ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.11.2021
Просмотров: 224
Скачиваний: 1
Тема 2.6 Воздействие финансов на экономику и социальную сферу, усиление влияния финансовых рычагов и стимулов по мере развития рыночных отношений, пути повышения их эффективности. Реформа финансовой системы в России: основные направления и тенденции.
Совокупность государственных мероприятий по использованию фин. отношений для выполнения государством своих функций представляет финансовую политику, которая призвана обеспечить функционирование финансовой системы общества и на этой основе осуществлять свои функции: социальные, экономические, экологические, оборонные. Цель: увеличение объема фин. ресурсов на базе экон. роста, наращивание государственных финансов, необходимых обществу. Фин. политика включает: 1.разработку концепций фин. политики 2.создание адекватного финансового механизма 3. упр-е финансовой деятельностью государства и др. субъектов экономики. Основа ФП- стратегич. направления, определяющие долгоср. и среднеср. перспективу использования финансов и решение гл. задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы. Осуществление фин. политики происходит с помощью финансового механизма - это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Элементы ФМ: формы финансовых ресурсов, методы их формирования, законодательные нормы и нормативы, кот используются при определении доходов и расходов государства и предприятий. Задачи ФП: обеспечение условий для максимально возможных финансовых результатов; уст-е рацион-го распределения и использования финансовых ресурсов, регул-е и стимулирование экономических и социальных процессов; выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющееся ситуации; создание эффективной системы управления финансами. Основные задачи налоговой политики: (реформирование нал. законодательства, снижение уровня неплатежей, пересмотр налогов и таможенных льгот, ужесточение нал. администрирования, реструктуризация задолженности). Бюджетной: (реализация программ экономии гос. расходов, реструктуризация гос. долга, инвентаризация внешних и внутренних займов). Денежно-кредитной: передача акций принадлежащих государству, разграничение полномочий по регулированию деятельности естественных монополий, инвентаризация государственной недвижимости и создание полного реестра гос. собственности. Социальной: успешная реализация пенсионной реформы, упорядочение системы соц. льгот, разработка механизма компенсации доходов малообеспеченным. Инвестиц: развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций. Экономическая реформа в России в 1992-2000 гг. Суть экономических реформ заключалась в переходе к рыночной экономике, в основе которой лежат свобода товарно-денежных отношений и частное предпринимательство. Началось проведение «шоковой терапии», в основе ее лежала убежденность в способности свободного рынка к саморегулированию, в благотворном влиянии рыночных отношений на все сферы жизни общества. Бюджетно-налоговая политика государства - важное направление финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов. В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. Наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена исходя из результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним из критериев успешности осуществляемой бюджетной политики. Налоговая система не просто выступает тормозом для инвестиций, но является и одной из причин - возможно, главной - кризисного состояния российской экономики. Отсюда можно считать установленным, что : налоговое бремя в России явно избыточно и по своим размерам неадекватно сложившейся в стране социально-экономической ситуации, собираемые налоги используются неэффективно и не в интересах экономического развития. Под реструктуризацией банковской системы понимается формирование ее новой конфигурации путем использования средств поддержки и санирования, банкротств, слияний и поглощений. Основное направление реструктуризации - повышение концентрации банковского капитала. Проведение реструктуризации банковской системы России необходимо решить вопрос о структуре банковской системы, позволяющей обеспечить систему расчетов, осуществить кредитование экономики, обслуживание сбережений граждан. Задачами инвестиционной политики традиционно считаются: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, и государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений. Государственная инвестиционная политика оказывает огромное влияние на развитие частных и государственных капиталовложений в любой стране, формируя так называемый инвестиционный климат. Финансы и развитие социальной сферы. Так как существуют диспропорции между объемом исполняемых функций по социальным обязательствам государства и объемами общественных ресурсов, выделяемых для этих целей часто происходит недофинансирование социальной сферы. Методы финансирования социального сектора должны способствовать повышению экономической эффективности. Экономическую эффективность социальной политики следует рассматривать, по крайней мере, в трех аспектах. 1. Эффективность означает, что общество тратит на развитие людских ресурсов достаточно средств, но не настолько много, чтобы вытеснить другие важнейшие направления экономической деятельности. Важно найти баланс между развитием людских ресурсов и другими направлениями капиталовложений. 2. Эффективность связана с распределением всего объема имеющихся средств между различными программами: денежными пособиями, медицинским обслуживанием, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров, услугами в сфере занятости и т.п. 3. Третий аспект эффективности - воздействие социальных программ на систему стимулов, т.е. система социальных выплат и льгот должна финансироваться таким образом, чтобы свести к минимуму негативное воздействие на трудовую активность. Уровень жизни характеризуется степенью удовлетворения материальных, социальных и культурных потребностей населения. Показатель уровня жизни зависит как от уровня потребностей населения в благах, так и от количества и качества предоставленных населению благ и услуг. Результаты социологических исследований качества жизни населения регионов дают возможность придать действиям региональных органов управления конкретные направления, адресность и временные параметры. Для обеспечения стабильного повышения качества жизни граждан России требуется налаженный механизм постоянного социального, делового и политического партнёрства, а также наличие соответствующей полной, достоверной и объективной информации о динамике этого процесса. Пенсионная реформа как финансовая проблема. Любая пенсионная система - это одна из составляющих системы социальной защиты. Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед гражданином. Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Пенсионная система России строится на основе следующих базовых принципов: многоукладность, всеобщность и гарантированность базового уровня, дифференциация условий и норм пенсионного обеспечения, государственное регулирование, разграничение
Тема 2.7 Принципы организации финансов экономических субъектов. Особенности финансовой деятельности в различных институциональных секторах. Отраслевая и территориальная специфика финансовых процессов. Характерные черты финансов материального производства.
Сфера материального производства - главная сфера человеческой деятельности составляет основу существования человеческого общества. Признак материального производства является производительный труд, результат которого всегда материален и выступает в форме продукта. Поэтому к сфере материального производства относятся отрасли, в которых затраты труда находят выражение в материальных благах. Процесс труда в материальном производстве опосредуется экономическими отношениями, которые определяют отношения между людьми по поводу средств производства, место и роль их в системе общественного разделения труда. Сферу материального производства - совокупность отраслей, в которых конечный результат труда выступает в форме материального блага. Труд в материальном производстве –деятельность, в которой люди с помощью созданных ими средств изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей. Специфика финансов непроизводственной сферы. Значительная часть создаваемого обществом национального дохода направляется государством на развитие непроизводственной сферы. Непроизводственной сфере присущи свои специфические отношения. В непроизводственной сфере экономические отношения возникают не по поводу преобразования природы, а по поводу воздействия на человека или общество. В отраслях непроизводственной сферы труд не является производительным и носит характер услуг. Непроизводственная сфера - совокупность отраслей и видов деятельности, не участвующих в создании материальных благ, деятельность которых направлена непосредственно на человека или на преобразование социальных условий, в которых он существует, и опосредуется экономическими отношениями по поводу оказания различных услуг по удовлетворению общегосударственных и личных потребностей, а также по обслуживанию движения материального продукта. Для выявления особенностей финансов непроизводственной сферы целесообразно классифицировать входящие в ее состав предприятия, учреждения, организации с учетом характера их деятельности, методов организации управления и финансирования. В первую группу - отрасли, которые очень близки к материальному производству ( осуществляют свою деятельность на принципах хозрасчета и самофинансирования, руководствуясь законом «О предприятии»). Услуги этих отраслей платные. Источником покрытия издержек по их производству является выручка от реализации услуг. Во вторую группу - отрасли, находящиеся на неполном хозрасчете, т. е. имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого финансирования или дотаций (смешанное финансирование). Их услуги частично бесплатные. К третьей группе - отрасли и учреждения, содержащиеся за счет средств бюджета. Оказываемые ими услуги — бесплатные, источником их финансирования является государственный бюджет. Финансы непроизводственной сферы- совокупность денежных отношений, опосредующих движение фондов денежных средств, образующихся в результате перераспределения созданного в отраслях материального производства нац. дохода в целях создания нематериальных благ и услуг. Финансовые отношения коммерческих организаций и п/й строятся на определенных принципах: Принцип хозяйственной самостоятельности - реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. Принцип самофинансирования - означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. Принцип материальной заинтересованности - объективная его необходимость диктуется основной целью предпринимательской деятельности - получением прибыли. Принцип материальной ответственности - наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Принцип обеспечения финансовых резервов - необходимость формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов связана с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском. Принципы организации финансов в сфере коммерческой деятельности: максимизация прибыли предприятия; оптимизация источников формирования финансовых ресурсов; обеспечение финансовой устойчивости коммерческих предприятий и организаций, в том числе использование различных механизмов защиты от предпринимательских рисков (страхование, хеджирование, создание финансовых резервов); обеспечение инвестиционной привлекательности; материальная ответственность – предполагает наличие системы ответственности (финансовых санкций) за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности.. Принципы организации финансов некоммерческих предприятий. Некоммерческими организациями признаются те организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли и не распределяют коммерческую прибыль между участниками. Ю/л., являющиеся некоммерческими организациями, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и которым они соответствуют. Некоммерческие орг. могут быть в форме потребительских кооп., общественных или религиозных организаций (объединений), благотв. фондов, госуд. п\й, муниципальных унитарных предприятий и т.д. Для финансов некоммерческих орг. характерны принципы:1) сметного финансирования – покрытия затрат учреждений и орг-й в соответствии с утвержденной сметой; 2) материальной ответственности за ведение и результаты деятельности. Специфика финансовых отношений, возникающих в процессе образования, функционирования и ликвидации государственных, казенных, акционерных и других предприятий. АО - Во-1х, а.о. дают возможность концентрации капитала. В связи с этим они используются по преимуществу как форма организации крупных предприятий. Во-2х, важной чертой акционерного общества является отсутствие ответственности акционеров по обязательствам предприятия. В-3ем случае к созданному акционерному обществу переходят в порядке полного или частичного правопреемства права и обязанности реорганизованного ю\л. Общество считается созданным с момента его государственной регистрации. АО может быть создано одним лицом или несколькими лицами, вмести с тем, обществу запрещается иметь в качестве единственного учредителя другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Общее собрание акционеров решает вопрос об участии общества в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций. Единственным учредительным документом общества является его устав. Реорганизация общества: Слиянием - признается возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или более обществ с прекращением последних; схематично это можно представить следующим образом. Присоединение общества - это прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех прав и обязанностей другому обществу. Разделение общества - это прекращение общества с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым обществам. Выделением общества признается создание одного или нескольких обществ с передачей им части прав и обязанностей реорганизованного общества без прекращения последнего. Преобразование общества - это смена организационно-правовой формы с одновременным переходом прав и обязанностей. Ликвидация влечет за собой прекращение общества без перехода прав и обязанностей. АО может быть ликвидировано: добровольно по решению общего собрания акционеров; принудительно на основании решения суда по требованию уполномоченных государственных органов в случае осуществления запрещенной законом деятельности, осущ-я деят-ти без лицензии либо в связи с грубым нарушением законов или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных действующим зак-ом. Гос. предприятия. Решение об учреждении государственного предприятия субъекта РФ или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию этих органов. В муниципальных образованиях установление порядка принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий, а также установлении тарифов на их услуги является исключительной компетенцией представительных муниципальных органов. Уставы федеральных предприятий утверждаются отраслевыми федеральными агентствами и агентствами, руководство которыми осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ. Уставный фонд предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, определяет минимальный размер имущества предприятия, гарантирующего интересы его кредиторов. Государственное и муниципальное предприятия - коммерческие организации, которые самостоятельно отвечают перед своими кредиторами по обязательствам. Казенные предприятия. Казенные предприятия учреждаются: если значительная или преобладающая часть производимой ими продукции (работ, услуг) предназначена для государственных или муниципальных нужд; при необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности государства, стратегических интересов России. Казенное предприятие может быть создано на базе имущества унитарного предприятия с правом хоз-го ведения: - в результате его преобразования в казенное предприятие. Казенное предприятие действует на основе права оперативного управления на закрепленное за ним собственником имущество. Уставный фонд казенного предприятия не формируется. Казенное предприятие отвечает перед кредиторами всем своим имуществом. Банкротству оно не подлежит. При привлечении государства, муниципального образования к гражданско-правовой имущественной ответственности они отвечают за счет средств казны. Основная сложность таких взысканий заключается в том, что в бюджетах не всегда предусматриваются резервы для выплат кредиторам предприятия в порядке субсидиарной ответственности государства, муниципальных образований за созданные ими казенные предприятия. Казенные предприятия реорганизуются, ликвидируются по решению компетентных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решение о реорганизации и ликвидации федеральных казенных предприятий принимается Правительством РФ. Отраслевая специфика влияет на состав и структуру производственных фондов, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расширенного воспроизводства, состав и структуру финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов. Так, в с/х природно-климатические условия диктуют необходимость формирования финансовых резервов в натуральной и денежной формах; природные условия определяют кругооборот финансовых ресурсов и необходимость их концентрации к определенным периодам, а следовательно, необходимость привлечения заемных средств. Предприятия и учреждения транспорта осуществляют финансово-экономическую деятельность на принципе сочетания государственного регулирования и рыночных отношений. Готовой продукцией, подлежащей реализации на транспорте, является непосредственно транспортный процесс. Организации и предприятия торговли, являясь связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта в товарной форме обеспечивая его непрерывность. Спецификой торговли является сочетание операций производственного характера с операциями, связанными со сменой форм стоимости, т.е. непосредственно с реализацией продукции. Особенностью отраслевой структуры основных фондов является сочетание собственных и арендованных основных фондов.
Тема 2.8 Основы функционирования финансов коммерческих организаций. Содержание и организация финансов предприятия.
Финансы коммерческих организаций – это финансовые или денежные отношения возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования. Посредством распределительной функции происходят формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей, создание основных пропорций в распределении доходов и финансовых ресурсов, обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельных товаропроизводителей, хозяйствующих субъектов и гос-ва в целом. Объективная основа контрольной функции - стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции (выполнение работ и оказание услуг) и формирование доходов и денежных фондов. Положительный финансовый результат хоз деятельности коммерческих организаций и предприятий свидетельствует об эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами ,а отрицательный результат или отсутствие его – о недостатках в управлении финансовыми ресурсами ,организации производства и возможности банкротства предприятия. Назначение финансовых ресурсов на предприятии - средство обеспечения производственной деятельности предприятия, факторы производства или источник воспроизводственного процесса. Именно за счет финансовых ресурсов на предприятии образуется имущество, обновляются основные фонды, пополняются оборотные средства. Приоритетность данной функции обусловлена тем, что от эффективности и непрерывности производственной деятельности предприятия во многом зависит поступление собственных финансовых ресурсов, являющихся основой его деятельности, а, значит, темпы экономического развития хозяйствующего субъекта и социальное благополучие работающих. Часть ресурсов отвлекается в непроизводственную сферу предприятия и выполняет непроизводственную функцию: резервный капитал, фонд накопления, потребления и другие фонды. Возникновение этой функции обусловлено обязательствами предприятия, необходимостью расширения своей деятельности. Роль этой функции не менее важна, так как от того, насколько своевременно и в полном объеме будут выполняться обязательства предприятия, зависит и его производственная деятельность. Для обеспечения ликвидности часть финансовых ресурсов предприятие должно держать в налично-денежной форме или же в фондах и резервах, не приносящих дохода. Эта часть ресурсов выполняет потребительную функцию. Эта функция, в отличие от инвестиционной, не создает прибавочную стоимость. Основные производственные фонды - это средства труда, непосредственно участвующие в процессе производства, а также объекты, создающие условия для использования орудий труда в процессе производства. Основные фонды в стоимостном выражении оцениваются по первоначальной, восстановительной, остаточной и ликвидационной стоимости. Финансовое планирование в коммерческой организаций. Hовые условия работы вызывают необходимость применения новой системы планирования и оценки финансово-хозяйственной деятельности. Hа первое место выходят маркетинговый анализ и разработка плана доходов и расходов. Главным показателем финансового плана становится чистая прибыль и чистые денежные поступления. Систему финансового планирования наиболее целесообразно внедрять по этапам: сначала необходим хотя бы укрупненный, но регулярный план с оценкой доходности и эффективности. Затем появляется необходимость в периодической отчетности: как этот план выполняется. И только после этого руководство фирмой начинает требовать не только формальный отчет план/факт, но и анализ деятельности с прогнозом на будущее. Перспективное и текущее финансовое планирование. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки финансовых планов и плановых показателей по обеспечению предприятия финансовыми ресурсами и увеличению эффективности ее деятельности на определенном отрезке времени. Текущее планирование финансовой деятельности является составной частью перспективного плана, оно основывается на разработанной финансовой стратегии и финансовой политике по отдельным аспектам финансовой деятельности и представляет собой конкретизацию его показателей. Разрабатываемые конкретные виды текущих финансовых планов дают возможность предприятию определить на предстоящий период все источники финансирования ее развития, сформировать структуру доходов и затрат фирмы, обеспечить постоянную платежеспособность, определить структуру активов и капитала фирмы на конец планируемого периода. Текущее финансовое планирование состоит в разработке трех основных документов: плана движения денежных средств; плана отчета о прибылях и убытках; плана бухгалтерского баланса. Основная цель этих документов - оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода. Текущий финансовый план создается на период в один год.
Вопрос 2.8.1 Оценка финансового состояния предприятия. Финансирование и кредитование предприятий.
Финансовое состояние предприятия – это совокупность показателей, отражающих его способность погасить свои долговые обязательства. Финансовая деятельность охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества предприятия, контроля за его использованием. Для общей оценки динамики финансового состояния предприятия следует группировать статьи баланса в отдельные специфические группы по признаку ликвидности (статьи актива) и срочности обязательств (статьи пассива). На основе агрегированного баланса осуществляется анализ структуры имущества предприятия и его источников. 1. Анализ имущественного положения. В процессе функционирования предприятия величина активов, их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности. Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников. Вертикальный анализ позволяет перейти к относительным оценкам и проводить хозяйственные сравнения экономических показателей деятельности предприятий, различающихся по величине использованных ресурсов, сглаживать влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показатели финансовой отчетности. Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).Степень агрегированности показателей определяется аналитиком. Как правило, берутся базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значения. 2. Анализ финансовых результатов. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного объема. Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятий. 3. Анализ финансового состояния. Для общей оценки динамики финансового состояния следует сгруппировать статьи баланса в отдельные специфические группы по признаку ликвидности и срочности обязательств (агрегированный баланс). На основе агрегированного баланса осуществляется анализ структуры имущества предприятия. Анализ ликвидности и платежеспособности баланса. Финансовое положение предприятия можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового положения — ликвидность и платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам. Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются: а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете; б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности. Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Показатели, которые характеризуют независимость по каждому элементу активов и имуществу в целом, дают возможность измерить, достаточно ли устойчива анализируемая организация в финансовом отношении. Финансирование и кредитование предприятий - это совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспроизводства при ограниченном объеме финансовых ресурсов. Финансовое обеспечение предпринимательства — управление капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию. В процессе финансирования и кредитования предприятие реализует один из двух методов: самоокупаемость (направленный на возмещение текущих затрат за счет полученных доходов) либо самофинансирование (финансовая стратегия управления фондами денежных средств предприятий в целях накопления капитала, достаточного для финансирования расширенного воспроизводства.). Факторы финансового роста. Внешний рост — присоединение новых предприятий к уже действующим, т.е. единовременное финансирование в заранее известное, выбранное предприятие. Внутренний рост обеспечивается за счет расширения действующего производства путем развития собственной материально-технической базы. При этом осуществляется поэтапное финансирование. Финансовые ресурсы предпринимательской фирмы можно определить как совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, находящихся в распоряжении фирмы и предназначенных для выполнения ее финансовых обязательств, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства. Кредитование предприятий представляет собой одну из форм фин обеспечения предпринимательской деятельности. Оно осуществляется на основе соответствующих договоров м/у предприятием и кредитной организацией. Основным договором является кредитный договор, в кот-м устанавливается сумма и сроки кредитования, условия обеспечения, сроки их возврата и ставки %. Для предприятий использование заемного капитала в течение короткого отрезка времени вызвано в основном временным недостатком обор. средств. Кредитование предприятий осуществляется на основе принципов: срочности, возвратности, платности, материальной обеспеченности. Одним из методов финансирования предпринимательской деятельности являются Факторинговые операции — это операции по покупке у поставщика права на получение платежа с плательщика за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Лизинговые операции. Лизинг — вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передачи его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату на определенный срок и на определенных условиях, обусловленными договором с правом выкупа лизингополучателем. Трастовые операции. Трастовые операции - доверительные операции, проводимые на основе доверенности от лица (учредителя управления), поручившего и уполномочившего выполнить операцию за него.
Тема 2.9 Финансы организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность
Некоммерческая деятельность представлена разнообразными ее видами, которые можно объединить по следующим направлениям: 1) государственное управление и государственные услуги общего характера; 2) оборона; 3) охрана внутреннего правопорядка и безопасности; 4)предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций; 5) образование; 6) здравоохранение; 7) социальная защита населения; 8) фундаментальная наука; 9) культура и искусство;10) защита окружающей среды; 11) общественно-бытовое благоустройство городов и населенных пунктов; 12) общественные объединения и организации; 13) благотворительные и гуманитарные организации и фонды. Общей особенностью является то, что основным мотивом функционирования организаций или учреждений не является извлечение прибыли или дохода от результатов такой деятельности, удовлетворение общественных потребностей, который частный сектор не желает или не в состоянии обеспечить. В видах и отраслях некоммерческой деятельности складываются следующие финансовые отношения: 1)между отраслью и бюджетом в связи с получением средств в порядке финансирования и в отдельных случаях - выполнением финансовых обязательств перед бюджетом; 2) внутриотраслевые отношения между вышестоящим и нижестоящим органами в связи с распределением и централизацией финансовых ресурсов; 3) внутрихозяйственных субъектов, то есть между их подразделениями; 4)межотраслевые - между организациями разных отраслей; 5) между организациями и их работниками по оплате труда; 6)между организациями, учреждениями и их потребителями (по оплате услуг). Финансовые ресурсы - это денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности. Источники формирования финансовых ресурсов зависят от двух факторов - вида оказываемых услуг и характера (платного или бесплатного) их предоставления. Одни из услуг могут предоставляться потребителям только на бесплатных началах, другие - только на платных, а третьи - на сочетании тех и других. В настоящее время для используются следующие источники: 1)бюджетные средства, выделяемые учреждениям и организациям на основе установленных нормативов. Нормативы бюджетного финансирования выполняют роль цены (тарифа) на те работы (услуги), которые предоставляются государством потребителю. 2)денежные средства государственных и муниципальных, частных и кооперативных предприятий, общественных организаций, граждан, поступающие за выполненные работы (услуги), проведенные платные мероприятия согласно заключенным с юридическими лицами договорам и заказам населения. 3)поступления от оказания платных услуг населению и другим потребителям. 4)выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования; 5)добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждениям и организациям материальные ценности, поступающие от государственных предприятий, кооперативов, общественных организаций, благотворительных и других общественных фондов, отдельных граждан (включая средства попечителей). Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов (доход) учреждения; используются они на выплату заработной платы, возмещение материальных и приравненных к ним затрат, расчеты с другими организациями и банками, создание фондов экономического стимулирования. Остатки неиспользованных за год поступлений остаются в распоряжении учреждения (организации) и в бюджет не изымаются; не должны они влиять и на снижение норматива бюджетного финансирования затрат в следующем году. Существенным отличием некоммерческой организации от всех других организаций является ведение своей уставной деятельности за счет целевых средств юридических и физических лиц, либо за счет членских взносов участников, что обусловливает непредсказуемость и нерегулярность таких поступлений. В то же время некоммерческая организация для достижения своих уставных целей может выполнять различные программы или проекты.