Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Неизменность роли Конституции как Основного Закона общества и государства подтверждает приверженность народа Беларуси к конституционным ценностям, его стремление реально утверждать права и свободы человека и гражданина, устои народовластия и правового государства, последовательно содействовать становлению каждого гражданина как носителя конституционных прав, свобод и обязанностей, активного участника конституционных отношений.
2.3 Трансформация государственного суверенитета в Беларуси
Концепция суверенитета в настоящее время является сквозной и общенаучной проблемой. Применительно к российско-белорусским отношениям она, прежде всего, связана с вопросами экономического суверенитета. В идеальном варианте решение теоретических вопросов и практические действия в сфере интеграции должны быть разнесены по времени. Однако на практике это получается не всегда.
Прогнозирование в сфере тенденций глобального развития – задача, с одной стороны, сложная, с другой стороны, весьма популярная. Результатом этого противоречия является то, что прогнозов много, но оправдавшихся прогнозов существенно меньше. В этом контексте обращает на себя внимание следующий программный тезис Ф. Лукьянова: «Объективно глобальный капитализм многократно превосходит национальный по своему потенциалу, но уступает по способности найти общественную опору, то есть фундамент реальной власти». Это программный тезис из 2015 г., но как актуален он сейчас, в 2020-м.
Резко изменившаяся в 2020 г. ситуация в мировой, российской и белорусской экономике остро поставила вопрос о самодостаточности и внутренней устойчивости национальных экономик. Затем выяснилось и то, что для самых разных стран, от США и Великобритании, до России и Беларуси, стал актуален вопрос об эффективности политических режимов в новых экономических условиях. Все эти вопросы актуализировались на фоне выраженной тенденции к стагнации мировой экономики в целом.
Тенденции экономического и политического развития Республики Беларусь следует рассматривать в контексте глобальных экономических и политических процессов, европейских экономических и политических тенденций развития и, естественно, политических и экономических практик России – важнейшего партнера Республики Беларусь [8, c. 78].
Внимательное рассмотрение глобальных тенденций позволяет лучше понять текущие экономические и политические практики в Республике Беларусь. Распространившееся мнение о том, что экономическая и политическая модель Беларуси лишена какой-либо теоретической логики или вообще является экономическим волюнтаризмом – ошибочно. Белорусская суверенизация и многовекторность – достаточно понятный и закономерный результат ряда глобальных и региональных тенденций, которые в совокупности можно свести к известной формуле из русифицированного Киплинга: «Каждый сам за себя».
Понимание этого обстоятельства не предполагает того, что мы отрицаем региональную и национальную специфику экономической модели Республики Беларусь. Равным образом вышесказанное и не означает того, что мы отрицаем влияние специфической политической модели республики на систему принятия экономических решений. Вместе с тем попытка рассматривать экономическую суверенность и политическую многовекторность Республики Беларусь исключительно через призму политики Президента Республики Беларусь – контрпродуктивна.
Мировые, европейские, российские процессы и тенденции, «маскируясь» национальной и региональной спецификой, представляются разнонаправленными. Однако, строго говоря, таковыми они не являются. Разговоры о том, что мир идет в одном направлении, а Беларусь в другом, базируются на предвыборных эмоциях, но не академическом анализе.
Обозначим наиболее важные из этих общих тенденций.
Во-первых, фиксируется общий и масштабный крах либеральной идеологии и экономической практики. «Многие европейцы привычно считали, что если неолиберализм все же пережил экономические разрушения, которые он причинил, без особенного ущерба, то, вероятно, является верным учением.
«История либеральной мысли продемонстрировала, что либерализм может быть вместилищем гуманистической традиции в союзе с левой идеей. Такой союз привел к внедрению практики социального государства и социального рынка, создал феномен государства благосостояния, на котором здесь, до сих пор, во многом зиждется социальный мир в Европе» [7, с. 8]. Соглашаясь с мнением директора Института Европы РАН, отметим следующие ключевые слова: «до сих пор, во многом». Иными словами, социальный мир в Европе это не столько достижение будущего, сколько воспоминание о прошлом. Консервативные и неконсервативные тенденции стремительно набирают сторонников, «чувство принадлежности к значимой общности успокаивает и позволяет пережить период турбулентности. Очевидными ориентирами на этом пути оказываются религия, народ и государство».
Во-вторых, мы видим кризис интеграции во всех значимых экономических объединениях. Наднациональность и субсидарность1 отступают, суверенитет кажется оптимальным выходом, по крайней мере на данном этапе. Любой интеграционный процесс – длительная процедура, которая зависит от многих факторов и от складывающейся конъюнктуры.
За пределами Евросоюза остаются не только Россия, Украина, Белоруссия, Швейцария, Норвегия, Исландия и другие страны, без которых немыслима современная европейская культура. К когорте "аутсайдеров" подключается Великобритания, которая сыграла огромную роль в процессе формирования теории и практики представительной демократии» [11, с. 21].
Впрочем, точно такая же ситуация складывается и в ЕАЭС. Экономическая и эпидемиологическая ситуация от Лиссабона до Владивостока уже привела к ресуверенизации даже в тех вопросах, где победа интеграции казалась абсолютной. «Политическое руководство национальных государств может вернуть себе (и возвращает) ряд полномочий и функций, которые раньше передавались на другой уровень (международный или региональный)». Критиковать политические решения, принимаемые в рамках национальной юрисдикции, но в интеграционных объединениях, можно, но не эффективно.
Перейдем к анализу ключевых характеристик белорусской экономической модели. Опишем некоторые остальные ключевые особенности развития национальной экономики, признаки ее переходного состояния, характер реализуемой экономической модели. «Экономическая модель развития является неотъемлемой частью понимания, с одной стороны, исторического становления страны, а с другой – служит предопределяющим фактором для характеристики экономических перспектив дальнейшего развития» [9, с. 16].
Белорусская экономика к началу второго десятилетия XXI в. претерпела переход от преимущественно интенсивного к преимущественно экстенсивному типу экономического роста, где на 1% количественного роста приходится всего 0,82% роста продуктивности. Высокая материалоемкость белорусской промышленности при недостаточно высоком технологическом уровне производства является проблемой, трудно решаемой в рамках действующих экономических практик. Это обстоятельство заставляет руководство Республики искать иные, не столько альтернативные, сколько дополняющие варианты обеспечения экономического роста. Обращение к экономической интеграции в этом контексте – вариант не новый, но проверенный временем и мировым опытом. Мы понимаем, что Беларуси необходимо добиваться укрепления своего суверенитета, дальнейшего становления независимого государства, имеющего собственные национальные и геополитические интересы. При этом в теории многовекторность выглядит как идеальный, но трудно реализуемый вариант.
Важнейший вопрос – оценка роли государства в экономике. Государственный сектор в экономике Беларуси несколько более развит, чем в России. Крупные промышленные предприятия, построенные в СССР, были акционированы на национальном уровне и частично остались в государственной собственности. Частный капитал в высокой степени определяет развитие средней и мелкой промышленности, сферы обслуживания.
Велика роль личных хозяйств на селе, но крупные агропроизводители де-факто государственные. В Беларуси проводится активная политика поддержки национальной промышленности, крупных экспортеров и сельского хозяйства. По состоянию на 2010 г. это контрастировало с российскими практиками, но сегодня таких различий нет, что связано с изменениями в России, а не Беларуси.
Ключевой параметр модели – оценка роли государства. Госсектор в Беларуси дает около 70% ВВП. В 2013 г. частный сектор давал 58,4% всего экспорта страны и обеспечивал занятостью 49,4% всех трудовых ресурсов. Сейчас ситуация принципиально не изменилась.
По мнению ряда белорусских экономистов, эффективность госсектора в Беларуси далека от идеала: «об относительно низкой эффективности государственного сектора свидетельствует и структура ВВП, где при доле инвестиций в основной капитал от 65,6-73,5% доля валовой добавленной стоимости (ВДС), созданной государственными предприятиями и частными предприятиями с долей государственной собственности, не превышала 57,3%» [9, с. 62]. Согласимся с данным выводом, но отметим то, что констатация факта еще не является развернутым набором рекомендаций по их преодолению.
Желание разгосударствления экономики понятно с политической точки зрения, на уровне экономической теории ситуация существенно сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Ситуация в Беларуси предполагает усилить роль сферы услуг. Профессор Е. Т. Гайдар писал: «Сам рост доли услуг в ВВП в условиях постиндустриального общества – важный фактор роста государственной нагрузки на экономику» [2, с. 4]. Однако при этом Е. Т. Гайдар ссылается на профессора Г. Стиглера, который одним из первых указал на то, что значительная часть деятельности государства связана с предоставлением услуг и тем самым повышает долю госсектора в ВВП.
Сохранение крупного государственного сектора во всех основных отраслях экономики в республике часто подвергается критике. Однако справедливо указывается на то, что, не решившись на масштабную приватизацию крупного госсектора в первой половине 1990-х гг., Беларусь избежала массового вывода производственных активов за рубеж, как это, например, произошло в России. Это позволило поддерживать большинство предприятий в рабочем состоянии, сохранив их производственные мощности и персонал. Идеология и практика либерализма практически не прижились на белорусской земле. К сожалению, в России «в начале 90-х годов псевдо либералы призывали государство вообще уйти из экономической жизни. Это привело к тому, что появилась группа лиц, присвоивших при антинародной приватизации природные богатства страны, ее экономический потенциал и претендовавших на власть в России. В результате российская экономика потеряла за 90-е годы больше, чем за время Второй мировой войны».
Россия является основным кредитором финансовой системы страны, кроме того, существует система замаскированных дотаций, проходящих через нефтяные акцизы и структурные фонды интеграции. Ухудшение положения в России ^ автоматически подрывает финансовые показатели Беларуси и неминуемо приведет к девальвации и инфляции, соответственно, к ухудшению уровня жизни населения.
В республике без большой огласки введен комплекс понятий «нефтяной спрэд», представляющий собой разность между логарифмами цен на нефть в мире и для Беларуси. Фактически экономический рост в Беларуси определяется нефтяным х спрэдом и характером движения ВВП России, иные же переменные не оказывают определяющего воздействия на динамику национального ВВП.
Белорусские экономисты считают, что падение ВВП России на 1% автоматически уменьшает ВВП Беларуси на 0,8%, однако это лишь первичная реакция. С учетом ц примерно трехквартального временного лага, и при отсутствии механизмов выравнивания, действующих в настоящее время, ситуация будет обратная: падение ВВП в России на 0,8% – падение ВВП Беларуси на 1-1,2%. Данное обстоятельство д в республике отмечено на уровне министра экономики: «ВВП прямо или косвенно наполовину зависит от России».
Относительно низкая средняя зарплата в стране требует развития государственной сферы услуг. Большая часть населения имеет такую низкую зарплату, что не может оплачивать по полной рыночной стоимости услуги ЖКХ, строительство жилья, услуги здравоохранения, образования, общественного транспорта, спортивных комплексов. В бюджетах семей около 50% расходов идет на питание и одежду, что является показателем низкого уровня жизни в стране.
Экономика ориентированной на масштабные внешнеэкономические связи страны оказалась под влиянием негативных процессов, протекающих в мировом и европейском хозяйстве. Кризис европейской экономики – это не только проблемы финансовых и фондовых рынков, обусловленных мировым финансово-экономическим кризисом. Это деиндустриализации, структурные ошибки в сельском хозяйстве, падение эффективности сферы обслуживания. Все это создает предпосылки для ухудшения внешнеэкономических связей в западном направлении.
Не менее половины негативных предпосылок развития сложной ситуации в экономике Беларуси – это санкции против главного торгового партнера страны, падение цен на нефть, девальвация российского рубля