Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2 ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СУВЕРЕНИТЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Политико-правовая актуальность государственного суверенитета Республики Беларусь
В современных условиях формирования новых цивилизационных моделей развития межгосударственного сотрудничества и создания надгосударственных механизмов взаимодействия наблюдается не только усиление процессов глобализации, но также очевидна тенденция к росту уязвимости всех членов международного сообщества перед лицом разнообразных вызовов и угроз, спектр и острота которых эволюционируют, видоизменяются и приобретают трансграничный характер.
Окончание XX столетия ознаменовалось обретением Беларусью своей независимости. Распад СССР повлек за собой разрыв стабильных экономических, политических, интернациональных и социально-культурных связей всех бывших союзных республик. Республика Беларусь, пройдя в начале 90-х годов прошлого столетия через трудности становления в качестве самостоятельного государства, проводит собственную внутреннюю и внешнюю политику. Одним из первых был вопрос - как сохранить, реально обеспечить и защитить суверенитет Беларуси. В итоге его удалось решить. Процесс становления республик бывшего СССР, в том числе и Беларуси, стал необратимым, ей присущи все признаки, характерные для суверенного государства [1].
Беларусь ныне как полноправный субъект мирового сообщества, член ООН, других международных организаций, участник Содружества Независимых Государств по-новому строит взаимоотношения с внешним миром.
Беларусь в силу своего географического положения и открытости в полной мере подвержена воздействию большинства происходящих в мире геополитических процессов, не зависимо от их характера и природы: падение стоимости барреля нефти, дефолт американского доллара, общемировой экономический кризис, гражданские волнения, обусловленные социальными проблемами, в странах Центральной Европы (Франции, Великобритании), безработица в Германии, природные катаклизмы в Китае, военные события в Ливии и т.д.
Именно выгодное геополитическое положение и проводимая политика нейтралитета не оставляют равнодушными ведущие политические державы мира, которые прилагают немалые усилия, стремясь втянуть Беларусь в политические интриги, упрекая то в торговле запрещенными видами оружия в Кот де Вуаре, Ливии, то в участие граждан в военных действиях в той или иной стране, то в срыве поставок из РФ газа и нефти в страны Западной Европы, то в нарушении демократических принципов во время избирательных компаний, нарушении прав и основных прав и свобод и т.п.
Для последовательного проведения внутренней и внешней государственной политики, направленной на поддержании и обеспечение стабильности гражданского общества, государственного развития, сокращения круга источников угроз и риска, снижения уровня их влияния на проведение самостоятельной государственной политики необходимо определить стратегические направления, формы и методы обеспечения государственного суверенитета и безопасности Республики Беларусь, а также создать правовую основу для реализации государственной политики в этом направлении.
Формирование демократического правового государства в Беларуси требует глубокого познания реалий жизни, обстоятельного анализа состояния государственных дел. В процессе изменения политической и экономической систем нашего общества возникают новые актуальные проблемы.
К их числу следует отнести:
Обретение республикой своей независимости предполагает достаточно высокий уровень развития всех сторон государственной и общественной жизни.
Для ее осуществления необходимы как объективные, так и субъективные предпосылки: экономические, политические, социальные, правовые, международные, духовные, культурные [9, c. 15].
Сейчас, когда в республике накоплен значительный, требуется его теоретическое осмысление. В научной правовой литературе прошлого анализировался государственный суверенитет СССР; рассматривались его сочетание с суверенитетом союзных республик, модели реализации суверенитета зарубежными государствами. Эта проблема обрела новые очертания и остроту в конце 80 -начале 90-х гг. XX столетия, когда развернулась дискуссия о реализации союзными республиками права на выход из состава Союза ССР, обретении государственной самостоятельности и независимости. Научно обоснованное понятие суверенитета составляет ядро конституционного и международного права. Это обусловлено не только его местом в государственно-правовой теории, но и значением суверенитета для внутренней и внешней политики государства.
Наиболее насущные проблемы правовой науки о носителе высшей власти в государстве, о «разделении властей», о природе союзного государства, о пределах власти государства, о гарантиях государственного суверенитета и формах его проявления - непосредственно связаны с понятием суверенитета. В настоящее время понятие «суверенитет» встречается в текстах всех современных конституций, в Декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь» от 27 июля 1990 г. и аналогичных декларациях республик бывшего Союза ССР, во многих международно-правовых документах, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, в том числе в Уставе ООН.
Слово «суверенитет» прочно вошло в лексикон руководителей государств и представителей различных политических партий и движений. Оно звучит по радио и телевидению, на митингах и манифестациях. Под флагом борьбы за суверенитет и независимость разрушаются одни государства и возникают другие, создаются массовые народные движения, депутатские фракции в парламентах.
Возникает необходимость уточнения некоторых традиционных представлений о соотношении таких понятий, как «государственный суверенитет», «народный», «национальный суверенитет» и «право на самоопределение». Порою термин «суверенитет» употребляется и в несвойственном ему значении. Сложность этого понятия очевидна.
Поэтому важно выяснить, содержание понятия «суверенитет» в современной научной трактовке, каковы основные области его проявления и какие проблемы возникают при реализации концепции государственного суверенитета в Республике Беларусь.
Государственный суверенитет рассматривается как способность государства самостоятельно, без вмешательства извне определять свою внутреннюю и внешнюю политику, опираясь на волю народа, соблюдая и гарантируя права человека и гражданина, защищая права национальных меньшинств, обеспечивая соблюдение норм международного права. Возрождение национальной государственности Беларуси позволяет взглянуть на теорию и практику реализации концепции суверенитета с обновленных позиций, поскольку сегодня происходит подлинная революция в социальном устройстве и сознании людей [10].
В настоящее время перед отечественной правовой наукой стоит задача глубоко проанализировать современные представления о сущности и значении государственного суверенитета, его основных гарантиях и влиянии на политическую, экономическую, международно-правовую стороны общественной и государственной жизни Республики Беларусь.
2.2 Конституция как основной правовой закон Республики Беларусь
15 марта - День Конституции, один из главных праздников суверенной белорусской государственности. В этот день в 1994 году путем всенародного референдума была принята Конституция независимой Беларуси. В ней воплотились духовные и правовые ценности белорусского народа, общепризнанные государственно-правовые идеи всего человеческого общества.
С изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах, состоявшихся в 1996 и 2004 годах, почти четверть века Конституция является Основным Законом общества и государства.
Впервые в истории белорусского государства человек, его права, свободы и гарантии их реализации объявлены высшей ценностью и целью общества и государства, закреплена обязанность государства соблюдать их и защищать. Конституционно-правовому статусу человека посвящено более половины статей Конституции. Они предусматривают, что государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства, обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности.
Согласно Конституции, государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Предусмотрена также ответственность гражданина за неукоснительное исполнение своих конституционных обязанностей. Принцип взаимной ответственности гражданина и государства составляет основу баланса конституционных ценностей [7, c. 17].
Эти и другие положения Конституции выступают сильной правовой основой свободного и достойного развития человека. На десятилетия вперед они стали определяющим критерием деятельности государства, всех его органов, институтов гражданского общества.
Конституция определяет устои государственно-правовой системы Республики Беларусь, объявляет ее демократическим социальным правовым государством, в которой народ является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета.
В соответствии с Конституцией, демократия в Республике Беларусь действует на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Свобода мнений, убеждений и их свободное выражение, право на свободу объединений гарантируются каждому. Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.
На основе Конституции укрепляется социальное государство. Конституционные принципы и нормы определяют потребности человека в достойной жизни и развитии в качестве цели функционирования всех форм собственности, социальных институтов. В Республике Беларусь охраняется здоровье граждан, гарантируются права на труд и отдых, образование, социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду, на участие в культурной жизни. Под защитой государства находятся брак, семья, материнство, отцовство и детство. В целях улучшения условий жизни осуществляется контроль за рациональным использованием природных ресурсов. Соответствующие направления деятельности социального государства реализуются по принципу социальной справедливости, социальной защищенности и социальной солидарности [8, c. 77].
В Республике Беларусь как правовом государстве утверждается верховенство права. Конституция является актом прямого действия и закрепляет основополагающие принципы и нормы реализации важнейших общественных отношений. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Последовательное развитие конституционных принципов и ценностей в законодательстве обеспечивает такие его важнейшие свойства, как легитимность и социальная приемлемость. Они способствуют гармонизации общества, прочному функционированию гражданского общества и публичной власти.
Конституция является главной правовой опорой независимого и суверенного государства Республика Беларусь, прав и свобод ее граждан, прогрессивного развития общества и государства.
Утверждение закрепленных в Конституции фундаментальных ценностей обеспечивается конституционно-правовыми механизмами ее выполнения и защиты. Гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь. В целях реализации конституционных положений парламентом Республики Беларусь принимаются законы. Исполнение Конституции обеспечивается правительством Республики Беларусь. На основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов осуществляют правосудие суды.
Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным судом Республики Беларусь. Реализуя свои полномочия, Конституционный суд обеспечивает верховенство Конституции и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, защиту конституционного строя, конституционных прав и свобод граждан. В послании «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2017 году», адресованном Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь, Конституционный суд отметил, что обеспечение конституционализации общественных отношений является обязанностью всех государственных и общественных институтов, должностных лиц и граждан [3, c. 10].
2.1 Политико-правовая актуальность государственного суверенитета Республики Беларусь
В современных условиях формирования новых цивилизационных моделей развития межгосударственного сотрудничества и создания надгосударственных механизмов взаимодействия наблюдается не только усиление процессов глобализации, но также очевидна тенденция к росту уязвимости всех членов международного сообщества перед лицом разнообразных вызовов и угроз, спектр и острота которых эволюционируют, видоизменяются и приобретают трансграничный характер.
Окончание XX столетия ознаменовалось обретением Беларусью своей независимости. Распад СССР повлек за собой разрыв стабильных экономических, политических, интернациональных и социально-культурных связей всех бывших союзных республик. Республика Беларусь, пройдя в начале 90-х годов прошлого столетия через трудности становления в качестве самостоятельного государства, проводит собственную внутреннюю и внешнюю политику. Одним из первых был вопрос - как сохранить, реально обеспечить и защитить суверенитет Беларуси. В итоге его удалось решить. Процесс становления республик бывшего СССР, в том числе и Беларуси, стал необратимым, ей присущи все признаки, характерные для суверенного государства [1].
Беларусь ныне как полноправный субъект мирового сообщества, член ООН, других международных организаций, участник Содружества Независимых Государств по-новому строит взаимоотношения с внешним миром.
Беларусь в силу своего географического положения и открытости в полной мере подвержена воздействию большинства происходящих в мире геополитических процессов, не зависимо от их характера и природы: падение стоимости барреля нефти, дефолт американского доллара, общемировой экономический кризис, гражданские волнения, обусловленные социальными проблемами, в странах Центральной Европы (Франции, Великобритании), безработица в Германии, природные катаклизмы в Китае, военные события в Ливии и т.д.
Именно выгодное геополитическое положение и проводимая политика нейтралитета не оставляют равнодушными ведущие политические державы мира, которые прилагают немалые усилия, стремясь втянуть Беларусь в политические интриги, упрекая то в торговле запрещенными видами оружия в Кот де Вуаре, Ливии, то в участие граждан в военных действиях в той или иной стране, то в срыве поставок из РФ газа и нефти в страны Западной Европы, то в нарушении демократических принципов во время избирательных компаний, нарушении прав и основных прав и свобод и т.п.
Для последовательного проведения внутренней и внешней государственной политики, направленной на поддержании и обеспечение стабильности гражданского общества, государственного развития, сокращения круга источников угроз и риска, снижения уровня их влияния на проведение самостоятельной государственной политики необходимо определить стратегические направления, формы и методы обеспечения государственного суверенитета и безопасности Республики Беларусь, а также создать правовую основу для реализации государственной политики в этом направлении.
Формирование демократического правового государства в Беларуси требует глубокого познания реалий жизни, обстоятельного анализа состояния государственных дел. В процессе изменения политической и экономической систем нашего общества возникают новые актуальные проблемы.
К их числу следует отнести:
-
изменение структуры государственной власти, порядка формирования ее органов, формы обеспечения принципа единства, сдерживания и разделения властей; -
создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства; -
организация государственного контроля за соблюдением законодательства и его соответствием Конституции Республики Беларусь; -
утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан, укрепления законности и действенности права; -
реформа и стабилизация экономической системы.
Обретение республикой своей независимости предполагает достаточно высокий уровень развития всех сторон государственной и общественной жизни.
Для ее осуществления необходимы как объективные, так и субъективные предпосылки: экономические, политические, социальные, правовые, международные, духовные, культурные [9, c. 15].
Сейчас, когда в республике накоплен значительный, требуется его теоретическое осмысление. В научной правовой литературе прошлого анализировался государственный суверенитет СССР; рассматривались его сочетание с суверенитетом союзных республик, модели реализации суверенитета зарубежными государствами. Эта проблема обрела новые очертания и остроту в конце 80 -начале 90-х гг. XX столетия, когда развернулась дискуссия о реализации союзными республиками права на выход из состава Союза ССР, обретении государственной самостоятельности и независимости. Научно обоснованное понятие суверенитета составляет ядро конституционного и международного права. Это обусловлено не только его местом в государственно-правовой теории, но и значением суверенитета для внутренней и внешней политики государства.
Наиболее насущные проблемы правовой науки о носителе высшей власти в государстве, о «разделении властей», о природе союзного государства, о пределах власти государства, о гарантиях государственного суверенитета и формах его проявления - непосредственно связаны с понятием суверенитета. В настоящее время понятие «суверенитет» встречается в текстах всех современных конституций, в Декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь» от 27 июля 1990 г. и аналогичных декларациях республик бывшего Союза ССР, во многих международно-правовых документах, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, в том числе в Уставе ООН.
Слово «суверенитет» прочно вошло в лексикон руководителей государств и представителей различных политических партий и движений. Оно звучит по радио и телевидению, на митингах и манифестациях. Под флагом борьбы за суверенитет и независимость разрушаются одни государства и возникают другие, создаются массовые народные движения, депутатские фракции в парламентах.
Возникает необходимость уточнения некоторых традиционных представлений о соотношении таких понятий, как «государственный суверенитет», «народный», «национальный суверенитет» и «право на самоопределение». Порою термин «суверенитет» употребляется и в несвойственном ему значении. Сложность этого понятия очевидна.
Поэтому важно выяснить, содержание понятия «суверенитет» в современной научной трактовке, каковы основные области его проявления и какие проблемы возникают при реализации концепции государственного суверенитета в Республике Беларусь.
Государственный суверенитет рассматривается как способность государства самостоятельно, без вмешательства извне определять свою внутреннюю и внешнюю политику, опираясь на волю народа, соблюдая и гарантируя права человека и гражданина, защищая права национальных меньшинств, обеспечивая соблюдение норм международного права. Возрождение национальной государственности Беларуси позволяет взглянуть на теорию и практику реализации концепции суверенитета с обновленных позиций, поскольку сегодня происходит подлинная революция в социальном устройстве и сознании людей [10].
В настоящее время перед отечественной правовой наукой стоит задача глубоко проанализировать современные представления о сущности и значении государственного суверенитета, его основных гарантиях и влиянии на политическую, экономическую, международно-правовую стороны общественной и государственной жизни Республики Беларусь.
2.2 Конституция как основной правовой закон Республики Беларусь
15 марта - День Конституции, один из главных праздников суверенной белорусской государственности. В этот день в 1994 году путем всенародного референдума была принята Конституция независимой Беларуси. В ней воплотились духовные и правовые ценности белорусского народа, общепризнанные государственно-правовые идеи всего человеческого общества.
С изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах, состоявшихся в 1996 и 2004 годах, почти четверть века Конституция является Основным Законом общества и государства.
Впервые в истории белорусского государства человек, его права, свободы и гарантии их реализации объявлены высшей ценностью и целью общества и государства, закреплена обязанность государства соблюдать их и защищать. Конституционно-правовому статусу человека посвящено более половины статей Конституции. Они предусматривают, что государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства, обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности.
Согласно Конституции, государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Предусмотрена также ответственность гражданина за неукоснительное исполнение своих конституционных обязанностей. Принцип взаимной ответственности гражданина и государства составляет основу баланса конституционных ценностей [7, c. 17].
Эти и другие положения Конституции выступают сильной правовой основой свободного и достойного развития человека. На десятилетия вперед они стали определяющим критерием деятельности государства, всех его органов, институтов гражданского общества.
Конституция определяет устои государственно-правовой системы Республики Беларусь, объявляет ее демократическим социальным правовым государством, в которой народ является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета.
В соответствии с Конституцией, демократия в Республике Беларусь действует на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Свобода мнений, убеждений и их свободное выражение, право на свободу объединений гарантируются каждому. Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей.
На основе Конституции укрепляется социальное государство. Конституционные принципы и нормы определяют потребности человека в достойной жизни и развитии в качестве цели функционирования всех форм собственности, социальных институтов. В Республике Беларусь охраняется здоровье граждан, гарантируются права на труд и отдых, образование, социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду, на участие в культурной жизни. Под защитой государства находятся брак, семья, материнство, отцовство и детство. В целях улучшения условий жизни осуществляется контроль за рациональным использованием природных ресурсов. Соответствующие направления деятельности социального государства реализуются по принципу социальной справедливости, социальной защищенности и социальной солидарности [8, c. 77].
В Республике Беларусь как правовом государстве утверждается верховенство права. Конституция является актом прямого действия и закрепляет основополагающие принципы и нормы реализации важнейших общественных отношений. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Последовательное развитие конституционных принципов и ценностей в законодательстве обеспечивает такие его важнейшие свойства, как легитимность и социальная приемлемость. Они способствуют гармонизации общества, прочному функционированию гражданского общества и публичной власти.
Конституция является главной правовой опорой независимого и суверенного государства Республика Беларусь, прав и свобод ее граждан, прогрессивного развития общества и государства.
Утверждение закрепленных в Конституции фундаментальных ценностей обеспечивается конституционно-правовыми механизмами ее выполнения и защиты. Гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина является Президент Республики Беларусь. В целях реализации конституционных положений парламентом Республики Беларусь принимаются законы. Исполнение Конституции обеспечивается правительством Республики Беларусь. На основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов осуществляют правосудие суды.
Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным судом Республики Беларусь. Реализуя свои полномочия, Конституционный суд обеспечивает верховенство Конституции и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, защиту конституционного строя, конституционных прав и свобод граждан. В послании «О состоянии конституционной законности в Республике Беларусь в 2017 году», адресованном Президенту Республики Беларусь и палатам Национального собрания Республики Беларусь, Конституционный суд отметил, что обеспечение конституционализации общественных отношений является обязанностью всех государственных и общественных институтов, должностных лиц и граждан [3, c. 10].