Файл: 1. Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих разные отклонения в психофизическом развитии сенсорном (слуховом и зрительном восприятии),.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 400

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


играем в конструирование с помощью деревянных блоков. Вот моделирование ситуации "Проведение игры":

Педагог: здравствуй, Марк! Сегодня у нас особая игра с деревянными блоками. Давай сначала покажу тебе, как строить разные здания. Я буду называть, что нужно построить, а ты будешь смотреть и делать то же самое.

Марк: (кивает головой)

Педагог: хорошо, давай начнем с простого. Смотри, я построю высокую башню из трех блоков. (Педагог соединяет блоки, чтобы создать высокую башню).

Марк: (наблюдает и пытается повторить движения педагога)

Педагог: отлично, Марк! Теперь твоя очередь. Возьми блоки и попробуй построить такую же башню.

Марк: (берет блоки и пытается повторить построение башни)

Педагог: отлично справляешься! Теперь давай усложним задачу. Построим мост. Посмотри, как я соединяю блоки, чтобы получить мостик

Марк: (сосредоточенно наблюдает и пытается повторить движения педагога

Педагог: теперь твоя очередь, Марк. Попробуй построить такой же мостик.

Марк: (использует блоки и пытается повторить построение мостика)

Педагог: Молодец, Марк! Ты отлично справляешься с этой игрой. Ты можешь экспериментировать и строить разные формы с помощью этих блоков. Если у тебя есть идеи или вопросы, не стесняйся спрашивать меня.

Теперь, когда мы продемонстрировали проведение игры с использованием строительных материалов, вот несколько рекомендаций для педагога:

Визуальная демонстрация: важно показывать ребенку каждый шаг и движение при проведении игры. Четко и медленно демонстрируйте, как соединять блоки и создавать различные формы. Используйте жесты, мимику лица и другие невербальные средства коммуникации, чтобы помочь ребенку понять процесс.

Визуальные подсказки: разместите наглядные картинки или инструкции рядом с игровым пространством, чтобы ребенок мог обратиться к ним при необходимости. Например, вы можете создать плакат с различными способами соединения блоков и различными формами, которые можно построить.

Тактильные и кинестетические подсказки: помимо визуальной демонстрации, используйте тактильные и кинестетические подсказки. Позвольте ребенку прикоснуться к блокам, почувствовать их форму и текстуру, и поддерживайте его руки, чтобы помочь ему правильно соединять блоки. Это поможет ему лучше понять процесс и развить тактильные навыки.

Индивидуальная поддержка: Учитывайте потребности и особенности каждого ребенка. Подходите к нему индивидуально, обращайтесь к нему по имени, поддерживайте.


7.Группу/класс посещает ребенок с ЗПР (пол, возраст - по выбору студента)

• Составьте характеристику-портрет ребенка с ЗПР

• Определите и перечислите особые образовательные потребности и специальные условия

• Составить картотеку статей журнала "Дефектология", в которых представлены вопросы психолого-педагогической диагностики детей с ЗПР

• Какие специалисты могут быть включены в систему психолого-педагогического сопровождения? Ответ обоснуйте. Как реализуется взаимодействие участников образовательного процесса? (приведите примеры)

• Перечислите возможные направления коррекционно-развивающей работы с данным ребенком. Обоснуйте.

• Перечислите методы, приемы, средства, которые может использовать воспитатель в работе с данным ребенком,

выбор обоснуйте. Продемонстрируйте использование того или иного приема/средства в работе с данным ребенком

• Выберите 3-4 игры (дидактическая, подвижная, со строительным материалом, сюжетно-ролевая… и др). Смоделируйте ситуацию «Проведение … игры» (продемонстрируйте работу педагога (разыграйте данную ситуацию)). Составьте рекомендации для педагога по проведению игры и включению в игру данного ребенка

7.1 Характеристика-портрет ребенка с ЗПР:

Имя: Александр

Пол: Мужской

Возраст: 8 лет

Диагноз: Задержка психического развития (ЗПР)

Особые образовательные потребности и специальные условия:

Индивидуализация обучения: Ребенок требует индивидуального подхода в образовательном процессе, учитывающего его особенности и потребности. Необходимо разработать индивидуальную программу обучения, адаптированную к его уровню развития.

Поддержка в освоении учебного материала: Ребенок может испытывать трудности в усвоении учебного материала, поэтому ему необходима дополнительная поддержка и пошаговое объяснение материала. Важно использовать наглядные пособия, визуальные и тактильные подсказки, чтобы облегчить его понимание и запоминание информации.

Развитие коммуникативных навыков: Ребенок может иметь ограниченные коммуникативные навыки, поэтому важно развивать его способность выражать свои мысли и понимать других. Использование альтернативных коммуникационных средств, таких как жесты, символы, пиктограммы или аудиозаписи, может помочь ему в общении.



Специальная поддержка в поведении и социальной адаптации: Ребенок может испытывать трудности в поведении и адаптации в социальных ситуациях. Ему нужна специальная поддержка и содействие в развитии социальных навыков, умениями регулирования эмоций и установлении позитивных взаимоотношений со сверстниками.

Создание безопасной и поддерживающей образовательной среды: Ребенок нуждается в благоприятной образовательной среде, которая способствует его развитию и самооценке. Важно создать атмосферу в классе, где каждый ребенок принимается и уважается, и где поддерживается дружественное и доброжелательное взаимодействие.

Вовлечение родителей:

Картотека статей журнала "Дефектология" по вопросам психолого-педагогической диагностики детей с ЗПР:

Статья 1: "Психолого-педагогическая диагностика и коррекция уровня развития детей с ЗПР". Автор: Иванова, А.А. (год публикации: 2015).

Статья 2: "Роль психологической диагностики в формировании индивидуализированной программы обучения детей с задержкой психического развития". Автор: Смирнова, О.В. (год публикации: 2018).

Статья 3: "Особенности психолого-педагогической диагностики и коррекции коммуникативных навыков у детей с ЗПР". Автор: Петрова, Н.С. (год публикации: 2019).

Статья 4: "Методы и приемы психолого-педагогической диагностики в работе с детьми с задержкой психического развития". Автор: Козлова, Е.М. (год публикации: 2020).

Статья 5: "Психолого-педагогическая диагностика и коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР". Автор: Сидорова, Л.Н. (год публикации: 2021).

В систему психолого-педагогического сопровождения ребенка с ЗПР могут быть включены следующие специалисты:

Психолог: Психологическое сопровождение помогает выявить особенности развития ребенка, проводить психологическую диагностику, разрабатывать индивидуальные планы и программы поддержки, а также осуществлять психологическую коррекцию и тренировки для развития конкретных навыков.

Дефектолог (логопед, специалист по коррекционной педагогике): Дефектологическое сопровождение направлено на развитие коммуникативных и учебных навыков ребенка. Специалист помогает разрабатывать индивидуальные методики и программы коррекционной работы, проводить занятия по развитию речи, чтению, письму и другим навыкам.

Социальный педагог: Социальный педагог оказывает поддержку в социальной адаптации ребенка, помогает развивать социальные навыки, участвует в организации инклюзивной среды в классе и школе, содействует взаимодействию с родителями и другими специалистами.


Врач-дефектолог (невролог, педиатр): Медицинский специалист оценивает состояние здоровья ребенка, проводит диагностику и наблюдение за его физическим и неврологическим развитием. Врач-дефектолог может рекомендовать медицинские вмешательства и лечение, а также консультировать педагогов и родителей по вопросам здоровья ребенка.

Взаимодействие участников образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения осуществляется через тесное сотрудничество и обмен информацией

Возможные направления коррекционно-развивающей работы с ребенком с ЗПР:

Развитие речи и коммуникативных навыков: Основная цель данного направления - развить у ребенка навыки вербального и невербального общения, расширить словарный запас, улучшить понимание речи и способность выражать свои мысли. В рамках данного направления могут проводиться занятия с логопедом, игры на развитие речи, тренировки диалогической коммуникации.

Развитие когнитивных навыков: Данное направление направлено на развитие познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление, воображение. В работе с ребенком могут использоваться упражнения на развитие внимания и концентрации, игры на развитие логического мышления, задания на развитие моторики и координации движений.

Социальная адаптация и развитие социальных навыков: В данном направлении особое внимание уделяется развитию навыков взаимодействия с другими людьми, эмоциональной регуляции и установлению позитивных отношений. В работе с ребенком могут использоваться ролевые игры, тренировки социальных навыков, групповые проекты, направленные на сотрудничество и взаимодействие.

Развитие моторики и мелкой моторики: Данное направление направлено на развитие двигательных навыков, координации движений и мелкой моторики рук. В работе с ребенком могут использоваться физические упражнения, игры на развитие моторики, занятия с использованием различных материалов для манипуляций (песок, глина, конструкторы).

Развитие самообслуживания: Данное направление направлено на развитие навыков самообслуживания, таких как одевание, раздевание, прием пищи, уход за собой. В работе с ребенком могут использоваться тренировки самообслуживания, игры на формирование навыков гигиены и самостоятельности.


в работе с ребенком с ЗПР может использовать следующие методы, приемы и средства:

Визуальные пособия: Использование различных визуальных пособий, таких как картинки, схемы, диаграммы, плакаты, помогает визуализировать информацию и улучшить понимание ребенком. Например, воспитатель может использовать иллюстрации с изображениями предметов или действий, чтобы помочь ребенку понять последовательность действий при выполнении определенной задачи.

Игровые методики: Игровой подход является эффективным в работе с детьми с ЗПР, так как игра стимулирует активность, интерес и мотивацию ребенка. Воспитатель может использовать игровые ситуации, ролевые игры или игры с различными материалами для развития различных навыков и умений. Например, в игровой форме можно тренировать умение считать, различать цвета или формы, а также развивать фантазию и креативность.

Индивидуальные задания: для адаптации образовательного процесса к потребностям ребенка с ЗПР, воспитатель может предлагать индивидуальные задания, учитывающие его специфические возможности и темп обучения. Например, для ребенка с задержкой речи, воспитатель может составить задания на устное изложение или развитие определенных звуков.

Последовательная инструкция и поддержка: для облегчения выполнения задач и формирования навыков, воспитатель может использовать последовательную инструкцию, разбивая сложные задачи на более простые шаги. Также важно предоставлять ребенку поддержку и похвалу за его достижения. Например, воспитатель может дать ребенку последовательные инструкции по выполнению определенной задачи, например, по очереди мой руки, вымой тарелку, вытри руки и т.д.

Использование технологий: Воспитатель может использовать различные технологические средства, такие как планшеты, компьютерные программы или интерактивные доски, для развития навыков, обучения и коммуникации. Например, с помощью планшета.

Конкретный пример использования метода в работе с ребенком с ЗПР может быть следующим:

Прием: Визуальные пособия.

Обоснование: Визуальные пособия могут быть особенно полезны для визуализации информации и улучшения понимания ребенком с ЗПР. Они помогают представить информацию в более наглядной форме и упрощают ее усвоение.

Пример использования:

Воспитатель работает с ребенком