Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Реферат
Курсовая работа: 31 с., 17 источников.
межгосударственные объединения, суверенитет, глобализация, экономическая модель, государственный сектор, социальная политика, Закон, государство.
Объект работы – общественные отношения, связанные с суверенитетом государства.
Предмет работы – суверенитет государства, его развитие.
Цель работы – проанализировать государственный суверенитет Республики Беларусь и проблемы его развития в современных условиях.
В процессе работы выполнены следующие исследования и разработки: рассмотрели понятие суверенитета; охарактеризовали суверенное равенство государств; раскрыли политико-правовую актуальность государственного суверенитета Республики Беларусь; проанализировали Конституцию как основной правовой закон Республики Беларусь; выявили трансформацию государственного суверенитета в Беларуси.
Областью возможного практического применения являетсяучебный процесс.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого объекта, а все использованные из литературных и других источников теоретические и методические положения сопровождаются ссылками на их авторов.
_________________
(подпись студента)
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУВЕРЕНИТЕТА…………………….5
1.1 Понятие суверенитета……………………………………………………...5
1.2 Суверенное равенство государств……………………………………….13
ГЛАВА 2 ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СУВЕРЕНИТЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………………..17
2.1 Политико-правовая актуальность государственного суверенитета Республики Беларусь…………………………………………………………17
2.2 Конституция как основной правовой закон Республики Беларусь……20
2.3 Трансформация государственного суверенитета в Беларуси………….22
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованных источников………………………………30
ВВЕДЕНИЕ
Государство – это политическая организация, власть которой суверенна. Существование суверенитета является самым важным знаком, свойством государственной власти.
Специальная правовая концепция суверенитета означает верховенство государственной власти внутри страны и независимость за пределами (в рамках уважения суверенных прав других государств, а также общепризнанных норм международного права).
Суверенитет обладает следующими свойствами: универсальность (доминирующая сила государства распространяется на все население страны); превосходство (государственная власть может отменить, признать любое проявление другой публичной власти как недействительной); у государства есть такие средства, которые влияют на общество, как никакие другие авторитеты (армия, полиция, органы государственной безопасности, спецслужбы и тюрьмы, исправительно-трудовые учреждения и т. д.)
Актуальность исследования. Со времен возникновения первых государств вопрос о суверенитете всегда занимал важное место в политической и идеологической борьбе между народами и государствами. Как феномен, отражающий определённое состояние государства, народа, нации, суверенитет складывался в ходе исторического развития в соответствии с изменяющейся социально-экономической и политической структурой обществ, на разных этапах приобретал свои особенности, как в отношении содержания, так и форм проявления.
Исторический опыт показывает, что государства всегда стремились отмежеваться друг от друга, быть независимыми, развиваться в том направлении, в котором они считают нужным. Одни государства развивались самостоятельно, другие находились в зависимости или даже под гнетом завоевателей. Эти факторы, безусловно, в той или иной мере повлияли на развитие суверенитета государств. Поэтому формы проявления суверенитета и связь между ними в различных государствах разные. До сих пор в мире по этому поводу идут споры и дискуссии. Что касается конкретно Республики Беларусь, то здесь особых разногласий по этому вопросу не наблюдается. Но для того, чтобы понять суть суверенитета, формы его проявления и влияние на развитие республики в целом, необходимо более глубоко рассмотреть в данной курсовой работе все стороны вопроса, связанные с этим понятием.
Для последовательного проведения внутренней и внешней государственной политики, направленной на поддержании и обеспечение стабильности гражданского общества, государственного развития, сокращения круга источников угроз и риска, снижения уровня их влияния на проведение самостоятельной государственной политики необходимо определить стратегические направления, формы и методы обеспечения государственного суверенитета и безопасности Республики Беларусь, а также создать правовую основу для реализации государственной политики в этом направлении.
Цель работы – проанализировать государственный суверенитет Республики Беларусь и проблемы его развития в современных условиях.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-
Рассмотреть понятие суверенитета. -
Охарактеризовать суверенное равенство государств. -
Раскрыть политико-правовую актуальность государственного суверенитета Республики Беларусь -
Проанализировать Конституцию как основной правовой закон Республики Беларусь. -
Выявить трансформацию государственного суверенитета в Беларуси.
Объект работы – общественные отношения, связанные с суверенитетом государства.
Предмет работы – суверенитет государства, его развитие.
Для реализации поставленной цели необходимо применение различных методов. В данной работе были использованы такие общенаучные принципы, как метод анализа, метод синтеза, системный метод. Также наряду с общенаучными методами были использованы и частнонаучные методы такие как: сравнительно-исторический метод, формально-юридический метод.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУВЕРЕНИТЕТА
1.1 Понятие суверенитета
Суверенитет – это верховенство и независимость государственной власти внутри страны и независимость в международных отношениях. Суверенитет не есть сама власть, это – важнейший политический и юридический принцип и качество государственной власти, обеспечивающее полновластие народа и свободу нации в выборе своего политического, экономического и социального пути развития, а также территориальное верховенство государства и его независимость в сношениях с другими государствами [15, c. 53].
Верховенство государственной власти подразумевает:
-
единство власти, выражающееся в наличии единого высшего органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть; -
монополию или концентрацию властного принуждения в руках государства в лице его органов; -
неограниченность государственной власти, которую надо понимать, как неограниченную правовую власть устанавливать правопорядок в обществе и определять свою компетенцию.
Независимость государственной власти означает независимость от какой-либо другой власти в формировании и осуществлении как внутренней, так и внешней политики государства, самостоятельность и свободу государства в установлении и развитии на равноправной основе отношений с другими суверенными государствами и межгосударственными объединениями.
Суверенитет государства включает политические, экономические и правовые аспекты.
Политической основой суверенитета выступает наличие достаточно развитой политической организации общества, ее отношения с властью, структура самой власти.
Экономической основой суверенитета являются обладание территорией, включая имеющиеся природные ресурсы, уровень и характер экономического развития, военно-промышленный и научный потенциал, людские ресурсы.
Правовой основой суверенитета государства выступает его национальная конституция, законодательная, договорно-правовая база, регулирующая взаимоотношения не только внутри страны, но и с другими государствами, а также общепризнанные принципы международного права.
Суверенитет является исходной точкой построения всей международно-правовой системы, объективной реальностью современных международных отношений, в которых суверенные государства играют определяющую роль в мировой политике.
Большинство, если не все институты и принципы международного права прямо или косвенно базируются на идее суверенитета государств. Сама система Организации Объединенных Наций (ООН) основана, хотя и не непосредственно на принципе суверенитета, но на его непременном следствии – принципе суверенного равенства государств-членов, закрепленном в п. 1 ст. 2 Устава ООН. Верховенство государства на своей территории, полнота внутренней юрисдикции, иммунитет от юрисдикции других государств, свобода от внешнего вмешательства, а также правовое равенство с другими суверенными государствами является следствием их суверенного статуса.
Под разными наименованиями концепция суверенитета как фундаментальный принцип национального и международного политического порядка существовала с ранней античности, а точнее со времен Аристотеля.
Тем не менее, концепция суверенитета в ее современном понимании начинает формироваться с XVII века. Учитывая теократические основы политической власти в средневековой Европе, ранним христианским сообществам не было необходимости в суверенитете на своей территории. Однако постепенно политическая власть эмансипировалась от религиозной, а развитие принципа суверенного равенства закладывало основы установления светской территориальной государственности.
Обычно считается, что современная концепция суверенитета восходит к ее официальному освящению Вестфальским договором 1648 г. (см. Вестфальский мир). Именно тогда были официально утверждены принцип территориального разграничения государственной власти и принцип невмешательства. Вестфальский суверенитет можно рассматривать как новацию в двух отношениях: светская власть над определенной территорией признавалась верховной и независимой от религиозной; в сферу суверенной юрисдикции больше не допускалось внешнее вмешательство, ни религиозное, ни светское [5, c. 81].
Первые стройные концепции государственного суверенитета обычно связывают с именем такого мыслителя как Жан Боден (1530–1596) и его главной работой «Шесть книг о государстве», опубликованной в 1576 году. Представление Ж. Бодена о суверенитете отличается от средневековой концепции, прежде всего, тем, что оно отделяет суверенитет от личности суверена; суверенитет стал реальной функцией, которую можно присвоить любому человеку или учреждению. Во-вторых, суверенная власть Ж. Бодена по определению не может быть предметом каких-либо правил или ограничений; суверенитет составляет абсолютную и постоянную власть. Наконец, суверен является источником закона и не подчиняется своим собственным законам, хотя, в своей деятельности связан законами Бога и природы.
Томас Гоббс (1588-1679), освободив учение о государстве и суверенитете от религиозного содержания, отстаивал теорию их договорного происхождения. Он модифицировал концепцию Ж. Бодена, доведя трактовку абсолютного суверенитета до апогея. Т. Гоббс рассматривает суверенитет как высшую и абсолютную власть, которой подчинены все другие, но которая сама не подлежит никакому контролю. Установленная волей граждан, она не может быть уничтожена по их произволу. Актом договора они связали себя обязанностью подчинения, от которой не могут отступиться. При этом суверен, будучи сам подданным Бога, должен соблюдать естественные законы и обеспечивать безопасность народа.
Джон Локк (1632–1704) впервые отдает приоритет закону, которому должны подчиняться все, включая монарха. Он утверждает, что «выше всех стоит закон, из подчинения которому никто, даже монарх не может быть изъят, а верховная власть принадлежит большинству, то есть народу». Согласно Д. Локку, крайне важно установить строгие ограничения власти суверена и обеспечить разделение властей, а также конституционный контроль над ними.
Согласно учению Жан-Жака Руссо (1712–1778), общественный договор дает государству неограниченную власть над всеми его членами, участниками соглашения. Эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. По мнению Ж. Руссо, государство может располагать внутренним суверенитетом, не обладая внешним, так как внутри страны суверенитет зависит только от односторонней воли государства и поэтому абсолютен, а вовне он является результатом межгосударственного общения и, следовательно, всегда относителен и ограничен.
В XIX веке основной акцент в дебатах переносится с внутреннего суверенитета на внешний, касающийся независимости суверенных государств за пределами их национальных границ и равенства прав во взаимоотношениях. Вскоре внешний и внутренний суверенитет стали рассматриваться как две стороны одной медали. Для того чтобы государственная власть оставались верховной внутри страны, она должны быть независимой извне.