Файл: Теоретические аспекты психодиагностических методов исследования в судебнопсихологической экспертизе 6.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 222
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
которые вообще не связаны с психологией, неизбежно приводит к поверхностным, необоснованным и даже ошибочным выводам, использование которых во время предварительного расследования может существенно изменить результат любого уголовного дела.
Разработка этических принципов специалиста-психолога, которые необходимо соблюдать при решении профессиональных задач, в настоящее время имеет особое значение. Это связано с тем, что судьба субъекта напрямую зависит от характеристик специалиста, таких как профессиональная компетентность и объективность. В связи с недавними изменениями в роли и значении судебно-психологической экспертизы особое значение приобрели проблемы, связанные с теорией судебно-психологической экспертизы, определением их компетенции и методологии, а также подготовкой специалистов-психологов со специальными знаниями, необходимыми для решения поставленных задач. , Избегая существующих теоретических и практических проблем, не только теоретики, но и практические юристы могут избежать ошибок в своей работе.
При решении экспертных задач судебный психолог сталкивается с проблемой выбора методов и приемов. Неправильный выбор и использование методов в экспертных исследованиях приводят к методическим ошибкам. Однако существует обратный негативный эффект - от теории к практике - существующие нерешенные методологические проблемы неизбежно приведут к появлению ошибок экспертов в заключении. В методологии научных исследований принято различать 4 уровня: философский, общенаучный, конкретный научный и уровень исследовательских методов и технологий (технологический). Содержание философской методологии создает арсенал когнитивных инструментов, как психолога, так и эксперта-психолога, посредством общих принципов и умственных операций (анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация и т.д.).
Смысл второго уровня для судебно-психологической экспертизы, помимо теоретических подходов и концепций, используемых в различных науках, заключается в общенаучных методах (наблюдение, беседа, контент-анализ и т.д.). Конкретный научный уровень - это методология конкретной науки в строгом смысле - совокупность принципов, методов и приемов. Этот уровень представлен различными отраслями психологии, в том числе общей, возрастной, социальной, юридической и другими областями психологической науки. Здесь для СПЭ особое место занимают психодиагностические методы, которые активно используются при очных экзаменах. Последний уровень - методическое обеспечение судебно-психологической экспертизы. Следует отметить, что «привлечение методологических инструментов с более высоких уровней не может быть природой механического переноса: чтобы дать реальный, а не мнимый эффект, эти инструменты, безусловно, должны получить соответствующую содержательную интерпретацию и развитие».
Это важное и необходимое условие также установлено судебными экспертами. Проиллюстрируем вышесказанное на примере. Таким образом, метод беседы заключается в том, чтобы получать информацию от человека посредством целенаправленного общения и является общенаучным методом, который используется в различных науках. В психологии используется психологический разговор, который определяется как «направленный на получение психологической информации и оказание психологического воздействия на человека»
3. Это означает, что при переходе с более высокого уровня на конкретный научный уровень фокус метода определяется в разговоре, что, в свою очередь, определяется конкретными целями и задачами психологического исследования и новыми способами получения необходимой информации в процессе общения в связи с использованием психологического Инструменты определены и методы как строительные блоки разговора.
Однако, используя метод беседы в судебно-психологической экспертизе, он снова подвергается модификации, так как технологический уровень познания отличается конкретными (специфическими) задачами, которые ставятся перед психологом-специалистом. В процессе перехода к беседе с экспертом формируется метаморфоза, которая формирует определенную структуру разговора (распределение этапов: подготовительный, индикативный, сбор экспертных данных, разговор о юридически значимой и окончательной ситуации), что позволяет Эксперт дает ответы на вопросы, поставленные следствием или судом. Таким образом, сужение (осознание) целей и задач познания требует использования знаний конкретной области, отрасли, направления науки, что естественным образом вызывает трансформацию метода как средства этих знаний (рис. 1).
Рис. 1. Зависимость трансформации методы беседы в соответствии с уровнем методологии от целей и задач познания
Экспертное психологическое исследование предъявляет те же требования к методам и методам, что и любое научное исследование: надежность, достоверность, надежность и стандартизация6. Стандартизированные психодиагностические инструменты, а также общепсихологические методы соответствуют этим критериям, но с их помощью не всегда удается решить поставленную экспертную задачу. В этом случае эксперт-психолог должен либо разработать новую технику, либо модифицировать существующую. В обоих случаях используемая методика должна быть проверена и соответствовать вышеуказанным требованиям.
Следует обратить внимание на достоверность самого экспертного исследования, то есть на уместность (актуальность)
методов и приемов, выбранных для задачи психолога-эксперта, и объекта исследования. Общим предметом судебно-психологической экспертизы является умственная деятельность здравомыслящего человека, а также материальные источники информации, которые содержат его психические проявления. В более широком смысле можно выделить два типа объектов, которые могут быть изучены опытным психологом: сам эксперт является непосредственным исследованием психики; Аудио, видео, спецификации, журналы запросов и т.д. - в этом случае психика исследуется косвенно4.
Таким образом, выбранные методы и приемы должны соответствовать как объекту исследования, так и целям расследования. Методы решения одной и той же проблемы варьируются в зависимости от предмета. Чтобы определить психологические характеристики организованной группы, могут быть определены позиции функциональных ролей и могут быть предоставлены аудиозаписи телефонных звонков, а также члены группы. В первом случае эксперт должен использовать методы психолингвистики и психологического экспертного анализа, во втором случае - методы экспертного обсуждения и психодиагностические методы. Выбранный вами инструментарий должен также позволить вам полностью ответить на заданные вопросы. Например, в судебно-психологических исследованиях торгуемости, морального риска и эмоциональных состояний наиболее важными методами, необходимыми для этого типа исследований, являются ретроспективные методы исследования.
Полное планирование психодиагностических исследований требует четкого понимания структуры и этапов взаимодействия эксперта-психолога с органом, назначившим обследование, с одной стороны, и с лицом, не являющимся экспертом, с другой5.
На первом этапе определяется задача психодиагностического исследования. При проведении судебно-психологической экспертизы органы судебного следствия выступают в роли «клиента», который определяет цели исследования. Данные психодиагностического исследования, сформулированные в заключении судебно-психологической экспертизы, используются судом для принятия судебного решения. Это обстоятельство ставит перед экспертом-психологом довольно сложную задачу формулирования его психодиагностического заключения на языке, понятном клиенту. Экспертные заключения должны быть представлены таким образом, чтобы они могли в полной мере использоваться судебными следственными органами, и в то же время они не должны терять свою психологическую сущность, адекватно отражая исследуемое явление на высоком научном уровне. Эта проблема обычно решается путем изучения «правовых критериев», сформулированных в уголовном и уголовно-процессуальном кодексе исключительно в психологических терминах. Эти критерии, отражающие законы строения и динамики психики, являются одновременно правовыми понятиями, поскольку они относятся к регулированию видов психической деятельности, которые имеют правовое значение и предполагают определенные правовые последствия. Поэтому они представляют собой некие правовые нормы, наполненные психологическим содержанием.
Таким образом, психологические выводы формулируются экспертами на языке правовых критериев, что приводит к психодиагностической оценке способности человека распознавать и регулировать определенный вид деятельности, в то же время являясь правовыми понятиями, которые включены в Уголовно-процессуальный кодекс. есть. Основой для формулировки экспертного заключения на языке правового критерия является психодиагностическая экспертиза психологических закономерностей и механизмов, которая описана в заключении эксперта-психолога в высокопрофессиональной терминологии
Разработка этических принципов специалиста-психолога, которые необходимо соблюдать при решении профессиональных задач, в настоящее время имеет особое значение. Это связано с тем, что судьба субъекта напрямую зависит от характеристик специалиста, таких как профессиональная компетентность и объективность. В связи с недавними изменениями в роли и значении судебно-психологической экспертизы особое значение приобрели проблемы, связанные с теорией судебно-психологической экспертизы, определением их компетенции и методологии, а также подготовкой специалистов-психологов со специальными знаниями, необходимыми для решения поставленных задач. , Избегая существующих теоретических и практических проблем, не только теоретики, но и практические юристы могут избежать ошибок в своей работе.
1.2. Методология судебно-психологической экспертизы
При решении экспертных задач судебный психолог сталкивается с проблемой выбора методов и приемов. Неправильный выбор и использование методов в экспертных исследованиях приводят к методическим ошибкам. Однако существует обратный негативный эффект - от теории к практике - существующие нерешенные методологические проблемы неизбежно приведут к появлению ошибок экспертов в заключении. В методологии научных исследований принято различать 4 уровня: философский, общенаучный, конкретный научный и уровень исследовательских методов и технологий (технологический). Содержание философской методологии создает арсенал когнитивных инструментов, как психолога, так и эксперта-психолога, посредством общих принципов и умственных операций (анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация и т.д.).
Смысл второго уровня для судебно-психологической экспертизы, помимо теоретических подходов и концепций, используемых в различных науках, заключается в общенаучных методах (наблюдение, беседа, контент-анализ и т.д.). Конкретный научный уровень - это методология конкретной науки в строгом смысле - совокупность принципов, методов и приемов. Этот уровень представлен различными отраслями психологии, в том числе общей, возрастной, социальной, юридической и другими областями психологической науки. Здесь для СПЭ особое место занимают психодиагностические методы, которые активно используются при очных экзаменах. Последний уровень - методическое обеспечение судебно-психологической экспертизы. Следует отметить, что «привлечение методологических инструментов с более высоких уровней не может быть природой механического переноса: чтобы дать реальный, а не мнимый эффект, эти инструменты, безусловно, должны получить соответствующую содержательную интерпретацию и развитие».
Это важное и необходимое условие также установлено судебными экспертами. Проиллюстрируем вышесказанное на примере. Таким образом, метод беседы заключается в том, чтобы получать информацию от человека посредством целенаправленного общения и является общенаучным методом, который используется в различных науках. В психологии используется психологический разговор, который определяется как «направленный на получение психологической информации и оказание психологического воздействия на человека»
3. Это означает, что при переходе с более высокого уровня на конкретный научный уровень фокус метода определяется в разговоре, что, в свою очередь, определяется конкретными целями и задачами психологического исследования и новыми способами получения необходимой информации в процессе общения в связи с использованием психологического Инструменты определены и методы как строительные блоки разговора.
Однако, используя метод беседы в судебно-психологической экспертизе, он снова подвергается модификации, так как технологический уровень познания отличается конкретными (специфическими) задачами, которые ставятся перед психологом-специалистом. В процессе перехода к беседе с экспертом формируется метаморфоза, которая формирует определенную структуру разговора (распределение этапов: подготовительный, индикативный, сбор экспертных данных, разговор о юридически значимой и окончательной ситуации), что позволяет Эксперт дает ответы на вопросы, поставленные следствием или судом. Таким образом, сужение (осознание) целей и задач познания требует использования знаний конкретной области, отрасли, направления науки, что естественным образом вызывает трансформацию метода как средства этих знаний (рис. 1).
Рис. 1. Зависимость трансформации методы беседы в соответствии с уровнем методологии от целей и задач познания
Экспертное психологическое исследование предъявляет те же требования к методам и методам, что и любое научное исследование: надежность, достоверность, надежность и стандартизация6. Стандартизированные психодиагностические инструменты, а также общепсихологические методы соответствуют этим критериям, но с их помощью не всегда удается решить поставленную экспертную задачу. В этом случае эксперт-психолог должен либо разработать новую технику, либо модифицировать существующую. В обоих случаях используемая методика должна быть проверена и соответствовать вышеуказанным требованиям.
Следует обратить внимание на достоверность самого экспертного исследования, то есть на уместность (актуальность)
методов и приемов, выбранных для задачи психолога-эксперта, и объекта исследования. Общим предметом судебно-психологической экспертизы является умственная деятельность здравомыслящего человека, а также материальные источники информации, которые содержат его психические проявления. В более широком смысле можно выделить два типа объектов, которые могут быть изучены опытным психологом: сам эксперт является непосредственным исследованием психики; Аудио, видео, спецификации, журналы запросов и т.д. - в этом случае психика исследуется косвенно4.
Таким образом, выбранные методы и приемы должны соответствовать как объекту исследования, так и целям расследования. Методы решения одной и той же проблемы варьируются в зависимости от предмета. Чтобы определить психологические характеристики организованной группы, могут быть определены позиции функциональных ролей и могут быть предоставлены аудиозаписи телефонных звонков, а также члены группы. В первом случае эксперт должен использовать методы психолингвистики и психологического экспертного анализа, во втором случае - методы экспертного обсуждения и психодиагностические методы. Выбранный вами инструментарий должен также позволить вам полностью ответить на заданные вопросы. Например, в судебно-психологических исследованиях торгуемости, морального риска и эмоциональных состояний наиболее важными методами, необходимыми для этого типа исследований, являются ретроспективные методы исследования.
Глава 2. Структура психодиагностического исследования в судебно-психологической экспертизе
2.1 Основные этапы и методы психодиагностического исследования
Полное планирование психодиагностических исследований требует четкого понимания структуры и этапов взаимодействия эксперта-психолога с органом, назначившим обследование, с одной стороны, и с лицом, не являющимся экспертом, с другой5.
На первом этапе определяется задача психодиагностического исследования. При проведении судебно-психологической экспертизы органы судебного следствия выступают в роли «клиента», который определяет цели исследования. Данные психодиагностического исследования, сформулированные в заключении судебно-психологической экспертизы, используются судом для принятия судебного решения. Это обстоятельство ставит перед экспертом-психологом довольно сложную задачу формулирования его психодиагностического заключения на языке, понятном клиенту. Экспертные заключения должны быть представлены таким образом, чтобы они могли в полной мере использоваться судебными следственными органами, и в то же время они не должны терять свою психологическую сущность, адекватно отражая исследуемое явление на высоком научном уровне. Эта проблема обычно решается путем изучения «правовых критериев», сформулированных в уголовном и уголовно-процессуальном кодексе исключительно в психологических терминах. Эти критерии, отражающие законы строения и динамики психики, являются одновременно правовыми понятиями, поскольку они относятся к регулированию видов психической деятельности, которые имеют правовое значение и предполагают определенные правовые последствия. Поэтому они представляют собой некие правовые нормы, наполненные психологическим содержанием.
Таким образом, психологические выводы формулируются экспертами на языке правовых критериев, что приводит к психодиагностической оценке способности человека распознавать и регулировать определенный вид деятельности, в то же время являясь правовыми понятиями, которые включены в Уголовно-процессуальный кодекс. есть. Основой для формулировки экспертного заключения на языке правового критерия является психодиагностическая экспертиза психологических закономерностей и механизмов, которая описана в заключении эксперта-психолога в высокопрофессиональной терминологии