Файл: 1. Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих разные отклонения в психофизическом развитии сенсорном (слуховом и зрительном восприятии),.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 395
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, у которого есть проблемы с пониманием последовательности действий при выполнении утренней гигиены. Для помощи ребенку в осуществлении этой рутины, воспитатель создает визуальное пособие в виде плаката или картинок, изображающих каждый шаг утренней гигиены.
На плакате отображены иллюстрации, например:
Ребенок встает из кровати.
Ребенок идет в ванную комнату.
Ребенок мылит руки.
Ребенок чистит зубы.
Ребенок одевается.
Воспитатель вместе с ребенком просматривает плакат и объясняет каждый шаг, используя простые и понятные слова. Затем ребенок следует за иллюстрациями и выполняет каждый шаг в указанной последовательности. Визуальные пособия помогают ребенку понять и запомнить последовательность действий, облегчая выполнение рутины утренней гигиены.
Помимо этого, воспитатель может применять другие методы и приемы, соответствующие индивидуальным потребностям и особенностям ребенка с ЗПР, для эффективной коррекционно-развивающей работы.
Выбранные игры:
Дидактическая игра "Составление слов"
Подвижная игра "Собери пазл"
Игра со строительными материалами "Построй свою башню"
Ситуация: Проведение дидактической игры "Составление слов"
В данной игре ребенку предлагается составлять слова из букв, расположенных на карточках. Педагог работает с ребенком, помогает ему разобраться в правилах игры и поддерживает его активность и интерес.
Рекомендации для педагога:
Введение в игру: объясните правила игры ребенку, используя простые и понятные слова. Покажите примеры и объясните, что нужно составить слова, используя буквы на карточках.
Визуальная поддержка: Используйте визуальные пособия, такие как крупные карточки с яркими буквами. Расположите их таким образом, чтобы ребенок мог легко видеть их и перемещать.
Поддержка коммуникации: Задавайте вопросы и активно взаимодействуйте с ребенком во время игры. Поощряйте его использовать слова и обращаться к вам за помощью при необходимости.
Дифференцированное задание: Учитывайте индивидуальные способности и уровень развития ребенка. Начните с простых слов, состоящих из 2-3 букв, и постепенно усложняйте задания по мере прогресса ребенка.
Поддержка успехов: Поощряйте ребенка за его достижения и старания. Подчеркните правильно составленные слова и выразите свою радость и удовлетворение от его прогресса.
демонстрация работы педагога в проведении игры "Составление слов":
Педагог и ребенок сидят за столом. На столе разложены карточки с буквами. Педагог объясняет правила игры, показывая примеры слов и как составлять их из букв. Ребенок активно участвует в игре, выбирает нужные буквы и составляет слова под руководством педагога. Педагог поддерживает его, подсказывает, если необходимо,
8. Группу/класс посещает ребенок с нарушением интеллекта (легкая степень) (пол, возраст - по выбору студента)
• Составьте характеристику-портрет ребенка с нарушением интеллекта
• Определите и перечислите особые образовательные потребности и специальные условия
• Составить картотеку статей журнала "Дефектология", в которых представлены вопросы психолого-педагогической диагностики детей нарушением интеллекта
• Какие специалисты могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения? Ответ обоснуйте. Как реализуется взаимодействие участников образовательного процесса? (приведите примеры)
• Перечислите возможные направления коррекционно-развивающей работы с данным ребенком. Обоснуйте.
• Перечислите методы, приемы, средства, которые может использовать воспитатель в работе с данным ребенком, выбор обоснуйте. Продемонстрируйте использование того или иного приема/средства в работе с данным ребенком
• Выберите 3-4 игры (дидактическая, подвижная, со строительным материалом, сюжетно-ролевая… и др). Смоделируйте ситуацию «Проведение … игры» (продемонстрируйте работу педагога (разыграйте данную ситуацию)). Составьте рекомендации для педагога по проведению игры и включению в игру данного ребенка
8.1. Характеристика-портрет ребенка с нарушением интеллекта (легкая степень):
Пол: Мужской
Возраст: 9 лет
Характеристика:
Ребенок имеет легкую степень нарушения интеллекта, что означает, что его когнитивные способности незначительно отстают от возрастных норм.
Общая интеллектуальная активность ребенка немного замедлена по сравнению с ровесниками, однако он способен усваивать знания и участвовать в учебных процессах.
Ребенок может иметь трудности в абстрактном мышлении, анализе сложных задач и самостоятельной организации своей деятельности.
Он проявляет доброжелательность, имеет хорошие коммуникативные навыки и стремится учиться и развиваться.
Особые образовательные потребности и специальные условия:
Учитывая легкую степень нарушения интеллекта, ребенку может потребоваться индивидуальный или дифференцированный подход к обучению.
Важно создать поддерживающую и стимулирующую образовательную среду, которая будет способствовать активному участию ребенка в учебных и социальных процессах.
Необходима четкая структура урока, разделение задач на более мелкие и понятные шаги, использование визуальных пособий и конкретных примеров.
Индивидуальная работа с ребенком, обратная связь и поощрение его усилий играют важную роль в образовательном процессе.
Картотека статей журнала "Дефектология" по психолого-педагогической диагностике детей с нарушением интеллекта:
1."Психолого-педагогическая диагностика легкой степени нарушения интеллекта у детей младшего школьного возраста" - автор: Иванова Е.А.
2."Методы оценки когнитивных функций у детей с нарушением интеллекта" - автор: Смирнова О.Н.
Система психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением интеллекта включает различных специалистов, которые сотрудничают для обеспечения его полноценного развития. Вот некоторые из возможных специалистов, которые могут быть включены в такую систему:
Специалисты по дефектологии: они обладают специальными знаниями и навыками по работе с детьми с нарушением интеллекта. Они проводят психолого-педагогическую диагностику, разрабатывают индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы и осуществляют педагогическое сопровождение ребенка.
Психологи: они занимаются психологической диагностикой, психологической поддержкой и консультированием ребенка. Они помогают выявить индивидуальные особенности и потребности ребенка, а также разрабатывают стратегии работы с ним.
Логопеды: они занимаются коррекцией речи и коммуникативных навыков ребенка. Они разрабатывают индивидуальные программы логопедической работы и проводят занятия, направленные на развитие речи и коммуникации.
Социальные педагоги: они занимаются социальной адаптацией ребенка, помогают ему освоить социальные навыки и взаимодействовать с окружающими. Они также оказывают поддержку семье ребенка и сотрудничают с другими специалистами для создания благоприятной образовательной среды.
Взаимодействие участников образовательного процесса осуществляется через совместную работу и координацию усилий. Примеры взаимодействия могут включать:
Регулярные совещания и планирование: Специалисты проводят совместные встречи для обсуждения прогресса ребенка, анализа его потребностей и разработки индивидуальных планов и программ.
Обмен информацией: Специалисты делятся наблюдениями, результатами диагностики и информацией
Возможные направления коррекционно-развивающей работы с ребенком с нарушением интеллекта могут включать следующие
:
Коррекция когнитивных навыков: Ребенку с нарушением интеллекта может потребоваться коррекция таких когнитивных навыков, как внимание, память, мышление, решение проблем и анализ. Работа в этом направлении помогает развить у ребенка способности к обучению, пониманию информации и применению полученных знаний.
Развитие коммуникативных навыков: для ребенка с нарушением интеллекта важно развивать коммуникативные навыки, такие как речь, жесты, мимика и умение взаимодействовать с окружающими. Это помогает ребенку выражать свои мысли и желания, понимать других людей и устанавливать социальные связи.
Социальная адаптация:
В работе с ребенком с нарушением интеллекта воспитатель может использовать разнообразные методы, приемы и средства, адаптированные под индивидуальные потребности и возможности ребенка. Вот некоторые из них:
Визуальные пособия и материалы: Воспитатель может использовать картинки, рисунки, диаграммы, схемы и другие визуальные пособия, чтобы помочь ребенку лучше понимать информацию. Например, при обучении новым словам в рамках урока лексики, воспитатель может использовать иллюстрации, чтобы связать слова с конкретными предметами или действиями.
Сенсорные материалы: Использование материалов с различными текстурами, формами и размерами может помочь ребенку с нарушением интеллекта развивать тактильные и моторные навыки. Например, воспитатель может предложить ребенку собирать пазлы разного размера и формы, чтобы развивать моторику рук и пространственное мышление.
Ролевые игры: Ролевые игры способствуют развитию социальных и коммуникативных навыков у ребенка. Воспитатель может организовать игру "Магазин" или "Больница", где ребенок будет играть определенную роль и взаимодействовать с другими детьми. В этом случае воспитатель может предложить ребенку роль кассира в игре "Магазин" и поставить перед ним небольшой столик с игрушечными продуктами, деньгами и пластиковой кассой.
Дидактические игры: Дидактические игры направлены на развитие когнитивных навыков, включая логику, внимание, память и аналитическое мышление. Например, воспитатель может предложить ребенку игру "Пазлы с цифрами", где ребенку нужно правильно соединить числа и количество предметов на картинке.
Рекомендации для педагога по проведению игры и включению ребенка с нарушением интеллекта
На плакате отображены иллюстрации, например:
Ребенок встает из кровати.
Ребенок идет в ванную комнату.
Ребенок мылит руки.
Ребенок чистит зубы.
Ребенок одевается.
Воспитатель вместе с ребенком просматривает плакат и объясняет каждый шаг, используя простые и понятные слова. Затем ребенок следует за иллюстрациями и выполняет каждый шаг в указанной последовательности. Визуальные пособия помогают ребенку понять и запомнить последовательность действий, облегчая выполнение рутины утренней гигиены.
Помимо этого, воспитатель может применять другие методы и приемы, соответствующие индивидуальным потребностям и особенностям ребенка с ЗПР, для эффективной коррекционно-развивающей работы.
Выбранные игры:
Дидактическая игра "Составление слов"
Подвижная игра "Собери пазл"
Игра со строительными материалами "Построй свою башню"
Ситуация: Проведение дидактической игры "Составление слов"
В данной игре ребенку предлагается составлять слова из букв, расположенных на карточках. Педагог работает с ребенком, помогает ему разобраться в правилах игры и поддерживает его активность и интерес.
Рекомендации для педагога:
Введение в игру: объясните правила игры ребенку, используя простые и понятные слова. Покажите примеры и объясните, что нужно составить слова, используя буквы на карточках.
Визуальная поддержка: Используйте визуальные пособия, такие как крупные карточки с яркими буквами. Расположите их таким образом, чтобы ребенок мог легко видеть их и перемещать.
Поддержка коммуникации: Задавайте вопросы и активно взаимодействуйте с ребенком во время игры. Поощряйте его использовать слова и обращаться к вам за помощью при необходимости.
Дифференцированное задание: Учитывайте индивидуальные способности и уровень развития ребенка. Начните с простых слов, состоящих из 2-3 букв, и постепенно усложняйте задания по мере прогресса ребенка.
Поддержка успехов: Поощряйте ребенка за его достижения и старания. Подчеркните правильно составленные слова и выразите свою радость и удовлетворение от его прогресса.
демонстрация работы педагога в проведении игры "Составление слов":
Педагог и ребенок сидят за столом. На столе разложены карточки с буквами. Педагог объясняет правила игры, показывая примеры слов и как составлять их из букв. Ребенок активно участвует в игре, выбирает нужные буквы и составляет слова под руководством педагога. Педагог поддерживает его, подсказывает, если необходимо,
8. Группу/класс посещает ребенок с нарушением интеллекта (легкая степень) (пол, возраст - по выбору студента)
• Составьте характеристику-портрет ребенка с нарушением интеллекта
• Определите и перечислите особые образовательные потребности и специальные условия
• Составить картотеку статей журнала "Дефектология", в которых представлены вопросы психолого-педагогической диагностики детей нарушением интеллекта
• Какие специалисты могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения? Ответ обоснуйте. Как реализуется взаимодействие участников образовательного процесса? (приведите примеры)
• Перечислите возможные направления коррекционно-развивающей работы с данным ребенком. Обоснуйте.
• Перечислите методы, приемы, средства, которые может использовать воспитатель в работе с данным ребенком, выбор обоснуйте. Продемонстрируйте использование того или иного приема/средства в работе с данным ребенком
• Выберите 3-4 игры (дидактическая, подвижная, со строительным материалом, сюжетно-ролевая… и др). Смоделируйте ситуацию «Проведение … игры» (продемонстрируйте работу педагога (разыграйте данную ситуацию)). Составьте рекомендации для педагога по проведению игры и включению в игру данного ребенка
8.1. Характеристика-портрет ребенка с нарушением интеллекта (легкая степень):
Пол: Мужской
Возраст: 9 лет
Характеристика:
Ребенок имеет легкую степень нарушения интеллекта, что означает, что его когнитивные способности незначительно отстают от возрастных норм.
Общая интеллектуальная активность ребенка немного замедлена по сравнению с ровесниками, однако он способен усваивать знания и участвовать в учебных процессах.
Ребенок может иметь трудности в абстрактном мышлении, анализе сложных задач и самостоятельной организации своей деятельности.
Он проявляет доброжелательность, имеет хорошие коммуникативные навыки и стремится учиться и развиваться.
Особые образовательные потребности и специальные условия:
Учитывая легкую степень нарушения интеллекта, ребенку может потребоваться индивидуальный или дифференцированный подход к обучению.
Важно создать поддерживающую и стимулирующую образовательную среду, которая будет способствовать активному участию ребенка в учебных и социальных процессах.
Необходима четкая структура урока, разделение задач на более мелкие и понятные шаги, использование визуальных пособий и конкретных примеров.
Индивидуальная работа с ребенком, обратная связь и поощрение его усилий играют важную роль в образовательном процессе.
Картотека статей журнала "Дефектология" по психолого-педагогической диагностике детей с нарушением интеллекта:
1."Психолого-педагогическая диагностика легкой степени нарушения интеллекта у детей младшего школьного возраста" - автор: Иванова Е.А.
2."Методы оценки когнитивных функций у детей с нарушением интеллекта" - автор: Смирнова О.Н.
Система психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушением интеллекта включает различных специалистов, которые сотрудничают для обеспечения его полноценного развития. Вот некоторые из возможных специалистов, которые могут быть включены в такую систему:
Специалисты по дефектологии: они обладают специальными знаниями и навыками по работе с детьми с нарушением интеллекта. Они проводят психолого-педагогическую диагностику, разрабатывают индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы и осуществляют педагогическое сопровождение ребенка.
Психологи: они занимаются психологической диагностикой, психологической поддержкой и консультированием ребенка. Они помогают выявить индивидуальные особенности и потребности ребенка, а также разрабатывают стратегии работы с ним.
Логопеды: они занимаются коррекцией речи и коммуникативных навыков ребенка. Они разрабатывают индивидуальные программы логопедической работы и проводят занятия, направленные на развитие речи и коммуникации.
Социальные педагоги: они занимаются социальной адаптацией ребенка, помогают ему освоить социальные навыки и взаимодействовать с окружающими. Они также оказывают поддержку семье ребенка и сотрудничают с другими специалистами для создания благоприятной образовательной среды.
Взаимодействие участников образовательного процесса осуществляется через совместную работу и координацию усилий. Примеры взаимодействия могут включать:
Регулярные совещания и планирование: Специалисты проводят совместные встречи для обсуждения прогресса ребенка, анализа его потребностей и разработки индивидуальных планов и программ.
Обмен информацией: Специалисты делятся наблюдениями, результатами диагностики и информацией
Возможные направления коррекционно-развивающей работы с ребенком с нарушением интеллекта могут включать следующие
:
Коррекция когнитивных навыков: Ребенку с нарушением интеллекта может потребоваться коррекция таких когнитивных навыков, как внимание, память, мышление, решение проблем и анализ. Работа в этом направлении помогает развить у ребенка способности к обучению, пониманию информации и применению полученных знаний.
Развитие коммуникативных навыков: для ребенка с нарушением интеллекта важно развивать коммуникативные навыки, такие как речь, жесты, мимика и умение взаимодействовать с окружающими. Это помогает ребенку выражать свои мысли и желания, понимать других людей и устанавливать социальные связи.
Социальная адаптация:
В работе с ребенком с нарушением интеллекта воспитатель может использовать разнообразные методы, приемы и средства, адаптированные под индивидуальные потребности и возможности ребенка. Вот некоторые из них:
Визуальные пособия и материалы: Воспитатель может использовать картинки, рисунки, диаграммы, схемы и другие визуальные пособия, чтобы помочь ребенку лучше понимать информацию. Например, при обучении новым словам в рамках урока лексики, воспитатель может использовать иллюстрации, чтобы связать слова с конкретными предметами или действиями.
Сенсорные материалы: Использование материалов с различными текстурами, формами и размерами может помочь ребенку с нарушением интеллекта развивать тактильные и моторные навыки. Например, воспитатель может предложить ребенку собирать пазлы разного размера и формы, чтобы развивать моторику рук и пространственное мышление.
Ролевые игры: Ролевые игры способствуют развитию социальных и коммуникативных навыков у ребенка. Воспитатель может организовать игру "Магазин" или "Больница", где ребенок будет играть определенную роль и взаимодействовать с другими детьми. В этом случае воспитатель может предложить ребенку роль кассира в игре "Магазин" и поставить перед ним небольшой столик с игрушечными продуктами, деньгами и пластиковой кассой.
Дидактические игры: Дидактические игры направлены на развитие когнитивных навыков, включая логику, внимание, память и аналитическое мышление. Например, воспитатель может предложить ребенку игру "Пазлы с цифрами", где ребенку нужно правильно соединить числа и количество предметов на картинке.
Рекомендации для педагога по проведению игры и включению ребенка с нарушением интеллекта