Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важнейшим моментом взаимоотношения между государством и личностью является создание системы взаимной ответственности граждан и государства. Именно в этой области наглядно проявилась несбалансированность взаимных обязанностей и ответственности государства и граждан. До недавнего времени намного эффективнее обеспечивалась ответственность граждан перед государством. Обязанности и ответственность же государства перед гражданами, в частности по укреплению гарантий их политических и личных прав и свобод, чаще декларировались, чем подкреплялись соответствующими правовыми механизмами. Преодоление такой односторонности в развитии прав и свобод личности является одним из основных условий формирования правового государства.
Правовому государству необходим четко действующий механизм юридической ответственности всех должностных лиц и прежде всего высшего руководства за невыполнение обязанностей перед обществом. Целесообразно принять нормативно-правовые акты, предусматривающие ответственность всех государственных органов, включая парламент, правительство и президента, за невыполнение взятых на себя обязательств.
В целом демократизация отношений между личностью и государством должна осуществляться на основе правовых законов, как это и предполагается в правовом государстве. «В гражданском демократическом обществе особыми являются экономические отношения людей, изменятся социальная структура и политическая система, изменятся роль и место личности в обществе: это полноправный член человеческого коллектива, хозяин своей судьбы, а не «винтик» государственной машины»1.
Формирование правового государства во многом связано с уровнем правовой культуры членов общества. Высокий уровень правовой культуры - необходимое условие реального верховенства правового закона, фактор, способствующий высокой социальной и политической активности и ответственности граждан.
Одной из главных проблем и в то же время характерной чертой современного российского общества является правовой нигилизм1. В целях его преодоления и исключения возможности нарушения закона из числа наших национальных привычек необходимо переориентировать массовое сознание, воспитать отношение к праву как к социальной ценности, без которой не смогут утвердиться присущие гражданскому обществу справедливость, равенство, свобода и другие демократические идеалы и принципы.
Создание правового государства возможно лишь на основе высокого уровня правовой и политической культуры граждан и должностных лиц. Этому будет способствовать утверждение в обществе атмосферы гласности и плюрализма мнений, демократических режимов правового регулирования общественных отношений, глубокого уважения и бережного отношения к демократическим правовым ценностям общества - законам государства, достоинству и чести, правам и свободам личности.
Важнейшей юридической гарантией режима законности, одним из необходимых условий построения правового государства является законодательное закрепление принципа разделения властей, при котором исполнительная власть не может узурпировать права законодательной власти, а судебная власть, будучи независимой от правительства, способна суверенно разрешать все возникающие в обществе конфликты.
Каждая из этих властей в соответствии с ее назначением занимает свое место в общей системе государства и функционирует в соответствующей ей форме и пределах, законными средствами и способами. Принцип разделения властей включает правовой механизм взаимных сдержек и противовесов с целью удержания каждой из них в пределах своих полномочий с обеспечением ее суверенности от других властей в тех же пределах. Разделение властей служит показателем степени развитости права и государства, закрепление данного принципа в Конституции есть эффективная юридическая гарантия режима законности в правовом государстве.
Исходя из принципа разделения властей в концепции правового государства попытаемся более подробно остановиться на юридических гарантиях непосредственно в правотворческой, исполнительной и судебной деятельности.
Совершенная и научно обоснованная система нормативно-правовых актов является необходимым условием существования стабильного режима законности, его нормативно-правовой основы. Данный режим включает в себя систему нормативно-правовых актов, а также реализацию этих актов всеми участниками правовой деятельности в соответствии с целями правового регулирования, с учетом интересов личности и государства. Улучшение нормативной основы законности предполагает кардинальное повышение качества и регулятивных возможностей как всей системы, так и отдельных актов и норм. Соответственно, высокое качество нормативных актов, формирующих режим законности, создает необходимые условия для их реализации, обеспечивает эффективность действия этих норм.
До недавнего времени в правовой сфере прослеживались две тенденции: явное понижение роли закона в регулировании общественных отношений и одновременно расширение сферы действия актов министерств и ведомств. Регулятивные возможности многих законов как актов прямого действия использовались редко. Акты министерств и ведомств, выражая прежде всего интересы этих государственных структур, подчас не учитывали потребности остальных субъектов регулируемых отношений. И как следствие этого в обществе распространились массовый правовой нигилизм, социальная и политическая пассивность, резко возрос уровень преступности. Увеличение количества норм, носящих декларативный характер, не подкрепленных необходимыми юридическими гарантиями, игнорирование требований законодательной техники отрицательно отразились на действенности законодательных норм, на режиме законности в целом.
В условиях формирующегося правового государства, когда взаимоотношения между участниками правотворческого процесса усложняются и достигают нового качественного уровня, отсутствие правовой регламентации всего комплекса вопросов, связанных с процессом правотворчества, отрицательно сказывается на качестве и эффективности нормативно-правовых актов. Необходимо установить надежные гарантии законотворческого процесса органов власти, соответствующие правовому государству.
Обеспечение верховенства закона в системе нормативных актов является основным требованием создания правового государства. Означает ли это условие отказ от издания правительственных и ведомственных правовых актов? Нам представляется, что решить все вопросы общественной жизни, нуждающиеся в правовом регулировании, только законами было бы нереально. Это не только чрезвычайно перегрузило бы законодательные органы и снизило темпы обсуждения и принятия законопроектов, но и вряд ли позволило бы обеспечить необходимое качество закона.
Правовое государство предполагает демократизацию правотворческого процесса. Одно из важнейших условий данного процесса - существенное уменьшение ведомственного начала в подготовке законопроектов, подавляющее большинство которых до недавнего времени готовилось при решающем участии данных заинтересованных государственных структур. Их господствующему положению создан противовес в лице депутатских комиссий, экспертов-ученых и практиков в подготовке законопроектов.
Важно обеспечить гласность законопроектной работы. Гарантией гласности является открытость работы законодательных органов, их комитетов и комиссий, за исключением случаев, специально выделенных в законе.
Более того, в целях демократизации правотворческого процесса необходимо усилить роль общества в этом процессе. Возложение каких-либо новых обязанностей и издержек должно иметь обоснование, с которым в принципе может согласиться значительная часть общества. Все законодательные инициативы и проекты других нормативных правовых актов должны проходить публичное обсуждение и общественную экспертизу1.
Как уже отмечалось ранее, важным условием, вытекающим из принципа разделения властей, наряду с сильной законодательной властью является наличие эффективной исполнительной власти. Создание таковой в условиях построения правового государства возможно только при проведении преобразований, сочетающих следующие основополагающие идеи:
- расширение и укрепление полномочий исполнительной власти необходимо производить одновременно с адекватным расширением и укреплением полномочий законодательной, представительной власти;
- различные по своим функциям государственные органы могут действовать лишь в силу своих юридических полномочий, отсюда использование ими правовых средств или иных мер воздействия должно быть основано на законе, а исполнение властных полномочий возможно лишь в пределах отведенной им компетенции.
Формирующееся правовое государство немыслимо без независимой судебной власти. Только независимый суд, а не администрация или прокурор, может быть арбитром в разрешении конфликтов между государством и гражданином.
Проблемы формирования судебной системы в значительной части решены2. Важной мерой проводимой реформы стало введение суда присяжных как наиболее приемлемой формы, обеспечивающей объективность и независимость суда, его защищенность от какого бы то ни было вмешательства. Усилению всей судебной системы способствовало преобразование Комитета конституционного надзора в Конституционный Суд, который надежно обеспечивает авторитетную судебную власть в государстве. За последние годы существенно укреплена материальная и техническая база судов. Но, несмотря на это, необходимо продолжать работу по формированию независимой и эффективной судебной власти как безусловного гаранта защиты прав граждан1.
Важными юридическими гарантиями стабильного режима законности являются эффективные формы надзора и контроля за осуществлением законов и подзаконных актов. Особую роль здесь играют органы прокуратуры. Она призвана осуществлять свои полномочия независимо от какого-либо вмешательства и руководствоваться в своей деятельности только правовыми законами.
До недавнего времени органы прокуратуры осуществляли три разнородные функции: расследование преступлений, поддержание обвинения, надзор за законностью. Т.е. прокурор в определенной степени надзирал за собственной деятельностью, разделял со следователем ответственность и за раскрытие преступления, и за законность действия следователя. Между тем расследование преступлений, надзор за исполнением законов, осуществление правосудия - это разные виды правоохранительной деятельности, объединение которых в пределах одних и тех же государственных органов вряд ли оправданно. На основании этого в результате проведенной реформы был создан Следственный комитет при прокуратуре России, на который были возложены функции расследования преступлений по уголовным делам, отнесенным к их подследственности. Несомненно, это существенный шаг, но не окончательный. Нам представляется, что необходимо создать специальный Следственный комитет, который включил бы в себя все следственные аппараты.
Существенной гарантией режима законности в правовом государстве является деятельность адвокатуры. Роль и значение адвокатуры как самоуправляющейся ассоциации с недавних пор была значительно повышена, в результате чего она превратилась в полноправный институт правовой системы.
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА;
ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ЗАКОННОСТЬЮ
2.1. Понятие правопорядка, его соотношения с законами и законность
В отечественной юридической литературе существуют разные подходы к пониманию и определению понятия «правопорядок». Некоторые из этих подходов могут быть обозначены как концепции. Так, можно указать на следующие концепции.
1. Концепция «правопорядок - система правоотношений». Этой концепции придерживаются, например: П.Е. Недбайло, Л.И. Спиридонов, Н.А. Стручков, И.Ф. Рябко1.
С пониманием правопорядка как системы правоотношений можно согласиться, но лишь в той части, что основой правопорядка являются правоотношения, которые выступают показателем упорядоченности общественных отношений, составляющих их фактическое содержание. Однако правопорядок нельзя отождествлять с правоотношениями даже в их системном выражении. Для наличия системы правоотношений достаточно, чтобы определенный круг общественных отношений был урегулирован правом, т.е. достаточно, чтобы взаимные субъективные права и юридические обязанности участников этих отношений были предусмотрены в нормах права. Между тем «для существования правопорядка этого недостаточно, необходимо наличие гарантированной возможности осуществления субъективных прав, обеспечения исполнения юридических обязанностей»2. Правопорядок как самостоятельная целостная система обладает качеством, несвойственным правоотношениям. Правоотношения - это одна из граней правопорядка. Вернее, пожалуй, правопорядок, как пишет Тарас Миронович Шамба, - это состояние отношений3.
Понятие «состояние» не сводится к понятию «система» или «совокупность». Оно характеризует качество явления, а не его внешнюю сторону, что в большей мере характерно для понятий «система», «совокупность». С помощью категории состояния выражается процесс изменения и развития вещей и явлений, сводящихся к изменению их свойств и отношений. Характеристика состояния вещей важна для раскрытия их сущности.