Файл: Контрольная работа на тему Значение финансовой грамотности для современного человека По учебной дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное учреждение образовательная организация высшего образования

"Омская гуманитарная академия"

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: Значение финансовой грамотности для современного человека
По учебной дисциплине: Экономическая культура и финансовая грамотность

Выполнил(а): Захарченко О.А.

Фамилия И.О.

Направление подготовки:

Педагогическое образование

(два профиля)

Форма обучения: заочная

Оценка:

_____________________

_____________________

Подпись Фамилия И.О.

“____”________________2023 г.
Омск, 2023

Содержание
Введение………………………………………………………………………….3

1 Понятие финансовой грамотности и её роль в экономике государства ………………………………………………………………………………….…5

1.1Роль повышения финансовой грамотности населения для экономического развития страны……………………………………….........................................6

1.2 Роль финансового образования в развитии экономики и повышении благосостояния населения……………………………………………...……….7

2 Международный опыт в области повышения финансовой грамотности населения. ……………………………………………………………………….10

2.1. Обзор международного опыта реализации программ финансового образования и финансовой грамотности.………………………………………10

2.2 Участие бизнеса в повышении финансовой грамотности населения………………………………………………………….……………..11

Заключение……………………………………………………………………….14

Список использованных источников…………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Общество столкнулось с главной проблемой – отсутствие финансовой грамотности.

В современном мире, очень быстрыми темпами развивается финансовый рынок.  Очень актуальными являются вопросы о финансовой грамотности населения. Так как незнание основным населением базовых принципов функционирования рыночной экономики являются предпосылкой большинства экономических и социальных проблем, как всего  обществa, так и отдельных граждан.

Знание финансовой грамотности и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами, то есть вести учет доходов и расходов, избегать задолженностей, планировать личный бюджет, создавать сбережения, а так же ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами.


Один из ярких примеров низкого уровня финансовой грамотности населения - неграмотное пользование своими средствами, что приводит заемщиков в неблагоприятное финансовое положение. Многие, не расплатившись с предыдущим кредитом, берут новые займы, и так до бесконечности. В результате повышается спрос на кредитование, а это в свою очередь, дает толчок для роста цен на товары, но заработная плата населения, как правило, остается на прежнем уровне. На основании таких процессов экономика получает низкое благосостояние своих граждан и высокий темп инфляции. Таким образом, можно сделать вывод, что повышение финансовой грамотности населения чрезвычайно актуальная задача. И она нашла понимание на самом высоком государственном уровне. Министерство финансов Российской Федерации совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Всемирного банка ведет разработку программы повышения финансовой грамотности населения. Программа рассчитана на пять лет. Общий объем затрат составляет 110 млн. долларов. В настоящее время вопросам финансовой грамотности населения внимание уделяет не только правительство, но и финансовые, кредитные учреждения, которые выходят с лекциями высшие учебные заведения, различные надзора, которые устраивают всевозможные лекции и семинары, доступные для населения, а также финансово-экономические образовательные учреждения страны. Таким образом, можно сделать вывод, что финансовая грамотность играет важную роль и оказывает непосредственное влияние не только на отдельных заемщиков, но и на экономику государства в целом. Исходя из вышесказанного, можно определить цель моего исследования – Определение значения финансовой грамотности населения в России и разработка предложений и рекомендаций по повышению финансовой грамотности населения.

Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:

 1. рассмотреть теоретические аспекты финансовой грамотности;

 2. определить роль финансовой грамотности в экономике России;

 3. оценить уровень финансовой грамотности России и предпринимаемые пути по её повышению;

 4. выявить основные проблемы финансовой грамотности населения и разработать пути их решения.

Объектом исследования является финансовая грамотность населения в России.

Предмет исследования - влияние финансовой грамотности на экономику страны.

Характеризуя степень научной разработанности проблематики финансовой грамотности, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в Интернете. Теоретико-методологическую базу данного исследования составили: учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, нормативные акты по банковской деятельности), научные статьи в периодически журналах, а так же специализированные веб-сайты банка и различные форумы специалистов, работающих в сфере банковского PR: сайт Банка России, сайт финансовых новостей, рейтинг крупнейших региональных банков и другие.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Глава 1 Понятие финансовой грамотности и её роль в экономике государства

1.1Роль повышения финансовой грамотности населения для экономического развития страны

Обладание ключевыми понятиями финансовой грамотности и умение пользоваться ими на практике позволяет человеку грамотно и рационально управлять своими денежными средствами. В частности, вести учет доходов и расходов, планировать свой личный бюджет, создавать сбережения и инвестировать средства, а так же избегать лишней кредиторской задолженности и необдуманных решений в использовании тех или иных финансовых продуктах[4].

Следует отметить, что экономическое развитие страны во многом зависит от общего уровня финансовой грамотности населения. Низкий уровень финансовых знаний приводит к отрицательным последствиям не только для не грамотных в сфере финансов людей, но и для государства в целом, поскольку в экономических процессах все взаимосвязано. Социальная и экономическая стабильность в стране во многом зависит от достаточно высокого уровня финансовой грамотности её жителей, поэтому разработка и внедрение программ по повышению финансовой грамотности населения, должно быть важным направлением государственной политики

В этой связи следует отметить один немаловажный факт, что в ходе исторического процесса деньги помимо своего истинного изначального назначения - средства обмена, приобрели функцию, которая позволяет контролировать других людей или даже целые страны и народы используя монопольное право контроля экономической ситуации различными экономическими воздействиями, в частности, используя механизм ростовщического, ссудного процента. Судя по общему низкому уровню финансовой грамотности населения, можно сделать вывод, что существуют силы, которым выгодна финансовая безграмотность людей, чтобы их можно было не только легко контролировать, но и держать в состоянии постоянной экономической зависимости и даже финансовом рабстве.

Уровень финансовой грамотности в России остается на низком уровне. Лишь небольшая доля граждан ориентируется в услугах и продуктах, предлагаемых финансовыми институтами[9]. В этой связи следует отметить низкую роль школьного образования в формировании финансовой грамотности молодых людей. Скорее даже наоборот, школа готовит послушных исполнителей, которые не обладают даже основами финансовой грамотности. Лично мне пришлось обучаться финансовой грамотности самостоятельно посредством получения знаний из различных источников и литературы. Но началом моего обучения стали финансовые ошибки, которые привели к негативному финансовому опыту и как следствие, к возникновению стимула начать разбираться в финансовых вопросах.


Чтобы в полной мере участвовать в мировой экономике, люди должны иметь доступ в финансовым услугам и понимать, как ими пользоваться на базовом и более продвинутом уровнях. В развивающихся странах наиболее остро стоит проблема доступа к банковским инструментам, помогающим сберегать и инвестировать свободные денежные средства. По расчетам Мирового экономического форума в настоящее время доля населения планеты, не имеющего доступа к банковской системе, составляет приблизительно 4 млрд. финансовый грамотность экономический[6].

 Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Особую важность финансовая грамотность приобретает в условиях экономической нестабильности, когда необходимо быстро принимать рациональные, взвешенные финансовые решения.

Понятие «финансовая грамотность» выходит за пределы политических, географических и социально – экономических границ, а потребность в финансовом просвещении населения возрастает в геометрической прогрессии. Финансовая грамотность помогает молодежи изменить свое отношение к деньгам, управлению ими, заставляет думать о будущем, планировать потребности своего жизненного цикла.

Она должна рассматриваться как постоянно изменяющееся состояние установок, знаний и навыков, на которые оказывают влияние возраст, семья, культура и даже место проживания. Именно такой подход к этому понятию можно найти в национальных стандартах по финансовой грамотности для школьников и студентов в США.  Финансовые цели людей индивидуальны, они мотивируются жизненной ситуацией и социально – экономическим статусом человека.

При проведении исследования роли финансовой грамотности экономике государства:

 1. логический метод, а именно, анализ существующей теоретической базы по рассматриваемой проблематике, а также обобщение и синтез точек зрения, представленных в базе источников;

 2. сравнительный метод – при сопоставлении основных показателей России с другими странами;

3. моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод конкретно-линейного моделирования) [14]. Работа включает введение, две главы, заключение, список используемых источников. Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи, выбираются методы их реализации. Так же указывается новизна и практическая значимость исследования. В первой главе изучаются теоретические аспекты финансовой грамотности. Во второй главе произведена оценка уровня финансовой грамотности населения России и предпринимаемых путей по ее повышению. В третьей главе сформулированы предложения и рекомендации по повышению финансовой грамотности населения России в заключении обобщены результаты исследования.


 

1.2 Роль финансового образования в развитии экономики и повышении благосостояния населения.

Финансово образованные потребители способствуют эффективному функционированию усложняющихся финансовых рынков. Обладая более развитой способностью сопоставления рисков и доходности различных финансовых продуктов, предлагаемых разными посредниками, финансово грамотные потребители способствуют развитию конкуренции. Кроме того, запрашивая продукты, более полно удовлетворяющие их потребности, они стимулируют поставщиков к разработке новых продуктов и услуг, к более активному внедрению инноваций и повышению качества продукции. Финансово образованные граждане более склонны к накоплению сбережений, что должно оказать положительное воздействие на инвестиции и экономический рост[12].

Финансовое образование может также способствовать укреплению защиты прав потребителей. Финансово образованные потребители лучше подготовлены к тому, чтобы самим защищать свои интересы и сообщать органам власти о возможных неправомерных действиях финансовых посредников, что делает их менее уязвимыми в случае мошенничества и злоупотреблений. Они могут создавать меньшую нагрузку на государственные финансы либо за счет снижения бремени нормативного регулирования, либо за счет сокращения объема условных обязательств в случае потерь или банкротства[9]. Более того, потребители с хорошим финансовым образованием могут смягчить резкие колебания на финансовых рынках, поскольку они менее склонны к проявлению преждевременной или слишком бурной реакции в случае изменения внешних факторов.

Финансовое образование может быть выгодно людям любого возраста и с любым уровнем дохода. Молодым людям оно может дать инструменты для планирования бюджета и накопления сбережений, чтобы они держали под контролем свои расходы и долги[10]. Финансовое образование может способствовать укреплению финансовой дисциплины в семьях, стимулировать накопление средств на образование детей. Людям более старшего возраста оно помогает сохранить достаточный объем сбережений для выхода на пенсию и развить навыки, необходимые для принятия разумных решений, касающихся пенсий и других сбережений. Благодаря Финансовому образованию люди с низким уровнем дохода могут накопить максимальные в сложившейся ситуации сбережения, не выплачивая больших комиссионных за финансовые операции, которые взимают нефинансовые организации, или за овердрафт по счету или кредитной карте в финансовых организациях. Что касается граждан, располагающих средствами для осуществления инвестиций, то финансовое образование дает возможность лучшего понимания базовой финансовой информации и более специфической информации, относящейся к конкретным видам инвестиций[11].