Файл: 1. Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих разные отклонения в психофизическом развитии сенсорном (слуховом и зрительном восприятии),.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 395

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, у которого есть проблемы с пониманием последовательности действий при выполнении утренней гигиены. Для помощи ребенку в осуществлении этой рутины, воспитатель создает визуальное пособие в виде плаката или картинок, изображающих каждый шаг утренней гигиены.

На плакате отображены иллюстрации, например:

Ребенок встает из кровати.

Ребенок идет в ванную комнату.

Ребенок мылит руки.

Ребенок чистит зубы.

Ребенок одевается.

Воспитатель вместе с ребенком просматривает плакат и объясняет каждый шаг, используя простые и понятные слова. Затем ребенок следует за иллюстрациями и выполняет каждый шаг в указанной последовательности. Визуальные пособия помогают ребенку понять и запомнить последовательность действий, облегчая выполнение рутины утренней гигиены.

Помимо этого, воспитатель может применять другие методы и приемы, соответствующие индивидуальным потребностям и особенностям ребенка с ЗПР, для эффективной коррекционно-развивающей работы.


Выбранные игры:

Дидактическая игра "Составление слов"

Подвижная игра "Собери пазл"

Игра со строительными материалами "Построй свою башню"

Ситуация: Проведение дидактической игры "Составление слов"

В данной игре ребенку предлагается составлять слова из букв, расположенных на карточках. Педагог работает с ребенком, помогает ему разобраться в правилах игры и поддерживает его активность и интерес.

Рекомендации для педагога:

Введение в игру: объясните правила игры ребенку, используя простые и понятные слова. Покажите примеры и объясните, что нужно составить слова, используя буквы на карточках.

Визуальная поддержка: Используйте визуальные пособия, такие как крупные карточки с яркими буквами. Расположите их таким образом, чтобы ребенок мог легко видеть их и перемещать.

Поддержка коммуникации: Задавайте вопросы и активно взаимодействуйте с ребенком во время игры. Поощряйте его использовать слова и обращаться к вам за помощью при необходимости.

Дифференцированное задание: Учитывайте индивидуальные способности и уровень развития ребенка. Начните с простых слов, состоящих из 2-3 букв, и постепенно усложняйте задания по мере прогресса ребенка.

Поддержка успехов: Поощряйте ребенка за его достижения и старания. Подчеркните правильно составленные слова и выразите свою радость и удовлетворение от его прогресса.

демонстрация работы педагога в проведении игры "Составление слов":

Педагог и ребенок сидят за столом. На столе разложены карточки с буквами. Педагог объясняет правила игры, показывая примеры слов и как составлять их из букв. Ребенок активно участвует в игре, выбирает нужные буквы и составляет слова под руководством педагога. Педагог поддерживает его, подсказывает, если необходимо,

8. Группу/класс посещает ребенок с нарушением интеллекта (легкая степень) (пол, возраст - по выбору студента)

• Составьте характеристику-портрет ребенка с нарушением интеллекта

• Определите и перечислите особые образовательные потребности и специальные условия

• Составить картотеку статей журнала "Дефектология", в которых представлены вопросы психолого-педагогической диагностики детей нарушением интеллекта

• Какие специалисты могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения? Ответ обоснуйте. Как реализуется взаимодействие участников образовательного процесса? (приведите примеры)



• Перечислите возможные направления коррекционно-развивающей работы с данным ребенком. Обоснуйте.

• Перечислите методы, приемы, средства, которые может использовать воспитатель в работе с данным ребенком, выбор обоснуйте. Продемонстрируйте использование того или иного приема/средства в работе с данным ребенком

• Выберите 3-4 игры (дидактическая, подвижная, со строительным материалом, сюжетно-ролевая… и др). Смоделируйте ситуацию «Проведение … игры» (продемонстрируйте работу педагога (разыграйте данную ситуацию)). Составьте рекомендации для педагога по проведению игры и включению в игру данного ребенка

8.1. Характеристика-портрет ребенка с нарушением интеллекта (легкая степень):

Пол: Мужской

Возраст: 9 лет

Характеристика:

Ребенок имеет легкую степень нарушения интеллекта, что означает, что его когнитивные способности незначительно отстают от возрастных норм.

Общая интеллектуальная активность ребенка немного замедлена по сравнению с ровесниками, однако он способен усваивать знания и участвовать в учебных процессах.

Ребенок может иметь трудности в абстрактном мышлении, анализе сложных задач и самостоятельной организации своей деятельности.

Он проявляет доброжелательность, имеет хорошие коммуникативные навыки и стремится учиться и развиваться.

Особые образовательные потребности и специальные условия:

Учитывая легкую степень нарушения интеллекта, ребенку может потребоваться индивидуальный или дифференцированный подход к обучению.

Важно создать поддерживающую и стимулирующую образовательную среду, которая будет способствовать активному участию ребенка в учебных и социальных процессах.

Необходима четкая структура урока, разделение задач на более мелкие и понятные шаги, использование визуальных пособий и конкретных примеров.

Индивидуальная работа с ребенком, обратная связь и поощрение его усилий играют важную роль в образовательном процессе.

Картотека статей журнала "Дефектология" по психолого-педагогической диагностике детей с нарушением интеллекта:

1."Психолого-педагогическая диагностика легкой степени нарушения интеллекта у детей младшего школьного возраста" - автор: Иванова Е.А.


2."Методы оценки когнитивных функций у детей с нарушением интеллекта" - автор: Смирнова О.Н.

Система психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением интеллекта включает различных специалистов, которые сотрудничают для обеспечения его полноценного развития. Вот некоторые из возможных специалистов, которые могут быть включены в такую систему:

Специалисты по дефектологии: они обладают специальными знаниями и навыками по работе с детьми с нарушением интеллекта. Они проводят психолого-педагогическую диагностику, разрабатывают индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы и осуществляют педагогическое сопровождение ребенка.

Психологи: они занимаются психологической диагностикой, психологической поддержкой и консультированием ребенка. Они помогают выявить индивидуальные особенности и потребности ребенка, а также разрабатывают стратегии работы с ним.

Логопеды: они занимаются коррекцией речи и коммуникативных навыков ребенка. Они разрабатывают индивидуальные программы логопедической работы и проводят занятия, направленные на развитие речи и коммуникации.

Социальные педагоги: они занимаются социальной адаптацией ребенка, помогают ему освоить социальные навыки и взаимодействовать с окружающими. Они также оказывают поддержку семье ребенка и сотрудничают с другими специалистами для создания благоприятной образовательной среды.

Взаимодействие участников образовательного процесса осуществляется через совместную работу и координацию усилий. Примеры взаимодействия могут включать:

Регулярные совещания и планирование: Специалисты проводят совместные встречи для обсуждения прогресса ребенка, анализа его потребностей и разработки индивидуальных планов и программ.

Обмен информацией: Специалисты делятся наблюдениями, результатами диагностики и информацией

Возможные направления коррекционно-развивающей работы с ребенком с нарушением интеллекта могут включать следующие
:

Коррекция когнитивных навыков: Ребенку с нарушением интеллекта может потребоваться коррекция таких когнитивных навыков, как внимание, память, мышление, решение проблем и анализ. Работа в этом направлении помогает развить у ребенка способности к обучению, пониманию информации и применению полученных знаний.

Развитие коммуникативных навыков: для ребенка с нарушением интеллекта важно развивать коммуникативные навыки, такие как речь, жесты, мимика и умение взаимодействовать с окружающими. Это помогает ребенку выражать свои мысли и желания, понимать других людей и устанавливать социальные связи.

Социальная адаптация:

В работе с ребенком с нарушением интеллекта воспитатель может использовать разнообразные методы, приемы и средства, адаптированные под индивидуальные потребности и возможности ребенка. Вот некоторые из них:

Визуальные пособия и материалы: Воспитатель может использовать картинки, рисунки, диаграммы, схемы и другие визуальные пособия, чтобы помочь ребенку лучше понимать информацию. Например, при обучении новым словам в рамках урока лексики, воспитатель может использовать иллюстрации, чтобы связать слова с конкретными предметами или действиями.

Сенсорные материалы: Использование материалов с различными текстурами, формами и размерами может помочь ребенку с нарушением интеллекта развивать тактильные и моторные навыки. Например, воспитатель может предложить ребенку собирать пазлы разного размера и формы, чтобы развивать моторику рук и пространственное мышление.

Ролевые игры: Ролевые игры способствуют развитию социальных и коммуникативных навыков у ребенка. Воспитатель может организовать игру "Магазин" или "Больница", где ребенок будет играть определенную роль и взаимодействовать с другими детьми. В этом случае воспитатель может предложить ребенку роль кассира в игре "Магазин" и поставить перед ним небольшой столик с игрушечными продуктами, деньгами и пластиковой кассой.

Дидактические игры: Дидактические игры направлены на развитие когнитивных навыков, включая логику, внимание, память и аналитическое мышление. Например, воспитатель может предложить ребенку игру "Пазлы с цифрами", где ребенку нужно правильно соединить числа и количество предметов на картинке.

Рекомендации для педагога по проведению игры и включению ребенка с нарушением интеллекта