ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2021

Просмотров: 989

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К числу правоизменяющих юридических фактов следует отнести такие, как изменение группы инвалидности; волеизъявление пенсионера о переходе на другой вид пенсионного обеспечения; увеличение продолжительности трудового стажа; увеличение заработка после назначения пенсии и др.

Правопрекращающими фактами могут быть: восстановление трудоспособности; достижение членами семьи возраста, не дающего права на дальнейшее получение пенсии по случаю потери кормильца; трудоустройство безработного; смерть обеспечиваемого и т.д.

По характеру действия юридические факты подразделяются на факты однократного действия и факты состояния. К фактам однократного действия в праве социального обеспечения можно отнести: смерть человека; рождение ребенка; вынужденное переселение и др. Факты-состояния — это инвалидность, временная нетрудоспособность, факт родства с кормильцем, иждивение и др.

В зависимости от характера связи с индивидуальной волей участников правоотношения юридические факты делятся на юридические действия и юридические события. События могут быть абсолютными и относительными. В праве социального обеспечения основная масса юридических фактов — это события, причем события абсолютные, не связанные с волей данного человека либо других лиц. Это достижение определенного возраста, инвалидность, временная нетрудоспособность, смерть и др. В то же время это могут быть и факты-действия (например, волеизъявление гражданина, вынесение решения компетентным органом о предоставлении обеспечения).

С точки зрения соответствия правовым предписаниям деяния можно разделить на правомерные и неправомерные. Например, правомерным будет действие гражданина, обращающегося в установленном порядке за назначением пенсии, пособия, компенсации, а неправомерным — представление им при этом ложных, фиктивных документов.

Для возникновения правоотношения в сфере социального обеспечения необходим не один, а несколько юридических фактов. Совокупность юридических фактов, влекущих возникновение правоотношения, именуют фактическим (юридическим) составом. Фактические составы могут быть сравнительно простыми и довольно сложными. Простой состав охватывает два, три юридических факта, а сложный — целый комплекс таких фактов. Например, для получения пособия при рождении ребенка необходимы: факт его рождения, волеизъявление заявителя и акт компетентного органа, а вот при возникновении пенсионного правоотношения необходим сложный юридический состав, в который входят несколько юридических фактов (достижение пенсионного возраста, наличие общего, а в ряде случаев и специального трудового стажа, волеизъявление заявителя и акт компетентного органа).

То, что раскрывает смысл существования правоотношения и указывает на основную цель, ради которой оно возникает, называется объектом правоотношения.




10. Пенсионное правоотношение — это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина ( семьи) с органом социального обеспечения, возникающее на основании решения комиссии по назначению пенсий, по которому гражданин (семья) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию в установленном размере, а орган соответственно обязан ее выплачивать.

В зависимости от видов выплачиваемой пенсии существуют следующие пенсионные правоотношения:

а) по старости;

б) за выслугу лет;

в) по инвалидности;

г) по случаю потери кормильца;

д) по поводу социальной пенсии.

Все эти виды правоотношений, как указывалось, определяются основным юридическим фактом, устанавливаемым в предшествующем пенсионному соответствующем процедурном правоотношении правом гражданина ( семьи) на определенный вид и размер пенсии. И здесь мы разделяем такую точку зрения А. Д. Зайкина и В. А. Тарасовой. Однако В. С. Андреев в ранее указанном учебнике считает, что « назначение пенсии имеет место только в случае, если у лица возникло пенсионное правоотношение». Здесь он смешивает возникновение права на пенсию с возникновением пенсионного правоотношения. Именно в пенсионном правоотношении фактически реализуется право на пенсию, а предшествующее ему процедурное правоотношение лишь устанавливает наличие у гражданина (семьи) этого права и назначает пенсию. При этом выплата назначенной пенсии производится с момента фактического появления у гражданина ( семьи) такого права, если он обратился за назначением пенсии со всеми необходимыми документами не позднее трех месяцев со дня возникновения этого права. Если же он обратился позднее, то выплата пенсии производится со дня обращения за ее назначением.

Правоспособность гражданина быть субъектом пенсионного правоотношения возникает у него вместе с появлением права на определенный вид пенсии. Иногда гражданин имеет одновременно права по двум или трем видам пенсии (по старости, за выслугу лет и по инвалидности). Но в пенсионное правоотношение он может вступить лишь по одному виду пенсии по его выбору. Даже в тех случаях, когда фактически реализуется право на два вида пенсии (для инвалидов войны, которые могут получать пенсию по старости и минимальную пенсию по инвалидности, а также для родителей погибшего от военных действий, которые могут получать пенсию по старости и минимальную пенсию по случаю потери кормильца), пенсионное правоотношение по выплате пенсии возникает одно, так как комиссия, назначая пенсию, определяет ее размер с учетом размера и второй пенсии.

С назначением пенсии комиссией по назначению пенсии процедурное правоотношение, как ранее указывалось, трансформируется в пенсионное, а гражданин называется пенсионером.


В пенсионных правоотношениях правомочные субъекты — пенсионеры различаются в зависимости от вида получаемой ими пенсии, т.е. в правоотношении о пенсии по старости правомочным субъектом является пенсионер по возрасту, о пенсии по инвалидности — пенсионер по инвалидности одной из трех групп инвалидности и ее причин (от трудового увечья, или от военной травмы, или от общего заболевания).

В правоотношении о пенсии за выслугу лет правомочным субъектом получения этой пенсии является пенсионер, имеющий установленный стаж выслуги лет на определенных работах, или пенсионер-военнослужащий, имеющий установленный законом стаж выслуги военной службы.

В правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца правомочным субъектом на получение этой пенсии является семья, имеющая нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца.

В правоотношении о социальной пенсии правомочным субъектом является престарелый пенсионер или инвалид от общего заболевания, не имеющий трудового стажа, или семья при смерти такого кормильца. Вторым субъектом во всех указанных пяти видах пенсионных правоотношений является обязанный выплачивать назначенную пенсию орган социального обеспечения, а для военнослужащих — соответствующий орган Министерства обороны (МВД, ФСБ).

Объектом пенсионного правоотношения является систематическое получение пенсии того вида, какого вида данное пенсионное правоотношение. Так, в пенсионном правоотношении о пенсии по старости объектом данной юридической связи гражданина и соответствующего органа является регулярное получение пенсии по старости, а в правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца — получение данной пенсии семьей умершего (погибшего) и т.д.

Содержание пенсионного правоотношения — это комплекс прав и обязанностей его субъектов, установленных законодательством о социальном обеспечении. В общей теории права принято содержание правоотношений раскрывать через обязанности его субъектов, имея в виду, что им соответствуют права другого субъекта данного правоотношения. Поэтому укажем, что обязанностью пенсионера в пенсионном правоотношении является своевременное извещение органа социального обеспечения о появлении новых иждивенцев или о смерти, достижении совершеннолетия теми, на кого он получал надбавки к пенсии, и других правоизменяющих фактах; обязанностью органа социального обеспечения является регулярная ежемесячная выплата пенсионеру назначенной ему пенсии через почту или переводом на его сберегательную книжку.



11. Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями, льготами — это урегулированные нормами права социального обеспечения отношения граждан, их семей с органами социального обеспечения, по которым граждане, имеющие право на определенный вид пособия, компенсации или льгот и изъявившие желание это право реализовать, обязаны представить соответствующие документы в доказательство данного права, а орган социального обеспечения, проверив это право своим решением о назначении определенного вида пособия, компенсации, льгот обязан его в установленном законом размере и сроки выплачивать, а по льготам — документально обеспечить пользование ими.


Субъектами данных правоотношений, как видно из указанного понятия, являются в зависимости от вида пособия, компенсации и льготы граждане и семьи с детьми, имеющие право на определенный вид пособия, компенсаций и льгот. Другим субъектом в этих правоотношениях выступают соответствующий орган социального обеспечения, социальной защиты населения и другие органы.

Таким образом, в каждом таком правоотношении свои конкретные субъекты и объекты.

Объектом указанных правоотношений являются определенного вида пособие, компенсация или льгота (имущественного характера). Конкретный объект правоотношений по пособиям, компенсациям и льготам определяет и особенности юридических фактов возникновения конкретно каждого из этих правоотношений. Основным из них является именно тот, который связан с видом обеспечения. Объект здесь определяет также и конкретных общих субъектов соответствующих правоотношений, т. к. в них нет единого, как в пенсионных правоотношениях, второго обязанного субъекта, они различны, особенно по пособиям.

Пособие — это ежемесячная, периодическая или разовая выплата, заменяющая потерянный гражданином заработок (пособие по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.) или дополняющая его при повышенных расходах (пособия при рождении ребенка, на погребение, семьям, имеющим детей до 16- летнего возраста, и др.), производимая из государственных и муниципальных средств, фондов государственного социального страхования, занятости и других в размере и порядке, установленных законодательством.

Компенсация по социальному обеспечению — это выплата социально­обеспечительного характера как помощь при потере заработка женщиной, находящейся в неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до трехлетнего возраста или ребенком- инвалидом до 14- летнего возраста, а также работникам, находящимся в вынужденных неоплачиваемых отпусках из-за остановки производства, и гражданам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС, беженцам, вынужденным переселенцам. Это новый вид социальных выплат, появившийся лишь с началом так называемой перестройки и развалом СССР. Думается, что от пособий этот вид выплат мало чем отличается, и их вполне можно было бы называть пособием, так как они именно « пособляют» гражданину, оказавшемуся в трудном положении. Но назвали их все же компенсациями ( видно потому, что компенсируют чью-то вину по аварии на ЧАЭС или развалу производства).

Эти компенсации надо отличать от компенсаций по трудовому праву повышенных расходов при командировках, переезде для работы в другую местность. Они, как правило, выплачиваются или в твердых размерах, или в процентах к минимальной оплате труда.

Льготы — это социально-обеспечительные блага имущественного характера, предоставляемые определенным заслуженным гражданам или инвалидам по сокращению их расходов по транспорту, по оплате жилищно-коммунальных услуг, по протезированию и в других случаях.


Все пособия и компенсации, а также льготы по социальному обеспечению имеют строго целевое назначение, определяемое уже в их названии.

Все правоотношения по предоставлению пособий, компенсаций и льгот надо классифицировать по срокам длительности их выплаты или предоставления.

При классификации по срокам их длительности различаются следующие виды правоотношений по выплате пособий:

1) периодические правоотношения, т.е. возникающие периодически в зависимости от периода появления основного юридического факта:

а) по пособию по временной нетрудоспособности;

б) по пособию по уходу за больным ребенком или членом семьи;

в) по пособию по беременности и родам;

2) длящиеся (несколько лет или месяцев) правоотношения по ежемесячному:

а) пособию семье на детей до 16- летнего возраста;

б) пособию по безработице;

в) пособию женам военнослужащих по контракту, если в месте службы мужа они не могут быть трудоустроены;

г) пособию матери (отцу) за время отпуска по уходу за ребенком до полуторагодичного возраста;

3) разовые правоотношения по единовременным пособиям:

а) в случае рождения ребенка;

б) на погребение;

в) нуждающемуся работнику на проезд для санаторно-курортного лечения;

г) по другим единовременным пособиям, предусмотренным специальным законодательством.

Правоотношения по компенсациям, заменяющим потерянный заработок, различаются следующих видов:

а) по компенсации женщине, находящейся в неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до трехлетнего возраста;

б) по компенсации работнику, находящемуся в вынужденном неоплачиваемом отпуске из-за остановки производства;

в) по компенсации жене военнослужащего в связи с отсутствием для нее работы по специальности в месте службы супруга;

г) по компенсации студенту, аспиранту, находящемуся в академическом отпуске по медицинским показаниям.

Правоотношения по компенсациям в качестве социальной денежной помощи различаются следующие:

а) вынужденным переселенцам и беженцам (единовременные и ежемесячные выплаты);

б) ежемесячные выплаты на питание учащимся, студентам, аспирантам государственных, муниципальных образовательных учреждений;

в) лицам, пострадавшим от радиации и аварии на ЧАЭС, ликвидаторам этой аварии. Для них установлены и разные льготы. Так, для детей установлено бесплатное питание, санаторно-курортное лечение и другие льготы.

В данных правоотношениях по компенсациям и льготам обязанными субъектами являются муниципальные органы исполнительной власти, а финансирование расходов идет из федерального и местного бюджетов и является целевым.

Содержанием правоотношений о пособиях, компенсациях и льготах является обязанность гражданина представить все документы в доказательство его права на данный требуемый им вид обеспечения и обязанность соответствующего органа определять право гражданина на данный вид обеспечения и выплачивать это пособие, компенсацию в размере и сроки, предусмотренные законодательством, а по льготам — обеспечить данного гражданина соответствующими документами для пользования ими.