Файл: Контрольная работа По дисциплине Культурология Вариант 2 Тема Культура древнего Китая Содержание Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контрольная работа
По дисциплине
Культурология
Вариант 2
Тема Культура древнего Китая
Содержание
Введение………………………………………………………………………....2
Глава I.Культура Древнего Китая……………………………………………..3
1.1.Природные условия и их влияние на хозяйственную жизнь китайцев……………………………………………………………...…………….5
1.2.Основные особенности древнекитайской культуры. Космологические взгляды древних китайцев. Традиционность китайской культуры. Составляющие китайской цивилизованности: письменность и ритуал………………………………………………...........................................7
1.3.Древнекитайская государственная культура. Учение Конфуция о государстве. Древнекитайская семья………………………………………….15
1.4.Основные философские школы Древнего Китая………………………..20
1.5.Древнекитайское искусство: живопись, архитектура, поэзия, каллиграфия………………………………………………………….................23
Заключение………………………………………………………...……………25
Библиография……………………………………………………………………26
Введение
Китай - страна древней истории, культуры, философии; одна из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц-зы.
Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает необычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.
Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м — 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и отваживались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китайской культуры: высокий уровень строительного искусства, традиционность построек и религиозных обрядов, культ предков, рационалистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.
Цель работы - изучить культуру Древнего Китая.
Задачи работы - обозначить общие черты культуры Китая; рассмотреть традиции Китая; охарактеризовать быт и особенности философии Китая.
Глава I.Культура Древнего Китая.
Китайская культура по праву считается одной из самых древних. Сами китайцы называли свою страну по-разному – то Чжун Го1 (т.е. Срединная цветущая), то Поднебесная, то по названию тех или иных династий.
Культура Древнего Китая сложилась в бассейне крупной реки Хуанхэ. Это очень капризная река: она очень часто меняла русло, обрушивая берега и затопляя большие площади. В китайской литературе ее очень часто называют «рекой, надрывающей сердце», очевидно, из-за ее капризного нрава. Поэтому китайцы упорно сооружали на Хуанхэ плотины и дамбы. Что улучшало земледельческие качества почвы, и без того достаточно плодородной.
В Древнем Китае имелись большие лесные массивы. Довольно богатая флора и фауна. Что касается населения Древнего Китая, то оно было весьма пестрым. Собственно китайцы первоначально заселяли лишь бассейн среднего течения Хуанхэ. Постепенно они переселялись и в другие области, вступая в конфликты, в том числе и военные, с другими племенами.
Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную.
Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы.
В этот древнейший (2 тыс. лет до н.э.) период китайцам так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они поклонялись духам гор, земли, рек, солнцу, луны, дождя, ветра и др.Этим духам молились, приносили жертвы, к ним обращались с просьбой о хорошем урожае. Среди них выделялось главное, верховное божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей.
Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, т.е. представителем бога на земле. Уже с XIII в. до н.е. для обозначение царей применяются те же иероглифы, которыми прежде обозначалось только верховное божество.
Очень сильным был также культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжит жить и более того – она может вмешиваться в дела живых.
Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим
рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности, предметы утвари.
1.1.Природные условия и их влияние на хозяйственную жизнь китайцев.
Наиболее древним районом расселения китайского народа является область среднего и нижнего течения реки Хуанхэ (Жёлтая река)2, а также равнина, прилегающая к Печилийскому заливу. В долинах и низменностях, орошаемых Жёлтой рекой и её притоками, умеренный климат и плодородная лёссовая почва способствовали раннему развитию земледельческого хозяйства.
Однако неравномерное распределение осадков часто вызывало неурожаи. Поэтому население древнего Китая принуждено было создавать систему искусственного орошения. В период организации земледельческого хозяйства населению древнего Китая приходилось не только равномерно распределять воду рек по всей стране, создавая систему искусственного орошения, но также вести непрерывную и организованную борьбу с грандиозными катастрофическими наводнениями реки Хуанхэ, которая нередко, выходя из берегов, затопляла все прилегающие области.
Грандиозные разливы Хуанхэ в значительной степени объясняются постоянным повышением уровня дна реки. Лёсс, размытый рекой, отлагается на дне, повышает уровень реки и приводит к тому, что она выходит из своего старого русла, разливаясь по всей окружающей местности. Эти наводнения влекли за собой катастрофические бедствия для всей страны, разрушая поселения и жилища земледельцев и уничтожая посевы. Населению приходилось принимать различные меры, чтобы охранять свои жилища и поля от разливов реки.
В древности в Северном Китае было гораздо больше лесов, чем теперь. На это указывают надписи на гадательных костях, в которых описываются большие охоты на оленей, а также многочисленные упоминания о больших лесах в «Книге песен». Значительный лесной покров обеспечивал более равномерное выпадение осадков, давал людям возможность заниматься охотой и предоставлял им в большом количестве дерево — древнейший материал для изготовления орудий
Обширные степи, плоскогорья и горные области, прилегающие к плодородным долинам рек, были со времён глубокой древности заселены многочисленными племенами, которые жили в условиях кочевого скотоводческого быта. Китайским земледельцам, населявшим плодородные равнины; приходилось постоянно отражать грабительские набеги этих воинственных степных, кочевников и горных племён, что в значительной степени задерживало развитие древнекитайской государственности и культуры.
В свою очередь в эпоху образования древнейших китайских государств китайцы постепенно колонизовали эти области, населённые культурно отсталыми кочевниками. Однако естественные условия этих областей и низкий культурный уровень древнего туземного населения способствовали продолжительному сохранению здесь кочевого скотоводческого быта. Скотоводство имело большое значение в хозяйственной жизни древнего Китая. На широкое распространение скотоводства указывает целый ряд китайских гиероглифов. Гиероглифический знак «баран»3 (ян) служил для обозначения понятий «удача», «счастье». Гиероглифические знаки, обозначающие слова «овца» и «князь», применённые рядом, обозначали слово «стадо». Гиероглифический знак «олень» (лу) использовался для обозначения понятий «успех», «счастье».
1.2.Основные особенности древнекитайской культуры. Космологические взгляды древних китайцев. Традиционность китайской культуры. Составляющие китайской цивилизованности: письменность и ритуал.
Древнекитайская цивилизация имеет ряд специфических особенностей отразившихся на особенностях развития ее культуры:
-
достаточно сложные природные условия повлиявшие на сравнительно позднее (если иметь в виду Шумер, Аккад, Египет, а также время появления первых земледельческих общин в долине реки Хуанхэ, приблизительно 5 тыс. лет до н. э.) возникновение здесь цивилизации. -
Древний Китай развивался в отрыве от других цивилизаций практически до 2 в. н. э., не имея прямых контактов со странами западного мира. -
Древнекитайская цивилизация имела не ирригационный тип в отличие от древнеегипетской, древнеиндийской и месопотамской цивилизаций. Поливное земледелие начинает развиваться в этом регионе лишь с середины I тыс. до н. э.4 -
культура древнего Китая относится к традиционным типам культур. Древнекитайское государство – это типичная восточная деспотия. Глава государства с V в. до н. э. являлся наследственным монархом, он же выполнял обязанности первого жреца и единственного землевладельца. В Китае жречество как отдельный социальный институт отсутствовало, религиозные действия производились главами семейств, чиновниками царями-ванами. Вся земля являлась царской собственностью. Кроме этого все было подчинено строгой социальной иерархии, вне которой находились рабы. -
Китайский традиционализм имел в Китае форму ритуализма. Все отношения между китайцами издавна были подчинены сложному ритуалу, имеющему мировоззренческое значение. Светский ритуал – взаимоотношения между вышестоящими и нижестоящими на социальной лестнице был тесно связан с религиозным ритуалом отношений живых к умершим, к духам предков, явлений природы, земли, неба. В Китае как нигде получает развитие культ предков. Вся жизнь живых являлась как бы отчетом перед духами предков (им приносились жертвы, первоначально даже человеческие). -
Идея автохтонности китайской цивилизации, подразумевающая создание данной цивилизации исключительно китайским народом. Хотя эта идея имеет некоторую условность. Идея китаецентризма, т.е. представление о том, что во всем мире есть только одно идеальное государство — Китай, который находится в центре -
Вселенной, а все остальные страны населяют варвары, т.к. их экономическое, политическое и культурное развитие стоит на более низком уровне. В результате китайцы просто не могли себе представить, что в мире может быть еще хотя бы одна страна, равная Китаю по мощи и развитию, тем более превосходящая его.
Космологические взгляды древних китайцев.
В Древнем Китае складывается пятичленная космологическая модель, согласно которой мировое пространство распределяется по четырем сторонам света (восток, юг, запад и север) и выделяется особый пространственный отрезок чжун (центр), ассоциируемый с центром мира.5
Главными временными координатами в этой модели служат времена года – весна, лето, осень и зима – и специальный сезон (середина летнего периода), выделяемый для центра (чжун).
Совместно с временами года части света образуют особые пространственно-временные зоны, каждая из которых обладает собственной символикой и образными обозначениями.
Под центром понимается сакрально-политический фокус мирового пространства, соотносимый с царской резиденцией и столицей. Это находит отражение в самоназвании Китая Чжунго – Срединное царство.
Второе самоназвание Китая – Поднебесная (Тянься) – также связано с древними космологическими представлениями. Считалось, что небо имеет форму круга, а земля – квадрата. Та часть земного квадрата, на которую падает проекция небесного круга, и есть Срединное государство. 6
Оставшиеся же вне этой проекции углы земного квадрата считались «варварскими» землями, на которые не распространяется покровительство Неба, а потому они лишены каких-либо признаков цивилизации. Таким образом, геополитические представления китайцев носили черты предельного геополитического эгоцентризма, проявлявшиеся во внешней политике государства.
Указанные выше пространственно-временные зоны имели свою цветовую, натурфилософскую, числовую и персонологическую символику.
К космологическим представлениям восходит также концепция женского (инь, этимо- логическое значение – теневой склон холма или речного берега) и мужского (ян – солнечный склон) космических начал, выражающая идею универсальной дуализированности мира.
Знаки инь и ян дали жизнь длинному ряду космогических символов. 7Силу ян соотносили с небом, солнцем, теплом, светом, жизнью, активным и мужским началом, левой стороной и т.д., а инь – с ее полярными противоположностями.
Корреляция бытия социума с космическими и природными закономерностями осуществлялась через ритуал – ли. Термин ли многозначен. Он обозначает, во-первых, единичные обрядовые акции; во-вторых, всю совокупность религиозных и светско-этикетных церемоний, которые необходимы для поддержания социокосмического порядка; в-третьих, собственно принципы социокосмического бытия.