Файл: 1. Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих разные отклонения в психофизическом развитии сенсорном (слуховом и зрительном восприятии),.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 398

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Минимизация рисков и уязвимостей: Психопрофилактика направлена на идентификацию факторов риска, которые могут негативно сказываться на развитие детей, и принятие мер для их минимизации. Это может включать создание условий безопасности и стабильности, предоставление поддержки родителям и семьям, а также предупреждение негативного воздействия внешних факторов.

Развитие резилиентности и адаптивности: Психопрофилактика направлена на развитие у детей резилиентности, то есть их способности справляться с трудностями и адаптироваться к переменам. Это включает поддержку развития позитивной самооценки, эмоциональной регуляции, социальных навыков и ресурсов для преодоления трудностей.

Содействие полноценному развитию: Главной целью психопрофилактики является создание условий для полноценного физического, когнитивного, эмоционального и социального развития детей. Это включает обеспечение доступа к качественному образованию, стимулирование развития навыков и способностей, а также создание поддерживающей и инклюзивной среды.

4.Отрасли специальной педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедагогика, педагогика детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, педагогика детей с задержкой психического развития, ….

Для всех предметных областей объединяющим началом является специальная педагогика, которая оформилась как теоретическая предметная область на протяжении XX в. Тогда начали складываться предметные области современной специальной педагогики. В настоящий момент они представляют собой развитые и самостоятельные сферы практического и научного педагогического знания. К их числу можно отнести следующие отрасли.

1.Тифлопедагогика является частью специальной педагогики, это наука об обучении и воспитании лице нарушениями зрения. Основными задачами тифлопедагогики являются: всестороннее комплексное изучение зрения и его различных нарушений, аномалии физического и психического развития при этих нарушениях, пути коррекции и компенсации, восстановления нарушенных или недоразвитых функций, создание условий формирования и всестороннего развития личности при различных нарушениях зрительной функции.


2. Сурдопедагогика - наука об обучении и воспитания лице различными нарушениями слуха. Основными задачами сурдопедагогики являются: комплексное изучение лиц с различными нарушениями слуха, выявление основных закономерностей овладения такой категорией специальным образованием, проведение соответствующей педагогической работы, направленной на социальное адаптирование и социально-профессиональную реабилитацию.

3 Олигофренопедагогика - наука, представляющая собой систему научных знаний об обучении и воспитании лиц с умственной отсталостью. В последнее время начали интенсивно развиваться новые отрасли олигофренопедагогики, такие как дошкольная олигофренопедагогика и ряд других.

4. Логопедия - наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и профилактики средствами специального обучения и воспитания. Логопедия базируется на психологии, педагогике, нейролингвистике и некоторых других науках. Эти дисциплины позволяют разрабатывать и использовать методы развития, исправления и восстановления речи.

5. Отрасль специальной педагогики применительно к лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата базируется на знаниях в области невропатологии, нейрофизиологии, психологии и других наук. Основной целью этой отрасли специальной педагогики является создание особых условий жизни и обучения и последующей трудовой деятельности этой категории лице целью дальнейшей их социальной адаптации.

6. Отрасль специальной педагогики применительно к лицам со сложными нарушениями в развитии является частью специальной педагогики. К сложным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений у одного ребенка. Главной целью этой предметной области является поиск альтернативного пути компенсации дефекта и вывод ребенка из ситуации социально-культурной адаптации.

В дополнение к ранее упомянутым отраслям специальной педагогики, таким как сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедагогика, существуют и другие отрасли специальной педагогики, которые ориентированы на образование и поддержку детей с разными особенностями и отклонениями в развитии. Вот некоторые из них:

Педагогика детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:

Эта отрасль специальной педагогики занимается образованием и воспитанием детей с нарушениями опорно-двигательной системы. Это могут быть дети с моторными нарушениями, инвалиды по движению, дети с детским церебральным параличом и другими ограничениями двигательной функции.

Педагогика детей с задержкой психического развития: Эта отрасль специальной педагогики занимается образованием и развитием детей с задержкой психического развития. Она включает в себя разработку индивидуальных программ обучения и поддержки, а также использование специальных методик и подходов, чтобы помочь детям снизить разрыв между их уровнем развития и стандартами образования.

Педагогика детей с аутизмом и расстройствами аутистического спектра: Эта отрасль специальной педагогики фокусируется на образовании и поддержке детей с аутизмом и связанными с ними расстройствами аутистического спектра. Она включает в себя использование специальных методов и стратегий обучения, создание структурированной образовательной среды и развитие коммуникационных и социальных навыков у детей.

Педагогика детей с поведенческими и эмоциональными нарушениями: Эта отрасль специальной педагогики занимается образованием и воспитанием детей с поведенческими и эмоциональными нарушениями, такими как дети с проблемами поведения, гиперактивностью, депрессией и другим

Каждая из перечисленных выше предметных областей организована по такому же принципу, как и общая педагогика. Таким образом, педагогика каждой предметной области имеет свою историю, теорию и практику воспитания, методики, а также внутреннюю дифференциацию по возрастным периодам.

5.Цели, задачи, условия, средства, приемы и технологии специальной педагогики

Специальная педагогика является областью педагогической науки, которая занимается образованием, воспитанием и развитием детей с особыми образовательными потребностями. В своей работе специалисты по специальной педагогике ставят перед собой определенные цели и задачи, используют специальные условия, средства, приемы и технологии. Рассмотрим их более подробно:



Цели специальной педагогики:

Обеспечение доступного и качественного образования для детей с особыми образовательными потребностями.

Развитие потенциала каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями и особенностями.

Содействие социальной интеграции и адаптации детей с особыми образовательными потребностями в обществе.

Предоставление детям навыков и знаний, необходимых для самореализации и успешной жизни в будущем.

Задачи специальной педагогики:

Диагностика и оценка особых образовательных потребностей детей.

Разработка индивидуальных образовательных программ, учитывающих потребности каждого ребенка.

Поддержка и содействие развитию у детей навыков коммуникации, социальной адаптации, саморегуляции и самоуправления.

Создание безопасной и поддерживающей образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Сотрудничество с родителями, специалистами и другими участниками образовательного процесса для обеспечения комплексной поддержки детей.

Условия специальной педагогики:

Индивидуализация образовательного процесса, учет особенностей каждого ребенка.

Наличие специального образовательного ресурса и специалистов (специальные педагоги, психологи, логопеды и др.).

Создание адаптированной образовательной среды, обеспечение доступности и доступности материалов, технических средств и инфраструктуры.

Комплексный подход, сотрудничество

Средства, приемы и технологии специальной педагогики представляют собой инструменты, которые используются для реализации образовательного процесса и поддержки развития детей с особыми образовательными потребностями. Ниже перечислены некоторые из них:

Индивидуализированные образовательные программы: Разработка индивидуальных образовательных программ, которые учитывают особенности каждого ребенка и его потребности. Это позволяет адаптировать учебный материал, методы и подходы к конкретному ребенку.

Специальные методики и приемы обучения: Использование специальных методик и приемов обучения, которые учитывают особенности развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Это может включать визуальные, аудиальные или тактильные методики, интерактивные игры, использование символов и пиктограмм для коммуникации и др.