Файл: Контрольная работа По дисциплине Культурология Вариант 2 Тема Культура древнего Китая Содержание Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контрольная работа

По дисциплине

Культурология

Вариант 2

Тема Культура древнего Китая

Содержание

Введение………………………………………………………………………....2

Глава I.Культура Древнего Китая……………………………………………..3

1.1.Природные условия и их влияние на хозяйственную жизнь китайцев……………………………………………………………...…………….5

1.2.Основные особенности древнекитайской культуры. Космологические взгляды древних китайцев. Традиционность китайской культуры. Составляющие китайской цивилизованности: письменность и ритуал………………………………………………...........................................7

1.3.Древнекитайская государственная культура. Учение Конфуция о государстве. Древнекитайская семья………………………………………….15

1.4.Основные философские школы Древнего Китая………………………..20

1.5.Древнекитайское искусство: живопись, архитектура, поэзия, каллиграфия………………………………………………………….................23

Заключение………………………………………………………...……………25

Библиография……………………………………………………………………26

Введение

Китай - страна древней истории, культуры, философии; одна из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц-зы.

Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство из­готовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает не­обычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.

Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м — 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и от­важивались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китай­ской культуры: высокий уровень строительного искусства, тради­ционность построек и религиозных обрядов, культ предков, раци­оналистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.


Цель работы - изучить культуру Древнего Китая.

Задачи работы - обозначить общие черты культуры Китая; рассмотреть традиции Китая; охарактеризовать быт и особенности философии Китая.

Глава I.Культура Древнего Китая.

Китайская культура по праву считается одной из самых древних. Сами китайцы называли свою страну по-разному – то Чжун Го1 (т.е. Срединная цветущая), то Поднебесная, то по названию тех или иных династий.

Культура Древнего Китая сложилась в бассейне крупной реки Хуанхэ. Это очень капризная река: она очень часто меняла русло, обрушивая берега и затопляя большие площади. В китайской литературе ее очень часто называют «рекой, надрывающей сердце», очевидно, из-за ее капризного нрава. Поэтому китайцы упорно сооружали на Хуанхэ плотины и дамбы. Что улучшало земледельческие качества почвы, и без того достаточно плодородной.
В Древнем Китае имелись большие лесные массивы. Довольно богатая флора и фауна. Что касается населения Древнего Китая, то оно было весьма пестрым. Собственно китайцы первоначально заселяли лишь бассейн среднего течения Хуанхэ. Постепенно они переселялись и в другие области, вступая в конфликты, в том числе и военные, с другими племенами.
Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную.

Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил – Света и Тьмы.

В этот древнейший (2 тыс. лет до н.э.) период китайцам так же, как и другим народам, был свойственен культ природы: они поклонялись духам гор, земли, рек, солнцу, луны, дождя, ветра и др.Этим духам молились, приносили жертвы, к ним обращались с просьбой о хорошем урожае. Среди них выделялось главное, верховное божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей.

Несколько позднее появилось обожествление царской власти. Царь был признан сыном неба, т.е. представителем бога на земле. Уже с XIII в. до н.е. для обозначение царей применяются те же иероглифы, которыми прежде обозначалось только верховное божество. 

Очень сильным был также культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжит жить и более того – она может вмешиваться в дела живых.

Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с умершим

рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности, предметы утвари.

1.1.Природные условия и их влияние на хозяйственную жизнь китайцев.

Наиболее древним районом расселения китайского народа является область среднего и нижнего течения реки Хуанхэ (Жёлтая река)2, а также равнина, прилегающая к Печилийскому заливу. В долинах и низменностях, орошаемых Жёлтой рекой и её притоками, умеренный климат и плодородная лёссовая почва способствовали раннему развитию земледельческого хозяйства.

Однако неравномерное распределение осадков часто вызывало неурожаи. Поэтому население древнего Китая принуждено было создавать систему искусственного орошения. В период организации земледельческого хозяйства населению древнего Китая приходилось не только равномерно распределять воду рек по всей стране, создавая систему искусственного орошения, но также вести непрерывную и организованную борьбу с грандиозными катастрофическими наводнениями реки Хуанхэ, которая нередко, выходя из берегов, затопляла все прилегающие области.

Грандиозные разливы Хуанхэ в значительной степени объясняются постоянным повышением уровня дна реки. Лёсс, размытый рекой, отлагается на дне, повышает уровень реки и приводит к тому, что она выходит из своего старого русла, разливаясь по всей окружающей местности. Эти наводнения влекли за собой катастрофические бедствия для всей страны, разрушая поселения и жилища земледельцев и уничтожая посевы. Населению приходилось принимать различные меры, чтобы охранять свои жилища и поля от разливов реки.

В древности в Северном Китае было гораздо больше лесов, чем теперь. На это указывают надписи на гадательных костях, в которых описываются большие охоты на оленей, а также многочисленные упоминания о больших лесах в «Книге песен». Значительный лесной покров обеспечивал более равномерное выпадение осадков, давал людям возможность заниматься охотой и предоставлял им в большом количестве дерево — древнейший материал для изготовления орудий

Обширные степи, плоскогорья и горные области, прилегающие к плодородным долинам рек, были со времён глубокой древности заселены многочисленными племенами, которые жили в условиях кочевого скотоводческого быта. Китайским земледельцам, населявшим плодородные равнины; приходилось постоянно отражать грабительские набеги этих воинственных степных, кочевников и горных племён, что в значительной степени задерживало развитие древнекитайской государственности и культуры.


В свою очередь в эпоху образования древнейших китайских государств китайцы постепенно колонизовали эти области, населённые культурно отсталыми кочевниками. Однако естественные условия этих областей и низкий культурный уровень древнего туземного населения способствовали продолжительному сохранению здесь кочевого скотоводческого быта. Скотоводство имело большое значение в хозяйственной жизни древнего Китая. На широкое распространение скотоводства указывает целый ряд китайских гиероглифов. Гиероглифический знак «баран»3 (ян) служил для обозначения понятий «удача», «счастье». Гиероглифические знаки, обозначающие слова «овца» и «князь», применённые рядом, обозначали слово «стадо». Гиероглифический знак «олень» (лу) использовался для обозначения понятий «успех», «счастье».

1.2.Основные особенности древнекитайской культуры. Космологические взгляды древних китайцев. Традиционность китайской культуры. Составляющие китайской цивилизованности: письменность и ритуал.

Древнекитайская цивилизация имеет ряд специфических особенностей отразившихся на особенностях развития ее культуры:

  • достаточно сложные природные условия повлиявшие на сравнительно позднее (если иметь в виду Шумер, Аккад, Египет, а также время появления первых земледельческих общин в долине реки Хуанхэ, приблизительно 5 тыс. лет до н. э.) возникновение здесь цивилизации.

  • Древний Китай развивался в отрыве от других цивилизаций практически  до 2 в. н. э., не имея прямых контактов  со странами западного мира.

  • Древнекитайская цивилизация  имела не ирригационный тип в  отличие от древнеегипетской, древнеиндийской и месопотамской цивилизаций. Поливное земледелие начинает развиваться в этом регионе лишь с середины I тыс. до н. э.4

  • культура древнего Китая  относится к традиционным типам  культур. Древнекитайское государство – это типичная восточная деспотия. Глава государства с V в. до н. э. являлся наследственным монархом, он же выполнял обязанности первого жреца и единственного землевладельца. В Китае жречество как отдельный социальный институт отсутствовало, религиозные действия производились главами семейств, чиновниками царями-ванами. Вся земля являлась царской собственностью. Кроме этого все было подчинено строгой социальной иерархии, вне которой находились рабы.

  • Китайский традиционализм имел в Китае форму ритуализма. Все отношения между китайцами издавна были подчинены сложному ритуалу, имеющему мировоззренческое значение. Светский ритуал – взаимоотношения между вышестоящими и нижестоящими на социальной лестнице был тесно связан с религиозным ритуалом отношений живых к умершим, к духам предков, явлений природы, земли, неба. В Китае как нигде получает развитие культ предков. Вся жизнь живых являлась как бы отчетом перед духами предков (им приносились жертвы, первоначально даже человеческие).


  • Идея автохтонности китайской цивилизации, подразумевающая создание данной цивилизации исключительно китайским народом. Хотя эта идея имеет некоторую условность. Идея китаецентризма, т.е. представление о том, что во всем мире есть только одно идеальное государство — Китай, который находится в центре

  • Вселенной, а все остальные страны населяют варвары, т.к. их экономическое, политическое и культурное развитие стоит на более низком уровне. В результате китайцы просто не могли себе представить, что в мире может быть еще хотя бы одна страна, равная Китаю по мощи и развитию, тем более превосходящая его.


Космологические взгляды древних китайцев.

В Древнем Китае складывается пятичленная космологическая модель, согласно которой мировое пространство распределяется по четырем сторонам света (восток, юг, запад и север) и выделяется особый пространственный отрезок чжун (центр), ассоциируемый с центром мира.5

Главными временными координатами в этой модели служат времена года – весна, лето, осень и зима – и специальный сезон (середина летнего периода), выделяемый для центра (чжун).

Совместно с временами года части света образуют особые пространственно-временные зоны, каждая из которых обладает собственной символикой и образными обозначениями.

Под центром понимается сакрально-политический фокус мирового пространства, соотносимый с царской резиденцией и столицей. Это находит отражение в самоназвании Китая Чжунго – Срединное царство.

Второе самоназвание Китая – Поднебесная (Тянься) – также связано с древними космологическими представлениями. Считалось, что небо имеет форму круга, а земля – квадрата. Та часть земного квадрата, на которую падает проекция небесного круга, и есть Срединное государство. 6

Оставшиеся же вне этой проекции углы земного квадрата считались «варварскими» землями, на которые не распространяется покровительство Неба, а потому они лишены каких-либо признаков цивилизации. Таким образом, геополитические представления китайцев носили черты предельного геополитического эгоцентризма, проявлявшиеся во внешней политике государства.

Указанные выше пространственно-временные зоны имели свою цветовую, натурфилософскую, числовую и персонологическую символику.

К космологическим представлениям восходит также концепция женского (инь, этимо- логическое значение – теневой склон холма или речного берега) и мужского (ян – солнечный склон) космических начал, выражающая идею универсальной дуализированности мира.

Знаки инь и ян дали жизнь длинному ряду космогических символов. 7Силу ян соотносили с небом, солнцем, теплом, светом, жизнью, активным и мужским началом, левой стороной и т.д., а инь – с ее полярными противоположностями.

Корреляция бытия социума с космическими и природными закономерностями осуществлялась через ритуал – ли. Термин ли многозначен. Он обозначает, во-первых, единичные обрядовые акции; во-вторых, всю совокупность религиозных и светско-этикетных церемоний, которые необходимы для поддержания социокосмического порядка; в-третьих, собственно принципы социокосмического бытия.