Файл: Гносеология. Рациональное и иррациональное в познании..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключение
Научное познание – очень сложный и многоэтапный процесс. Абсолютизировать лишь рациональную сторону этого процесса было бы крайне опрометчиво и поспешно. Сам разум является носителем иррациональной составляющей: в познании обнаружились еще неотрефлексированные, логически неоформировавшиеся формы знаний, которые все же могли быть частично эксплицированы, верифицированы, объективированы в реальность с помощью различных внерациональных импульсов (например, инсайт, интуиция, озарение). В гносеологическом плане «рациональное» понимается: а) как характеристика процесса познания, когда рациональное познание противопоставляется чувственному и сверхчувственному; б) как знание, выразимое в понятиях, логически обоснованное, теоретически осознанное, систематизированное; установленное и обоснованное, разум. К сфере гносеологии можно отнести понимание «рационального» как базовой установки человека по отношению к миру, для которой характерна убежденность в рациональной организации мира и возможности ее познания. Рациональное познание протекает в двух основных формах: рассудка и разума. Иррациональное – это философское понятие, выражающее неподвластное разуму, неподдающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями разума. Это тоже своего рода базовая установка субъекта познания по отношению к реальности, для которой характерна убежденность, что в основе мироздания лежит иррациональное начало, которое сложно постичь с помощью разума. В гносеологическом плане «иррациональное» традиционно понимается: – как процесс познания, протекающий вне разума и не подверженный рациональному осмыслению; – как знание, которое не может быть выражено, в понятиях, в системной упорядоченной форме, не подлежит логическому обоснованию. Можно отметить, что познание – это некий «симбиоз» рациональных и иррациональных компонентов. Иррациональная составляющая познания тесно связана с бессознательным уровнем психики субъекта, предполагающая связь с рациональным компонентом его мыслительной активности. Отсюда следует, что полностью логическая экспликация категории «иррациональное» фактически невозможна, в ней всегда остаются элементы непознанности и таинственности для логического мышления. В заключении отметим, что формирование и развитие познания было тесно связано с процессом рационализации мысли, хотя само знание выходит за рамки, так называемой «классической рациональности», оно относится скорее к трансрациональному. Исследователи пришли к такому выводу что, «рациональность, будучи важнейшим конституирующим принципом предметного познания, то есть познания, ставящего своей задачей исследование свойств и закономерностей внешнего предметного материального мира, необходимо и естественно дополняется познанием духовного мира человека и духовной реальности. На этом уровне выясняется, что как познание, так и само бытие в своих глубинных основаниях есть единство рационального и иррационального».
Список использованной литературы
1. Жиртуева, Н. С. Философско-мистические традиции мира: монография / Н. С. Жиртуева. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. 2. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994. 3. Лега В. П. История западной философии: в двух частях. Часть I. Античность. Средневековье. Возрождение. Изд-во ПСТГУ, 2014. С. 19
4. Лекторский В.А. Гносеология в системе философии. М., 1986. С.16
5. Ленин В. И. Полное собрание сочинений: в 30-ти т. М.: Издательство политической литературы, 1972. Т. 29. Философские тетради. С. 172 6. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию // М.: Прогресс, 1990. С. 22–23 7. Мудрагей, Н. С. Рациональное и иррациональное философская проблема / Н. С. Мудрагей // Вопросы философии. — 1994. — №9. — С. 66. 8. Рахматуллин Р.Ю. Философия: Курс лекций. Уфа: Уфимский юридический институт МВД РФ, 1998 с.269 9. Федосеенков А.В. Культура субъективности. В сб.: Путь в науку. Ростов-на-Дону, 2001. С. 123 10. Чупин П. П. Философские основы логики и методологии научного познания. Свердловск: Изд-во Свердловского ун- та, 1995. с.9 11. Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 1988. С. 16 12. Швырев В.С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М.: Политиздат, 1986. с. 230
1 Лега В. П. История западной философии: в двух частях. Часть I. Античность. Средневековье. Возрождение. Изд-во ПСТГУ, 2014. С. 19
2 Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию // М.: Прогресс, 1990. С. 22–23
1 Лекторский В.А. Гносеология в системе философии. М., 1986. С.16
1 Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994. с. 5
1 Рахматуллин Р.Ю. Философия: Курс лекций. Уфа: Уфимский юридический институт МВД РФ, 1998 с.269
1 Чупин П. П. Философские основы логики и методологии научного познания. Свердловск: Изд-во Свердловского ун- та, 1995. с.9
1 Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 1988. С. 16
1 Ленин В. И. Полное собрание сочинений: в 30-ти т. М.: Издательство политической литературы, 1972. Т. 29. Философские тетради. С. 172
2 Швырев В. С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М.: Политиздат, 1986. с. 230
1 Жиртуева, Н. С. Философско-мистические традиции мира: монография / Н. С. Жиртуева. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. с.6-7
1 Мудрагей, Н. С. Рациональное и иррациональное философская проблема / Н. С. Мудрагей // Вопросы философии. — 1994. — №9. — С. 66.
2 Федосеенков А.В. Культура субъективности. В сб.: Путь в науку. Ростов-на-Дону, 2001. С. 123