Файл: Порядок применения таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу еаэс физическими лицами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 486

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 5 – Перечень лиц, уплачивающих таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования от имени и по поручению физических лиц [8]
Возможность исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования иными лицами правом ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном регулировании не предусмотрена.

В 2019 году физическими лицами уплачено таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования на сумму 25,0 млрд. рублей, что на 53,4% больше, чем в 2018 году (16,3 млрд. рублей) (Рисунок 6) [18].



Рисунок 6 ‒ Структура таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования, уплаченных в 2019 году, %
Исходя из данных Рисунка 6, можно сказать, что большая часть (87,7%) всех таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования, уплаченных в 2019 году, приходится на легковые автомобили, 5% ‒ на иные транспортные средства, 3,3% ‒ на доставляемые товары, 1,7% ‒ на сопровождаемый багаж, 1,4% ‒ международные почтовые отправления, 0,9% ‒ несопровождаемый багаж [18].

В заключение хотелось бы отметить, что в 2019 году наблюдался существенный рост (в 2 раза) по сравнению с 2018 годом поступлений от ввоза товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком и пересылаемых в международных почтовых отправлениях (c 0,5 до 1,1 млрд. рублей), что обусловлено в первую очередь снижением стоимостной нормы, в рамках которой такие товаров могут ввозиться без уплаты таможенных платежей, с 1000 до 500 евро. Также в 1,6 раза возросли платежи в отношении легковых автомобилей, ввезенных физическими лицами (с 13,7 до 21,7 млрд. рублей.), что связано с ростом объемов ввоза таких автомобилей.
2.2. Выявление нарушений при начислении и взимании таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами (на примере Саратовской таможни)
Административная ответственность за нарушения таможенных правил, предусмотренная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), наступает лишь в тех случаях, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством: некоторые из составов административных правонарушений не влекут за собой применение административных наказаний, т.к. в совершенном правонарушении имеются признаки уголовной ответственности (ст. 194 Уголовного кодекса Российской Федерации), которые обладают повышенной степенью общественной опасности [2].


Среди нарушений таможенных правил, совершаемых физическими лицами, существуют и такие деяния, ответственность за которые очень тесно граничат с преступлениями: грубые правонарушения, наносящие реальный ущерб экономическим интересам и безопасности государства (например, незаконное перемещение товаров и транспортных средств, недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и другие деяния) [13, С.41-44].

За 9 месяцев 2019 года таможенными органами Российской Федерации  возбуждено 111 534 дела об административных  правонарушениях (далее – АП). Из общего количества дел, возбужденных за 9 месяцев 2019 года, 47,5% (52 961 дело) приходится на юридических лиц, 38,9% (43 352 дела) – на физических лиц, 9,6% (10 746 дел) – на должностных лиц, 3,9% (4 299 дел) – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, 0,1% (176 дел) – на неустановленных лиц. Наибольшее количество дел об АП возбуждено в связи с нарушениями, предусмотренными главой 16 КоАП РФ – 64 396 дел. Из них 28 409 дел (25,5% от общего количества возбужденных дел об АП) – по статье 16.2 КоАП РФ (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров) [18, 3].

Таможенные органы не могут проводить таможенный контроль в отношении всех перемещаемых через таможенную границу товаров, поскольку это занимает достаточно большое количество времени, поэтому таможенный контроль базируется на принципе выборочности, который выражается в применении таможенными органами системы управления рисками [15, С. 291-297].

Эффективность применения системы управления рисками таможенными органами можно проанализировать по Рисунку 7 исходя из данных Саратовской таможни за 2015- 2019 гг. в результате проведения таможенного контроля и заведения дел об АП.



Рисунок 7 – Динамика общего количества дел об АП и количества дел об АП в отношении физических лиц, выявленных Саратовской таможней [19]
Проанализировав Рисунок 7, можно сказать, что в минувшем году Саратовской таможней зарегистрировано 1115 дел об АП. Из общего количества дел в отношении юридических лиц возбуждено 664 дела об АП, в отношении физических лиц –  45 дел об АП, в отношении индивидуальных предпринимателей – 164 дела об АП, в отношении должностных лиц – 242 дела об АП. Наметилась положительная динамика таких нарушений, что негативно отражается на экономической безопасности страны. Например, по сравнению с 2015 годом (17) количество дел об АП в отношении физических лиц в 2019 году (45) увеличилось на 62,2%.



В большинстве случаев, физические лица, пытаясь уклониться от уплаты причитающихся таможенных платежей, проходят через «зеленые» коридоры, тем самым не декларируют товары, которые ему подлежат.

В 2019 году по делам об АП принято 1113 решений, таможенными органами было взыскано таможенных платежей на сумму 297 млн 45 тыс. руб. В 2017 году по сравнению с 2019 годом было взыскано 158 млн 928 тыс. руб. таможенных платежей.

Итак, хотелось бы отметить, что при перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза сумма взысканных таможенных платежей постоянно увеличивается, а тенденция таких нарушений имеет положительную динамику, что, несмотря на эффективность применения системы управления рисками таможенными органами, отрицательно влияет на состояние экономической безопасности страны.

Глава 3 Совершенствование системы взимания таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами
Вступление в силу Договора о ЕАЭС способствовало интенсификации перемещения физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС товаров для личного пользования и предопределило необходимость совершенствования данного процесса. Таким образом, необходимо влиять на такую систему с двух сторон: таможенных органов и, непосредственно, физических лиц. Так, совершенствование перемещения физическими лицами продукции через таможенную границу должно основываться как на упрощении таможенного декларирования, так и при помощи увеличения результативности и повышении качества контроля, который проводят таможенные органы при таком перемещении товаров.

Информация о правилах перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров должна предоставляться для въезжающих или выезжающих физических лиц разнообразными способами, а не только при помощи размещения нормативно-правовых документов на специально установленных стендах, например, посредством автоматической рассылки сообщений на средства мобильной связи.

Кроме того, информация, предоставляемая физическим лицам, которые перемещают товары через таможенную границу ЕАЭС, не должна иметь вид распечатанного нормативного документа, а иметь вид
более удобных для понимания человеком, который не является специалистом в области таможенного дела, данных. Реализация указанного направления необходима для того, чтобы исключить нарушения законодательства стран-участниц ЕАЭС физическими лицами из-за незнания законодательства в этой области [14, С.397-401].

В настоящее время также существует проблема общения таможенных органов с гражданами бывших союзных республик и стран дальнего зарубежья, пересекающих с товарами таможенную границу России и в полной мере не владеющих русским языком [17]. Из-за этого появляется необходимость введения, в качестве одного из профессиональных требований должностного регламента должностных лиц таможенных органов, а также требования к кандидатам на замещение вакантной должности инспекторского состава, знание иностранного языка, а также введение в штат таможенных органов специалиста, который имел бы лицензию на осуществление переводческой деятельности.

Также не менее важным является еще одна сфера совершенствования перемещения через таможенную границу ЕАЭС сопровождаемого багажа физическими лицами, а именно, обеспечение возможности для данных лиц подать ПТД в виде электронного документа. Данное направление необходимо реализовывать путем решения таких задач, как (Рисунок 8):



Рисунка 8 – Совершенствование перемещения через таможенную границу ЕАЭС сопровождаемого багажа физическими лицами
На сегодняшний день в соответствии с распоряжением ФТС России от 8 июля 2016 г. № 192-р «Об утверждении Временного порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при совершении таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых в сопровождаемом, несопровождаемом багаже или доставляемых перевозчиком, с применением сведений, подаваемых в электронном виде», организована работа по совершению таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых в сопровождаемом, несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, с применением сведений ПТД, которые подаются в электронном виде [9].

Преимуществами декларирования товаров для личного пользования в электронной форме, с точки зрения физических лиц, пересекающих таможенную границу ЕАЭС, и точки зрения таможенных органов являются (Рисунок 9):




Рисунок 9 – Преимущества электронного декларирования товаров для личного пользования
Таким образом, внедрение в практику таможенной деятельности предлагаемых направлений совершенствования системы взимания таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами, будет способствовать созданию более благоприятных условий для физических лиц, перемещающих товары для личного пользования через таможенную границу ЕАЭС, и таможенных органов, осуществляющих контроль за их перемещением, при условии соблюдения интересов обоих участников этого процесса.

Заключение
Подводя итоги курсовой работы, хотелось бы отметить, что таможенные платежи ‒ это пошлины, налоги и сборы, взимаемые государственными органами с участников внешнеэкономической деятельности при перемещении грузов, товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.

В первой части курсовой работы мною были изучены теоретические основы порядка применения таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами. Нормативно-правовую базу порядка применения таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами составляют международные договоры государств ‒ членов ЕАЭС, различные решения Коллегии ЕЭК, а также нормативно-правовые акты государств ‒ членов ЕАЭС. В отношении товаров, ввозимых или вывозимых физическими лицами, могут быть использованы следующие порядки взимания таможенных платежей: во-первых, полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов; во-вторых, с применением единых ставок таможенных пошлин; и в-третьих, в виде совокупного таможенного платежа.

Во второй части курсовой работы была проанализирована практика применения таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу ЕАЭС. Можно сказать, что в 2019 году физическими лицами было уплачено 25,0 млрд. рублей таможенных платежей в отношении товаров для личного пользования, а это, в свою очередь, на 53,4% больше, чем в 2018 году (16,3 млрд. рублей). Необходимо отметить, что объем взысканных таможенных платежей с каждым годом неуклонно растет, а тенденция таких нарушений имеет положительную динамику, что, несмотря на эффективность применения системы управления рисками таможенными органами, негативно влияет на экономическую безопасность страны.