Файл: Законность и правопорядок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области

«Государственный институт экономики, финансов, права и технологий»


КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН




КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема: "Законность и правопорядок".

Выполнил: Кирилюк Д.М.,

Юридический факультет,

1 курс, группа 322з






Научный руководитель: доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент Воронина О.В.





























Дата защиты: “ ___ “ _______ 2023 г.

Оценка ____________________





Гатчина

2023г.

Содержание
Введение………………………………………………………………………..…3-4
Глава 1. Общая характеристика законности

    1. Понятие и основные принципы законности ..………………….……..….5-11

    2. Гарантии законности………………………………………………….….11-20


Глава 2. Сущность и значение правопорядка; его взаимосвязь с законностью.

2.1. Понятие правопорядка, его соотношения с законами и законность……21-27

2.2. Социальное значение законности и правопорядка………….................... 27-29
Заключение…………………………………………………­….……………… 30-31

Список использованных источников
…………………………………….....32-33



ВВЕДЕНИЕ


Законность и правопорядок являются основой взаимодействия цивилизованного общества и всех отраслей его политической системы. Законность распределяет свое влияние на особо важные сферы жизни общества. Законность осуществляет определенное единство в жизни общества, так как неукоснительное соблюдение действующего закона определяет развитость государственной политики в отношении общества, а правопорядок, в свою очередь, является результатом соблюдения законности. Законность берет основы, развивается и формируется в условиях развитого государства и гражданского общества. Государство гарантирует равенство граждан перед законом. В свою очередь, правопорядок представляет уровень урегулированности общественных отношений и выступает против анархии. Актуальность данной темы не вызывает сомнений. В современном мире знание и, главное, понимание функционирования и взаимодействия терминов "законность" и "правопорядок" предоставляет возможность глубоко вникнуть и понять правовые основы функционирования гражданского общества и государства. Законность устанавливает степень развитости осуществления общественной справедливости через соблюдение и исполнение законодательства, а правопорядок воплощает в жизнь законность. Соблюдение законности и правопорядка, определяют уровень развитости того или иного государства. Тема исследования приобретает высокую роль, так как раскрывает сущность, особенности правопорядка и законности и базовые принципы их функционирования. Объектом исследования данной работы является процесс функционирования законности и правопорядка. Предметом исследования являются понятия законности и правопорядка. Целью настоящей курсовой работы по теме «Законность и правопорядок» является исследование теоретических основ обеспечения должного уровня законности и правопорядка в РФ. Для реализации данной цели необходимо решение следующих основных задач:

  1. Рассмотреть понятие и основные принципы законности.

  2. Исследовать основные гарантии законности.

  3. Проанализировать понятие правопорядка, его соотношение с законами и законностью.

  4. Исследовать социальное значение законности и правопорядка.

Нормативную базу исследования составили международные соглашения и нормативно-правовые акты РФ, Конституция РФ,

федеральное законодательство, подзаконные нормативные акты.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых по проблемам обеспечения законности и правопорядка.



ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОННОСТИ


    1. Понятие и основные принципы законности

Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность. По тому, какова она (строгая, формальная и т.п.), можно судить о состоянии режима законности.

В демократическом государстве все равны перед законом и поэтому подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа.

Законность в свою очередь служит утверждению демократии. Она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций; обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение должных демократических процедур как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.

Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой характер взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона. Обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне. Юридическая ответственность за ее неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подвластного субъекта.

В законах всегда воплощалась, воплощается и будет воплощаться определенная политика господствующих сил, требование точного и неуклонного соблюдения законов будет расцениваться как требование соответствующей политики1. Нельзя обсуждать принятие законов и их выполнение без обсуждения политической линии, которая их освещала. В интерпретации связей политики, права и законности необходим конкретно-исторический подход.

При характеристике содержания законности неизбежно встает вопрос: означает ли законность требование соблюдения только закона или также и других нормативных актов? Здесь необходимо помнить, что законодательство понимается в широком (совокупность всех нормативных актов) и в узком смыслах (совокупность только законов). Представляется, что более оптимальным может быть следующий подход к этому понятию. Законодательство России - это совокупность всех нормативных актов. Федеральное законодательство - это совокупность нормативных актов, издаваемых федеральными органами власти. Законодательство субъектов Федерации - это нормативные акты органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.


Законность требует исполнения законов, но не только их. Если орган власти принимает подзаконный нормативный акт в соответствии с законом, на его основе, и не выходит за рамки законных полномочий, то это одно из требований законности. При таком положении дел законность требует соблюдения и исполнения в том числе и подзаконного нормативного акта.

Посредством законов всех вопросов не решить, все отношения не урегулировать. Правительственные акты, некоторые приказы и инструкции ведомств сохранят свое позитивное значение, если они не будут подменять закон, обходить его или расходиться с ним. Такое возможно при наведении должного порядка в разработке и принятии подзаконных нормативных актов, контроле над ними со стороны компетентных органов.

В уяснении режима законности важная роль принадлежит понятиям «субъект законности» и «объект законности». В отличие от субъектов законотворчества (правотворчества) субъектами законности выступают не только государственные органы и должностные лица. Ими оказываются на равных правах граждане и их общественные (негосударственные) формирования. Это все те, кто предъявляет требования строгого выполнения законодательных предписаний. Граждане могут предъявить такие требования к должностным лицам и органам управления даже через суд. Субъектами законности оказываются все носители субъективных прав, а также те должностные лица и органы государства, на ком лежит такая специальная обязанность. Но есть и иное мнение.

По мнению Н.В. Витрука, «субъектами социалистической законности являлись государственные органы, общественные организации, должностные лица. Социалистическая законность полностью зависела от правомерной деятельности государственных органов и общественных организаций, их должностных лиц, наделенных властными полномочиями. Гражданам отводилась другая роль: они могли участвовать в выявлении нарушений законности, способствовать ее обеспечению, упрочению»1.

Законность связывалась с воплощением принципов социализма и объективных закономерностей общественного развития в процессе правотворчества и правореализации. Поэтому не всякое правонарушение являлось нарушением законности. Например, нарушения ведомственных норм, не конкретизирующих норм конституций и других законов, т.е. несущественные нарушения норм материального и процессуального права, содержащихся в ведомственных актах; преступления и другие правонарушения, совершенные сотрудниками органов внутренних дел (равно и другими должностными лицами) вне связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; нарушения служебной дисциплины; нарушения норм коммунистической морали. Такое ограничение субъектов нарушений было характерно для периода строительства социализма в СССР.