Файл: Курсовая работа 31 с., 17 источников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К основным суверенным правам, раскрывающим содержание внутреннего суверенитета государства, принято относить:

  • право принятия и внесения изменений в конституционное и текущее законодательство;

  • право учреждения системы государственных органов;

  • право установления административно-территориального деления;

  • право регулирования вопросов гражданства;

  • право эмиссии денег, сбора налогов и пошлин;

  • право распоряжения своей территорией и естественными ресурсами;

  • право определения мер и средств принуждения и наказания;

  • право на создание вооруженных сил и т. д.

Внешний суверенитет принято раскрывать через:

  • право заключение международных договоров и соглашений;

  • право на установление дипломатических отношений;

  • право участия в работе международных организаций и конференций;

  • право объявление войны и заключение мира;

  • право осуществление деятельности в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе;

  • право осуществление юрисдикции относительно граждан, находящихся за пределами территории государства;

  • право на нейтралитет и т. д.

Конкретный перечень суверенных прав не является постоянным, а определяется функциями государства на исторической стадии развития. Также очевидно, что содержание этих прав может трансформироваться в зависимости от характера международных отношений, функций государства, изменения форм деятельности государства [16, c. 215].

Суверенные государства имеют не только суверенные права, но и суверенные обязанности. Основные обязанности суверенных государств, касающиеся их взаимоотношений друг с другом, а также обращения с отдельными физическими лицами в рамках государственных границ, перечислены, среди прочего, в ст. 2 Устава ООН и Декларации о дружественных отношениях 1970 г.

Как субъект международного права государство обязано:

  • воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения;

  • разрешать свои международные споры мирными средствами;

  • не вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю компетенцию других государств;

  • сотрудничать с другими государствами;

  • содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод;

  • содействовать осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов;

  • добросовестно выполнять принятые согласно международным договорам обязательства (см. Pacta sunt servanda).




1.2 Суверенное равенство государств

Суверенное равенство государств является фундаментальной аксиомой современного международного правопорядка. Оно является исходным положением наиболее важных принципов международного права, таких как запрет на применение силы, недопустимость вмешательства во внутренние дела государств и право на самоопределение народов.

Поддержание международного правопорядка может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т. е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику.

Суверенное равенство государств как формальная правовая концепция не гарантирует фактического или политического равенства. Часто подчеркивается различия между юридическим равенством, которое применяется к правовым отношениям государств друг с другом, и политическим равенством, отражающим относительную экономическую и военную мощь государств. Таким образом, суверенное равенство следует скорее понимать как равенство прав и возможностей всех государств [6, c. 11].

Развитие национальных государств на европейской территории привело к формированию нового типа общественного мироустройства – системе равных и независимых сообществ. Вестфальский мир (1648 г.) обычно рассматривается как историческая веха, знаменующая начало новой эры международных отношений, в которой преобладают принципы суверенной независимости и равенства государств. Мюнстерский и Оснабрюкский договоры закрепляли принцип равноправия в отношениях между европейскими государствами безотносительно к формам их государственного устройства и религиозных убеждений.

Все государства, большие и малые, в определенной мере участвовали в процессе законотворчества на Венском конгрессе (1815 г.), тем не менее решающий голос оставался за великим державам. Более того, в соответствии с Протоколом Экс-ла-Шапель (1818 г.) пять великих держав взяли на себя ведущую роль в вопросах, касающихся мира и стабильности в Европе.

Принцип суверенного равенства государств в достаточной мере соблюдался на Гаагских мирных конференциях (1899 и 1907 гг.), как в рабочих комиссиях, так и на пленарных заседаниях.



Усиливающееся влияние правового позитивизма ослабило тенденцию толкования равенства государств на естественно правовой основе. Равенство государств все чаще стало рассматриваться как принцип, вытекающий из воли государств, выраженной через их согласие на создание международного права. В Статье 4 Конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государств (1933 г.) указывалось, что:

Государства юридически равны, пользуются теми же правами и имеют равные способности в их реализации. Права каждого из них не зависит от власти, которой он обладает, чтобы обеспечить его осуществление, но на простом факте его существования как личности в соответствии с международным правом.

Организация Объединенных Наций (ООН) была основана на «принципе суверенного равенства всех ее членов» (п. 1 ст. 2 Устава ООН). В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами (1970 г.) (Декларация о дружественных отношениях), разъясняется, что государства «имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера». В настоящее время принцип суверенного равенства государств рассматривается в качестве основного международно-правового принципа [12, c. 41].

Суверенное равенство занимает центральное место в конституции международного сообщества. Однако содержание и практические следствия этого формального государство-центричного принципа претерпели изменения. В контексте современного этапа развития международного публичного права данный принцип содержит существенные изъятия. Устав ООН полностью подтверждает равенство представительства на Генеральной Ассамблее ООН. Генеральная Ассамблея, однако, лишена законодательной власти; она может только давать рекомендации и таким образом влиять на развитие обычного международного права.

Состав Совета Безопасности ООН (СБ ООН), напротив, отступает от принципа равенства в силу постоянного присутствия пяти стран-учредителей ООН (п. 1 ст. 23 Устава ООН). СБ ООН является единственным из шести главных органов ООН, обладающий правом принимать решения, обязательные для всех его членов. По процедурным вопросам СБ ООН принимает решения квалифицированным большинством. В вопросах по существу девять голосов «за» должны включать в себя совпадающие голоса всех постоянных членов (п. 3 ст. 27 Устава ООН) – это общеизвестное право вето. Поэтому в СБ ООН ни равенство представительства, ни равенство права голоса не были реализованы на практике. Пять постоянных членов пользуются полным равенством между собой. Все остальные члены также равны между собой. Но нет суверенного равенства между этими пятью и другими членами организации.


Декларация о дружественных отношениях, считающаяся расширенным толкованием Устава ООН, перечисляет важнейшие элементы принципа суверенного равенства государств:

  • государства юридически равны;

  • каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

  • каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

  • территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

  • каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

  • каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Понятие суверенного равенства получило дальнейшее развитие в Хельсинкском заключительном акте СБСЕ (1975 г.). Государства-участники должны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету, включая: юридическое равенство, территориальную целостность, политическую независимость, свободу самостоятельно устанавливать и развивать внутригосударственные институты и нормы.

Помимо суверенных прав, касающихся внутренних аспектов функционирования государств, государства-участники обязуются уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами, в том числе вступать в международные организации, заключать двусторонние и многосторонние соглашения, участвовать в союзных договорах, а также принимать статус нейтрального государства [14, c. 22].

К числу основных правовых последствий юридического равенства государств, которое в свою очередь являются следствием самого факта независимости государств, относятся:

  • право принимать участие на равных началах с другими государствами в решении всех международных вопросов, затрагивающих законные интересы данного государства;

  • право участвовать на равноправной основе в создании новых или изменении существующих норм международного права;

  • равенство голосов всех государств при принятии решений на международных конференциях и в международных организациях, если иное не предусматривается и не принимается добровольно (например, «взвешенное голосование» в Международном валютном фонде и Всемирном банке);

  • в соответствии с максимой par in parem non habet imperium («равный над равными власти не имеет») ни одно государство не может претендовать на юрисдикцию в отношении другого суверенного государства. Отсюда вытекает концепция юрисдикционного иммунитета, то есть иммунитета от привлечения государства к участию в производстве в суде другого государства, иммунитета от принятия обеспечительных мер, иммунитета от принудительного исполнения судебного решения.


Государства свободны, самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои внешние функции и определять свою внешнюю политику в рамках международного права. Обязанность соблюдения согласованных и принятых государствами международных норм не означает подчинения государств друг другу.

Декларация о дружественных отношениях, подтверждая подобный подход, указывает, что каждое государство обязано добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными соглашениями [4, c. 10].

Именно в рамках международного права в результате добровольного волеизъявления и согласования интересов и воль государств устанавливаются нормы, правила, стандарты международного общения на двустороннем, региональном и многостороннем уровнях. Произвольное отступление от этих установлений расценивается как нарушение норм международного права, влекущее применение к государству мер международно-правовой ответственности.