Файл: Теоретические аспекты психодиагностических методов исследования в судебнопсихологической экспертизе 6.docx
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6.
На втором этапе экспертизы психолог определяет предмет исследования, то есть указывает, какое явление следует диагностировать. В общем случае предмет психодиагностического исследования определяется вопросами, поставленными эксперту органом, назначившим обследование. В то же время важно заранее ознакомиться с материалами уголовного дела с четким изложением сюжета происшествия. Дело в том, что некоторые вопросы органов судебного следствия могут быть сформулированы достаточно обобщенно, и эксперт-психолог, исходя из своих особых знаний в области теоретической психологии, должен независимо освещать те аспекты явления, которые он исследования должны сосредоточиться. Например, при расследовании индивидуальных психологических характеристик эксперта-эксперта следственные органы, как правило, не указывают, какие аспекты личности следует исследовать и в какой степени - решается самим психологом-экспертом на основании предварительного анализа хода уголовного дела и фактов, имеющих отношение к делу. Кроме того, как уже упоминалось в первой главе, психолог имеет право делать профессиональные выводы об обстоятельствах, по которым не было задано никаких вопросов. Очевидно, что выбор этих обстоятельств, которые являются предметом исследования специалиста, также должен быть зарезервирован для самого специалиста-психолога, исходя из его опыта, уровня специальных знаний в области психологии и анализа криминальных вопросов7. Кроме того, выбор предмета психодиагностического исследования основывается на четкой презентации специалиста-психолога о юридической значимости заключения эксперта, о том, как суд может использовать его выводы и какие возможные юридические последствия вытекают из него8.
На третьем этапе планирования производства экспертизы решается важнейший вопрос: как обследовать эксперта, которого нужно применять, какие методы применять в конкретной экспертизе. Каждое судебно-психологическое обследование представляет собой уникальную процедуру психодиагностического исследования с выбором конкретных методов исследования в зависимости от многих факторов. Необходимо перечислить самые важные из них.
1. Профессиональные знания опытного психолога в области психодиагностики, в частности - знание различных методов исследования и понимание их направленности. Наиболее общая классификация психодиагностических методов различает три большие группы.
Первая группа состоит из методов, которые позволяют получать L-данных путем записи реального поведения человека. В рамках экспертного психолога эта группа включает в себя:
- метод наблюдения во время клинико-психологических бесед и экспериментально-психологических исследований;
- анализ записей дневника персонала среднего медицинского персонала о поведении судебно-медицинских экспертов при проведении полной судебно-психологической и психиатрической экспертизы у пациента;
- анализ показаний свидетелей и других материалов уголовного процесса, в которых зафиксировано поведение эксперта9.
Другая группа состоит из данных Q, полученных с помощью различных вопросников и других методов самооценки и самоотчета. В судебно-медицинской экспертизе используются различные стандартизированные методы самоотчетов, в том числе различные психодиагностические методы, направленные на изучение различных аспектов личности, психических состояний, структур самосознания, индивидуальные психические процессы, интеллект и т.д.
Третья группа состоит из Т-данных, которые были получены прямым экспериментальным исследованием испытуемых. В рамках специалиста-психолога это, как правило, методы классического патопсихологического экспериментального исследования когнитивных процессов и уровня интеллектуального развития. Опытный психолог должен четко изложить возможности используемых психодиагностических методов и, прежде всего, направленность метода, а также характеристики технологии и ход психодиагностических исследований. По этим двум причинам А.Г. Шмелев разработал более тонкую классификацию психодиагностических методов, которую мы представляем в модифицированной форме с учетом целей судебно-психологической экспертизы.
Классификация психодиагностических методов по методике исследования:
а) Биографический метод. В работе психолога-эксперта эта процедура проявляется в форме психологического анализа уголовного дела и прилагаемых к нему материалов и включает элементы контент-анализа и герменевтики. Психологический анализ материалов уголовного дела состоит из следующих основных элементов:
- изучение объективной истории болезни специалиста на основании документов, отражающих его жизненный путь; показания родственников, друзей, коллег и т. д .; в соответствии с медицинскими записями;
- экспертиза субъективной истории жизни - по показаниям субподрядчика, в соответствии с клиническими и психологическими беседами;
- изучение динамики умственной деятельности эксперта в судебно-следственных органах по интересам за определенный период времени - по показаниям свидетелей; по показаниям эксперта в ходе следствия и судебного разбирательства; от следственных экспериментов и выхода на сцену; из других исследовательских материалов10.
б) Наблюдение. Включает наблюдение эксперта во время экзамена, а также просмотр различных видеоматериалов.
в) Методы общения. Основным методом диалога является разговор, который, допрашивая несовершеннолетних и молодых экспертов, может быть дополнен различными интерактивными методами игры. Основными функциями беседы являются установление доверительного контакта с субъектом, сбор биографической информации, анализ субъективного отчета о динамике психического состояния в интересующем суде и последствиях ситуации, его семантическом восприятии и понимании, диагностике. характеристик самосознания, личностных качеств, черт характера, эмоциональных реакций, стрессовых реакций, разочарований, конфликтов и других черт личности.
Наблюдение эксперта-психолога напрямую связано с особенностями клинического и психологического разговора. Разговор обычно строится свободно, а не напрямую, не формально, но в нем должны присутствовать определенные компоненты. Важнейшим из них является, во-первых, опрос субъекта о важных пунктах экзамена: история жизни, характеристики самосознания, динамика психического состояния в юридически значимой ситуации, отношение субъекта к криминальной ситуации и ситуация судебно-медицинской экспертизы и др. ; во-вторых, моделирование в контексте разговора разных ситуаций диалогового взаимодействия с поведением субъекта11.
Отметим, что эффективность наблюдения зависит от многих факторов, наиболее значимыми из которых являются: квалификация психолога-эксперта; личность субъекта - например
, легче наблюдать экстравертов, чем интровертов; Природа личностных черт - например, явные черты, такие как импульсивность, авторитет, оцениваются более точно, чем скрытые черты - такие как объективность-субъективность и так далее. Это обстоятельство определяет еще одну необходимую функцию наблюдения - формулировку гипотез, которые могут быть проверены экспериментально и требуют применения соответствующих методов исследования.
г) Объективные тесты. Характеризуется наличием правильных или нормативных ответов. Опытный психолог обычно использует психометрические методы (такие как тесты Векслера и Равена) для измерения уровня интеллектуального развития и классические патопсихологические методы для изучения когнитивных процессов - внимания, памяти, мышления (10 слов, опосредованное Леонтьевым запоминание, пиктограмма, классификация объектов). Исключение понятий, Исключение объектов, Сравнение понятий, Аналогии, оценка Крепелина, тест Бурдона, обратный отсчет, таблицы Шульте и др.), с акцентом на высококачественный анализ данных, которые отличаются от стандартных.
д) Стандартизированные самоотчеты12.
Тесты-опросники. Опросники могут основываться на клини-ко-психологической типологии личности (MMPI), типологии черт личности (16-факторный опросник Кеттелла), характера (опросник Шмишека, ПДО А.Е. Личко), темперамента (опросник Стреляу, EPI Айзенка), отдельных черт личности и психических состояний (опросник субъективной локализации контроля Роттера, агрессии Басса-Дарки, тревожности Спилбергера и др.)13.
Субъективное шкалирование. Чаще всего в судебно-психологической экспертизе применяют шкалы самооценки по Дембо-Рубинштейн или более сложные техники выявления личностных конструктов по Келли (репертуарные решетки и др.)14.
е) Проективные техники.
Классическая словесная апперцепция. От испытуемых требуется дать вербальное описание достаточно неструктурированного неопределенного стимульного материала или составить на его основе рассказ (ТАТ, тест Роршаха, тест руки Вагнера и др.)15.
Проективное предпочтение. Методы, основанные на выборе испытуемым одного или нескольких из предлагаемых стимулов (цветовой тест Люшера, тест Сцонди, цветовой тест отношений А.Эткиндаидр.).
Рисуночные тесты. Чаще всего используются рисунок человека, несуществующего животного, семьи. Применяется достаточно унифицированная стандартизированная схема интерпретации. Эффективен при работе прежде всего с малолетними и несовершеннолетними испытуемыми.
Полупроективные тесты. К ним можно отнести тест Розенцвейга, методы незаконченных предложений, Пиктограмму.
ж) Анализ продуктов спонтанного творчества. Применяется в тех случаях, когда в распоряжении эксперта-психолога есть рисунки, картины, литературные произведения подэкспертного.
Классификация методов по объекту психодиагностики:
а) Индивидуально-психологические особенности:
- Темперамент (опросник Стреляу, опросник Айзенка).
-Характер (опросник Шмишека, ПДО).
- Черты личности (опросник Кеттелла).
- Интегративные типы личности (MMPI)16.
б) Отдельные психические функции (патопсихологические методы исследования внимания, памяти, мышления).
в) Функциональные и эмоциональные состояния (тест Люшера).
г) Интеллект (тест Векслера, матрицы Равена и др.).
д) Самосознание и самооценка (Репертуарные решетки Келли, шкалы самооценки по Дембо-Рубинштейн).
е) Ценности, социальные установки (тест Рокича).
ж) Эмоционалъно-мотивационная сфера (ТАТ, тест Роршаха, тест Розенцвейга и др.).
з) Саморегуляция (методика "Уровень притязаний" Хоппе, субъективная локализация контроля Роттера)17.
При выборе конкретных методов психодиагностики важно учитывать такие особенности тестов, как репрезентативность для окружающей среды, т.е. близость эксперимента к реальным условиям существования человека.
Поэтому, если психолог интересуется общим интеллектуальным развитием предмета, он будет применять методы, направленные на изучение уровня обобщения и абстракции, при изучении проявлений умственных способностей в реальной жизни, изучая и ориентируя предмет в практические ситуации и общая осведомленность. Если требуется клинический диагноз испытуемого, могут использоваться такие методы, как тест Роршаха с искусственным стимулирующим материалом, а также методы стимулирования материала ближе к одному человеку для изучения взаимодействия человека с ситуацией. встречи в повседневной жизни более уместны - например, тест Розенцвейга выявляет характеристики поведения субъектов в конфликтных ситуациях, в неприятных обстоятельствах; Анкета Кеттелла основана на альтернативном выборе поведения в реальных жизненных ситуациях.
На втором этапе экспертизы психолог определяет предмет исследования, то есть указывает, какое явление следует диагностировать. В общем случае предмет психодиагностического исследования определяется вопросами, поставленными эксперту органом, назначившим обследование. В то же время важно заранее ознакомиться с материалами уголовного дела с четким изложением сюжета происшествия. Дело в том, что некоторые вопросы органов судебного следствия могут быть сформулированы достаточно обобщенно, и эксперт-психолог, исходя из своих особых знаний в области теоретической психологии, должен независимо освещать те аспекты явления, которые он исследования должны сосредоточиться. Например, при расследовании индивидуальных психологических характеристик эксперта-эксперта следственные органы, как правило, не указывают, какие аспекты личности следует исследовать и в какой степени - решается самим психологом-экспертом на основании предварительного анализа хода уголовного дела и фактов, имеющих отношение к делу. Кроме того, как уже упоминалось в первой главе, психолог имеет право делать профессиональные выводы об обстоятельствах, по которым не было задано никаких вопросов. Очевидно, что выбор этих обстоятельств, которые являются предметом исследования специалиста, также должен быть зарезервирован для самого специалиста-психолога, исходя из его опыта, уровня специальных знаний в области психологии и анализа криминальных вопросов7. Кроме того, выбор предмета психодиагностического исследования основывается на четкой презентации специалиста-психолога о юридической значимости заключения эксперта, о том, как суд может использовать его выводы и какие возможные юридические последствия вытекают из него8.
На третьем этапе планирования производства экспертизы решается важнейший вопрос: как обследовать эксперта, которого нужно применять, какие методы применять в конкретной экспертизе. Каждое судебно-психологическое обследование представляет собой уникальную процедуру психодиагностического исследования с выбором конкретных методов исследования в зависимости от многих факторов. Необходимо перечислить самые важные из них.
1. Профессиональные знания опытного психолога в области психодиагностики, в частности - знание различных методов исследования и понимание их направленности. Наиболее общая классификация психодиагностических методов различает три большие группы.
Первая группа состоит из методов, которые позволяют получать L-данных путем записи реального поведения человека. В рамках экспертного психолога эта группа включает в себя:
- метод наблюдения во время клинико-психологических бесед и экспериментально-психологических исследований;
- анализ записей дневника персонала среднего медицинского персонала о поведении судебно-медицинских экспертов при проведении полной судебно-психологической и психиатрической экспертизы у пациента;
- анализ показаний свидетелей и других материалов уголовного процесса, в которых зафиксировано поведение эксперта9.
Другая группа состоит из данных Q, полученных с помощью различных вопросников и других методов самооценки и самоотчета. В судебно-медицинской экспертизе используются различные стандартизированные методы самоотчетов, в том числе различные психодиагностические методы, направленные на изучение различных аспектов личности, психических состояний, структур самосознания, индивидуальные психические процессы, интеллект и т.д.
Третья группа состоит из Т-данных, которые были получены прямым экспериментальным исследованием испытуемых. В рамках специалиста-психолога это, как правило, методы классического патопсихологического экспериментального исследования когнитивных процессов и уровня интеллектуального развития. Опытный психолог должен четко изложить возможности используемых психодиагностических методов и, прежде всего, направленность метода, а также характеристики технологии и ход психодиагностических исследований. По этим двум причинам А.Г. Шмелев разработал более тонкую классификацию психодиагностических методов, которую мы представляем в модифицированной форме с учетом целей судебно-психологической экспертизы.
Классификация психодиагностических методов по методике исследования:
а) Биографический метод. В работе психолога-эксперта эта процедура проявляется в форме психологического анализа уголовного дела и прилагаемых к нему материалов и включает элементы контент-анализа и герменевтики. Психологический анализ материалов уголовного дела состоит из следующих основных элементов:
- изучение объективной истории болезни специалиста на основании документов, отражающих его жизненный путь; показания родственников, друзей, коллег и т. д .; в соответствии с медицинскими записями;
- экспертиза субъективной истории жизни - по показаниям субподрядчика, в соответствии с клиническими и психологическими беседами;
- изучение динамики умственной деятельности эксперта в судебно-следственных органах по интересам за определенный период времени - по показаниям свидетелей; по показаниям эксперта в ходе следствия и судебного разбирательства; от следственных экспериментов и выхода на сцену; из других исследовательских материалов10.
б) Наблюдение. Включает наблюдение эксперта во время экзамена, а также просмотр различных видеоматериалов.
в) Методы общения. Основным методом диалога является разговор, который, допрашивая несовершеннолетних и молодых экспертов, может быть дополнен различными интерактивными методами игры. Основными функциями беседы являются установление доверительного контакта с субъектом, сбор биографической информации, анализ субъективного отчета о динамике психического состояния в интересующем суде и последствиях ситуации, его семантическом восприятии и понимании, диагностике. характеристик самосознания, личностных качеств, черт характера, эмоциональных реакций, стрессовых реакций, разочарований, конфликтов и других черт личности.
Наблюдение эксперта-психолога напрямую связано с особенностями клинического и психологического разговора. Разговор обычно строится свободно, а не напрямую, не формально, но в нем должны присутствовать определенные компоненты. Важнейшим из них является, во-первых, опрос субъекта о важных пунктах экзамена: история жизни, характеристики самосознания, динамика психического состояния в юридически значимой ситуации, отношение субъекта к криминальной ситуации и ситуация судебно-медицинской экспертизы и др. ; во-вторых, моделирование в контексте разговора разных ситуаций диалогового взаимодействия с поведением субъекта11.
Отметим, что эффективность наблюдения зависит от многих факторов, наиболее значимыми из которых являются: квалификация психолога-эксперта; личность субъекта - например
, легче наблюдать экстравертов, чем интровертов; Природа личностных черт - например, явные черты, такие как импульсивность, авторитет, оцениваются более точно, чем скрытые черты - такие как объективность-субъективность и так далее. Это обстоятельство определяет еще одну необходимую функцию наблюдения - формулировку гипотез, которые могут быть проверены экспериментально и требуют применения соответствующих методов исследования.
г) Объективные тесты. Характеризуется наличием правильных или нормативных ответов. Опытный психолог обычно использует психометрические методы (такие как тесты Векслера и Равена) для измерения уровня интеллектуального развития и классические патопсихологические методы для изучения когнитивных процессов - внимания, памяти, мышления (10 слов, опосредованное Леонтьевым запоминание, пиктограмма, классификация объектов). Исключение понятий, Исключение объектов, Сравнение понятий, Аналогии, оценка Крепелина, тест Бурдона, обратный отсчет, таблицы Шульте и др.), с акцентом на высококачественный анализ данных, которые отличаются от стандартных.
д) Стандартизированные самоотчеты12.
Тесты-опросники. Опросники могут основываться на клини-ко-психологической типологии личности (MMPI), типологии черт личности (16-факторный опросник Кеттелла), характера (опросник Шмишека, ПДО А.Е. Личко), темперамента (опросник Стреляу, EPI Айзенка), отдельных черт личности и психических состояний (опросник субъективной локализации контроля Роттера, агрессии Басса-Дарки, тревожности Спилбергера и др.)13.
Субъективное шкалирование. Чаще всего в судебно-психологической экспертизе применяют шкалы самооценки по Дембо-Рубинштейн или более сложные техники выявления личностных конструктов по Келли (репертуарные решетки и др.)14.
е) Проективные техники.
Классическая словесная апперцепция. От испытуемых требуется дать вербальное описание достаточно неструктурированного неопределенного стимульного материала или составить на его основе рассказ (ТАТ, тест Роршаха, тест руки Вагнера и др.)15.
Проективное предпочтение. Методы, основанные на выборе испытуемым одного или нескольких из предлагаемых стимулов (цветовой тест Люшера, тест Сцонди, цветовой тест отношений А.Эткиндаидр.).
Рисуночные тесты. Чаще всего используются рисунок человека, несуществующего животного, семьи. Применяется достаточно унифицированная стандартизированная схема интерпретации. Эффективен при работе прежде всего с малолетними и несовершеннолетними испытуемыми.
Полупроективные тесты. К ним можно отнести тест Розенцвейга, методы незаконченных предложений, Пиктограмму.
ж) Анализ продуктов спонтанного творчества. Применяется в тех случаях, когда в распоряжении эксперта-психолога есть рисунки, картины, литературные произведения подэкспертного.
Классификация методов по объекту психодиагностики:
а) Индивидуально-психологические особенности:
- Темперамент (опросник Стреляу, опросник Айзенка).
-Характер (опросник Шмишека, ПДО).
- Черты личности (опросник Кеттелла).
- Интегративные типы личности (MMPI)16.
б) Отдельные психические функции (патопсихологические методы исследования внимания, памяти, мышления).
в) Функциональные и эмоциональные состояния (тест Люшера).
г) Интеллект (тест Векслера, матрицы Равена и др.).
д) Самосознание и самооценка (Репертуарные решетки Келли, шкалы самооценки по Дембо-Рубинштейн).
е) Ценности, социальные установки (тест Рокича).
ж) Эмоционалъно-мотивационная сфера (ТАТ, тест Роршаха, тест Розенцвейга и др.).
з) Саморегуляция (методика "Уровень притязаний" Хоппе, субъективная локализация контроля Роттера)17.
При выборе конкретных методов психодиагностики важно учитывать такие особенности тестов, как репрезентативность для окружающей среды, т.е. близость эксперимента к реальным условиям существования человека.
Поэтому, если психолог интересуется общим интеллектуальным развитием предмета, он будет применять методы, направленные на изучение уровня обобщения и абстракции, при изучении проявлений умственных способностей в реальной жизни, изучая и ориентируя предмет в практические ситуации и общая осведомленность. Если требуется клинический диагноз испытуемого, могут использоваться такие методы, как тест Роршаха с искусственным стимулирующим материалом, а также методы стимулирования материала ближе к одному человеку для изучения взаимодействия человека с ситуацией. встречи в повседневной жизни более уместны - например, тест Розенцвейга выявляет характеристики поведения субъектов в конфликтных ситуациях, в неприятных обстоятельствах; Анкета Кеттелла основана на альтернативном выборе поведения в реальных жизненных ситуациях.