Файл: Курс лекций по дисциплине Информационные технологии в юридической деятельности.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 518
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
anonymous, а в качестве пароля задать адрес электронной почты. В большинстве случаев программы-клиенты FTP делают это автоматически.
Служба IRC (Internet Relay Chat). Она предназначена для прямого общения нескольких человек в режиме реального времени. Иногда службу IRC называют чат-конференциями или просто чатом. В отличие от системы телеконференций, в которой общение между участниками обсуждения темы открыто всему миру, в системе IRC общение происходит только в пределах одного канала, в работе которого принимают участие лишь несколько человек. Каждый пользователь может создать собственный канал и пригласить в него участников «беседы» или присоединиться к одному из открытых в данный момент каналов.
Существуют несколько популярных клиентских программ для работы с серверами и сетями, поддерживающих сервис IRC. Одна из наиболее популярных – программа mIRC.exe.
Служба ICQ. Эта служба предназначена для поиска сетевого IP –адреса человека, подключенного в данный момент к Internet. Необходимость в подобной услуге связана с тем, что большинство пользователей не имеют постоянного IP – адреса. Название службы является акронимом выражения I seek you – я ищу тебя. Для пользования этой службой надо зарегистрироваться на ее центральном сервере (http://www.isu.com) и получить персональный идентификационный номер UIN (Universal Internet Number). Данный номер можно сообщить партнерам по контактам, и тогда служба ICQ приобретает характер Internet-пейджера. Зная номер UIN партнера, но, не зная его текущий IP – адрес, можно через центральный сервер службы отправить ему сообщение с предложением установить соединение.
Как уже указывалось, каждый компьютер в мировой сети должен иметь четырехзначный IP – адрес. Этот адрес может быть постоянным или динамическим (временным). Те компьютеры, которые включены в Internet на постоянной основе, имеют постоянные IP – адреса. Большинство же пользователей подключаются к сети лишь на время сеанса. Им выдается динамический IP – адрес, действующий только в течение данного сеанса. Этот адрес выдает тот сервер, через который происходит подключение. В разных сеансах динамический адрес может быть различным и заранее неизвестно каким.
При каждом подключении к Internet программа ISQ, установленная на компьютере пользователя, определяет текущий IP – адрес и сообщает его центральной службе. Служба, в свою очередь, оповещает требуемых партнеров по контактам. Далее партнеры (если они являются клиентами данной службы) могут установить с инициатором прямую связь. Программа предоставляет возможность выбора режима связи («готов к контакту»; «прошу не беспокоить, но готов принять срочное сообщение»; «закрыт для контакта» и т.д.). После установления контакта, связь происходит в режиме, аналогичном сервису IRC (чату).
Таким образом, мы рассмотрели основные понятия компьютерных сетевых технологий, привели их классификацию с указанием особенностей и распространенности в мировой практике. Особое внимание было уделено локальным вычислительным сетям, как наиболее применяемым так называемыми типовыми пользователями. Логическое обобщение возможностей сетевых технологий представлено в материале об информационных ресурсах глобальной сети Internet.
1. Понятие автоматизированного рабочего места (АРМ)
Ярко выраженный информационный характер работы специалистов в юридической деятельности, возможность систематизации, типизации, формализации выполнения многих операций по обработке документальной информации, составляющей большой удельный вес в общем объеме циркулирующих потоков, свидетельствует о необходимости применения методов автоматизации для повышения результативности и эффективности принимаемых решений. Компьютерные информационные технологии предлагают для решения данной проблемы один из основных возможных вариантов: применение автоматизированных рабочих мест, способных обеспечить требуемые уровни производительности, сервиса и других характеристик.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) - автономный диалоговый (интерактивный) комплекс, система или устройство на базе ЭВМ, предназначенный для автоматизации работ, производимых на рабочем месте.
В общем виде такая рабочая станция должна содержать пять технологических подсистем обеспечения:
- деловой (административной) деятельности;
- профессиональной деятельности;
- принятия решений;
- рутинных работ;
- коммуникаций.
Информационным фундаментом указанных подсистем являются базы данных и знаний, а технологическая основа поддерживается следующим набором программных средств:
- деловым пакетом оперативной деятельности, в состав которого должны входить различные оперативные средства поддержки («электронный» календарь, «электронный» еженедельник, «электронная» записная книжка, личный архив, картотека поручений и пр.);
- средствами поиска и анализа информации, включающими различные информационно-справочные системы, аналитические картотеки, средства экранной графики;
- средствами моделирования управленческих и экономических процессов, включающими экономико-математические модели, «электронные» таблицы, модели принятия решений;
- экспертными системами, поддерживаемыми базами знаний;
- средствами решения различных расчетно-логических задач;
- средствами обработки формализованной и текстовой информации.
По форме своей технической реализации АРМ может представлять собой единое программное средство (так называемый «интегрированный пакет»), обеспечивающее выполнение всех перечисленных выше функций, либо набор из нескольких самостоятельных программ, ориентированных на выполнение конкретных задач пользователя.
В юридической деятельности можно выделить три основных класса типовых АРМ: руководителя, специалиста, технических исполнителей или вспомогательного персонала. Для инструментальной поддержки этих видов деятельности при создании АРМ могут быть использованы различные прикладные программные средства. Их состав зависит от функциональных задач и видов работ: административно-организационной (управленческой); профессионально-творческой; технической (как правило, во многом рутинной).
1.1 АРМ руководителя
Руководитель в повседневной деятельности имеет дело с людьми, идеями и предметами, которые отражаются в задачах понятийного мышления. Основная форма деятельности руководителя - деловое общение. Для руководителей учреждений характерно следующее распределение времени в течение дня: деловые контакты - 47 %; работа с документами - 29%; телефонные переговоры - 9 %; командировки (поездки) - 6 %; анализ проблем и принятие решений - 4 %; прочее - 5 % .
Видно, что основное время руководитель тратит на деловые контакты и работу с документами. На анализ проблем и принятие решений у современного руководителя времени практически не остается, хотя очевидно, что ряд решений руководитель принимает в ходе делового контакта. Исходя из этого, программное обеспечение АРМ руководителя должно содержать, как минимум, подсистемы:
- обработки деловой информации;
- принятия решений;
- рутинных работ;
- коммуникаций.
1.2 АРМ специалистов
Вторая группа – это специалисты в конкретных направлениях юридической деятельности - работники юридических учреждений, которые формируют интеллектуальный базис учреждений. Для таких специалистов характерно следующее распределение времени в течение рабочего дня: деловые контакты - 23 %; работа с документами - 42 %; телефонные переговоры - 17 %; аналитическая работа - 12 %; прочее - 6 %.
Эффективность функционирования учреждения в основном определяется продуктивностью деятельности специалистов, особенно в вопросах создания новой информации. Творческий аспект в работе специалистов высокий и варьируется в достаточно широких пределах в зависимости от конкретного содержания текущих задач.
Специалисты обеспечивают практически всю информационную подготовку для принятия решений руководителем. Они являются основными исполнителями документов, определяют их качество. Доля рутинной работы различна и при рациональной технологии должна быть очень незначительной (хотя на практике это происходит не всегда).
Таким образом, основу АРМ специалиста ОВД должны составлять следующие подсистемы:
- обработки деловой информации;
- обеспечения профессиональной деятельности;
- рутинных работ;
- коммуникаций.
1.3 АРМ технических работников
Третью группу представляют - технические работники (обслуживающий персонал), которые выполняют всю рутинную работу. В эту группу входят младшие специалисты (clerks) - секретари, инспектора и т.п., работа которых регламентирована, но требует понимания обрабатываемой информации. К этой же группе относятся работники, обладающие чисто производственными навыками (машинистки, стенографистки и т.п.), ведущие регламентированную работу, не требующую полного понимания обрабатываемой информации. Основной критерий продуктивности их работы - оперативность и своевременность информационной обработки, а также поддержание высокой пропускной способности учреждения с минимальным количеством сбоев и ошибок.
Наиболее многофункциональными работниками данной группы являются секретари. Они подготавливают письма, памятные записки и другие документы, копируют и рассылают документы, ведут файлы документов, осуществляют телефонные, факсимильные, сетевые контакты и т.д.
Для этой группы работников характерен следующий расклад времени: работа с документами (файловые операции, копирование, составление писем, подшивка документов, составление таблиц и др.) - 68 %; телефонные и иные связные переговоры - 20 %; ведение учетов - 6 %; прочее - 6 %.
В общем случае АРМ технического работника включает подсистемы:
- обработки деловой информации;
- рутинных работ;
- коммуникаций.
2. Процесс подготовки и принятия решений
Профессиональная деятельность человека направлена на достижение определенных целей в функционировании организаций, в бытовой сфере и т.д. При этом постоянно могут изменяться исходные данные, влияющие на развитие конкретного процесса, а также возникают разнообразные проблемы и ситуации, требующие принятия определенных решений для поддержания выбранного направления действий. В обобщенном виде отметим, что в основе каждого практического (физического) действия лежит то или иное решение. Таким образом, процесс подготовки и принятия решений является основным содержанием информационного уровня деятельности человека.
Служба IRC (Internet Relay Chat). Она предназначена для прямого общения нескольких человек в режиме реального времени. Иногда службу IRC называют чат-конференциями или просто чатом. В отличие от системы телеконференций, в которой общение между участниками обсуждения темы открыто всему миру, в системе IRC общение происходит только в пределах одного канала, в работе которого принимают участие лишь несколько человек. Каждый пользователь может создать собственный канал и пригласить в него участников «беседы» или присоединиться к одному из открытых в данный момент каналов.
Существуют несколько популярных клиентских программ для работы с серверами и сетями, поддерживающих сервис IRC. Одна из наиболее популярных – программа mIRC.exe.
Служба ICQ. Эта служба предназначена для поиска сетевого IP –адреса человека, подключенного в данный момент к Internet. Необходимость в подобной услуге связана с тем, что большинство пользователей не имеют постоянного IP – адреса. Название службы является акронимом выражения I seek you – я ищу тебя. Для пользования этой службой надо зарегистрироваться на ее центральном сервере (http://www.isu.com) и получить персональный идентификационный номер UIN (Universal Internet Number). Данный номер можно сообщить партнерам по контактам, и тогда служба ICQ приобретает характер Internet-пейджера. Зная номер UIN партнера, но, не зная его текущий IP – адрес, можно через центральный сервер службы отправить ему сообщение с предложением установить соединение.
Как уже указывалось, каждый компьютер в мировой сети должен иметь четырехзначный IP – адрес. Этот адрес может быть постоянным или динамическим (временным). Те компьютеры, которые включены в Internet на постоянной основе, имеют постоянные IP – адреса. Большинство же пользователей подключаются к сети лишь на время сеанса. Им выдается динамический IP – адрес, действующий только в течение данного сеанса. Этот адрес выдает тот сервер, через который происходит подключение. В разных сеансах динамический адрес может быть различным и заранее неизвестно каким.
При каждом подключении к Internet программа ISQ, установленная на компьютере пользователя, определяет текущий IP – адрес и сообщает его центральной службе. Служба, в свою очередь, оповещает требуемых партнеров по контактам. Далее партнеры (если они являются клиентами данной службы) могут установить с инициатором прямую связь. Программа предоставляет возможность выбора режима связи («готов к контакту»; «прошу не беспокоить, но готов принять срочное сообщение»; «закрыт для контакта» и т.д.). После установления контакта, связь происходит в режиме, аналогичном сервису IRC (чату).
Таким образом, мы рассмотрели основные понятия компьютерных сетевых технологий, привели их классификацию с указанием особенностей и распространенности в мировой практике. Особое внимание было уделено локальным вычислительным сетям, как наиболее применяемым так называемыми типовыми пользователями. Логическое обобщение возможностей сетевых технологий представлено в материале об информационных ресурсах глобальной сети Internet.
ТЕМА 9. АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО СПЕЦИАЛИСТА
1. Понятие автоматизированного рабочего места (АРМ)
Ярко выраженный информационный характер работы специалистов в юридической деятельности, возможность систематизации, типизации, формализации выполнения многих операций по обработке документальной информации, составляющей большой удельный вес в общем объеме циркулирующих потоков, свидетельствует о необходимости применения методов автоматизации для повышения результативности и эффективности принимаемых решений. Компьютерные информационные технологии предлагают для решения данной проблемы один из основных возможных вариантов: применение автоматизированных рабочих мест, способных обеспечить требуемые уровни производительности, сервиса и других характеристик.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) - автономный диалоговый (интерактивный) комплекс, система или устройство на базе ЭВМ, предназначенный для автоматизации работ, производимых на рабочем месте.
В общем виде такая рабочая станция должна содержать пять технологических подсистем обеспечения:
- деловой (административной) деятельности;
- профессиональной деятельности;
- принятия решений;
- рутинных работ;
- коммуникаций.
Информационным фундаментом указанных подсистем являются базы данных и знаний, а технологическая основа поддерживается следующим набором программных средств:
- деловым пакетом оперативной деятельности, в состав которого должны входить различные оперативные средства поддержки («электронный» календарь, «электронный» еженедельник, «электронная» записная книжка, личный архив, картотека поручений и пр.);
- средствами поиска и анализа информации, включающими различные информационно-справочные системы, аналитические картотеки, средства экранной графики;
- средствами моделирования управленческих и экономических процессов, включающими экономико-математические модели, «электронные» таблицы, модели принятия решений;
- экспертными системами, поддерживаемыми базами знаний;
- средствами решения различных расчетно-логических задач;
- средствами обработки формализованной и текстовой информации.
По форме своей технической реализации АРМ может представлять собой единое программное средство (так называемый «интегрированный пакет»), обеспечивающее выполнение всех перечисленных выше функций, либо набор из нескольких самостоятельных программ, ориентированных на выполнение конкретных задач пользователя.
В юридической деятельности можно выделить три основных класса типовых АРМ: руководителя, специалиста, технических исполнителей или вспомогательного персонала. Для инструментальной поддержки этих видов деятельности при создании АРМ могут быть использованы различные прикладные программные средства. Их состав зависит от функциональных задач и видов работ: административно-организационной (управленческой); профессионально-творческой; технической (как правило, во многом рутинной).
1.1 АРМ руководителя
Руководитель в повседневной деятельности имеет дело с людьми, идеями и предметами, которые отражаются в задачах понятийного мышления. Основная форма деятельности руководителя - деловое общение. Для руководителей учреждений характерно следующее распределение времени в течение дня: деловые контакты - 47 %; работа с документами - 29%; телефонные переговоры - 9 %; командировки (поездки) - 6 %; анализ проблем и принятие решений - 4 %; прочее - 5 % .
Видно, что основное время руководитель тратит на деловые контакты и работу с документами. На анализ проблем и принятие решений у современного руководителя времени практически не остается, хотя очевидно, что ряд решений руководитель принимает в ходе делового контакта. Исходя из этого, программное обеспечение АРМ руководителя должно содержать, как минимум, подсистемы:
- обработки деловой информации;
- принятия решений;
- рутинных работ;
- коммуникаций.
1.2 АРМ специалистов
Вторая группа – это специалисты в конкретных направлениях юридической деятельности - работники юридических учреждений, которые формируют интеллектуальный базис учреждений. Для таких специалистов характерно следующее распределение времени в течение рабочего дня: деловые контакты - 23 %; работа с документами - 42 %; телефонные переговоры - 17 %; аналитическая работа - 12 %; прочее - 6 %.
Эффективность функционирования учреждения в основном определяется продуктивностью деятельности специалистов, особенно в вопросах создания новой информации. Творческий аспект в работе специалистов высокий и варьируется в достаточно широких пределах в зависимости от конкретного содержания текущих задач.
Специалисты обеспечивают практически всю информационную подготовку для принятия решений руководителем. Они являются основными исполнителями документов, определяют их качество. Доля рутинной работы различна и при рациональной технологии должна быть очень незначительной (хотя на практике это происходит не всегда).
Таким образом, основу АРМ специалиста ОВД должны составлять следующие подсистемы:
- обработки деловой информации;
- обеспечения профессиональной деятельности;
- рутинных работ;
- коммуникаций.
1.3 АРМ технических работников
Третью группу представляют - технические работники (обслуживающий персонал), которые выполняют всю рутинную работу. В эту группу входят младшие специалисты (clerks) - секретари, инспектора и т.п., работа которых регламентирована, но требует понимания обрабатываемой информации. К этой же группе относятся работники, обладающие чисто производственными навыками (машинистки, стенографистки и т.п.), ведущие регламентированную работу, не требующую полного понимания обрабатываемой информации. Основной критерий продуктивности их работы - оперативность и своевременность информационной обработки, а также поддержание высокой пропускной способности учреждения с минимальным количеством сбоев и ошибок.
Наиболее многофункциональными работниками данной группы являются секретари. Они подготавливают письма, памятные записки и другие документы, копируют и рассылают документы, ведут файлы документов, осуществляют телефонные, факсимильные, сетевые контакты и т.д.
Для этой группы работников характерен следующий расклад времени: работа с документами (файловые операции, копирование, составление писем, подшивка документов, составление таблиц и др.) - 68 %; телефонные и иные связные переговоры - 20 %; ведение учетов - 6 %; прочее - 6 %.
В общем случае АРМ технического работника включает подсистемы:
- обработки деловой информации;
- рутинных работ;
- коммуникаций.
2. Процесс подготовки и принятия решений
Профессиональная деятельность человека направлена на достижение определенных целей в функционировании организаций, в бытовой сфере и т.д. При этом постоянно могут изменяться исходные данные, влияющие на развитие конкретного процесса, а также возникают разнообразные проблемы и ситуации, требующие принятия определенных решений для поддержания выбранного направления действий. В обобщенном виде отметим, что в основе каждого практического (физического) действия лежит то или иное решение. Таким образом, процесс подготовки и принятия решений является основным содержанием информационного уровня деятельности человека.