Файл: Курс лекций по дисциплине Информационные технологии в юридической деятельности.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 529

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. Ведение базы данных состоит в систематическом пополнении ее новыми данными, корректировке (изменении) или изъятии устаревших данных.

Для реализации данной функции СУБД должна работать как в автономном, так и в оперативном режимах. В автономном режиме целесообразно выполнять массовый ввод данных с заранее подготовленных машинных носителей. В оперативном режиме ввод и корректировка данных обеспечиваются непосредственно с видеотерминала.

В примере основанием для занесения в базу данных новых записей является постановка автомобиля на учет в ГИБДД. Корректировка проводится, например, по причине изменения значения атрибута (скажем, цвета автомобиля). Данные изымаются, если автомобиль по каким-то причинам снимается с учета ГИБДД.

3. Целостность данных - это их непротиворечивость, согласованность и достоверность в любой момент содержания в базе данных.

Так как база данных содержит информацию, используемую многими потребителями, очень важно, чтобы элементы данных и связи между ними не разрушались. В СУБД это достигается использованием программ обнаружения разрушений и восстановления правильного состояния базы данных.

Логический контроль вводимых данных обеспечивает их частичную защиту от промахов и ошибок, возникающих при заполнении исходных (первичных) документов или при непосредственном вводе их оператором в ЭВМ.

Посредством специального логико-программного аппарата СУБД может указывать оператору на правильность, либо очевидную абсурдность некоторых записей. Например: фамилия - ИВАНОВ, имя – ОЛЬГА. Другой пример: автомобиль - ВОЛГА, модель - СИДОРОВ и т.п.

4. СУБД реализует различные способы (логические, математические) поиска и выборки данных и выдачу пользователям необходимого результата поиска в заданной форме (справки, сводки, таблицы и т.д.).

Она может, например, обеспечить выдачу сведений (по запросу или инициативно) о владельцах, имеющих автомобили определенной марки, цвета, о количестве автомашин и т.д.

5. Соблюдение приоритетов обработки запросов применяется в случаях многопрограммного режима обслуживания пользователей, например, в информационных сетях.

Для увеличения жизнестойкости информации в базе данных необходимо защищать ее от некомпетентного, несанкционированного и злонамеренного использования.

Поэтому СУБД должна защищать данные от случайного или
преднамеренного доступа к ним лиц, не имеющих на это права, от неавторизованной модификации (корректировки) данных или от их уничтожения.

Защита от несанкционированного доступа заключается, например, в том, что некоторые из входящих в базу данных сведения могут быть выданы только с использованием системы паролей и лишь определенной категории пользователей.

ТЕМА 6. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЯХ
Современное развитие информатизации общества, повышение производительности и качественной эффективности различных систем обработки данных неразрывно связано с внедрением компьютерных информационных сетей. Применение информационных сетей можно рассматривать как одно из направлений использования систем связи, действующих практически без ограничения дальности передачи сообщений. Но главным отличием и достоинством данной технологии является возможность разнообразной обработки информации на расстоянии, а также, в случае необходимости, подключения к этому процессу дополнительных вычислительных средств, территориально удаленных друг от друга.
1. Общая характеристика информационно-вычислительных сетей

Рассмотрим основные понятия, характеристики и организационные варианты дистанционного обслуживания пользователей ЭВМ.

Телеобработка данных - это такая организация информационно-вычислительного процесса, при которой ресурсы одной или нескольких ЭВМ одновременно используются многими пользователями через различные виды средств связи.

По архитектурному и организационному построению такая обработка данных имеет два принципиальных варианта: системная телеобработка и сетевая телеобработка (информационно-вычислительные сети).

При этом существуют различные способы структурирования информации, методы кодирования данных, алгоритмы взаимодействия компонентов систем и сетей.

Классификация средств телеобработки на основные группы по существу не зависит от архитектурных принципов телеобработки. И системная и сетевая телеобработка состоят из программных и технических средств телеобработки. Программные средства содержат телекоммуникационные методы доступа. Технические включают в себя устройства

сопряжения ЭВМ с каналами передачи данных, абонентские пункты или средства доступа пользователей к ЭВМ, аппаратуру передачи данных. Однако функции программных и технических средств системной и сетевой телеобработки существенно отличаются.

В историческом плане начало практики применения телеобработки данных приходится на конец 50-х - начало 60-х годов XX в., когда для обеспечения загрузки парка ЭВМ универсального назначения стали искать пути дистанционного использования возможностей машин.

Данный метод получил название системная телеобработка.

Системная телеобработка обеспечивает удаленному пользователю, как правило, не имеющему своих вычислительных ресурсов, доступ к комплексу на базе ЭВМ через различные виды телефонных коммутируемых и выделенных каналов связи, телеграфные каналы и другие физические линии.

Позднее появился вариант, который собственно и стали называть сетевой телеобработкой или информационной сетью.

Сетевая телеобработка (информационно-вычислительная сеть) обеспечивает объединение различных вычислительных средств в сеть, доступ локальных и удаленных пользователей к распределенным в сети информационно-вычислительным ресурсам и базам данных.

Этот метод обработки информации развил системный вариант и расширил такие возможности как: объединение всех процессов обработки информации в единый автоматизированный комплекс, решение более глобальных информационных задач, значительное увеличение скорости передачи данных, повышение их защищенности и др.

В общем виде сети ЭВМ состоят из набора различных устройств: больших ЭВМ, персональных ЭВМ, терминалов, устройств печати, файловых процессоров и т.д., соединенных между собой каналами связи. Каналы связи представляют собой витые (телефонные) пары, коаксиальные кабели, волоконная оптика (передача светового сигнала по гибким стеклянным волокнам) и т.д. Каждое устройство подключается к каналу с помощью соответствующего согласующего контроллера.

Одна из основных отличительных особенностей сетей состоит в том, что каждое устройство, подключенное к сети, имеет возможность взаимодействия с любым другим устройством этой сети.
2. Классификация информационно-вычислительных сетей


По степени охвата сетью территорий и количеству пользователей сети делятся на:

- глобальные (WAN – Wide Area Network);

- региональные;

- локальные (LAN - Local Area Network);

  • микро сети.

Представленные варианты классификации WAN и LAN разделяются в соответствии с используемыми протоколами (о которых подробнее будет сказано ниже).

Наиболее распространенными являются локальные вычислительные сети и микро сети, особенностью которых является то, что они размещены на ограниченной территории (до нескольких километров), а микро сети даже в одном помещении, под контролем одной организации, но с возможностью выхода во внешнюю среду - в региональные, охватывающие целый регион, (например: Хабаровский край) или национальные (глобальные) вычислительные сети (способные действовать вплоть до размеров всего земного шара). Чем глобальнее компьютерная сеть, чем больше пользователей она объединяет, тем больше вероятность утечки и порчи информации, циркулирующей в сети.

По конфигурации (топологии расположения) - схеме связей между узлами сети передачи данных - наибольшее распространение получили сети:

- с кольцевой топологией (центральная и пользовательские ЭВМ подключаются последовательно в единое замкнутое кольцо);

- с шинной топологией (центральная и пользовательские ЭВМ подключены к единой шине или магистрали с двух сторон);

- со звездообразной топологией (от центральной ЭВМ подключение идет по радиально отходящим в стороны лучам).

Кроме того, существуют сети с древовидной топологией и многосвязные сети. Древовидные и многосвязные сети являются, в сущности, комбинацией сетей типа: «кольцо», «звезда» или «общая шина».

Топология сети во многом определяет надежность сети, сложность сетевых контроллеров, сетевого математического обеспечения и соответственно сервиса, представляемого пользователю, и в конечном итоге стоимость сети.

По своей архитектуре сети можно разделить на три группы:

- одноранговые сети;

- сети с выделенным сервером – «клиент-сервер»;

  • комбинированные.

Одноранговые сети обычно объединяют несколько компьютеров, называемых рабочими станциями. Все рабочие станции равноправны и равнозначны с точки зрения выполняемых ими функций (учитывая возможности передачи управления любому компьютеру, общее число ЭВМ в такой сети довольно ограниченно, например 2-3 десятка). Любой компьютер в такой сети работает под управлением обычной дисковой операционной системы, а для выполнения сетевых функций в его оперативную память дополнительно загружаются необходимые программы.


Каждый пользователь сети имеет свой идентификатор. В одноранговой сети пользователи сами выбирают и устанавливают свои идентификаторы. Пользователи одноранговой сети самостоятельно выделяют ресурсы своих рабочих станций в коллективное пользование.

Вторая группа - сети, с так называемым, выделенным сервером или централизованные сети. В них один или несколько компьютеров (серверов) выделяют свои ресурсы в коллективное пользование. При этом рабочие станции имеют доступ к сетевым принтерам и дискам, подключенным к серверу, но не к принтерам и дискам других рабочих станций. По своей идеологии эта группа сетей противоположна первой, объединяющей ресурсы рабочих станций.

Сети третьей группы на самом деле есть не что иное, как комбинация одноранговых сетей с сетями второй группы, использующими выделенные серверы. При использовании такого конгломерата получается, с одной стороны, удобное взаимодействие между отдельными рабочими станциями, с другой - при необходимости - обращение ко всем участникам сети на равных возможностях.

Как отмечали, наиболее распространенными являются локальные вычислительные сети и микро сети.