Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области
«Государственный институт экономики, финансов, права и технологий»
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Тема: "Законность и правопорядок".
Выполнил: Кирилюк Д.М.,
Юридический факультет,
1 курс, группа 322з
| Научный руководитель: доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент Воронина О.В. |
| |
| |
| |
| |
| |
Дата защиты: “ ___ “ _______ 2023 г. | Оценка ____________________ |
Гатчина
2023г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………..…3-4
Глава 1. Общая характеристика законности
-
Понятие и основные принципы законности ..………………….……..….5-11 -
Гарантии законности………………………………………………….….11-20
Глава 2. Сущность и значение правопорядка; его взаимосвязь с законностью.
2.1. Понятие правопорядка, его соотношения с законами и законность……21-27
2.2. Социальное значение законности и правопорядка………….................... 27-29
Заключение…………………………………………………….……………… 30-31
Список использованных источников
…………………………………….....32-33
ВВЕДЕНИЕ
Законность и правопорядок являются основой взаимодействия цивилизованного общества и всех отраслей его политической системы. Законность распределяет свое влияние на особо важные сферы жизни общества. Законность осуществляет определенное единство в жизни общества, так как неукоснительное соблюдение действующего закона определяет развитость государственной политики в отношении общества, а правопорядок, в свою очередь, является результатом соблюдения законности. Законность берет основы, развивается и формируется в условиях развитого государства и гражданского общества. Государство гарантирует равенство граждан перед законом. В свою очередь, правопорядок представляет уровень урегулированности общественных отношений и выступает против анархии. Актуальность данной темы не вызывает сомнений. В современном мире знание и, главное, понимание функционирования и взаимодействия терминов "законность" и "правопорядок" предоставляет возможность глубоко вникнуть и понять правовые основы функционирования гражданского общества и государства. Законность устанавливает степень развитости осуществления общественной справедливости через соблюдение и исполнение законодательства, а правопорядок воплощает в жизнь законность. Соблюдение законности и правопорядка, определяют уровень развитости того или иного государства. Тема исследования приобретает высокую роль, так как раскрывает сущность, особенности правопорядка и законности и базовые принципы их функционирования. Объектом исследования данной работы является процесс функционирования законности и правопорядка. Предметом исследования являются понятия законности и правопорядка. Целью настоящей курсовой работы по теме «Законность и правопорядок» является исследование теоретических основ обеспечения должного уровня законности и правопорядка в РФ. Для реализации данной цели необходимо решение следующих основных задач:
-
Рассмотреть понятие и основные принципы законности. -
Исследовать основные гарантии законности. -
Проанализировать понятие правопорядка, его соотношение с законами и законностью. -
Исследовать социальное значение законности и правопорядка.
Нормативную базу исследования составили международные соглашения и нормативно-правовые акты РФ, Конституция РФ,
федеральное законодательство, подзаконные нормативные акты.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых по проблемам обеспечения законности и правопорядка.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОННОСТИ
-
Понятие и основные принципы законности
Законность означает совокупность требований, за отступление от которых наступает юридическая ответственность. По тому, какова она (строгая, формальная и т.п.), можно судить о состоянии режима законности.
В демократическом государстве все равны перед законом и поэтому подлежат равной ответственности за нарушение законности. Связь законности с демократией состоит также и в том, что сами законы и требования их соблюдения выражают волю большинства народа, что проведение законов в жизнь проходит под контролем народа.
Законность в свою очередь служит утверждению демократии. Она охраняет демократические права граждан, общественных движений и организаций; обеспечивает приоритетное значение парламентских актов; гарантирует соблюдение должных демократических процедур как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства.
Законность как политико-правовой режим демократического государства предполагает такой характер взаимоотношений органов государства с населением, при котором поведение строится на основе закона. Обязанность соблюдать законы лежит на той и другой стороне. Юридическая ответственность за ее неисполнение следует неотвратимо, независимо от положения властвующего или подвластного субъекта.
В законах всегда воплощалась, воплощается и будет воплощаться определенная политика господствующих сил, требование точного и неуклонного соблюдения законов будет расцениваться как требование соответствующей политики1. Нельзя обсуждать принятие законов и их выполнение без обсуждения политической линии, которая их освещала. В интерпретации связей политики, права и законности необходим конкретно-исторический подход.
При характеристике содержания законности неизбежно встает вопрос: означает ли законность требование соблюдения только закона или также и других нормативных актов? Здесь необходимо помнить, что законодательство понимается в широком (совокупность всех нормативных актов) и в узком смыслах (совокупность только законов). Представляется, что более оптимальным может быть следующий подход к этому понятию. Законодательство России - это совокупность всех нормативных актов. Федеральное законодательство - это совокупность нормативных актов, издаваемых федеральными органами власти. Законодательство субъектов Федерации - это нормативные акты органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Законность требует исполнения законов, но не только их. Если орган власти принимает подзаконный нормативный акт в соответствии с законом, на его основе, и не выходит за рамки законных полномочий, то это одно из требований законности. При таком положении дел законность требует соблюдения и исполнения в том числе и подзаконного нормативного акта.
Посредством законов всех вопросов не решить, все отношения не урегулировать. Правительственные акты, некоторые приказы и инструкции ведомств сохранят свое позитивное значение, если они не будут подменять закон, обходить его или расходиться с ним. Такое возможно при наведении должного порядка в разработке и принятии подзаконных нормативных актов, контроле над ними со стороны компетентных органов.
В уяснении режима законности важная роль принадлежит понятиям «субъект законности» и «объект законности». В отличие от субъектов законотворчества (правотворчества) субъектами законности выступают не только государственные органы и должностные лица. Ими оказываются на равных правах граждане и их общественные (негосударственные) формирования. Это все те, кто предъявляет требования строгого выполнения законодательных предписаний. Граждане могут предъявить такие требования к должностным лицам и органам управления даже через суд. Субъектами законности оказываются все носители субъективных прав, а также те должностные лица и органы государства, на ком лежит такая специальная обязанность. Но есть и иное мнение.
По мнению Н.В. Витрука, «субъектами социалистической законности являлись государственные органы, общественные организации, должностные лица. Социалистическая законность полностью зависела от правомерной деятельности государственных органов и общественных организаций, их должностных лиц, наделенных властными полномочиями. Гражданам отводилась другая роль: они могли участвовать в выявлении нарушений законности, способствовать ее обеспечению, упрочению»1.
Законность связывалась с воплощением принципов социализма и объективных закономерностей общественного развития в процессе правотворчества и правореализации. Поэтому не всякое правонарушение являлось нарушением законности. Например, нарушения ведомственных норм, не конкретизирующих норм конституций и других законов, т.е. несущественные нарушения норм материального и процессуального права, содержащихся в ведомственных актах; преступления и другие правонарушения, совершенные сотрудниками органов внутренних дел (равно и другими должностными лицами) вне связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; нарушения служебной дисциплины; нарушения норм коммунистической морали. Такое ограничение субъектов нарушений было характерно для периода строительства социализма в СССР.