Файл: Нормативноправовой акт основной источник Российского права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Систематизированность нормативных актов как источника права выгодно выделяет его из числа других источников. Это свойство позволяет быстро и легко осуществлять поиск нужного документа для применения в правоприменительной деятельности компетентным органом, либо реализации самим субъектом права.

Кроме того, письменная форма нормативного акта позволяет четко фиксировать содержание правовых норм, вытекающих из них прав и обязанностей субъектов правоотношений, что предполагает обеспечение соблюдения принципа единообразия правоприменения, исключающего разноплановое и противоречивое толкование таких норм в аналогичных делах.

В связи с вышесказанным возникает вывод о наличии ещё одного несомненного преимущества нормативного акта перед иными источниками права: это свойство его универсальности.

Нормативный акт рассчитан на регулирование всех случаев возникновения определенного рода отношений, независимо от времени, места их возникновения, состава лиц, участвующих в них.

Нормативные акты принимаются государством, поддерживаются им и охраняются, соответственно именно нормативный акт является реальным регулятором, позволяющим обеспечивать принудительное поддержание определенного порядка поведения всех участников правоотношений. Правовой обычай в этом аспекте неэффективен.

Таким образом, преимущества нормативного акта как источника права неоспоримы, такой точки зрения придерживаются многие исследователи в области теории права, например Байтин М.И., Пучков О.А. и другие.

Само понятие «нормативный акт» включает в себя исключительно широкий комплекс актов правотворчества, издаваемых органами законодательной, исполнительной, а нередко и судебной власти. Самое важное его отличие от иных юридических документов в том, что он обладает свойством нормативности, содержит в себе общеобязательные правила поведения - нормы права, принимаемые государством.

В самом общем виде нормативным актом можно назвать официальный документ, созданный компетентным органом государства, устанавливающий, изменяющий или отменяющий общеобязательные правовые нормы. В нормативном акте как объекте правовой действительности получают свое отражение функции государства, выраженные в деятельности государственных органов. Функции, направленные на создание правовых режимов деятельности субъектов права на территории всей страны, на введение и обеспечение единого правового порядка и формирование условий и гарантий стабильного развития экономической, политической и социальной сфер общественной жизни.


Для эффективного и позитивного действия в регулятивной системе общества нормативному акту необходимо быть экономически обоснованным, поскольку будучи необоснованными, финансово емкие законы могут повлечь опасный для всей системы дисбаланс материального характера, социальная ориентированность делает любой из нормативных актов общественно востребованным и отвечающим целям российской государственности (статья 7 Конституции Российской Федерации), политическая взвешенность при этом позволяет сохранить стабильность и бесконфликтность в сфере интересов различного рода идеологических образований общества. Именно эти аспекты, в частности, характеризуют содержание нормативного акта как регулятора общественных отношений.

Любое нарушение в формировании указанных составляющих может стать причиной серьезных проблем государственного и общественного развития, повлечь нарушение прав участников правоотношений в огромном объеме и масштабе.

Думается, что для достижения целей соответствия каждого нормативного акта указанным требованиям, необходимо наличие механизма в системе правотворческой деятельности каждого органа, способного ещё на стадии разработки проекта нормативного акта провести детальный и квалифицированный анализ как реального положения вещей в сфере, нуждающейся в регулировании разрабатываемым актом, так и выявить наиболее существенные экономические, политические и социальные интересы, затрагиваемые им и проблемы, подлежащие решению в данном акте, представить наиболее эффективные пути их решения и обосновать необходимость именно такого варианта регулирования. При этом должен быть дан реальный прогноз действия такого акта в каждой из перечисленных сфер общественных отношений (экономической, политической и социальной).

Такой подход к законотворческой работе, несомненно должен способствовать повышению качества принимаемых нормативных актов. Причем каждый проект нормативного акта, как принимаемого органами представительной (законодательной) власти, так и проекты подзаконных актов, принимаемых органами исполнительной власти, должны проходить профессиональную всестороннюю оценку в процедуре их рассмотрения и принятия. Важно формирование комплексного подхода требований к процессу создания нормативного акта как источника права.

В итоге можно сказать, что только при таких условиях полный комплекс бездефектных нормативных актов - бездефектных как по форме и формальным признакам, так и по содержанию и, самое основное, содержанию, соответствующему требованиям регламентарности и нормативности, может составлять добротную составляющую, основной источник права всей правовой системы страны.


Заключение
Таким образом, мы рассмотрели достаточно широкий круг проблем подготовки и реализации нормативных правовых актов как источников права, и в частности: исследовали формирование нормативного правового акта как источника права в историческом аспекте; раскрыли понятие и признаки нормативного правового акта среди других источников современного права; проанализировали правовую природу нормативного правового акта как источника российского права.

Нормативно-правовой акт занимает особое место среди иных источников права. Прежде всего он является ведущим источником права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в отечественной правовой системе. Кроме этого, он специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной формой права.

Как видим, положение нормативного акта как доминанты в правовых системах названных стран обеспечивается различными путями и методами, различны принципы взаимодействия и соотношения нормативного акта с другими источниками права, но роль нормативного акта в системе источников права, ещё раз подчеркнем, является исключительно приоритетной и основополагающей.

Анализ состояния и развития нормативного акта в зарубежных правовых системах в современный период, по моему мнению, неизменно свидетельствует об общих тенденциях и стремлениях к более полному и взвешенному регламентированию общественных отношений посредством нормативных предписаний.

Именно нормативный акт как источник права способен составить действительную основу наиболее предсказуемых и формально определенных представлений о должном поведении, что составляет несомненную социальную ценность на современном этапе бурного экономико-социального развития мирового сообщества.

В разных государственных и национальных системах прослеживается весьма положительная тенденция к унификации регулирования, что так же ценно, поскольку составляет основу действительно прочного сотрудничества и взаимосвязей в общемировых масштабах.

Список использованных источников и литературы
Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (ред.30.12.2008г.) // Российская газета от 25.12.1993г. №237

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года (в ред. от 03 декабря 2012 года) № 2-ФКЗ «О Правительстве» //Собрание Законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.


Постановление ГД ФС РФ от 18.10.1996 N 711-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации"// СЗ РФ, 18.11.1996, N 47, ст. 5304

Письмо Минюста РФ от 3 июня 1993 г. N 08-09/307 Разъяснения о применении Положения о порядке государственной регистрации ведомственных нормативных актов// Гарант (документ опубликован не был)

Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России (принята ВС РСФСР 12.04.1978) (ред. от 10.12.1992)// "Ведомости ВС РСФСР", 1978, N 15, ст. 407 - утратил силу

Постановление Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937 "Об утверждении Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" (вместе с Конституцией)// Консультант плюс (Документ опубликован не был) - утратил силу

Арзамасов Ю.Г. Мониторинг нормативных правовых актов: природа, структура, проблемы регламентации//Юридическая мысль. 2010. № 4. С. 8-13.

Баженова Т.М. Источники права и источники познания права: обзор докладов и сообщений круглого стола (21 - 22 июня 2013 г., УрГЮА, Екатеринбург) // Российский юридический журнал. 2013. N 5. С. 56 - 62

Бошно С.В. Система нормативных правовых актов: современное состояние и потребности в развитии (по итогам социолого-правового исследования)
//Вопросы российского и международного права . 2013. № 4 . С. 159-179.

Бошно С.В., Васюта Г.Г. Система нормативных правовых актов: современное состояние и потребности в развитии (по итогам социолого-правового исследования) //Современное право. 2009. № 11 . С. 11-18.

Волкова С.Н. Историко-правовой анализ становления современной системы нормативных правовых актов в России //Вопросы современной юриспруденции . 2013. № 27 . С. 64-70.

Джоусе-Иванина М. Закон о нормативных правовых актах: некоторые проблемы регулирования системы нормативных правовых актов РФ // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 2008. № 5. С. 67-77.

Иванюк О.А. Источник права: проблема определения// Журнал российского права.2007, №9.С.150

Исаев И.А. История государства и права России: учебник. 4-е изд. - М.: Проспект, 2010. - 800 с.

Каплунов В.Н. Превентивная сторона надзора за законностью нормативных правовых актов // Законность. 2013. N 7. С. 10 - 12.

Кириенко Г.С., Дегтярев О.Ю. Некоторые проблемы установления конституционно-правовых гарантий статуса нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации //Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 8 . С. 36-39.

Моисеева И.Г. Проблемы применения АПК РФ при оспаривании нормативных правовых актов // Закон. 2007. N 11. С.7-9

Панова И.В. О НОРМАТИВНОМ ПРАВОВОМ АКТЕ //Вестник Высшего арбитражного суда Российской Федерации . 2009. Т. 199. № 6 . С. 57-73.

Савченко В.В. Особенности эволюции нормативного правового акта в романо-германской правовой семье: идеи и проблемы // Пробелы в российском законодательстве . 2012. № 3 . С. 47-49.

Савченко В.В. Правовая природа нормативного правового акта как источника права // Бизнес в законе. - 2010. - № 1. - С. 51-54.

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). - М., 2007. - 510 с.

Сивицкий В.А. Правовые конструкции и систематизация нормативных правовых актов //Юридическая техника . 2013. № 7-2 . С. 704-706.

Струсь К.А. Категория «правовые основы»: переход от абстрактного к конкретному / Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2011. № 3. С. 81.

Струсь К.А., Попандопуло Н.А. Соотношение категории «правовые основы» и «источники права»//Вопросы современной юриспруденции . 2013. № 27 . С. 140-144.

Ордина О.Н. Понятие, признаки и классификация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти России //Lex Russica = Русский закон . 2010. № 6 . С. 1276-1290.

Ордина О.Н.К Вопросу о разграничении локальных нормативных административно-правовых актов и локальных нормативных корпоративно-правовых актов //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук . 2013. № 4 . С. 312-315.

Остроумов С.В., Остроумов Н.В. Особенности правовой доктрины как источника права // Бизнес в законе. - 2012. - № 4. - С. 13-15.

Фаткуллин Ф.Ф.К Вопросу об изложении нормы права в нормативном правовом акте // Вестник Казанского юридического института МВД России . 2012. № 8 . С. 71-75.

Чиннова М.В. Признаки нормативного правового акта // Бизнес в законе . 2010. № 3 . С. 35-38.

Шумихина Н.О. Юридические свойства и природа нормативных правовых актов // Проблемы права. 2011. № 3. С. 61-68.
1   2   3