной этикой;

  • основная мера наказания за коррупционное действие проявляется в запрещении работать в государственных структурах и потери социальных льгот, таких как социальное пенсионное обслуживание;

  • во всех министерствах и организациях созданы службы внутренней безопасности, которые регистрируют и выявляют ошибки чиновников, их нарушения правил, будь то случайные или намеренные, приводят к определенным последствиям. Также государственные организации используют систему поощрения должностных лиц. Данная система, прежде всего, направлена на то, чтобы чиновнику не только в моральном, но и в материальном плане было выгодно вести себя эффективно и честно;

  • материалы, которые связаны с коррупционными действиями, если же они не затрагивают систему национальной безопасности, то становятся доступными в обязательном порядке общественности;

  • на каждого чиновника создана база, которая характеризует его как с отрицательной точки зрения, так и с положительной. И с данной информацией может ознакомиться любой гражданин;

  • создана и набирает особую популярность система обучения чиновников, которая разъясняет общественный и политический вред коррупции, а также возможные последствия при участии в ней;

  • всех уровней чиновники обязаны регистрировать известные для них случаи коррупции, после чего данная информация передается для проверки в министерства внутренних дел;

  • особый вклад в борьбу с коррупцией вносят средства массовой информации, обнародующие случаи коррупции и часто проводящие свои независимые расследования.


Показателен опыт Израиля.Это одна из стран свободных от коррупции, что обеспечивается, благодаря, аналогичным мерам, которые применяются в Нидерландах, системой «определенного дублирования мониторинга» за любые коррупционные действия.24

Интересно отметить, что в Израиле, в силу безжалостного наказания и в силу значительных социальных льгот для чиновников, практически отсутствует низовая коррупция. Однако, большую роль в этом и грают и другие обстоятельства. Прежде всего, это заключается в том, что люди скорее признаются в тяжком преступлении против жизни и здоровья человека, чем в коррупционизме, а все потому, что так устроено общественное мнение страны. Коррупционных преступлений, доведенных до суда в Израиле не более 5%, но, тем не менее, репутация человека, который замешан в коррупционном скандале, крайне нежелательна. А дело в том, что в этих странах государство построено в результате многовековой борьбы. Исходя из этого государственный чиновник, который уличен в коррупционизме, с точки зрения морали рассматривается как враг государства.

В целом данное положение применимо и для Канады, где законодательные меры против коррупции на всех уровнях регулируются нормами конституционного и уголовного права. Уголовный кодекс Канады приравнивает взяточничество, как одну из наиболее откровенных форм коррупции, к нарушению конституции Канады и государственной измене. Уголовному наказанию за данное преступление подлежит как взяткодатель, так и взяткополучатель.25

Существует мнение, что победить коррупцию можно с помощь диктатуры, сильного государства и репрессий. Однако, если опираться на китайский опыт, где проворовавшихся чиновников показательно расстреливают, подтверждает обратное в борьбе с коррупцией на всех уровнях. Желаемый результат репрессивные меры не дают – взяточников если сократиться, то совсем ненамного, скорее это приводит к росту суммы взяток из-за повышенного риска. В Китае, во всяком случае, дело обстоит именно так.Таким образом, репрессивные меры только усугубляют ситуацию и ведут к резкому усилению правоохранительных органов, получающих монопольное право решать кого помиловать, а кого казнить, что приводит так же к росту коррупции только теперь уже в правоохранительных органах.