Файл: Отчет о практике в соответствии с учебным планом я проходила производственную практику в Государственном бюджетном учреждении города Москвы Жилищник Зеленоградского административного округа организации (гбу Жилищник ЗелАО).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-общие положения;

-основные задачи психологической службы;

-основные функции психологической службы;

-права психологической службы;

-организация работы психологической службы;

-заключительные положения.

На основании Положения о психологической службе головной организации будет строиться работа и психологических служб филиалов. Работа каждого психолога должна регламентироваться должностной инструкцией.

Успешной практической деятельности психолога способствует организация его рабочего места. Он состоит из нескольких комнат:

1. Рабочего кабинета психолога с сейфом для хранения материалов. Рабочее место психолога должно быть автоматизировано: персональный компьютер с программным обеспечением; фонд психологических методик; закрытые шкафы для хранения психологической информации и документов конфиденциального характера; учебно-методические материалы (психологический календарь, почтовый ящик психолога, психологические советы дня - рекомендации для педагогов, родителей и учащихся разного возраста); тематический стенд по актуальным проблемам социальной, возрастной и педагогической психологии, обобщенные результаты работы - плакаты.

2. Операторского зала, куда помещают всю аппаратуру, обслуживающую сеансы психотерапии (аудиотехника; аудиокассеты с записями психотерапевтического характера; проекционная аппаратура; проекционные материалы психотерапевтического характера; специальная светотехническая система и другие средства, способствующие осуществлению психотерапевтического воздействия).

3. Психотерапевтического зала - комнаты психологической разгрузки, для проведения психологической релаксации; снятия нервно-психологического напряжения; эмоциональной разгрузки; индивидуального и группового психологического консультирования; психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий; работы пункта, почты или телефона доверия. Это помещение должно быть оформлено в постельных тонах, успокаивающих оттенках зелёного и голубого в сочетании с тёплым бежевым либо желтым цветом. Плавные линии, не яркий свет, шумоизоляция. Всё это помогает клиенту отстраниться от текущих забот и расслабиться.

Немаловажную роль в кабинете психолога играют температура (оптимальной считается температура от 20єС до 22єС), наличие мебели, способствующей расслаблению (например мягкие удобные кресла с высокой спинкой), а так же интерьера, создающего иллюзию открытого пространства.


Однако наличие рабочего кабинета не означает, что большую часть рабочего времени психолог будет проводить в нем. Необходимо достаточно часто контактировать с людьми на их рабочих местах, быть полноправным членом коллектива и активным участником деятельности организации.
Для кабинета практического психолога отведено помещение, площадью 25 кв.м. с тем, чтобы одновременно в нем могли находиться 10-12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях.

Кабинет психолога территориально изолирован. Он не может быть проходным или смежным помещением (например, быть объединенным с учительской комнатой, кабинетом завуча и т.п.). По возможности кабинет лучше разместить вдали от медицинского и административного кабинетов.

Важна также и достаточная звуковая изоляция. Надо учитывать, что, например, близость музыкального или физкультурного залов создаст повышенный уровень шума, а это может препятствовать работе. Во время занятий на входной двери необходимо вывесить предупреждение о соблюдении тишины.

Температурный режим. Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. Желательно иметь установки для увлажнения и ионизации воздуха (в связи с повышенной его сухостью в зимнее время) и для кондиционирования воздуха. Оптимальной считается температура от 20 до 22° C.

Пространство кабинета должно быть организовано в соответствии со спецификой профессиональной деятельности психолога. Исходя из этого, рекомендуется деление кабинета на несколько рабочих зон, имеющих различную функциональную нагрузку. Можно выделить следующие зоны:

-зона первичного приема и беседы с клиентом

- зона консультативной работы

- зона диагностической работы

- зона коррекционно-развивающей работы

- зона игровой терапии (тренинговая зона)

- зона релаксации и снятия эмоционального напряжения

- личная (рабочая) зона психолога

- зона ожидания приема.

Зона первичного приема и беседы с клиентом оснащается рабочим столом; картотекой с данными о клиентах (детях, учителях, родителях); Рядом со столом психолога целесообразно поместить шкаф, где можно расположить необходимый диагностический, методический материал и другой инструментарий для психологического обследования.

В зависимости от типа проблем, с которыми обращаются клиенты за психологической помощью в консультации, возможно выделить следующие виды психологического консультирования:

- индивидуальное консультирование (проблемы личностного роста, внутренние конфликты, страхи, психологические травмы, проблемы межличностных отношений);



- супружеское консультирование (проблемы взаимоотношений, сексуальные проблемы; состояния до или после развода);

- семейное консультирование (проблемы взаимоотношений с настоящими или бывшими (в случае развода) родственниками, психолого-педагогические проблемы, проблемы взаимоотношений с детьми);

- профконсультирование (выбор профессии, совершенствование способностей, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности, повышение работоспособности);

- оргконсультирование (кадровая политика, имидж фирмы, повышение производительности труда, взаимоотношения с партнерами).

Исходя из количества присутствующих клиентов выделяют следующие виды консультирования:

- индивидуальное;

- групповое.

В отдельную группу можно выделить дистанционные виды консультирования:

- консультирование по телефону;

- переписка.

Важно помнить, что любое деление является условным и осуществляется, как правило, для удобства изучения предмета. Поэтому вы не встретите консультацию, принадлежащую к какому-либо одному из предложенных видов, они находятся во взаимосвязи, подобно кругам Эйлера. Например: консультирование по личностным вопросам будет одновременно индивидуальным; по вопросам психолого-педагогического характера может быть и индивидуальным, и групповым.

В исследовании принимали участие сотрудники Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Жилищник Зеленоградского административного округа» (n=60; возраст от 21 до 60 лет), в том числе, 12 руководителей высшего звена (ЭГ) и 13 руководителей среднего звена (КГ). Испытуемые проходили психологическое тестирование. Все испытуемые на момент обследования работали, обладали высокой степенью мотивации и ответственным отношением к проводимым исследованиям.

Методики исследования:

1. Опросник 16-PF Р. Кеттелла, форма А (в адаптации А.А. Рукавишникова, М.В. Соколовой, 1995).

2. Методика Дж. Гилфорда и М. Салливана, адаптированная Е.С. Михайловой (Алешиной).

3. Анкета – опросник «Полярные модели основного управленческого отношения».

Все использованные методики диагностики отвечают требованиям валидности, надежности и адаптированности к российской выборке.

1. В результате проведения исследования с помощью опросника 16-PF Р. Кеттелла, форма А (в адаптации А.А. Рукавишникова, М.В. Соколовой, 1995) мы пришли к следующим выводам: для лиц, находящихся на управленческих должностях особенностями личности являются хорошая обучаемость,
способность к абстрактному синтезу информации, выраженные интеллектуальные интересы.

Руководители среднего звена характеризуются склонностью к изобретательству, а иногда и необоснованным экспериментам. У них выражено стремление к получению новой информации, используют новые методы в профессиональной деятельности. Однако руководители высшего звена стараются придерживаться устоявшихся точек зрения и более критично относятся к новым формам деятельности. Лица, находящиеся на управленческих должностях, характеризуются большей независимостью от группы, способны самостоятельно принимать решения и добиваться их исполнения. Вместе с тем они не склоны инициировать межличностные контакты, и в некоторой степени отгорожены от окружающих. Не исключено, что вышеперечисленные черты личности входят в структуру профессионально важных качеств руководителей.

Как руководителей высшего, так и среднего звена, характеризуют такие качества как организованность, ответственность, способность к контролю своих эмоций, стремление придерживаться существующих социальных норм и правил. Они с определенной осторожностью принимают решения, предпочитают рационально планировать свою деятельность.

Такие лица заботятся о своей профессиональной репутации, однако их отличает некоторая обеспокоенность за свою перспективу, что может объясняться достаточно жесткой кадровой политикой руководства предприятия.

Для изучения особенностей экстернальности-интернальности испытуемых были рассчитаны средние значения по методике «Уровень субъективного контроля» в обеих группах, а затем проведено ранжирование средних значений шкал интернальности. Наиболее выраженной тенденцией в обеих профессиональных группах является интернальность в области достижений. Таким образом, как руководители высшего звена, так и руководители среднего звена считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и, что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем, что соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями.

Следует заметить, что в группе руководителей среднего звена выражен более высокий ранг шкалы интернальности в области межличностных отношений. Это свидетельствует о том, что они в большей степени, чем руководители высшего звена считают себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию.


Мы разделили руководителей высшего звена на две группы в зависимости от значения шкалы общей интернальности. Те, чей показатель по данной шкале составил более 5,5 стенов, мы отнесли к группе интерналов (21 человек), менее 5,5 стенов - к группе экстерналов (9 человек). Аналогичное разделение мы провели и в группе руководителей среднего звена (20 человек - интерналы, 10 - экстерналы). На рисунке 2 изображены профили факторов личности (по Р. Кеттеллу) у представителей разных профессиональных групп различающихся уровнем субъективного контроля.

В целом усредненные профили по методике Кеттелла руководителей с разным уровнем интернальности достаточно сходны, хотя профиль руководителей-интерналов характеризуется в целом более высокими значениями. Исключение составляют факторы О и Q4, средние значения которых у руководителей-интерналов относительно ниже, чем у руководителей-экстерналов.

Данная тенденция может свидетельствовать о том, что руководители, которые придерживаются мнения, что большинство важных событий в их жизни, является результатом их собственных действий, и что они могут ими управлять, и, таким образом чувствуют ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом, характеризуются меньшим уровнем тревожности и физиологического дискомфорта. У них отмечается высокая фрустрационная толерантность: они удовлетворены существующим положением дел и спокойнее воспринимают критику в свой адрес.

2. Полученные данные по результатам второй методики свидетельствуют о том, что у группы руководителей высшего звена такие составляющие социального интеллекта как «Истории с завершением», «Группы экспрессии», «Вербальная экспрессия» и общий уровень развития социального интеллекта преобладают. Это может говорить о большей способности руководителей высшего звена, нежели руководителей среднего звена, предвидеть последствия поведения окружающих, предвосхищать их дальнейшие действия на основе анализа реальных ситуаций общения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, экспрессии, намерений участников коммуникации.

Также представители данной группы обладают высокой чувствительностью к особенностям человеческих взаимоотношений, быстро и безошибочно понимают то, что люди говорят друг другу, с каким эмоциональным и экспрессивным содержанием в контексте определенной ситуации.

У руководителей обеих групп приблизительно равные значения по субтесту «Истории с дополнением», у представителей все же результаты преобладают. Это свидетельствует о том, что они чуть в большей степени способны распознавать и идентифицировать межличностные взаимодействия, умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение содержания ситуации, при включении в процесс коммуникации посторонних участников.