ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2021
Просмотров: 1258
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
II. Планы практических занятий
III. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ студентов
Тема: «Моя специальность» (31 час).
Тема: «Финансовая система государства» (31 час).
Тема: «Финансовое право» (29 часов).
Тема: «Расходование публичных средств. Коррупция» (29 часов).
Контрольная работа № 3 (Третий семестр)
Контрольная работа № 4 (Четвертый семестр)
Are regulators striking the right balance between safety and profitability?
V. Перечень рекомендуемой литературы
Раздел 3. Самостоятельная работа студентов
Раздел 4. Контроль знаний студентов
Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение
Тематика семинарских (практических) занятий
1. Понятие и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
Тема. Экономическая интерпретация двойственных оценок. Задача планирования производства.
Цель. Изучить применение задачи линейного программирования к к задачам экономики..
Основные понятия. Математическая теория оптимального управления. Применение задачи линейного программирования к решению экономических задач.
Решение задач: раздаточный материал.
Литература.
-
Кузнецов, А.В. и др. Руководство к решению задач по математическому программировании: Учебное пособие / А.В. Кузнецов, Н.И. Холод, Л.С. Костевич; Под общ. ред. А.В. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Высш. шк., 2001. – 448с.
-
Колегаева, Е.М. Математика для экономических специальностей (линейная алгебра и задачи оптимизации): Учебное пособие. – Хабаровск, 2011. – 215 с.
-
Колегаева, Е.М. Математические методы и модели в управлении: Учебное пособие. – Хабаровск, 2004. – 69 с.
Занятие 4,5(4 часа)
Тема. Теория игр
Цель. Изучить основные понятия теории игр. Отработать навык решения задач, используя игровой подход.
Основные понятия. Элементы теории матричных игр. Матричные игры. Игры с природой.
Изучить [5] стр. 138-161.
Решение задач: [5] стр. 142-143 № 3.1, 3.2, 3.5; стр. 161 № 3.15, 3.16.
Литература.
-
Колесников, А.Н. Краткий курс математики для экономистов: Учебное пособие. – М. ИНФРА-М, 1999 г.
-
Кузнецов, А.В. и др. Руководство к решению задач по математическому программировании: Учебное пособие / А.В. Кузнецов, Н.И. Холод, Л.С. Костевич; Под общ. ред. А.В. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Высш. шк., 2001. – 448с.
-
Колегаева, Е.М. Математика для экономических специальностей (линейная алгебра и задачи оптимизации): Учебное пособие. – Хабаровск, 2011. – 215 с.
-
Колегаева, Е.М. Математические методы и модели в управлении: Учебное пособие. – Хабаровск, 2004. – 69 с.
-
Сборник задач и упражнений по высшей математике: Математическое программирование: учебное пособие / Кузнецов А.В., Сакович В.А., Холод Н.И. и др. – Минск, 1998.
-
Акулич, И.А. Математическое программирование в примерах и задачах. – М.: 1993.
-
Браверманн, Э.М., Математические модели планирования и управления в экономических системах. / Э.М. Браверманн. – М.: 1978.
Темы учебной программы, выносимые на самостоятельное изучение
-
Геометрическая интерпретация систем линейных уравнений и линейных неравенств.
-
Выпуклые множества, их свойства. Графический метод решения задачи линейного программирования
-
Общая задача линейного программирования. Понятие о симплекс – методе.
-
Двойственность в линейном программировании. Искусственный базис в решении задач линейного программирования
-
Целочисленное программирование.
-
Предмет теории игр, основные понятия.
-
Сведение матричной игры к задаче линейного программирования
-
Элементы теории статистических игр.
Контрольная работа
Определение варианта контрольной работы
Пусть Ф- номер первой буквы Вашей фамилии, И - номер первой буквы Вашего имени, О- номер первой буквы Вашего отчества. Соответствие между буквой и номером:
А, Ж, Н,У,Щ – 1
Б, З, О, Ф, Э – 2
В, И, П, Х, Ю –3
Г, К, Р, Ц, Я – 4
Д, Л, С, Ч – 5
Е, М, Т, Ш – 6.
По номеру первой буквы Ф, И, О вычислите коэффициенты
Задача 1. Решить геометрически задачу линейного программирования.
Задача 2. Предприятие выпускает четыре вида продукции A, B, C, D и использует для этого три вида ресурса 1, 2, 3. Известны нормы затрат ресурсов на производство товара каждого вида, запасы ресурсов и цена единицы каждого вида товара, заданные таблицей:
Вид ресурса |
Вид товара |
Объем ресурса |
|||
A |
B |
C |
D |
||
1 |
|
|
- |
|
|
2 |
|
- |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
Цена единицы товара |
|
|
|
|
|
Задание.
-
Свести задачу к паре взаимно-двойственных задач линейного программирования,
-
Найти решение прямой и двойственной задач симплекс-методом,
-
Используя свойства двойственных оценок, дать экономическую интерпретацию решения.
Задача 3. Фирмы Ф1 и Ф2 производят однородный сезонный товар, пользующийся спросом в течение четырех месяцев. Доход от продажи товара составляет ден. ед. в месяц, его получает та фирма, качество товара которой выше. Если же качество товара обеих фирм одинаковое, то доход делится пополам. В связи с этим каждая фирма заинтересована в повышении качества своего товара, что требует дополнительных затрат времени, то есть качество товара лучше у той фирмы, которая выпустила товар на рынок позже.
Задание.
-
Свести задачу к парной матричной игре. Для этого определить игроков и описать их стратегии. Найти платежную матрицу игры
-
Проверить, имеет ли игра решение в чистых стратегиях.
-
Упростить платежную матрицу.
-
Свести игру к паре взаимно-двойственных задач линейного программирования.
-
Решить пару взаимно-двойственных задач симплекс-методом.
-
Записать решение матричной игры для исходной матрицы.
-
Записать решение содержательной задачи: дать рекомендации фирмам о времени выхода на рынок сбыта, описать их выгоды и потери.
Список литературы
Обязательная литература
-
Красс М. С., Чупрынов Б. П. Математика для экономистов. СПб.: Питер, 2005. – 464 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).
-
Кундышева Е. С. Экономико-математическое моделирование: Учебник / Е.С. Кундышева; под науч. ред. проф. Б. А. Суслакова. – 3-е изд. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010, - 424 с.
-
Математические методы и модели исследования операций: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 080116 «Математические методы в экономике» и другим экономическим специальностям / под редакцией В. А. Колемаева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 592 с.
-
Сборник задач и упражнений по высшей математике: Мат. программирование : Учеб. пособие / Под общей редакцией А. В. Кузнецова, Р. А. Рутковского. – 2-е изд., перераб. И доп. – Мн.: Высш. шк., 2002. – 447с.: ил.
-
Сборник задач по высшей математике для экономистов: Учебное пособие / Под редакцией В.И. Ермакова. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 575 с.
-
Дополнительная литература
-
Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике: Учебник. 2-е изд. – М.: МГУ им. Ломоносова, Издательство «Дело и Сервис», 1999. – 368 с.
-
Мазалов В.В. Математическая теория игр и приложения: Учебное пособие. – СПб. : Издательство «Лань», 2010. – 449 с. : ил.
-
Сио К.К. Управленческая экономика: Пер с англ. – М.: ИНФРА-М, 2000.-671с.
-
Экономико-математические методы и модели: Учеб. пособие / Н.И.Холод, А.В.Кузнецов, Я.Н.Жихар и др.; Под общ. ред. А.В. Кузнецова. 2-е изд.. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 412 с.
-
Экономико-математическое моделирование: Учебник для студентов вузов / Под общ. ред. И.Н. Дрогобыцкого. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 8000с.
-
Экономико-математические методы и прикладные модели: Учеб. пособие для вузов/ В.В. Федосеев, А.Н. Гармаш, Д.М. Дайитбергов и др.; Под ред. В.В. Федосеева. – М.:ЮНИТИ, 2000. – 391 с.
Литература, рекомендуемая вузом
Колегаева Е.М. Математика для экономических специальностей (линейная алгебра и задачи оптимизации): Учебное пособие. – Хабаровск, 2005. – 215 с.
Колегаева Е.М. Математические методы и модели в управлении: Учеб. пос. 2001 - Хабаровск- 269 с.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»+
Учебно-тематический план
|
Количество часов |
|||
Лекции |
Семинары |
СРС |
Всего |
|
Модуль 1. Введение в дисциплину история экономических учений. |
|
|
|
|
1.1. Донаучный этап развития экономических учений. |
|
|
|
|
Тема 1: Предмет и метод. Основные этапы развития экономической науки. |
- |
- |
12 |
12 |
Тема 2: Экономическая мысль об обмене, богатстве и его источниках. Экономическая мысль древнего мира |
- |
- |
9 |
9 |
Тема 3: Экономические учения эпохи средневековья и генезиса капитализма |
- |
- |
9 |
9 |
Тема 4: Меркантилизм – первая система экономических взглядов |
1 |
4 |
11 |
12 |
Модуль 2. Научный этап развития экономических учений |
|
|
|
|
2.1. Развитие первых систем экономической теории. Эпоха господства классической школы |
|
|
|
|
Тема 5: Возникновение классической политической экономии в Англии и Франции |
1 |
- |
6 |
7 |
Тема 6: Теории А. Смита и Д. Рикардо |
1 |
2 |
9 |
12 |
Тема 7: . Экономические концепции С. Сисмонди, П. Прудона и К. Родбертуса-Ягецова |
- |
- |
8 |
10 |
Тема
8: . Идеи экономической теории в
первой половине XIX века.
Западноевропейские социалисты-утописты.
|
- |
- |
7 |
7 |
2.2. Формирование основных направлений современной экономической теории. Генезис и развитие |
|
|
|
|
Тема
9: Экономическая теория XIX столетия.
"Старая" и "новая" |
- |
2 |
10 |
10 |
Тема 10: . Марксизм. Неомарксизм. Австромарксизм |
- |
- |
9 |
9 |
2.3. Неоклассическая, кейнсианская и институционная теории |
|
|
|
|
Тема
11: Экономическая
теория западной Европы второй половины
|
1 |
- |
5 |
6 |
Тема 12: Маршаллианская экономическая теория: полезность и спрос |
1 |
- |
6 |
7 |
Тема 13: Кризис неоклассики и генезис теоретической системы дж. кейнса |
1 |
2 |
5 |
8 |
2.4. Современные (послевоенные) экономические теории |
- |
|
|
|
Тема
14: Основные тенденции развития
экономической мысли |
- |
- |
6 |
8 |
Тема
15: . Возникновение и эволюция
институционализма |
- |
- |
10 |
10 |
Тема
16: Неоинституционализм дж.
гэлбрейта,
о. Тоффлера,
|
- |
- |
6 |
8 |
Тема
17: Неоклассическое и неолиберальное
направления |
- |
- |
9 |
9 |
Тема
18: Особенности развития экономической
теории в России |
- |
- |
9 |
9 |
Тема
19: Западные течения социализма. Эволюция
|
- |
- |
9 |
9 |
Экзамен |
|
|
|
9 |
Итого |
6 |
10 |
155 |
180 |
Планы практических занятий
Занятие 1. Меркантилизм – первая система экономических взглядов
1. Особенности становления меркантилизма в Западной Европе. Меркантилизм как экономическая теория. Меркантилизм как экономическая политика первоначального накопления капитала.
2. Развитие меркантилизма в Англии и Франции.
3. Особенности развития меркантилизма в России в эпоху Петра I.
Контрольные вопросы
1. Чем отличаются доктрины денежного и торгового балансов?
2. В чем заключается основное содержание работы Н. Коперника "О порче монеты"?
3. Каковы рациональные элементы теории меркантилизма ?
4. Каковы особенности русского меркантилизма?
5. Почему в России идеи меркантилизма развились позже, чем в Западной Европе?
Рекомендуемая литература [2, 5, 6, 11, 13, 14].
Занятие 2. Теория А. Смита и Д. Рикардо
1. Особенности метода исследования А.Смита.
2. Логика изложения работы "Богатство народов" А. Смита. Теория и учение о капитале.
3. «Догма Смита». А. Смит и современная экономическая теория.
Контрольные вопросы
1. Чем объяснить ”дуализм А. Смита”?
2. Чем отличаются различные трактовки стоимости А. Смита?
3. Как понимает "естественный порядок" А. Смит?
4. Что подразумевает под "невидимой рукой" А. Смита?
Рекомендуемая литература [1, 6, 9, 10, 11, 17].
Занятие 3.
Экономическая теория ХIХ столетия.
“Старая” и “новая” историческая
школа
1. Экономические и исторические предпосылки возникновения "старой" исторической школы в Германии. Метод Ф. Листа и его экономические воззрения.
2. Б.Гильдебранд, К.Книс и В.Рошер о стадиях развития общества.
3. Особенности формирования экономических идей в "Принципах социальной науки" Ч. Кэри.
4. Идеально-типическая конструкция М.Вебера. В.Зомбарт о периодизации хозяйственных эпох.
Контрольные вопросы
1. Дайте характеристику особенностей становления исторической школы экономической теории.
2. Чем отличается историческая школа от классической?
3. Что следует понимать под термином: теории, альтернативные классическому направлению?
4. В чем проявляется солидаризм «старой» и «новой» теории исторических школ?
5. Назовите представителей "старой" и "новой" исторических школ.
Рекомендуемая литература [2, 10, 11, 15].
Занятие
4.
Кризис неоклассики и генезис теоретической
системы
Дж. Кейнса
1. Экономическая теория в работе Дж. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег".
2. Практическая программа Кейнса. Кейнсианская модель. Равновесие в условиях полной занятости и безработицы.
3. "Ловушка ликвидности". Теория мультипликатора. Традиционные доводы в пользу общественных работ.
4. Неокейнсианство. Эффект Пигу.
Контрольные вопросы
1. Какие основные проблемы Дж. Кейнс рассматривает в работе "Общая теория занятости, процента и денег"?
2. Изобразите графически склонность к потреблению и сбережению.
3. Назовите особенности проблемы рынка в теории Дж. Кейнса?
4. Почему основными факторами колебания национального дохода являются сбережения и инвестиции?
5. Что понимал Кейнс под "полной занятостью"?
6. Объясните, в чем выражается эволюция кейнсианской, неокейнсианской и посткейнсианской теории?
Рекомендуемая литература [2, 3, 6, 10, 11, 14, 17].
Самостоятельная работа студентов
ВАРИАНТ № 1
МОДУЛЬ 2
1. Наибольшую связь с наследием классической школы сохранила:
A. Кембриджская школа.
B. Лозаннская школа.
C. Все ответы не верны.
D. Австрийская школа.
2. Главная роль в существенном повышении роли математики в экономической теории принадлежит:
А. Теории полезности.
В. Предельному анализу.
С. Теории стоимости.
D. Теории процента.
3. Путь к кардинальному повышению эффективности аграрного сектора в России, по А. Чаянову:
A. Переход на путь капиталистического развития.
B. Массовое распространение кооперации.
C. Обеспечение ведущей роли государства.
D. Свободное развитие рыночных отношений.
4. Почему инвестициям, а не потребителю Кейнс придавал решающее значение в регулировании эффективного спроса:
A. Он считал функцию потребления устойчивой.
B. Он заботиться прежде всего о развитии производства.
C. Он считал возможным даже сократить личное потребление.
D. Он не считал важным личное потребление.
5. Критерий общего равновесия (оптимум Парето):
A. Максимизация полезности для каждого индивида.
B. Максимизация субъектной полезности.
C. Непрерывный рост благосостояния.
D. Невозможно улучшение положения кого-либо без ухудшения положения хотя бы одного из остальных.
6. Действие закона Визера австрийская школа распространяла:
A. Только на производительные блага.
B. На все блага, кроме «свободных» (земля, воздух и т. п).
C. Только на потребительские блага.
D. На все блага.
7. В теории предельной полезности Бем- Баверк:
A. Признавал только объективную стоимость.
B. Различал объективную и субъективную стоимость.
C. Признавал только субъективную стоимость.
D. Не признавал категории «стоимость».
8. Теория благосостояния В. Парето предполагает, что эффективное распределение ресурсов:
А. Требует совершенной конкуренции.
В. Требует централизованной системы.
С. Требует частной собственности на средства производства.
D. Требует государственной собственности на средства производства.
9. Единая черта современных неоконсервативных течений:
A. Увеличить размеры государственного бюджета.
B. Усилить регулирующую роль государства.
C. Резко ограничить роль рыночного механизма.
D. Уменьшить размеры государственного бюджета.
10. Кризис западной экономической теории второй половины 70-х гг. поставил в центре внимания:
A. Проблемы занятости.
B. Проблемы государственного вмешательства в экономику.
C. Проблемы экономического развновесия.
D. Проблемы эффективности экономики.
11. Основоположник американского институционализа: