Файл: Сборник задач по дисциплине управленческие решения для студентов дневного отделения, обучающихся по специальностям Менеджмент организации (080507. 65).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 438

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт экономики, управления и права

кафедра управления организацией
СБОРНИК ЗАДАЧ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»
для студентов дневного отделения, обучающихся по специальностям

«Менеджмент организации (080507.65)» и « Государственное и муниципальное управление (080504.65)»

МОСКВА – 2010

УДК 658.012.41 (076.1)

6Н1

Обсуждено и утверждена на заседании кафедры «Управление организацией»

Протокол №__ от ..2010 г.

Одобрено учебно-методической

комиссией Института экономики, управления и права

Протокол № от ..2010 г.

Составитель: к.э.н., доцент М.М. Волков
Ответственный редактор: к.э.н., профессор Т.И.Власова

Ст. преподаватель Волков М.М. Сборник задач по дисциплине «Управленческие решения» – М.: Изд-во МГОУ, 2010 г. – 41 с.

В сборнике рассмотрены наиболее распространенные методы, исполь­зуемые в процессе экономического обоснования выбора решений в детерминированных, слабо структурированных и не­структурированных задачах управления организацией. В частности, рассмотре­ны метод дисконтирования, прием «дерево решений» для решения вероятностных многоэтапных задач, методы, используемые в вероят­ностных задачах и для принятия решения в условиях неопределенности.

© Волков М.М., 2010

© Московский государственный

областной университет, 2010

© Издательство МГОУ, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...4

  1. Управленческое решение и процесс его принятия………………5

2. Принятие управленческих решений в условиях определенности…………………………………………….……….9

2.1. Экономическое обоснование принятия решений в области производства продукции ....……………..………………………….…9

2.2. Экономическое обоснование принятия решений в инвестиционной деятельности предприятия …….....................…..14

3. Принятие управленческих решений в условиях неопределенности и риска …………………….18

4. Коллективное принятие решений..………………………………28

5. Обоснование выбора решения с использованием метода имитационного моделирования……………………………………..37


Рекомендуемая литература…………………………………………………..45

ВВЕДЕНИЕ

В практике управления организацией ежедневно принимается значительное количество ре­шений. Развитие теории и практики управления позволили выработать значительное количество методов и приемов их обоснования и принятия на этой основе рацио­нальных решений.

В данном сборнике автор предлагает примеры практического реше­ния конкретных задач управления, иллюстрирующих наиболее часто используемые методы и приемы экономического обоснования и принятия управленческих решений.

Проведение деловых игр, разбор и решение конкретных задач управления призваны способствовать развитию у студентов практических навыков анализа си­туаций, постановки целей, разработки вариантов решения, подбора методов реше­ния и выбора оптимального варианта.

Представленные в сборнике материалы подготовлены в соответствии с про­граммой дисциплины «Управленческие решения».

Сборник содержит несколько разделов. Первый из них представляет собой практическое задание по определению технологической последовательности действий руко­водителя по подготовке, принятию и реализации управленческого решения.

Последующие разделы посвящены двум основным классам методов обос­нования решений исходя из полноты информации о ситуации и перспективах ее раз­вития, т.е. детерминированным (структурированным) классам задач и вероятностным (иногда их на­зывают задачами в условиях неопределенности).

1. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ И ПРОЦЕСС ЕГО ПРИНЯТИЯ

Принятие решения — это про­цесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласо­вания наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели. Следовательно, процесс принятия решенияэто процесс выбора лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив.[6]

Данный процесс — это деятельность, осуществляемая по опреде­ленной технологии с использованием различных методов и техниче­ских средств, направленная на разрешение определенной управленче­ской ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления. В организационном аспекте данный процесс представляет собой совокупность закономерно следующих друг за дру­

гом в определенной временной и логической последовательности эта­пов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направ­ленные на выработку и реализацию решения. Эту повторяющуюся сис­тему действий принято называть технологией процесса выработки и реализации решений.

Типовые процессы принятия ре­шений, реализуемые в самых различных областях деятельности, имеют много общего, поэтому необходима некоторая универсальная «типо­вая» схема процесса принятия решения, устанавливающая наиболее це­лесообразный набор и последовательность действий. Данную схему сле­дует рассматривать не как жесткий алгоритм выработки и принятия управленческого решения, а как логическую и наиболее приемлемую схему действий менеджера в часто встречающихся проблемных ситуа­циях.

На любом уровне менеджер должен справляться с целым потоком решений. Некоторые решения похожи на те, которые были приняты ранее, другие — совершенно новые, при этом столь важны, что требуют тщательного обдумывания. Решения иногда следует принимать само­стоятельно, иногда—взаимодействуя с другими людьми.

Необходимость в разработке управленческого решения возникает при осознании проблемы. Наличие проблемы (критического рассогла­сования между желаемым положением и реальным) — это фактор, акти­визирующий усилия менеджмента.

Существуют два подхода к определению проблемы.[6] Согласно перво­му проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достиг­нуты. Во втором случае в качестве проблемы рассматривают существу­ющую потенциальную возможность. Осознание проблемы возникает при определенном критическом значении рассогласования между существу­ющим и желаемым значениями эффекта. Это критическое значение определяют для каждой конкретной ситуации, используя типовые пред­ставления. Индикатор проблемы — достижение одним или нескольки­ми параметрами эффекта критического значения.

В каждой организации практика разработки и принятия управлен­ческих решений имеет свои особенности, обусловленные характером и спецификой деятельности, ее структурой, действующей системой ком­муникаций, внутренней культурой. Однако общее, характерное для любого процесса принятия решений, заложено в основу технологии
разработки и принятия решений, используемой в любой организации.

В организационно-технологическом аспекте весь процесс принятия решений можно представить в виде пяти составляющих: выявление про­блемы, подготовка решения, принятие решения, его реализация, контроль реализа­ции.

Несмотря на различную направленность, характер и масштаб решаемых за­дач процесс подготовки и принятия решения является достаточно универсальным и может быть представлен в виде единой технологической последовательности эта­пов, которые позволяют упорядочить действия по принятию и реализации решения, хотя при этом в зависимости от решаемой задачи отдельные из них могут носить не­явный характер и осуществляться даже на подсознательном уровне мышления ЛПР.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. «Установление логической последовательности решения управленческих проблем».

Цели практического задания

- определение логической последовательности решения управленческих проблем

- приобретение практических навыков коллективной выработки решений

Предлагаемое задание позволит студентам определить логически обоснованную последовательность действий хозяйственных руководителей при выявлении, анализе и решении управленческих проблем, освоить технологию групповой работы, выявить ситуационного лидера, убедиться, как хорошая самоорганизация группы повышает эффективность ее деятельности.

Задача студентов состоит в том, чтобы определить последовательность выполнения руководителем действий, представленных в бланке решения задания (табл.1.1).

Порядок выполнения задания

  • из 18 действий, обозначенных в бланке решения задания, надо последовательно составить алгоритм решения управленческих проблем (АРУП), для чего необходимо пронумеровать действия порядковыми номерами, начиная с 1 по 18;

  • сначала каждый студент принимает решение самостоятельно, без консульта­ций с остальными участниками группы. Каждый участник заносит время решения t1 по окончании работы во вторую итоговую строку;

  • затем все участники разбиваются на команды по 5 - 7 человек, в зависимости от общего количества играющих, и вырабатывают общее коллективное мнение от­носительно АРУП. Команды между собой мнениями не обмениваются. Решение за­дачи обозначается поднятием руки; время решения t2 заносится в графу 4 соответ­ствующей итоговой строки;

  • представитель команды, докладывая групповые решения, защищает их ло­гическими доводами;

  • преподаватель зачитывает эталонную последовательность АРУП, кото­рая заносится игроками в графу 5;

  • игроки рассчитывают индивидуальные и групповые ошибки в графах 6 и 7 в виде абсолютных величин отклонения индивидуальных и групповых оценок от эта­лона (т.е. без учета знака) и суммируют их в первой итоговой строке;

  • в графах 6 и 7 второй итоговой строки проставляется сумма баллов за за­траченное время (1 минута = 3 балла);


- в последней итоговой строке (графы 6 и 7) рассчитываются общие суммы баллов.

Преподаватель на основе личных наблюдений анализирует работу играющих, объявляет результаты, поощряет победителей.

Регламент выполнения практического задания. Задание выполняется в один цикл. Время этапов выполнения задания: введение - 15 мин., индивидуальные решения участников - до 30 мин., коллективные ре­шения-до 30 мин., подведение итогов и объявление результатов- 15 мин.

Таблица 1.1
Бланк участника выполнения практического задания




п/п





Наименование действий (этапов) приня­тия управленческого решения



Оценка

Эталон


Ошибка

Индиви-дуальная

Группо­вая

Индивидуальная

Груп­повая

1

2

3

4

5

6

7

1

2
3
4

5

6

7
8
9

10
11

12

13
14
15
16
17

18


Структуризация проблемы Документальное оформление задач

Определение разрешимости проблемы

Определение отклонения фактического состояния системы от желаемого

Оценка степени полноты и достоверно­сти информации о проблеме

Оформление решения Разработка вариантов решения пробле­мы

Определение существования проблемы

Оценка новизны проблемы Контроль выполнения решения

Выбор решения

Оценка вариантов решения Координация действий исполнителей решения

Постановка задач исполнителям

Выбор критерия оценки вариантов ре­шения

Установление взаимосвязи с другими проблемами

Формулирование проблемы Определение причины возникновения проблемы
















Сумма ошибок










Время работы / баллы

(t1)

(t2)




(3t1)

(3t2)

ИТОГО: