Файл: Сборник задач по дисциплине управленческие решения для студентов дневного отделения, обучающихся по специальностям Менеджмент организации (080507. 65).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 438
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт экономики, управления и права
кафедра управления организацией
СБОРНИК ЗАДАЧ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»
для студентов дневного отделения, обучающихся по специальностям
«Менеджмент организации (080507.65)» и « Государственное и муниципальное управление (080504.65)»
МОСКВА – 2010
УДК 658.012.41 (076.1)
6Н1
Обсуждено и утверждена на заседании кафедры «Управление организацией»
Протокол №__ от ..2010 г.
Одобрено учебно-методической
комиссией Института экономики, управления и права
Протокол № от ..2010 г.
Составитель: к.э.н., доцент М.М. Волков
Ответственный редактор: к.э.н., профессор Т.И.Власова
Ст. преподаватель Волков М.М. Сборник задач по дисциплине «Управленческие решения» – М.: Изд-во МГОУ, 2010 г. – 41 с.
В сборнике рассмотрены наиболее распространенные методы, используемые в процессе экономического обоснования выбора решений в детерминированных, слабо структурированных и неструктурированных задачах управления организацией. В частности, рассмотрены метод дисконтирования, прием «дерево решений» для решения вероятностных многоэтапных задач, методы, используемые в вероятностных задачах и для принятия решения в условиях неопределенности.
© Волков М.М., 2010
© Московский государственный
областной университет, 2010
© Издательство МГОУ, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...4
-
Управленческое решение и процесс его принятия………………5
2. Принятие управленческих решений в условиях определенности…………………………………………….……….9
2.1. Экономическое обоснование принятия решений в области производства продукции ....……………..………………………….…9
2.2. Экономическое обоснование принятия решений в инвестиционной деятельности предприятия …….....................…..14
3. Принятие управленческих решений в условиях неопределенности и риска …………………….18
4. Коллективное принятие решений..………………………………28
5. Обоснование выбора решения с использованием метода имитационного моделирования……………………………………..37
Рекомендуемая литература…………………………………………………..45
ВВЕДЕНИЕ
В практике управления организацией ежедневно принимается значительное количество решений. Развитие теории и практики управления позволили выработать значительное количество методов и приемов их обоснования и принятия на этой основе рациональных решений.
В данном сборнике автор предлагает примеры практического решения конкретных задач управления, иллюстрирующих наиболее часто используемые методы и приемы экономического обоснования и принятия управленческих решений.
Проведение деловых игр, разбор и решение конкретных задач управления призваны способствовать развитию у студентов практических навыков анализа ситуаций, постановки целей, разработки вариантов решения, подбора методов решения и выбора оптимального варианта.
Представленные в сборнике материалы подготовлены в соответствии с программой дисциплины «Управленческие решения».
Сборник содержит несколько разделов. Первый из них представляет собой практическое задание по определению технологической последовательности действий руководителя по подготовке, принятию и реализации управленческого решения.
Последующие разделы посвящены двум основным классам методов обоснования решений исходя из полноты информации о ситуации и перспективах ее развития, т.е. детерминированным (структурированным) классам задач и вероятностным (иногда их называют задачами в условиях неопределенности).
1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ И ПРОЦЕСС ЕГО ПРИНЯТИЯ
Принятие решения — это процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели. Следовательно, процесс принятия решения — это процесс выбора лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив.[6]
Данный процесс — это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использованием различных методов и технических средств, направленная на разрешение определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления. В организационном аспекте данный процесс представляет собой совокупность закономерно следующих друг за дру
гом в определенной временной и логической последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализацию решения. Эту повторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработки и реализации решений.
Типовые процессы принятия решений, реализуемые в самых различных областях деятельности, имеют много общего, поэтому необходима некоторая универсальная «типовая» схема процесса принятия решения, устанавливающая наиболее целесообразный набор и последовательность действий. Данную схему следует рассматривать не как жесткий алгоритм выработки и принятия управленческого решения, а как логическую и наиболее приемлемую схему действий менеджера в часто встречающихся проблемных ситуациях.
На любом уровне менеджер должен справляться с целым потоком решений. Некоторые решения похожи на те, которые были приняты ранее, другие — совершенно новые, при этом столь важны, что требуют тщательного обдумывания. Решения иногда следует принимать самостоятельно, иногда—взаимодействуя с другими людьми.
Необходимость в разработке управленческого решения возникает при осознании проблемы. Наличие проблемы (критического рассогласования между желаемым положением и реальным) — это фактор, активизирующий усилия менеджмента.
Существуют два подхода к определению проблемы.[6] Согласно первому проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. Во втором случае в качестве проблемы рассматривают существующую потенциальную возможность. Осознание проблемы возникает при определенном критическом значении рассогласования между существующим и желаемым значениями эффекта. Это критическое значение определяют для каждой конкретной ситуации, используя типовые представления. Индикатор проблемы — достижение одним или несколькими параметрами эффекта критического значения.
В каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, обусловленные характером и спецификой деятельности, ее структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой. Однако общее, характерное для любого процесса принятия решений, заложено в основу технологии
разработки и принятия решений, используемой в любой организации.
В организационно-технологическом аспекте весь процесс принятия решений можно представить в виде пяти составляющих: выявление проблемы, подготовка решения, принятие решения, его реализация, контроль реализации.
Несмотря на различную направленность, характер и масштаб решаемых задач процесс подготовки и принятия решения является достаточно универсальным и может быть представлен в виде единой технологической последовательности этапов, которые позволяют упорядочить действия по принятию и реализации решения, хотя при этом в зависимости от решаемой задачи отдельные из них могут носить неявный характер и осуществляться даже на подсознательном уровне мышления ЛПР.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. «Установление логической последовательности решения управленческих проблем».
Цели практического задания
- определение логической последовательности решения управленческих проблем
- приобретение практических навыков коллективной выработки решений
Предлагаемое задание позволит студентам определить логически обоснованную последовательность действий хозяйственных руководителей при выявлении, анализе и решении управленческих проблем, освоить технологию групповой работы, выявить ситуационного лидера, убедиться, как хорошая самоорганизация группы повышает эффективность ее деятельности.
Задача студентов состоит в том, чтобы определить последовательность выполнения руководителем действий, представленных в бланке решения задания (табл.1.1).
Порядок выполнения задания
-
из 18 действий, обозначенных в бланке решения задания, надо последовательно составить алгоритм решения управленческих проблем (АРУП), для чего необходимо пронумеровать действия порядковыми номерами, начиная с 1 по 18; -
сначала каждый студент принимает решение самостоятельно, без консультаций с остальными участниками группы. Каждый участник заносит время решения t1 по окончании работы во вторую итоговую строку; -
затем все участники разбиваются на команды по 5 - 7 человек, в зависимости от общего количества играющих, и вырабатывают общее коллективное мнение относительно АРУП. Команды между собой мнениями не обмениваются. Решение задачи обозначается поднятием руки; время решения t2 заносится в графу 4 соответствующей итоговой строки; -
представитель команды, докладывая групповые решения, защищает их логическими доводами; -
преподаватель зачитывает эталонную последовательность АРУП, которая заносится игроками в графу 5; -
игроки рассчитывают индивидуальные и групповые ошибки в графах 6 и 7 в виде абсолютных величин отклонения индивидуальных и групповых оценок от эталона (т.е. без учета знака) и суммируют их в первой итоговой строке; -
в графах 6 и 7 второй итоговой строки проставляется сумма баллов за затраченное время (1 минута = 3 балла);
- в последней итоговой строке (графы 6 и 7) рассчитываются общие суммы баллов.
Преподаватель на основе личных наблюдений анализирует работу играющих, объявляет результаты, поощряет победителей.
Регламент выполнения практического задания. Задание выполняется в один цикл. Время этапов выполнения задания: введение - 15 мин., индивидуальные решения участников - до 30 мин., коллективные решения-до 30 мин., подведение итогов и объявление результатов- 15 мин.
Таблица 1.1
Бланк участника выполнения практического задания
№ п/п | Наименование действий (этапов) принятия управленческого решения | Оценка | Эталон | Ошибка | ||
Индиви-дуальная | Групповая | Индивидуальная | Групповая | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 | Структуризация проблемы Документальное оформление задач Определение разрешимости проблемы Определение отклонения фактического состояния системы от желаемого Оценка степени полноты и достоверности информации о проблеме Оформление решения Разработка вариантов решения проблемы Определение существования проблемы Оценка новизны проблемы Контроль выполнения решения Выбор решения Оценка вариантов решения Координация действий исполнителей решения Постановка задач исполнителям Выбор критерия оценки вариантов решения Установление взаимосвязи с другими проблемами Формулирование проблемы Определение причины возникновения проблемы | | | | | |
Сумма ошибок | | | | |||
Время работы / баллы | (t1) | (t2) | | (3t1) | (3t2) | |
ИТОГО: | | |