Файл: Безработица в России на национальном и региональном уровне.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНОБРНАУКИ РФ
Кафедра Бухгалтерского учета и финансов
УТВЕРЖДАЮ:
Зав. кафедрой БУиФ
А.И.Монич
(подпись, фамилия и инициалы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовой работе по макроэкономике.
на тему: Безработица в России на национальном и региональном уровне
Автор курсовой работы Г.А.Джафарова
(подпись, дата, инициалы, фамилия)
Направление подготовки (специальности) 38.03.01 Экономика
(код, наименование)
Обозначение курсовой работы КР-1 Группа ЭКб-18
Руководитель проекта (работы) доцент Е.В.Белоусова
(подпись, дата) (инициалы, фамилия)
Работа защищена __________________________________ Оценка____________
(дата)
Члены комиссии:
1. к.э.н. доцент Е.А.Куроедова
(подпись, дата) (инициалы, фамилия)
2. к.э.н. доцент Е.В.Трифонов
(подпись, дата) (инициалы, фамилия)
3. доцент Е.В.Горшкова
(подпись, дата) (инициалы, фамилия)
Норильск 2020
МИНОБРНАУКИ РФ
Кафедра Бухгалтерского учета и финансов
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ (РАБОТУ)
Студент Г.А.Джафарова зачетная книжка № 18566 группа ЭКб-18
1. Тема: Безработица в России на национальном и региональном уровне
2. Дата представления проекта (работы) к защите 30 апреля 2020 г.
3. Исходные данные для проектирования (научного исследования)
Для написания своей курсовой работы я использовала разнообразные источники. Среди них статьи в интернет ресурсах, статистические данные, экономический словарь.
4. Содержание пояснительной записки курсового проекта (работы)
Краткая аннотация каждой из глав
В главе 1 «Теоретические основы рынка труда: занятость и безработица» мы рассмотрим основные понятия, сущности, рынка труда. Изучим, какие виды и формы имеет занятость населения и как понимается такое отрицательное понятие как безработица.
В главе 2«Состояние рынка труда в России и в ее субъекте в современных экономических условиях», мы рассмотрим и проанализируем основные показатели рынка труда, такие как уровень безработицы и занятость населения в целом по России, в более узком плане по Красноярскому краю и в городе Норильск.
5. Перечень графического материала
Рис.1. «Классификация типов безработицы»
Рис.2 «Социальные и экономические последствия безработицы»
Рис.3. «Динамика численности занятых в Российской Федерации»
Рис.4.«Динамика уровня безработицы в России» Рис.5.« Уровень безработицы среди молодежи» Рис.6.«Численность работников в отраслях ПАО «ГМК Норильский никель» Рис.7.«Сравнение безработицы в городе Норильск и Красноярском крае» Рис.8. «Уровень занятости и уровень безработицы по федеральным округам в 2019 году, %» Рис.9. «Занятые по месту работы и месту постоянного проживания, млн. чел» Рис. 10 «Прогнозный уровень безработицы в России до 2018 года, %»
Руководитель проекта (работы) Е.В.Белоусова
(подпись, дата) (инициалы, фамилия)
Задание приняла к исполнению Г.А.Джафарова
(подпись, дата) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ 10
1.1СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ, ЕЕ СТРУКТУРА 10
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ И ВИДОВ БЕЗРАБОТИЦЫ 13
13
Рис. 2 Социальные и экономические последствия безработицы 18
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ И В ЕЕ СУБЪЕКТЕ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 20
2.1 Анализ динамики и структуры уровня безработицы в России в 2015-2019 г. 20
2.2 Анализ рынка труда в МО г. Норильск 25
26
2.3 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ БЕЗРАБОТИЦЫ РОССИИ НА НАЦИОНАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 30
Рассмотрим теперь уровень безработицы в Российской Федерации в региональном аспекте. Самый высокий уровень занятости населения (66,3% и 65,3%) и самый низкий уровень безработицы (6,2% и 4,7%) по данным обследований населения по проблемам занятости отмечается в Северо - Западном и Центральном федеральных округах. 30
Самый высокий уровень безработицы, соответствующей критериям Международной организации труда, (17,1 %) и самый низкий уровень занятости (53,2%) - в Северо-Кавказском федеральном округе (рис. 8). 30
30
Рис. 8 Уровень занятости и уровень безработицы по федеральным округам в 2019 году, % 30
В 2019 г.снижение уровня безработицы, соответствующей критериям Международной организации труда, по сравнению с 2018 г. отмечается в 67 субъектах Российской Федерации. 31
Рассмотрим численность безработицы в отдельных областях России в 2016-2019 гг. 31
Сравнительно низкий уровень безработицы в 20 l9 r. сложился в Москве — 1,7% (в 2018г. — 2,7%), Санкт-Петербурге - 2,6% (в 201 8г.. — 4,1%), в Московской области - 3,3% (в 2018г. — 4,9%), а также в Республике Мордовия, Липецкой, Ленинградской, Белгородской, Новгородской, Самарской, Магаданской, Тульской областях, в Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах. Самые высокие показатели по уровню безработицы наблюдались в Республике Ингушетия, Чеченской Республике, Республике Тыва, Республике Дагестан. 31
В 2019r. было отмечено увеличение размеров межрегиональной трудовой миграции. По данным обследования населения по проблемам занятости, численность занятых, которые работали за пределами своего субъекта, составила в среднем за 2019г. 1,6 млн. человек против 1,0 млн. человек в 2018 году. В 2019г., вследствие снижения общей потребности в рабочей силе, объемы внутренней трудовой миграции уменьшились до 1,4 млн. человек в среднем за год. 31
В 2019 г. размеры выезда на работу за пределы своего субъекта вновь увеличились. При этом, если в январе—феврале 2019 г. они составляли 1,5 млн. человек (2,4% численности занятого населения), то, начиная с марта 2019 г., стали постепенно увеличиваться и к декабрю 2019г. достигли 2,3 млн. человек, или 3,3% численности занятого населения. В среднем за 2019г. численность населения, работающего за пределами своего субъекта, составила 1,8 млн. человек, или 2,6% от общей численности занятого населения (рис. 9). 31
31
Рис.9 Занятые по месту работы и месту постоянного проживания, млн. чел 31
В численности занятого населения, работающего за пределами своего субъекта, три четверти составляют мужчины, две трети — городские жители. 31
В общем случае все регионы Российской Федерации по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп. 31
Первая группа - регионы с очень высокой безработицей. Это Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским AO. В эту же группу, по всей видимости, входит и Чеченская республика, данные по которой Федеральной службой занятости не собираются. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднероссийских), большой напряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица - в Ингушетии и Северной Осетии и связана она в первую очередь с очень большой концентрацией беженцев и вынужденных мигрантов (более 10%o - максимальный показатель по России). 32
Вторая группа — регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднероссийские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европейской части страны. Многие из этих регионов отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью. Лидируют здесь Владимирская и Ивановская области, где доля находящихся вадминистративных отпусках и не полностью использовавших рабочее время превышает 20 и 1 5% соответственно. 32
Третья группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднероссийских, но темпы роста уровня безработицы выше среднероссийских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя. 32
Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднероссийских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты-Мансииский AO, Ямало—Ненецкий AO, Якутия, Магаданская область, Чукотский AO. За последние годы здесь или объемы производства сократились незначительно по сравнению со среднероссийской ситуацией (округа Тюменской области, Якутия), или численность населения резко сократилась из-за миграционного оттока (Магаданская область, Чукотка). Интересно, что в группу попадают Москва и Санкт-Петербург, а также Калининградская область. С вязано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность). В итоге для покрытия дефицита работников в непрестижных отраслях (транспорт, строительство, коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейся наибольшим дефицитом работающих, пришлось использовать временных работников с Украины, из Белоруссии, Закавказья. 32
Согласно Федеральному закону «О занятости населения в РФ», минимальный размер пособия по безработице (850 рублей в месяц) выплачивается гражданам: 32
-впервые ищущим работу (ранее не работавший); 33
-стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1 года) перерыва. 33
В остальных случаях размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, но не ниже минимального и не выше максимального размера пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента (в районах, где они применяются). 33
первые 3 месяца (после признания безработным) — в размере 75% среднемесячного заработка, но не более 4900 руб.; 33
последующие четыре месяца — в размере 60% среднемесячного заработка, но не более 4900 руб.; 33
-с 8-гo по 12-и месяц - в размере 45% среднемесячного заработка, но не менее 850 руб. и не более 4900 руб. 33
с 13-гопо 24 —й месяц выплаты — в размере 850 руб. (минимальный размер пособия по безработице). 33
Министерство Финансов Российской Федерации ежегодно представляет доклад об основных результатах и направлениях бюджетной политики. В декабре 2014 года был представлен такой доклад на 2015 год и период до 2018 года. Рассмотрим прогнозный уровень безработицы, который в нем представлен (рис. 10) 33
33
2013 2014 2015 2016 2017 2018 33
Рис. 10 Прогнозный уровень безработицы в России до 2018 года, % 33
В 2018 году было завершено софинансирование Российской Федерацией региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. 33
Учитывая позитивную практику, сложившуюся при реализации в 2014 – 2018 гг. дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в 2020 году предполагается продолжить осуществление аналогичных мероприятий в субъектах Российской Федерации, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Кроме того, в 2020 году в Российской Федерации планируется осуществить мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей — инвалидов, многодетных родителей на оборудованных (оснащенные) для них рабочие места. На реализацию вышеназванных мероприятий предусмотрены субсидии в сумме 1,5 млрд. рублей. 33
В связи с переводом с 1 января 2016 г. финансового обеспечения полиции на федеральный уровень полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, по осуществлению активной политики в области содействия занятости населения, а также по материально—техническому и финансовому обеспечению деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, предлагается передать на региональный уровень. 34
В связи с передачей вышеназванных полномочий расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий в об. Части содействия занятости населения сократились на 20,1 млрд. рублей в 2016 году, на 21,2 млрд. рублей в 2017году и на 22,3 млрд. рублей в 2018 году. Таким образом, в 2020 году согласно докладу Министерства финансов уровень безработицы должен повыситься до 5,5%, в 2021 году он снизится до 5,3%. 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ВВЕДЕНИЕ
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.
Самой важной особенностью рынка труда состоит в том, что в качестве собственников рабочей силы и её потенциальных продавцов выступает значительная часть населения страны. Проблемы рынка труда и занятости населения в России сложны и противоречивы. Здесь проявляются как общие закономерности, имеющие место в разных странах мира, так и специфические для нашего государства процессы и явления. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда.
Актуальность данной работы заключается тем, что в условиях современного развития экономических отношений рынок труда занимает важное место. С одной стороны, он является элементом экономической системы и от эффективности его функционирования зависят национальное благополучие, стабильность общества и эффективность социально-экономических преобразований. В то же время, выступая самостоятельной системой, он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер многих социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия.
Так же актуальность курсовой работы усиливается и тем обстоятельством, что субъекты российского рынка труда еще только накапливают опыт функционирования в новых экономических условиях. Функционирование рынка труда сопряжено с множеством сложностей, столкновений интересов различных социальных групп. Это нередко вызывает социальную напряженность. В данной связи мероприятия, проводимые с целью
урегулирования конфликтов, должны носить толерантный, компромиссный характер, учитывать интересы всех участников трудовых отношений. В результате исследование роли, значимости, особенностей функционирования рынка труда и совершенствование механизма регулирования протекающих в нем процессов являются важными. Обусловлено тем что, в связи со спадом производства в целом по России положение на рынке труда стало напряженным и неустойчивым.
Так в нашей жизни возникло такое отрицательное явление, как безработица. Безработица
имеет серьезные социальные результаты, поскольку работа – это, с одной стороны,
источник доходов, а с другой – средство самоутверждения человека в социуме.
Этим и объясняется актуальность данной темы.
Целью данной работы является анализ рынка труда и выявление проблем его
формирования, для стабильного функционирования в современных условиях.
При этом необходимо решить следующе задачи:
- дать определение, обосновать сущность и функции рынка труда;
- раскрыть виды и основные формы безработицы и занятости населения;
- на примере Красноярского края и города Норильска проанализировать
состояние рынка труда;
- провести анализ рынка труда в России, с точки соотношения занятости и
безработицы;
Объектом исследования является рынок труда в Российской Федерации.
Предметом работы являются элементы современного рынка труда, направления, основные механизмы его реализации на практике.
Методы исследования анализ, расчет, оценка, сравнение.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что
проведен анализ рынка труда в Красноярском крае, в городе Норильск, а так же по
всей России в современных экономических условиях, на основе чего сделаны
выводы и предложены мероприятия по повышения эффективности
функционирования рынка труда.
Информационная база исследования учебная, методическая и специальная
литература по проблеме, интернет-источники и документация по занятости
населения в городе Норильск и по Красноярскому краю.
Структура работы работа состоит из введения, двух глав основной части,
заключения и списка используемой литературы.
Во введении мы будем, говорим о том, что проблемы рынка труда и занятости населения в России сложны и противоречивы. А так же тут проявляются как общие закономерности, имеющие место в разных странах мира, так и специфические для нашего государства процессы и явления. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости, как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда.
В первой главе «Теоретические основы рынка труда: занятость и безработица» мы рассмотрим основные понятия, сущности, рынка труда. Изучим, какие виды и формы имеет занятость населения и как понимается такое отрицательное понятие как безработица.
Во второй главе «Состояние рынка труда в России и в ее субъекте в современных экономических условиях», мы рассмотрим и проанализируем основные показатели рынка труда, такие как уровень безработицы и занятость населения в целом по России, в более узком плане по Красноярскому краю и в городе Норильск. После исследования, узнаем, какие профессии являются, более востребованы в данных городах, а так же причины низкой или же наоборот высокой безработицы.
В заключении мы проведем анализ всей работы и сделаем вывод о том, что рынок труда очень важен в нашем современном мире, так как он является не только источником дохода, но и самоутверждением человека. А безработица, которая будет долго держаться на рынке труда, может привести как город, так и страну в целом к каким либо неблагоприятным фактором, которые будут негативно оказываться на население.
Труд в процессе занятости создает существенное богатство общества, обеспечивает его прогрессивное развитие, вносит вклад в социальный прогресс мирового сообщества.
ГЛАВА 1. БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
-
СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ, ЕЕ СТРУКТУРА
Занятость населения — важнейшая характеристика макроэкономики. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.
Под занятостью понимается численность взрослого трудоспособного населения, обеспеченного работой. Та часть взрослого трудоспособного населения, которая не имеет работу.
В 1933 году, в разгар великой депрессии, каждый четвёртый был безработным. 39 млн. человек имели работу, а 12 млн. - хотели, но не могли её найти. Растрата человеческих ресурсов была поразительной. Память о страданиях тех, кто в 30-е жил годами без работы, доминировала в экономической политике и представлениях об экономике в течение почти целого полстолетия, последовавшего за этим. Безработица повсюду рассматривалась как нечто, что следует избегать любой ценой.
Однако в последние 20 лет начал формироваться новый, принципиально иной взгляд на безработицу. В рамках этого нового подхода считается, что безработные, ищущие работу, обычно не имеют её лишь на протяжении короткого отрезка времени. Многие из них ищут первую в своей жизни или лучшую по сравнению с предыдущей работу, тратя на поиски определённое время, чтобы не ошибиться с выбором. Исходя из этого безработица в основном отражает, изменения, происходящие в динамичной экономике, а не растрату ресурсов, и, как правило, не является серьёзной проблемой. Реальные лишения испытывают лишь некоторые, но далеко не большинство безработных. Суммарная численность занятых и безработных составляет общие ресурсы труда в экономике, или рабочую силу.