Файл: Нормативноправовой акт основной источник Российского права.doc
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При характеристике понятия «нормативный правовой акт» имеют значение все три составляющие. «Акт» в данном случае означает материальный источник, документ. При этом важно, что это «правовой» документ и документ «нормативный». Следовательно, можно выделить три группы признаков, характеризующих нормативный правовой акт:
признаки, характеризующие правовой документ как нормативный (нормативность, способность регулировать типичные общественные отношения);
признаки, характеризующие «акт» (волевое содержание и письменное выражение);
признаки, характеризующие нормативный акт как правовой (официальный характер, гарантия принудительной силой государства).
И только все они в совокупности позволяют назвать тот или иной документ нормативным правовым актом.
Такие же черты нормативного правового акта, как вхождение в единую систему, принятие по специальной процедуре, принятие компетентными органами, - скорее не признаки, а принципы или требования к их созданию, так как они характеризуют не сущность нормативного правового акта, его законность.
Рассмотрим первую группу признаков. Регулирование общественных отношений, т.е. отношений между людьми и их группами возможно двумя способами: нормативно и ненормативно, в том числе путем установления индивидуальных властных обязательных для адресата предписаний. Регулирование отношений в обществе с помощью нормативных правовых актов - это регулирование нормативное. Отсюда следует: регулировать общественные отношения способны не только нормативные, но и индивидуальные акты.
Однако здесь необходимо сделать оговорку. Признаком нормативного правового акта можно считать способность регулировать типичные, повторяющиеся общественные отношения. В этом выражается важный признак нормативного правового акта - нормативность.
В отличие от индивидуального правового акта, адресованного конкретному субъекту отношений, нормативный акт содержит нормы. Норма - это правило, эталон, стандарт. Она может быть как социальной, так и технической, т.е. не связанной с отношениями между людьми.
Социальные нормы - это правила поведения, каждое из которых отражает определенно необходимый вариант поведения участника отношений для достижения того или иного результата. При этом каждый участник отношений обладает волей и желанием поступать определенным образом, вступая в общественные отношения, для реализации своих потребностей.
Технические нормы определяют правила обращения человека с предметами материального мира. Последние же ни сознанием, ни волей не обладают, соответственно непосредственного интеллектуально-волевого воздействия на человека оказать не могут. Естественно, что в тех случаях, когда неверное обращение человека с вещами или природой может оказать опосредованное воздействие на других людей, такие правила становятся социально значимыми и получают закрепление в законодательстве. При этом по своему содержанию они продолжают оставаться техническими.
Нормативный правовой акт может включать как нормы социального, так и технического содержания.
Нормативность - это тот ведущий компонент, который позволяет отграничивать нормативные правовые акты от индивидуальных (правоприменительных).
Нормативный характер акта, как указано во всех обозначенных выше документах Государственной Думы РФ, Министерства юстиции РФ и Верховного Суда РФ, выражается в том, что он касается заранее неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение.
Когда речь идет о заранее неопределенном круге лиц, не важно, на большой или маленькой территории реализуется этот акт. Неопределенность круга лиц означает отсутствие их индивидуализации в самом нормативном правовом акте, будь это акт федерального уровня, или документ, принятый в организации.
Неоднократность применения акта предполагает возможность его реализации заранее неопределенное количество раз, когда различные субъекты общественных отношений оказываются в отднотипных ситуациях.
Вторую группу признаков образуют признаки акта как документа.
Волевое содержание документа означает, что он является формой выражения чьей-то воли, выражает чьи-то интересы. Это могут быть интересы отдельных социальных групп, могут быть интересы общества в целом, но так или иначе эти интересы выражает государство либо уполномоченный им орган или организация. По мнению С.С. Алексеева, акт во всех случаях выражает волю государства. Отсюда его властность, авторитарность. Такой подход является наиболее распространенным в
теории права.
Письменное выражение документа. Требования, изложенные в нормативных правовых актах, чтобы определять поведение людей в тех или иных ситуациях, должны быть внешне выражены и доведены до своих адресатов. Каждый человек, чтобы знать и реализовывать свои права и обязанности, должен иметь возможность ознакомиться с ними. Не случайно ни один нормативный правовой акт, затрагивающий права или обязанности человека и гражданина, не может применяться, если он не опубликован официально для всеобщего сведения (ч.3 ст.15 Конституции РФ).
Однако, рассматривая такой признак правового акта, как его внешнее письменное закрепление, важно иметь ввиду, что нормы могут содержаться не только в правовых актах, но и в различных книгах, например, религиозного или морального содержания. Поэтому письменная форма акта не характеризует нормативный правовой акт как таковой в полном объеме.
Остальные признаки, такие как официальный характер, вхождение в единую систему, принятие по специальной процедуре, принятие компетентными органами, гарантия принудительной силой государства, имеют общие черты для всех правовых актов и позволяют отличать правовые документы от всех других.
Таким образом все перечисленные признаки отражают связь права с государством. Этим и определяется на практике правовой характер нормативных актов. Так, только государство либо уполномоченные им органы или организации могут осуществлять правотворчество и принимать нормативные правовые акты. Как исходящие от государства и выражающие волю всего либо части общества они являются общезначимыми и в силу этого обязательными для адресатов под угрозой применения государственного принуждения
2.3. Правовая природа нормативного правового акта
Обращаясь к правовой природе того или иного явления мы пытаемся определить его сущность и назначение в той системе элементов, которая является местом его реального действия и целевого положения. К проблемам исследования правовой природы и сущности права вообще, и его источников, в том числе и позитивного права, обращались прежде и обращаются в современной научной литературе многие исследователи.
Правовая природа нормативного акта как источника (формы) права прямо вытекает из природы самого социального явления - права вообще. Понятие права - справедливо подчеркивает М.И. Байтин - это исходный, ключевой вопрос в теории права. От его решения напрямую зависит понимание других правовых явлений - норма права, форма (источник) права, соотношение права и закона, система права и систематизация законодательства, законность и правопорядок, правонарушение и юридическая ответственность. Однако имеется и обратная связь, ведь именно в отдельных элементах выявляется, выкристаллизовывается сущность явления в целом.
В той или иной мере выражением природы нормативного акта является его сущностное регулятивное назначение в системе правоотношений в структуре права, его коммуникативное значение и трансмиссионная функция, при которой воля определенного субъекта правотворчества вводится в жизнь всего общества, во все общественные отношения именно в виде определенных общеобязательных предписаний.
Именно посредством нормативного акта осуществляется необходимая правовая связь между теми абстрактными моделями поведенческих ориентиров - обязательных правил, принятых нормотворческим органом и конкретными субъектами права в их повседневном правовом бытии, в процессе реального возникновения, изменения и прекращения разного рода правоотношений.
Описываемая реальная связь обеспечивает организацию всего правового бытия общества в нормативно направленное, единообразно действующее функционирование и возникает она лишь тогда, когда нормотворческий акт по своим сущностным характеристикам соответствует такой организационной форме, которая может выступать реальным регулятором возникающих отношений в обществе.
Совершенно очевидно, что такие свойства присущи далеко не каждому юридическому документу, а лишь такому предписанию нормотворческого органа, которое наделено определенными признаками нормативности. Уместно отметить такие из них как стабильность, неоднократность действия, неперсонифицированность предписаний. По сути проявления их направлены на то, чтобы возникающие реально казусы, случаи аналогичного характера получали одинаковые способы разрешения в неопределенно длительный правоприменительный период в отношении всех участников таких отношений. Это означает, что такой юридический акт, предписание, которое действует неоднократно, в отношении неопределенного круга лиц и действует стабильно, на протяжении неопределенного периода времени обеспечивает связь органа власти, наделенного правотворческими полномочиями и установившего эти правила и исполнителя, участника правовых отношений.
Предписания нормативного правового акта обеспечивают с одной стороны - определенное поведение субъектов правоотношений, а с другой стороны - субъекты четко представляют себе весь объем своих прав и обязанностей, вытекающих из установленного для всех регулирования и определенно могут ориентироваться на последствия их поведения - соответствующего таким предписаниям или нарушающего их.
Очевидно, что это свойство коммуникативности является одним из основных элементов, характеризующих правовую природу нормативного акта. Однако в обществе, его правовой системе многие явления несут в себе связующие функции между различного рода субъектами и фактами.
Природа коммуникативности нормативного акта имеет такие особенности, которые присущи только ему и никаким явлениям более. Здесь необходимо упомянуть о таких особенностях его коммуникативности: информация абстрактного предписания нормотворческого органа выражает весьма определенную волю.
В классовом обществе, как мы знаем из классической теории права и государства, право выражает волю господствующего класса. В правовом демократическом государстве это воля всего народа, выступающего единственным носителем власти. Воля носителя власти выражается в принимаемых нормотворческими органами предписаниях.
Таким образом, связь выраженного в нормативном акте волеизъявления народа с общеобязательным же правоприменением таких актов в обществе, имеет форму замкнутого, цикличного процесса. Сам народ регулирует в своих собственных интересах все возникающие общественные отношения в форме стабильных, длительно действующих, четко зафиксированных предписаний нормативных актов. Конечно же это, идеальная, в большей мере теоретическая модель создания нормативного правового акта, к созданию которой нужно стремиться в правовой системе отечественной государственности.
Правовая природа нормативного акта как источника права с моей точки зрения, заключается в частности и в том, что это социально ценное, общественно необходимое коммуникативное средство между установлением регулирования всех возникающих правоотношений и их выполнением участниками общественных отношений в рамках одной правовой системы.
В то же время нормативный акт, являясь частью целостного явления права как общесоциального явления представляет собой его внешнее выражение. Думается, что это проявление нормативного акта в объективной реальности так же есть суть выражение его природы. Правовая природа нормативного акта как формально определенного источника права в этом аспекте проявляется именно в том, что это четко установленный письменный источник, конкретные требования, правила и нормы в нем имеют словесное, знаковое выражение, которое нельзя никоим образом игнорировать или абстрагироваться от его наличия.
Другая сторона проявления этого аспекта природы формально определенного акта - каждый нормативный акт является средоточением общеобязательных норм, и именно посредством их включения его официальный текст эти правила (нормы) получают свойства источника права.
В российской правовой системе, в сущности, единственным легитимным источником правая является нормативный акт. Такого мнения придерживаются многие исследователи в области теории права. Такого же мнения придерживается и автор настоящей статьи, поскольку нормативный акт представляет собой источник права, имеющий ряд неоспоримых преимуществ перед другими источниками. Так, нормативный акт как регулятор общественных отношений более оперативен и гибок в его приспособленности к быстроизменяющимся социальным процессам: он может быть оперативно принят законодателем при возникновении новых процессов и явлений в обществе и необходимости их регулировать, он может быть изменен и отменен, соответственно, когда в этом есть потребность.