Файл: Законность и правопорядок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основная роль в процессе обеспечения законности принадлежит государству. Здесь уместно процитировать слова президента США Франклина Делано Рузвельта, сказанные им в период выхода страны из великой депрессии (1934 год). «Работая над великой общенациональной программой, которая призвана дать первостепенные блага широким массам, мы действительно наступали кое-кому на «больные мозоли» и будем наступать на них впредь. Но это «мозоли» тех, кто старается достичь высокого положения или богатства, а может быть, того и другого вместе, коротким путем - за счет общего блага»1.

Принцип законности является всеобщим и не должен содержать каких-либо изъятий.

Объектом законности (как совокупности соответствующих требований) является поведение (сознание, воля, поступок) юридически обязанных лиц.

Основными принципами законности в современной России признаются:

- верховенство (главенство) федеральных законов по отношению ко всем другим правовым актам;

- равенство всех перед законом и судом;

- исключение произвола в деятельности властных органов и должностных лиц;

- единство в понимании и применении закона на всей территории его действия и учет особенностей конкретных обстоятельств, предусмотренных законом;

- осуществление закона лицом посредством своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц;

- эффективная борьба с правонарушениями, надежная охрана и реальные гарантии прав и свобод человека и гражданина2.

Значение законности для решения актуальных проблем жизни общества, практики юридической работы состоит в следующем:

- в законности выражается реалистическое отношение к праву, его общеобязательности, его силе и ценности;

- законность выражает связь правовых вопросов с социальным строем, с политическим режимом, существующим в обществе;

- состояние законности в обществе прямо связано с идейно-духовными основами правовой системы - началами гуманизма, социальной справедливости, подлинного равенства, положением личности в обществе;

- презумпция невиновности.

При соблюдении последнего принципа возможны определенные нюансы. Например, это может выражаться в перераспределении бремени доказывания. Так, в уголовном и административном процессах эта задача обязательно должна возлагаться только на государственные структуры (органы дознания и предварительного следствия, суды общей юрисдикции и т.д.). Такое требование является необходимым условием соблюдения законности и признаком демократического государства. В гражданском и арбитражном процессах ответчик уже сам должен попытаться доказать необоснованность предъявляемых ему истцом исковых требований.


Россией в декабре 2003 г. была подписана Конвенция ООН против коррупции, вступившая в силу с декабря 2005 г.1 Она содержит комплекс мер по предупреждению коррупции в сфере деятельности государственных органов. Страны, подписавшие этот документ, берут на себя обязательство признания преступлением не только обычное взяточничество, но и злоупотребление служебным положением, а также факты незаконного обогащения. Речь идет о необходимости государственным чиновникам предъявлять доказательства законности приобретаемого или имеющегося вида собственности в соответствии с реальными доходами.

Проблема соблюдения законности и обеспечение правопорядка уже давно приобрела международный характер. В целях эффективной борьбы с международной преступностью в 1922 г. была создана первая международная полицейская организация - Интерпол2. Его центральная штаб-квартира находится в г. Лионе. Штатная численность сотрудников составляет 280 человек, из них только 80 человек - полицейские (из примерно 30 национальных полиций), а остальные - программисты ЭВМ. Они ведут досье и уведомляют национальные правоохранительные структуры о поступивших запросах. В 2005 г. эта организация объединяла 180 государств (для сравнения: ООН объединяет 191 государство из примерно 220 существующих). Поступающие обращения не всегда являются обязательными для исполнения. Интерпол не рассматривает запросы, связанные с политическими, военными и расовыми преступлениями. Каждая страна имеет законодательно закрепленные национальные особенности, связанные с возможностью экстрадиции находящегося на ее территории лица, подозреваемого в преступлениях, совершенных на территории другого государства. Например, по израильским законам запрещается выдача лиц другим государствам, если они не были осуждены местным судом. Проблема выдачи усложняется, если разыскиваемое лицо является гражданином Израиля.

Россия (СССР) стала членом Интерпола в середине 80-х годов XX столетия. Сумма ее ежегодных членских взносов составляет около 30 млн. долл. Сейчас Россия активно сотрудничает с 83 государствами по вопросам выдачи преступников, объявленных в международный розыск. Больше всех просят об оказании помощи Германия, государства - члены СНГ, страны Прибалтики и Восточной Европы, а также Израиль.

Россия достаточно успешно решает вопросы, связанные с экстрадицией лиц, обвиняемых правоохранительными органами в преступлениях, совершенных на территории нашей страны и находящихся за границей. В 2005 г. в Россию из других стран поступило 2727 материалов о выдаче разыскиваемых лиц, а было экстрадировано 1033 человека. В то же время с подобными просьбами в 2005 г. Россия направила в другие страны соответствующие материалы на 375 человек, а было экстрадировано 209 лиц

1.

Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола - подразделение департамента криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД России. Оно имеет статус главного управления, является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола - Генеральным секретариатом Интерпола. Министр внутренних дел РФ в пределах штатной численности органов внутренних дел и выделяемых на их содержание ассигнований может создавать территориальные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений НЦБ Интерпола осуществляются Министром внутренних дел РФ.

Порядок формирования и деятельности территориальных подразделений НЦБ Интерпола определяются Министром внутренних дел РФ. Главными задачами НЦБ Интерпола являются:

- обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях;

- оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ;

- наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которой является РФ.
1.2. Гарантии законности

В своем первом Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Медведев уделил особое внимание вопросам развития российской демократии. По его словам, принятая в 1993 году Конституция РФ, гарантируя уровень свободы личности, существование демократических институтов и процедур, предопределила путь становления российской демократии1.

Слабо просматриваемые зачатки демократического устройства, вначале ассоциируемые в обществе с хаосом, с бессилием и деградацией, после череды реформ, проводимых на протяжении нескольких лет, переросли в иное состояние, которому стали присущи навыки, практики и процедуры демократии. Теперь вопрос не в том, быть или не быть демократии в России, как это было еще совсем недавно, пятнадцать лет назад. Совершенно очевидно, что быть. Сейчас вопрос в том, как должны в дальнейшем осуществляться процессы демократизации
1. По нашему мнению, важным направлением демократизации общества, необходимым условием его нормального развития является формирование правового государства.

За последнее время в юридической литературе появилось большое количество теоретических работ, связанных с теми или иными аспектами формирования правового государства2. На государственном уровне сделаны существенные шаги в решении этой проблемы. Но тезис о построении правового государства, демократического гражданского общества так и останется прекрасной мечтой, если не будет создана надежная система эффективных гарантий и юридических механизмов, призванных обеспечить фактическое воплощение данной идеи в реальность.

Проблема юридических гарантий законности одна из фундаментальных в концепции правового государства. Но она является лишь ее частью, поэтому рассмотрение данной проблемы изолированно от общей концепции правового государства нам представляется несостоятельным теоретически. Негативный опыт советского государственно-правового строительства наглядно продемонстрировал, что юридических гарантий законности просто не может быть в рамках системы, которая построена не на правовых началах и не исходит из приоритета права над государством.

Надежные юридические гарантии законности могут существовать лишь там, где государство построено на правовых принципах, одним из которых является верховенство закона и его господство в общественной жизни.

Несомненно, верховенство закона является одним из существенных признаков правового государства. Но каким должен быть закон, которому принадлежит верховенство? Ведь по своему содержанию законы могут быть прогрессивными и отсталыми, справедливыми и несправедливыми, закрепляющими или ограничивающими неотчуждаемые естественные права и свободы граждан.

Верховенство закона - это важная, но все же формальная сторона правового государства. Содержательное отличие правового государства - качество, сущность самого закона. Чтобы закон был правовым, необходимо, чтобы он соответствовал общечеловеческим гуманистическим принципам права, что возможно лишь в условиях правовой демократической организации нормотворческой, исполнительной и судебной властей. «Во всех нормативных актах должен последовательно проводиться правовой принцип всеобщего формального равенства. Право - это всеобщий масштаб, равная для всех мера (норма) свободы, и законодательное выражение права должно соответствовать всеобщему принципу и масштабу права и представлять собой систему норм свободы, защищенную и гарантированную государством»
1. Верховенство именно такого закона в общественной и политической жизни является необходимым условием формирования правового государства, демократического гражданского общества.

Говоря о верховенстве правового закона в общественной жизни, необходимо изменить взгляд на право как только на орудие принуждения, средство политики. Праву, несомненно, присущ элемент принуждения, общеобязательности. Но в своей начальной природе право призвано быть стабилизирующим фактором, демократическим институтом, способным ввести в цивилизованные формы разногласия и конфликты, вызванные существующими социальными, политическими, национальными противоречиями. Назначение права - внести в общественную жизнь начала согласия и гражданского мира.

Для воплощения принципа верховенства правового закона в реальность нам представляется необходимым: во-первых, демократизировать практику принятия законов. Законы обсуждаются и принимаются исключительно высшими, избираемыми народом законодательными органами государства. Законодательные инициативы должны проходить публичное обсуждение и общественную экспертизу.

Во-вторых: установить надежные правовые запреты на пути делегирования законотворчества. В-третьих: поддерживать сильную политическую власть - основу основ любого государства, которая и обеспечит исполнение законов.

В-четвертых: обеспечивать строгий парламентско-конституционный контроль за соответствием законов Конституции страны, подзаконных актов - законам.

В-пятых: проводить дальнейшую работу по формированию эффективной независимой судебной системы.

Принципы правового государства находятся в органической связи с идеалами и общечеловеческими ценностями. Следовательно, оно всей своей деятельностью призвано утверждать гуманизм, равенство и социальную справедливость, противостоять каким бы то ни было проявлениям злоупотребления властью, правонарушениям, иным негативным явлениям, препятствующим реализации прав и свобод личности, прогрессивному развитию нашего общества. Вот почему особое место на современном этапе государственно-правового строительства должно быть отведено свободе личности как высшей и главной ценности гражданского демократического общества, гарантированной государством и его законами, органически связанной с ответственностью личности перед обществом и государством.

Правовой статус гражданина, как известно, включает в себя не только права, но и обязанности. В современных условиях их взаимосвязь усиливается. Формирование демократического гражданского общества невозможно без повышения социальной и политической активности личности, но такая активность не должна вести к проявлению экстремизма и национализма, анархии, дезориентации общественной жизни. Реализация гражданами прав и свобод не должна наносить ущерб интересам общества и государства, правам других наций и народностей.