Файл: Контрольная работа По дисциплине Культурология Вариант 2 Тема Культура древнего Китая Содержание Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Возникал мощный разветвленный клан сородичей, крепко державшихся друг за друга и составляющих порой целую деревню.

В рамках такого клана, в принципе, действовали те же социально -экономические закономерности, что и в рамках китайского общества в целом.

Одни семьи становились беднее и приходили в упадок, другие богатели, причем в этом случае к ним начинали тяготеть обедневшие сородичи и их дом становился центром клана.

Возникала семейно - клановая корпорация, в рамках которой верхи и низы были крепко связаны как родством, так и традициями, нормами клановой взаимопомощи, основанными все на том же культе предков и нормах «Сяо»

1.4.Основные философские школы Древнего Китая.

Основные школы Китая:

  1. Школа Инь-ян (Темного и Светлого начала). Формируется первой и есть основа для других.

Суть: все комические события вытекают из взаимодействия универсальных миростроительных сил инь (женское, мягкое, темное) и Ян (мужское, твердое, светлое). Основная книга: "И-цзин" (Книга перемен) (к.2 - нач.1 тыс. до н.э.) (инь - прерывистая черта, Ян - непрерывистая). К 5- 3 вв. до н.э. данная концепция обретает философский статус: деятельность Цзоу Яня по развитию концепции инь-ян как единого учения о пяти элементах, которые возникают в результате взаимодействия инь и Ян), они - не космические первоначала, а главные члены рядов на которые разделяются все предметы и явления мира. Они = дерево, огонь, почва, металл, вода. Идея о дуализме мира (инь-ян) и пяти началах всего сущего. Последователи: конфуцианство и даосизм.15

  1. даосизм (школа Пути). Книга Лао-Цзы "Дао-дэ_Дзын" (5-3 вв. до н.э.) = учение о правильном пути и добродетели.

Многозначность понятия Дао:

1) субстанциональная закономерность всего сущего, закон спонтанного бытия человека, космоса, общества;

2) способ развертывания в первоэлементы цикличности бытия;

3) вселенная где все уравновешено, где не существует границ и разделений.

Жизнь человека есть часть космического пути природы. Бессмертие дает мудрому слияние с космическим потоком Дао через преодоление иллюзии Я. Медитации, дыхательные гимнастики, диеты, сексуальная гигиена для избавления от Я. Доктрина не деяния "у-вей" как отсутствие произвольной целеполагающей активности. Как философская система сформировался в 3-2 вв. до н.э.

  1. Конфуцианство. 6-5 вв. до н.э. Задача в сохранении традиций старого предания. Идеи Конфуция собраны его учениками в трактате "Лунь-юй" (Беседы и суждения).


Основная идея: взаимоотношение человека, семьи и государства. Прочное государство основывается на прочной семье. Управление государством описывалось в семейно-родственных категориях.

Идеал благородного мужа и его качества:

1) человечность,

2) порядочность,

3) знание приличий,

4) мудрость,

5) лояльность.

Проявить эти качества можно лишь во взаимоотношении с другими людьми. Ли (традиция, гуманность) - имеет сакральный характер и не может изменяться. Сяо (сыновняя почтительность). И (долг). Жэнь (практическое человеколюбие). Жить - значить учиться, а учиться - жить. Концепция исправления имен (чжен мин) - имена и предметы должны соответствовать друг другу.

  1. легизм16 (школа Закона). От 8 в. До н.э. Высшая ценность - единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Фа (закон) - единый юридический закон, создателем которого может быть лишь единовластный правитель.

Может изменяться по потребностям времени и не имеет сакрального характера. Соблюдение законов на основе суровой системы наказаний. Гарант управления на основе закона - ши (насилие, власть). Отношения верховной власти с народом могут быть только враждебными. Задача государства - в ослаблении народа. Система централизованного управления государством. Система надзора за чиновниками и круговая порука.

  1. моизм. 5-6 вв. до н.э. Государство ориентировано на благополучие граждан. Причина плохого в мире - недостаток общечеловеческой любви. Девиз в трактате "Мо-Цзы" - всеобщая любовь и взаимная выгода.

Подражание поведению правителей древности - беспрекословное подчинение выборному руководителю. Принцип экономии расходов и критика конфуцианства за дорогостоящие ритуалы.

Учение о правильном знании: знание должн быть направлено на раскрытие причинности (гу), определения сходства и различия (тун и) и разделения вещей и явлений по родам (лэй). Критерии достверности знания:

1) сравнение с делами совершенномудрых правителей древности;

2) перепроверка посредством соответствия фактам, которые слышали и видели многие люди;

3) применимость. Знание является отражением реалий (ши) в форме имен (мин). Реалии существуют не нуждаясь для этого в именах.
6. Школа имен. Проблема соотношений имен и реалий. Вокруг нее формируются философские построения номиналистов. Между именами и реалиями есть связь, их единство, иначе можно было бы сказать "белая собака есть черная собака".

1.5.Древнекитайское искусство: живопись, архитектура, поэзия, каллиграфия.



Прежде всего, возникла традиционная китайская живопись - искусство тонкое, в немалой степени философичное, обставленное целым рядом ритуальных условностей. Первое и обязательное правило при написании картины – сюжет должен содержать какую-либо историю. В соответствии со вторым правилом, на картине писалось в стихотворной форме изречение, раскрывающее смысл сюжета. Писать нужно было в каллиграфическом стиле. Как мы видим, искусство древнего Китая уже тогда требовало жертв.

Кроме того, художник обязан был для каждой картины заранее изготовить печать со своим именем, которой он «подписывал» готовую работу. Техника рисования тоже была строго определенной. Различались две методики написания живописных полотен: «гунби» и «сеи»17. В манере «гунби» писались картины, в которых требовались четко прочерченные линии, общая контурная прорисовка и детализация предметов. А стиль «сеи» предполагал размытость очертаний, приблизительность и условность. Художники использовали в работе тушь, акварельные краски, шелковые ткани, рисовую и бамбуковую бумагу. Живопись, как изобразительное искусство Древнего Китая, была самым сложным процессом того времени.

Одновременно с появлением традиционной китайской живописи, развилось искусство керамики. Изготовление глиняных изделий не отличалось особой утонченностью, горшки и кувшины делались методом ручной лепки или на примитивном гончарном круге, но зато украшались керамические изделия в стиле высокого искусства. Яркие, красочные рисунки теснились на поверхности вазы или кувшина, геометрически правильные узоры и орнаменты ритмически повторялись, создавая целые композиции. Через определенный период времени искусство керамики плавно перешло в знаменитый китайский фарфор, который высоко ценится и в наши дни.

Китайцы рассматривали каллиграфию как одну из форм высочайшего искусства. Когда в Китае появилась письменность, считалось, что она наделена магической силой. Согласно китайской мифологии создателем системы письменности был Цан Цзе, который изобрел идеограммы, наблюдая за природными явлениями. Примерно III и IV веках н. э. каллиграфию начали рассматривать как самостоятельный вид искусства.

Китайская каллиграфия во многих смыслах ритуальное действо, во время которого каллиграф, прошедший через годы изнурительных тренировок, следует строго установленным правилам. Согласно «наставлению о каллиграфии», мастрем модет демонстрировать в свой работе всевозможные природные символы, такие как «полет в небе диких гусей» и «бег в страхе зверей». Движения кисти могут быть такими легкими, как «крылья цикат», или такими объемными, как «проплывающие облака». Кистью можно двигать так «как бъет ключевой источник» или удерживать ее «в позе застывших гор».


Каллиграфия является одной из самых ранних форм китайского искусства, в образцах которой можно легко распознать искренность и прилежание художника, выраженное в каждом движении кисти и пробеле. В каждом контрасте между чистыми и заполненными пространствами. Между темными и светлыми пятнами.

Каллиграфия популярна и сейчас. Свитки и альбомные листы можно встретить как в храмах, так и в гостиных жилых домов. Они отражают не только мастерство автора, но и несут в себе благоприятные пожелания.

Древнекитайская поэзия неотделима от музыки.18 Не случайно, в частности, название поэтического жанра сун (гимны) восходит к слову «колокол». Характер аккомпанемента определял поэтические особенности и других жанров.

Музыка, поэзия, танец — в синкретическом единстве этих трех явлений культуры конфуцианцы видели выражение подлинных норм взаимоотношений между людьми. «Слова могут обманывать, люди могут притворяться, только музыка не способна лгать» — так определялась древними китайцами социальная функция музыки. Древнекитайские музыкальные инструменты делились на три основные группы: странные, духовые и ударные. Этот набор музыкальных инструментов продолжал существовать и в ханьское время для исполнения традиционной «изысканной» музыки.

В глубокой древности в Китае начинает складываться совокупность строительных приемов, впоследствии придававших характерные черты дворцовой и храмовой архитектуре ханьской эпохи

За пяти тысячелетнюю историю китайской цивилизации сохранилось немало архитектурных сооружений, многие из которых по праву считаются шедеврами мирового масштаба. Их разнообразие и оригинальность воплощают в себе традиции старины и лучшие достижения китайского зодчества. Традиционная китайская архитектура имеет ряд особенностей, которые присущи только ей.

Архитектура—это корни национальной корни национальной культуры, ее душа. Во многих странах и многие проживающие там наши соотечественники строили на своих улицах китайские пайлоу—арки-ворота, выражая этим свою любовь к родине. Китайские городские здания и дома, главным образом деревянные.

В китайской архитектуре большое внимание уделяется строительству отдельных дворов и их постепенному углублению в зрительном ракурсе. Например, квадратные дворики-сыхэюань—типичная китайская постройка, основная форма китайской архитектуры. И такая форма построек предназначалась не только для житья. Но и применялась в строительстве дворцов и храмов.


Заключение

В заключении можно сказать что Древний Китай - страна древней истории, культуры, философии, является одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие.

Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство из­готовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает не­обычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.

Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м — 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и от­важивались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китай­ской культуры: высокий уровень строительного искусства, тради­ционность построек и религиозных обрядов, культ предков, раци­оналистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность.

Библиография

  1. Аблеев С.Р. История мировой философии: учебник / С.Р. Аблеев. - М.: АСТ; Астрель, 2002. - 416 с.

  2. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологи): Учебное пособие. – М., 2012.С.201

  3. «Беседы и рассуждения Конфуция» СПб, «Кристалл» 2011.С.67

  4. Васильев Л.С. История религий Востока. Учебник для вузов/ изд., перераб. И доп.- М., 2012.С.306

  5. История мировой культуры: Учеб. пособие / Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова и др.; Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 607 с.

  6. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под. ред. проф. А.Н. Марковой.-2-е изд., перераб. И доп.- М.: ЮНИТИ, 2011.- 600 с.

  7. История Древнего Востока: Учебник для вузов/ изд., перераб. И доп.- Москва: Высшая школа, 2009 .С.405.

  8. Конфуций. Лунь юй // Древнекитайская философия. Т. 1. С. 170.

  9. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. – М.; 2010.С.180

  10. Философия: учебник / под. ред. проф. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2012. - 655 с.



1 История мировой культуры: Учеб. пособие / Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова и др.; Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 607 с.