Файл: Гносеология. Рациональное и иррациональное в познании..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«ТЮМЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ университет»
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК И ТЕХНОЛОГИЙ
Контрольная работа.
по дисциплине «Философия»
Тема: «Гносеология. Рациональное и иррациональное в познании.»
Вариант 25
Выполнил:
студент группы АТПБз-19-4
Шаров В.В.
Проверил:
доцент Узлова Н.В.
2020
Содержание
Введение…………………………………………………………………… | 4 |
1. Философия и познание………………………………………………. | 6 |
2. Гносеология: суть учения. Познание, его сущность и виды ……….. | 8 |
3. Соотношение познания и практики …………………………………. | 13 |
4. Проблема соотношения рационального и иррационального ………. | 17 |
Заключение………………………………………………………………. | 22 |
Список использованной литературы…………………………………. | 24 |
Введение
Теория познания в философии занимается исследованием способов получения знания, познавательных способностей человеческого разума. Без данной науки было бы чрезвычайно трудно формирование самой философии. Критический подход, который применяется во всех направлениях учения, способствует отделению подлинного знания от вымысла. На протяжении нескольких веков человечество наблюдает противостояние двух разных позиций в теории познания нашего мира. Согласно одной из них достоверность нашего знания гарантируется разумом, согласно другой, существуют иные области миропонимания, которые достигаются с помощью таких качеств, как чувства, инстинкты, вера и т.д. Первое направление в философии – рационализм – признает «ratio» или разум в качестве единственного источника познания. И если рационализм предполагает осмысленность мира и логику, существующую в этом мире, то второе направление – иррационализм, противопоставляется рационализму, и большее внимание обращает на иррациональность мира и человеческого существования. Иррационалисты убеждены в принципиальной непознаваемости окружающего мира с помощью разума, на первый план в нем выходят нерациональные аспекты духовной жизни человека: воля, созерцание, чувства, воображение, «бессознательное», именно поэтому последователи иррационализма пытаются найти модели жизни с учетом отрицания упорядоченного мира, в который человек оказался заброшен. В современной западной философии познание теряет свою изначальную экзистенциальную значимость, перестаёт быть актуальным. Все, более погружаясь в производство вещей, искусственный мир технизированный субъект всё менее интересуется живым, естественным миром. Цель работы – рассмотреть: г
носеологию, рациональное и иррациональное в познании. Задачи работы: 1. Рассмотреть роль философии в познании картины мира. 2. Рассмотреть сущность гносеологии. 3. Раскрыть соотношение познания и практики. 4. Проанализировать соотношение рационального и иррационального познания.
1. Философия и познание
Философия — это особая форма познания мира. К философским задачам относят учение многих законов развития мира, учение познания и ценностей. Философия — это совокупность множества учений, и у нее общий критический подход к познанию всего сущего. Самый важный объект познания — это мир, и человек на протяжении многих веков стремится овладеть пониманием мира. Различные философы постигали мир по-разному. Сенсуалисты пользовались эмпирическим способом познания, основываясь на органах пяти чувств и обрабатывая эту информацию с помощью мышления. Другие способы познания мира — метафизический, в основе которого лежит принцип отстраненного восприятия явлений и объектов как обособленных структур, и диалектический метод, рассматривающий предметы и явления во взаимосвязи и развитии. Одним из способов познания окружающего мира наряду с философией является религия, с помощью которой человек стремится постичь то, что выходит за рамки материального и физического. Также существует понимание мира в виде науки — это единство эмпирического, теоретического и метатеоретического познания. Но самым важным инструментом понимания мира является философия, которая направлена на понимание мира в целом. В философии бесценные вековые знания получены от предыдущих поколений, передаются в виде больших томов сокрытых в хранилищах, освоить которые исследователю не удастся в течение всей жизни. Человек, пройдя множество путей в своей жизни, может приобрести определенные знания, сформировать мировоззрение и обрести собственное мнение по многим вопросам устройства мира. Поднимаясь по ступеням научного познания, человек постигает философию не только как науку, но и как в образ мысли, как бесконечную, универсальную и вечную мудрость. Роль философии в развитии общества в целом и человека в частности зависит от многих факторов. Зависит от личного опыта человека — субъективных причин. Также она зависит от объективных причин, когда философия как система мировоззрения могла быть очень значимой либо вовсе незначительной в обществе. Одним из наиболее сложных вопросов для самих философов является вопрос о том, где проходит граница между философией и другими системами формирования мировоззрения. На протяжении многих веков конкурентом философии была религия, но со временем граница между этими двумя мирами стала частично размываться. Например, известен афоризм выдающегося немецкого ученого публициста Георга Кристофа Лихтенберга: «Бог создал человека по своему подобию, сказано в Библии. Философы делают наоборот, они создают Бога по своему подобию».
1 Проблемы философии связаны с вопросами человеческого бытия, носят многовариантный характер и предполагают неизменные решения этих проблем. Способом решения основных философских проблем является теоретическое мышление как высший уровень отображения реальности в сознании, опирающееся в выводах на совокупный опыт человека и человечества2. Осознание своей роли во всемирном взаимодействии определяет представление о человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Познание невозможно представить без понимания, ввиду его
2. Гносеология: суть учения. Познание, его сущность и виды
Гносеология исследует сущность познавательного отношения человека к миру, рассматривая человеческое бытие. Гносеология сыграла одну из ведущих ролей в развитии философии, так как доказывала различные свойства окружающего мира, определения природы, сообщества и человека, нормы и аспекты научного познания. Формирование гносеологии началось в пору античности. Тогда уже существовало сопротивление знания и мнения, а также зависимость познания от объективного распорядка космоса, то есть гносеология находится в подчинении у онтологии. В Средние века гносеология была в составе религии, но время от времени разум считался самостоятельным источником божественных истин, иными словами, гносеология находится в подчинении у теологии.1 В XVII веке, главной проблемой философии становится необходимость конкретного средства обособлении истины от вымысла. Два развивающихся течения: реализм и эмпиризм противопоставлены друг другу, но никакая из этих течений не оказывается главным. В XIX веке, формирование теории познания зависит от Канта. Задачей философа является обнаружение субъекта как истока познавательного процесса. Философия природы (натурфилософия) потерпела огромные перемены. Естествознание стало развиваться еще быстрее, и метафизическое познание ушло в прошлое. Фундаментом философского исследования стала жизнь и ее проявления. Здесь теория познания свободна, но истина оказалась в зависимости от научных открытий. Неклассическая гносеология считает познание общим результатом объекта и субъекта, другими словами, знания исторически изменчивы и условны, абсолютное знание никому непостижимо. В XXI веке, большое значение имеет изучение вопросов науки, взаимодействий научной деятельности и ученых. Исследования ориентированы на поиск источника знания, обстоятельств, в которых оно создается. Цель науки - приобретение новых знаний, рост познавательных способностей. Гносеология не совершенствуется отдельно от остальных дисциплин. Они помогают в рассмотрении взаимоотношения человека и мира. Под взаимодействием гуманитарных наук, стало ясно, что основательные подходы нуждаются в преображении, так как они ограничивают способности науки. Совместные изучения позволили обнаружить отличия способов, применяемых в естественных науках, от гуманитарной сферы, и рекомендовать новейшие средства развития. Предмет изучения гносеологии – это научное знание. Наряду с центральной проблемой, она исследует особенности научного познания, его отличие от ежедневного познания, видов познавательной деятельности, и их взаимозависимость. Теория познания занимается сопоставлением видов изучения для того, чтобы выявить наилучший метод взаимодействия с миром. Само познание — не цель, а путь изучения, благодаря чему специфика видов исследования мира для науки неинтересна. Намного важнее, средства, которые она применяет. Ставшей отдельной дисциплиной, гносеология остается тесно связанной с онтологией. Онтология —учение о бытии как таковом. Взгляды и воззрения создается на базе изученных житейских традициях, исследованием которых занимается онтология. Учение о бытии было бы
невозможным без совокупного подхода, применения бессчетных способов исследования действительности. Основные черты, присущие гносеологии: Критичность — основная черта теории познания. Учитывая соотношение действительности и заблуждения, философия осуждает саму возможность исследования мира. Каждая направленность гносеологии использует критицизм, оценивая конкретные характеристики объекта, и его соответствие здравому смыслу. Нормативизм — то есть, есть некоторое базовое знание, на основании которого выясняют возможности человеческого интеллекта и понятные ему рубежи знания. В зависимости от течения гносеологии, ученые имеют все шансы применять опыт, готовые формулы и безупречную модель. Для гносеологии также свойственен — субъектоцентризм, то есть главная роль в изучении уделяется субъекту (т.е., тому, кто познает). Без субъекта процесс познания неосуществим. Наукоцентризм — ведущая черта теории познания. Согласно наукоцентризму общенаучные подходы незаменимы, и осуществлять изучение, нужно, делая упор на научные факты. Гносеология изучает два подхода и способа исследования, которые основываются на разных взглядах и противоположны друг другу. 1) Гносеологический оптимизм — сторонники этого подхода считают, что все вселенские процессы доступны исследованию и осознанию. Даже, когда современная наука не может разъяснить отдельные явления, в дальнейшем это станет возможно. Эта точка зрения важна для материалистов, ну и для идеалистов. Для них сам процесс познания — отображение настоящего мира в сознании. Данный подход основывается на принципе постоянства, то есть повышение количества знаний приводит к расширению и изменению сознания. Для исследования важны и увлекательны явления и предметы, при этом между ними нет различия, но изученное и неизученное отличаются. Источник познания объективен, и существует самостоятельно от сознания человека. 2) Гносеологический пессимизм — сторонники данного подхода считают, что потенциал человеческого разума небольшой и всегда есть и будут вопросы, на которые у ученых нет решения. Пессимистический подход в свою очередь делится на два подвида: Первый — скептицизм. В самой философии это специфичный способ получения знаний. Он подвергает сомнению возможность отличать объективную действительность от вымысла. Второй — агностицизм. Утвердился в отдельное движение, благодаря Канту. Внешний мир является источником знания, сущность внешнего мира человек изучить не в силах, потому что она за пределами его понимания. Любой объект — это замкнутая сфера знания, и узнать его можно лишь косвенно, иначе говоря при помощи органов чувств. Итог исследования — опыт ощущений. В XX веке из агностицизма появилось новое течение — конвенционализм. Оно является своего рода формой контракта между учеными. В соответствии чему, научная теория — это не беспристрастное отображение глобальных процессов, а итог соглашения между учеными различных стран мира.
1 Представители гносеологии в разные эпохи: Античный период. Парменид первый, кто задавался вопросами познания. Он отделил истину и мнение, определив истину постоянной, логичной и вневременной. Автором первого из методов познания — майевтики, стал Сократ. Аристотель разработал главные взгляды рационализма и аналитику в роли первого из методов познания. Средневековье. В данное время, изучением познания занимаются схоласты. А именно, философ Ориген предлагает концепцию о трехуровневом понимании. Новое время. Научный подход является главным методом познания. Рационалисты — к ним относятся Декарт и Лейбниц, конфликтуют с эмпириками, то есть с Локком, Юмом, Бэконом. Они предлагают противоположные способы познания — дедукцию и опыт. Дедуктивный подход предусматривает логический итог раздумий на основе наблюдений, а опыт базируется на личном восприятии. Немецкая классическая философия. Вообще возможность познания мира ставится под сомнение. Кант задается вопросом о причинах познания. Гегель обращается к логике, как единому методу познания. Оставшиеся виды познавательных способностей он видит, как недоразвившиеся способы мышления. Классическое неокантианство. Благодаря неокантианству, теория познания получает статус самостоятельной науки. Представители данной школы сходились в решении: гносеология — это учение о знании и границах знания. Термин «гносеология» был также сформулирован отечественным мыслителем — Введенским. Можно сделать вывод: несмотря на полностью разные умозаключения философов о сущности гносеологии, о методах человеческого познания, сама философия внесла значимый вклад в научное исследование сущности знания и структуры человеческих знаний. Философским образом, думая о проблемах познания, Платон совершил великое открытие о трёхсоставности психики человека – Разум, Чувства и Воля; Аристотель – о публичной сущности человека; Рене Декарт — на 300 лет до академика И.П.Павлова обнаружил у человека и животных условные и безусловные рефлексы; Джон Локк – положил начало детской психологии. И всё это без учёта того, что философия постоянно была объединяющим фактором всех полученных людьми знаний, а для ученых — указывающим лучом в потёмках научных поисков. На сегодняшний день развитие науки и общества в целом требует дальнейшего развития многих проблем гносеологии.