Файл: 1. Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих разные отклонения в психофизическом развитии сенсорном (слуховом и зрительном восприятии),.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 394
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
:
Создайте структурированную и предсказуемую среду: Ребенку с нарушением интеллекта важно иметь ясную структуру и предсказуемую последовательность действий. Предоставьте ребенку информацию о том, что будет происходить во время игры, используя визуальные пособия, например, плакат с иллюстрациями шагов игры. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в процессе игры и понимать, что ожидать.
Используйте конкретные и наглядные инструкции: для ребенка с нарушением интеллекта важно, чтобы инструкции были простыми, понятными и наглядными. Используйте конкретные слова и визуальные пособия, чтобы объяснить правила и задачи игры. Если возможно, покажите ребенку демонстрацию игры, чтобы он мог лучше понять, что от него ожидается.
Поддерживайте активное участие и включение ребенка: во время игры активно взаимодействуйте с ребенком, поддерживайте его участие и включение в игровой процесс. Задавайте вопросы, предлагайте подсказки и поощряйте его усилия. Не бойтесь адаптировать правила игры или предложить альтернативные способы участия, чтобы соответствовать индивидуальным потребностям и возможностям ребенка.
Обеспечьте поддержку и сотрудничество со сверстниками: включите других детей в игру, чтобы они могли помочь и поддержать ребенка с нарушением интеллекта. Это способствует интеграции, развитию социальных навыков и взаимодействию с окружающими. Поддерживайте позитивную атмосферу и стимулируйте взаимодействие и сотрудничество между детьми.
Например, при проведении игры "Магазин" с ребенком с нарушением интеллекта педагог может:
Создать предсказуемую среду, установив игровой стол с игрушечными продуктами, деньгами и кассой на определенном месте.
Показать ребенку визуальные пособия с иллюстрациями шагов игры, объяснив, что они будут играть в магазин и продавать продукты.
Дать ребенку конкретные инструкции, используя простые и наглядные слова, например: "Возьми яблоко и положи его на весы", "Дай мне две монеты за это мороженое".
Активно взаимодействовать с ребенком во время игры, задавая вопросы и предлагая подсказки. Например, спросить: "Какой продукт хочешь купить? Я помогу найти его."
Поощрять усилия и достижения ребенка. Похвалите его, когда он правильно выполнит задачу или справится с заданием.
Включить других детей в игру, предложив им роли покупателей. Поддерживать и стимулировать взаимодействие и сотрудничество между детьми, например, попросив ребенка с нарушением интеллекта предложить товар и других детей сыграть роль покупателей.
9. Перечислите принципы образования детей с ОВЗ, дидактические принципы. Выберите 5 принципов.
Смоделируйте (и разыграйте) ситуации по каждому принципу «Реализация ….принципа в работе с детьми с ОВЗ»(нозология, возраст по выбору студента)
Принципы образования детей с ОВЗ (Общеобразовательные Возможности Затрудненны):
Индивидуальный подход: Реализация данного принципа предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка с ОВЗ при организации и проведении образовательного процесса.
Ситуация: Воспитатель проводит индивидуальную занятие по развитию мелкой моторики с ребенком с ДЦП (Двигательными Нарушениями). Она предоставляет ребенку разнообразные материалы для манипуляции и развития мелкой моторики, учитывая его возможности и интересы.
Доступность образования: Принцип предполагает создание доступной и безбарьерной среды для обучения и развития детей с ОВЗ.
Ситуация: Воспитатель адаптирует классную комнату для ребенка с нарушением зрения, установив браиллевское письмо на стенах, предоставив аудио и листовые материалы, а также настраивая освещение для оптимального восприятия.
Контекстуальность: Принцип подразумевает учет контекста и жизненной ситуации ребенка при организации образовательной деятельности.
Ситуация: Воспитатель организует занятие с ребенком с расстройством аутистического спектра, учитывая его предпочтения и интересы, например, используя его любимые игрушки или тему из его любимого мультфильма для создания контекста и повышения мотивации к участию в занятии.
Вариативность и дифференциация: Принцип предусматривает использование разнообразных методов и подходов, а также дифференцированный подход к каждому ребенку с ОВЗ.
Ситуация: Воспитатель проводит урок по математике с группой детей с нарушением речи, предоставляя различные варианты заданий с разными уровнями сложности, чтобы каждый ребенок мог участвовать и достигать успеха в соответствии со своими возможностями.
Активное вовлечение и сотрудничество: Принцип предполагает активное взаимодействия.
Реализация принципа "Активное вовлечение и сотрудничество" в работе с детьми с ОВЗ (нозология и возраст по выбору студента):
Ситуация: Воспитатель проводит занятие по развитию коммуникативных навыков с детьми с речевыми нарушениями (нозология). Возраст детей - 6 лет.
Воспитатель применяет следующие методы и приемы:
Игровая форма: Воспитатель использует игровые элементы и сюжетные ситуации, чтобы привлечь внимание детей и создать комфортную обстановку для их активного участия.
Работа в малых группах: Воспитатель формирует малые группы из 4-5 детей, чтобы обеспечить более интенсивное взаимодействие и сотрудничество между детьми.
Использование разнообразных коммуникативных средств: Воспитатель предоставляет детям различные коммуникативные средства, такие как карточки с изображениями, рисунки, символы, чтобы дети могли выразить свои мысли и идеи в наглядной форме.
Поддержка и стимулирование активности: Воспитатель активно поддерживает и поощряет инициативу и активное участие каждого ребенка, создавая атмосферу доверия и взаимопонимания.
Коллективное решение задач: Воспитатель стимулирует сотрудничество и взаимную помощь между детьми, предлагая им совместные задания и проблемные ситуации, которые требуют совместных усилий для их решения.
Продемонстрирую
Ситуация: Воспитатель проводит занятие по развитию коммуникативных навыков с детьми с речевыми нарушениями (нозология). Возраст детей - 6 лет.
Воспитатель создает предсказуемую среду, расставляя игровые предметы на столе в определенном порядке. Он также подготавливает визуальные пособия с иллюстрациями шагов игры, чтобы дети могли лучше понять, что от них ожидается.
Воспитатель объясняет детям правила игры и роль каждого участника. Он использует простые и понятные инструкции, используя примеры и наглядные образцы
В ходе игры, воспитатель активно взаимодействует с каждым ребенком, поощряя их к коммуникации и сотрудничеству. Он использует символы и картинки, чтобы помочь детям выразить свои мысли и идеи. Например, он может показать детям карточку с изображением продукта, чтобы они могли указать на него или использовать символы для коммуникации
Воспитатель стимулирует активное участие и инициативу каждого ребенка, создавая атмосферу доверия и взаимопонимания. Он поощряет детей высказывать свои мысли и идеи, задавать вопросы и предлагать свои варианты решений.
Воспитатель также предлагает совместные задания и проблемные ситуации, которые требуют взаимной помощи и сотрудничества. Например, он может предложить детям выбрать продукты для приготовления обеда и попросить их работать вместе, чтобы собрать все необходимые ингредиенты.
В результате данной ситуации, дети с речевыми нарушениями активно взаимодействуют между собой и с воспитателем, развивая коммуникативные навыки и участвуя в совместной деятельности. Реализация принципа "Активное вовлечение и сотрудничество" позволяет детям проявить свои способности и развить навыки коммуникации и сотрудничества.
Ситуация: Воспитатель проводит игровое занятие по развитию коммуникативных навыков с детьми с речевыми нарушениями. Возраст детей - 6 лет.
Воспитатель объясняет детям правила игры и предлагает им сыграть в "Магазин". Все дети получают игрушечные продукты и деньги. Воспитатель ставит себя в роль продавца, а детей - в роль покупателей. Он создает предсказуемую среду, размещая игровые предметы на определенном месте и показывая детям визуальные пособия с иллюстрациями шагов игры.
В ходе игры, воспитатель активно взаимодействует с каждым ребенком, поощряет их к коммуникации и сотрудничеству. Он использует символы и картинки для облегчения коммуникации.
Воспитатель может использовать метод подражания, чтобы показать детям, как правильно проводить покупку или продажу. Например, он может сыграть роль покупателя и показать детям, как выбрать продукт, подойти к кассе, передать деньги и получить сдачу. Дети могут повторять его действия, подражая ему и взаимодействуя друг с другом.
Воспитатель также может использовать метод моделирования, предлагая детям различные ситуации, связанные с покупкой и продажей, и просить их предложить свои варианты решения. Например, он может спросить у детей, что они сделают, если у них не хватает денег на покупку или если продавец не может найти нужный продукт. Дети могут дать свои идеи и обсудить их с воспитателем и другими детьми.
Воспитатель также может использовать метод пошагового инструктирования. Он может разбить игру на последовательность
шагов и показать детям, как выполнить каждый шаг. Например, он может объяснить, что первым делом нужно выбрать продукт, потом подойти к кассе, передать деньги и так далее. Дети могут следовать его инструкциям и повторять действия, пока не освоят игровой процесс.
Создайте структурированную и предсказуемую среду: Ребенку с нарушением интеллекта важно иметь ясную структуру и предсказуемую последовательность действий. Предоставьте ребенку информацию о том, что будет происходить во время игры, используя визуальные пособия, например, плакат с иллюстрациями шагов игры. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в процессе игры и понимать, что ожидать.
Используйте конкретные и наглядные инструкции: для ребенка с нарушением интеллекта важно, чтобы инструкции были простыми, понятными и наглядными. Используйте конкретные слова и визуальные пособия, чтобы объяснить правила и задачи игры. Если возможно, покажите ребенку демонстрацию игры, чтобы он мог лучше понять, что от него ожидается.
Поддерживайте активное участие и включение ребенка: во время игры активно взаимодействуйте с ребенком, поддерживайте его участие и включение в игровой процесс. Задавайте вопросы, предлагайте подсказки и поощряйте его усилия. Не бойтесь адаптировать правила игры или предложить альтернативные способы участия, чтобы соответствовать индивидуальным потребностям и возможностям ребенка.
Обеспечьте поддержку и сотрудничество со сверстниками: включите других детей в игру, чтобы они могли помочь и поддержать ребенка с нарушением интеллекта. Это способствует интеграции, развитию социальных навыков и взаимодействию с окружающими. Поддерживайте позитивную атмосферу и стимулируйте взаимодействие и сотрудничество между детьми.
Например, при проведении игры "Магазин" с ребенком с нарушением интеллекта педагог может:
Создать предсказуемую среду, установив игровой стол с игрушечными продуктами, деньгами и кассой на определенном месте.
Показать ребенку визуальные пособия с иллюстрациями шагов игры, объяснив, что они будут играть в магазин и продавать продукты.
Дать ребенку конкретные инструкции, используя простые и наглядные слова, например: "Возьми яблоко и положи его на весы", "Дай мне две монеты за это мороженое".
Активно взаимодействовать с ребенком во время игры, задавая вопросы и предлагая подсказки. Например, спросить: "Какой продукт хочешь купить? Я помогу найти его."
Поощрять усилия и достижения ребенка. Похвалите его, когда он правильно выполнит задачу или справится с заданием.
Включить других детей в игру, предложив им роли покупателей. Поддерживать и стимулировать взаимодействие и сотрудничество между детьми, например, попросив ребенка с нарушением интеллекта предложить товар и других детей сыграть роль покупателей.
9. Перечислите принципы образования детей с ОВЗ, дидактические принципы. Выберите 5 принципов.
Смоделируйте (и разыграйте) ситуации по каждому принципу «Реализация ….принципа в работе с детьми с ОВЗ»(нозология, возраст по выбору студента)
Принципы образования детей с ОВЗ (Общеобразовательные Возможности Затрудненны):
Индивидуальный подход: Реализация данного принципа предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка с ОВЗ при организации и проведении образовательного процесса.
Ситуация: Воспитатель проводит индивидуальную занятие по развитию мелкой моторики с ребенком с ДЦП (Двигательными Нарушениями). Она предоставляет ребенку разнообразные материалы для манипуляции и развития мелкой моторики, учитывая его возможности и интересы.
Доступность образования: Принцип предполагает создание доступной и безбарьерной среды для обучения и развития детей с ОВЗ.
Ситуация: Воспитатель адаптирует классную комнату для ребенка с нарушением зрения, установив браиллевское письмо на стенах, предоставив аудио и листовые материалы, а также настраивая освещение для оптимального восприятия.
Контекстуальность: Принцип подразумевает учет контекста и жизненной ситуации ребенка при организации образовательной деятельности.
Ситуация: Воспитатель организует занятие с ребенком с расстройством аутистического спектра, учитывая его предпочтения и интересы, например, используя его любимые игрушки или тему из его любимого мультфильма для создания контекста и повышения мотивации к участию в занятии.
Вариативность и дифференциация: Принцип предусматривает использование разнообразных методов и подходов, а также дифференцированный подход к каждому ребенку с ОВЗ.
Ситуация: Воспитатель проводит урок по математике с группой детей с нарушением речи, предоставляя различные варианты заданий с разными уровнями сложности, чтобы каждый ребенок мог участвовать и достигать успеха в соответствии со своими возможностями.
Активное вовлечение и сотрудничество: Принцип предполагает активное взаимодействия.
Реализация принципа "Активное вовлечение и сотрудничество" в работе с детьми с ОВЗ (нозология и возраст по выбору студента):
Ситуация: Воспитатель проводит занятие по развитию коммуникативных навыков с детьми с речевыми нарушениями (нозология). Возраст детей - 6 лет.
Воспитатель применяет следующие методы и приемы:
Игровая форма: Воспитатель использует игровые элементы и сюжетные ситуации, чтобы привлечь внимание детей и создать комфортную обстановку для их активного участия.
Работа в малых группах: Воспитатель формирует малые группы из 4-5 детей, чтобы обеспечить более интенсивное взаимодействие и сотрудничество между детьми.
Использование разнообразных коммуникативных средств: Воспитатель предоставляет детям различные коммуникативные средства, такие как карточки с изображениями, рисунки, символы, чтобы дети могли выразить свои мысли и идеи в наглядной форме.
Поддержка и стимулирование активности: Воспитатель активно поддерживает и поощряет инициативу и активное участие каждого ребенка, создавая атмосферу доверия и взаимопонимания.
Коллективное решение задач: Воспитатель стимулирует сотрудничество и взаимную помощь между детьми, предлагая им совместные задания и проблемные ситуации, которые требуют совместных усилий для их решения.
Продемонстрирую
Ситуация: Воспитатель проводит занятие по развитию коммуникативных навыков с детьми с речевыми нарушениями (нозология). Возраст детей - 6 лет.
Воспитатель создает предсказуемую среду, расставляя игровые предметы на столе в определенном порядке. Он также подготавливает визуальные пособия с иллюстрациями шагов игры, чтобы дети могли лучше понять, что от них ожидается.
Воспитатель объясняет детям правила игры и роль каждого участника. Он использует простые и понятные инструкции, используя примеры и наглядные образцы
В ходе игры, воспитатель активно взаимодействует с каждым ребенком, поощряя их к коммуникации и сотрудничеству. Он использует символы и картинки, чтобы помочь детям выразить свои мысли и идеи. Например, он может показать детям карточку с изображением продукта, чтобы они могли указать на него или использовать символы для коммуникации
Воспитатель стимулирует активное участие и инициативу каждого ребенка, создавая атмосферу доверия и взаимопонимания. Он поощряет детей высказывать свои мысли и идеи, задавать вопросы и предлагать свои варианты решений.
Воспитатель также предлагает совместные задания и проблемные ситуации, которые требуют взаимной помощи и сотрудничества. Например, он может предложить детям выбрать продукты для приготовления обеда и попросить их работать вместе, чтобы собрать все необходимые ингредиенты.
В результате данной ситуации, дети с речевыми нарушениями активно взаимодействуют между собой и с воспитателем, развивая коммуникативные навыки и участвуя в совместной деятельности. Реализация принципа "Активное вовлечение и сотрудничество" позволяет детям проявить свои способности и развить навыки коммуникации и сотрудничества.
Ситуация: Воспитатель проводит игровое занятие по развитию коммуникативных навыков с детьми с речевыми нарушениями. Возраст детей - 6 лет.
Воспитатель объясняет детям правила игры и предлагает им сыграть в "Магазин". Все дети получают игрушечные продукты и деньги. Воспитатель ставит себя в роль продавца, а детей - в роль покупателей. Он создает предсказуемую среду, размещая игровые предметы на определенном месте и показывая детям визуальные пособия с иллюстрациями шагов игры.
В ходе игры, воспитатель активно взаимодействует с каждым ребенком, поощряет их к коммуникации и сотрудничеству. Он использует символы и картинки для облегчения коммуникации.
Воспитатель может использовать метод подражания, чтобы показать детям, как правильно проводить покупку или продажу. Например, он может сыграть роль покупателя и показать детям, как выбрать продукт, подойти к кассе, передать деньги и получить сдачу. Дети могут повторять его действия, подражая ему и взаимодействуя друг с другом.
Воспитатель также может использовать метод моделирования, предлагая детям различные ситуации, связанные с покупкой и продажей, и просить их предложить свои варианты решения. Например, он может спросить у детей, что они сделают, если у них не хватает денег на покупку или если продавец не может найти нужный продукт. Дети могут дать свои идеи и обсудить их с воспитателем и другими детьми.
Воспитатель также может использовать метод пошагового инструктирования. Он может разбить игру на последовательность
шагов и показать детям, как выполнить каждый шаг. Например, он может объяснить, что первым делом нужно выбрать продукт, потом подойти к кассе, передать деньги и так далее. Дети могут следовать его инструкциям и повторять действия, пока не освоят игровой процесс.