Файл: 1. Современные проблемы изучения, воспитания и обучения детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, имеющих разные отклонения в психофизическом развитии сенсорном (слуховом и зрительном восприятии),.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 397
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технические средства и адаптивные технологии: Использование технических средств и адаптивных технологий, таких как компьютерные программы, специализированные устройства (например, коммуникаторы, слуховые аппараты), а также программное обеспечение и приложения, специально разработанные для образования детей с особыми потребностями.
Мультимедийные материалы и визуализация: Использование мультимедийных материалов, визуализации и иллюстраций для улучшения понимания и восприятия учебного материала. Это может включать видеоуроки, аудиозаписи, рисунки, схемы и другие визуальные материалы.
Коллаборативные методы и сотрудничество: Взаимодействие и сотрудничество с родителями, другими специалистами (психологами, логопедами, медицинским персоналом и т.д.) и образовательным сообществом для создания поддерживающей и инклюзивной образовательной среды.
Игровая терапия и творческие методы: Использование игровых и творческих методов для стимулирования развития детей
6. Содержание и формы коррекционно-педагогической работы. Формы коррекционно-педагогической документации (планирование, учет, отчетность).
Коррекционно-педагогическая работа направлена на предоставление специального образования и поддержки детям с особыми образовательными потребностями. Она включает в себя следующие аспекты содержания и формы работы:
Индивидуализация образовательного процесса: Коррекционно-педагогическая работа основана на индивидуализации образовательного процесса, что означает адаптацию программы обучения и методов работы под особенности каждого ребенка. Это включает определение индивидуальных образовательных потребностей, разработку индивидуальных образовательных планов и выбор оптимальных подходов и стратегий обучения.
Коррекционные занятия: Основным инструментом коррекционно-педагогической работы являются коррекционные занятия, которые проводятся с учащимися с особыми образовательными потребностями. Эти занятия направлены на развитие определенных навыков и компетенций, включая коммуникативные, когнитивные, моторные и социально-эмоциональные навыки. Коррекционные занятия могут проводиться индивидуально или в групповой форме.
Работа с учебным материалом: Коррекционно-педагогическая работа включает адаптацию учебного материала под потребности детей с особыми образовательными потребностями. Это может включать упрощение текстов, использование визуализации,
адаптивные технологии, применение специальных методик и материалов.
Работа с родителями и семьей: Коррекционно-педагогическая работа предусматривает сотрудничество с родителями и семьей учащегося. Это включает консультации, обучение родителей методам и стратегиям поддержки развития ребенка, проведение родительских собраний, родительских тренингов и индивидуальных консультаций.
Инклюзивная образовательная практика: Коррекционно-педагогическая работа также включает поддержку инклюзивной образовательной практики. Инклюзивная образовательная практика является подходом, направленным на создание инклюзивной образовательной среды, которая включает и поддерживает все детей, независимо от их особых образовательных потребностей или способностей. Она стремится обеспечить равные возможности для обучения, участия и успешной адаптации каждого ребенка.
Основные принципы инклюзивной образовательной практики включают:
Принцип доступности: Образовательная среда должна быть доступной для всех детей. Это может включать физическую доступность (например, доступные помещения и инфраструктура), доступность учебного материала и технологий, а также адаптацию образовательного процесса к индивидуальным потребностям каждого ребенка
Принцип участия: Каждый ребенок должен иметь возможность активно участвовать в образовательном процессе. Это включает создание условий для включения ребенка в активности, учет его мнения и предпочтений, а также содействие его самостоятельности и самореализации
Принцип равноправия: В инклюзивной образовательной среде все дети должны быть равноправными участниками. Никто не должен испытывать дискриминацию или исключение на основе своих особых образовательных потребностей или способностей. Все дети должны получать равные возможности для развития своих способностей и достижения успеха.
Принцип сотрудничества: Инклюзивная образовательная практика предполагает сотрудничество между различными участниками образовательного процесса. Это включает учительскую команду, специалистов по специальной педагогике, родителей, психологов и других специалистов. Совместная работа и обмен знаниями и опытом способствуют более эффективному обучению и поддержке каждого ребенка
Инклюзивная образовательная практика может включать различные стратегии и методы работы, такие как:
Дифференцированный подход к обучению: Адаптация учебных материалов, методов и т.д.
Формы коррекционно-педагогической документации включают следующие основные элементы: планирование, учет и отчетность. Каждый из этих элементов играет важную роль в организации и документировании коррекционно-педагогической работы.
Планирование:
Планирование включает разработку индивидуальных образовательных программ (ИОП) или индивидуальных образовательных планов (ИОП). Они составляются для каждого ребенка с особыми образовательными потребностями и определяют конкретные цели, задачи, методы и стратегии, направленные на поддержку развития ребенка. Планирование также может включать составление ежедневного или еженедельного расписания занятий, определение ролей и обязанностей учителей и других специалистов, задачи и деятельность каждого участника команды.
Учет:
Учет включает систематическое сбор и анализ информации о развитии и прогрессе каждого ребенка с особыми образовательными потребностями. Это включает информацию о текущих навыках, прогрессе в достижении образовательных целей, преподаваемых предметах, особых потребностях, проблемах и успехах. Учет может включать наблюдения, оценки, тестирование, анкетирование, журналы наблюдений и другие инструменты для сбора информации.
Отчетность:
Отчетность является важной частью коррекционно-педагогической работы и представляет собой систематическое документирование и передачу информации о прогрессе и результате работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Отчеты могут быть направлены родителям, администрации школы, специалистам по специальной педагогике или другим заинтересованным сторонам. Отчеты могут содержать информацию о достижениях, проблемах, рекомендациях, участии родителей, дальнейших планах и рекомендациях для поддержки и развития ребенка.
Примеры форм коррекционно-педагогической документации включают:
Индивидуальные образовательные программы (ИОП) или индивидуальные образовательные планы (ИОП): Документ, который содержит информацию о целях, задачах, методах и стратегиях обучения и поддержки ребенка с особыми образовательными потребностями. ИОП разрабатывается индивидуально для каждого ребенка и является основным документом, определяющим содержание и ход образовательного процесса.
Индивидуальные планы коррекционной работы (ИПКР):
Документ, в котором описываются конкретные коррекционные мероприятия и методы, предназначенные для поддержки развития ребенка с особыми образовательными потребностями. ИПКР может содержать информацию о выбранных стратегиях, материалах, инструментах и оценке прогресса.
Индивидуальные планы обучения и развития (ИПОР): Документ, который определяет индивидуальные образовательные цели и пути их достижения для каждого ребенка с особыми образовательными потребностями. ИПОР может включать информацию о выбранных методах обучения, контроле прогресса и оценке достижений.
Журналы коррекционных занятий: Документация, содержащая записи о проведенных коррекционных занятиях с учащимся. Журнал может включать дату, описание занятия, использованные материалы и методики, примененные стратегии и наблюдения за прогрессом ребенка.
Ежедневные или еженедельные планы работы: Документы, в которых описывается план работы и учебных заданий на каждый день или неделю. План может включать цели, задачи, предлагаемые активности, материалы и оценку прогресса.
Отчеты о прогрессе: Документы, содержащие информацию о прогрессе и достижениях ребенка в рамках коррекционно-педагогической работы. Отчеты могут быть составлены на основе регулярных наблюдений, оценок, тестирования и анализа учебных достижениях ребенка.
7.Формы организации медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии (в системе образования и здравоохранения).
В системе образования и здравоохранения существует несколько форм организации медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Некоторые из них включают:
Инклюзивное образование: Эта форма предполагает обучение детей с отклонениями в развитии вместе с другими детьми в общих школах. Для успешной реализации инклюзивного образования используются различные методы и подходы, такие как адаптированная программа обучения, специализированные учебные планы и индивидуальные учебные подходы. Также обеспечивается наличие специалистов (педагогов-дефектологов, логопедов, психологов и других), которые помогают детям с отклонениями в развитии.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения: Эти учреждения предоставляют образование и специализированную помощь детям с различными отклонениями в развитии. Они могут включать в себя специальные детские сады, школы-интернаты, школы-интернаты для детей с нарушениями зрения или слуха, коррекционные школы и т. д. В таких учреждениях работают специально обученные педагоги и специалисты, которые предоставляют индивидуальную и групповую помощь детям.
Реабилитационные центры: Эти центры оказывают комплексную реабилитационную помощь детям с отклонениями в развитии. Они могут включать в себя медицинские, психологические, педагогические и другие виды поддержки. В реабилитационных центрах проводятся медицинские осмотры, реабилитационные процедуры, специальные занятия и тренировки, направленные на развитие конкретных навыков и возможностей детей.
Мобильные специалисты: в некоторых случаях, когда дети не могут посещать обычные учебные заведения или реабилитационные центры, мобильные специалисты могут предоставить услуги детям с отклонениями в развитии на дому или в других местах, где дети находятся.
Мобильные специалисты могут включать в себя следующих профессионалов:
Педагоги-дефектологи: они предоставляют специальные образовательные программы, индивидуальные занятия, помощь в развитии коммуникативных навыков, обучение навыкам самообслуживания и другие виды поддержки.
Логопеды: они помогают детям с отклонениями в развитии в развитии речи и коммуникативных навыков. Они проводят диагностику речевых нарушений, разрабатывают индивидуальные программы коррекционных занятий и осуществляют логопедическое вмешательство.
Эрготерапевты: они помогают детям развивать и восстанавливать навыки самообслуживания, моторику, координацию движений и т.д. Эрготерапевты проводят индивидуальные занятия, используя специальные техники и упражнения.
Физиотерапевты: они проводят физиотерапевтические процедуры и занятия, направленные на восстановление физических возможностей, укрепление мышц, улучшение координации и поддержание общего физического состояния детей.
Психологи: они оказывают психологическую поддержку и консультирование детям с отклонениями в развитии и их семьям. Они помогают решать проблемы, связанные с адаптацией, эмоциональным благополучием и развитием детей.
Мобильные специалисты обычно работают в тесном сотрудничестве с родителями или опекунами, чтобы обеспечить максимальную поддержку и помощь детям с отклонениями в развитии в их ежедневной жизни.
8. Место специальной педагогики в структуре педагогического знания. Предметные области специальной педагогики, связь с другими науками.
Место специальной педагогики в структуре педагогического знания зависит от конкретной системы классификации. Однако, в общем понимании, специальная педагогика является одной из отраслей педагогики, которая занимается образованием и воспитанием детей и лиц с особыми образовательными потребностями. Она изучает принципы, методы и подходы, необходимые для обучения и развития детей с