Файл: Особенности развития, обучения и воспитания, диагностики детей с зпр в общеобразовательной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 215

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формы наглядного информационного обеспечения :

  • Информационные стенды и тематические выставки литературы, фото. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах с целью информирования родителей об организации  коррекционно - образовательной работы в ДОУ.

  • Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно– образовательной работы с целью ознакомления родителей с формами продуктивной деятельности детей, привлечения и активизации интереса  родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.

  • Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями с целью создания условий для объективной оценки родителями успехов своих детей и  наглядного обучения родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребенком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требования к нему

  • Размещение информации на сайте учреждения с целью информирования  родителей о работе ДОУ и других учреждениях, оказывающих помощь детям с особыми потребностями.

В результате такого психологического сопровождения родители учатся не стесняться своего ребенка, а помогать ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально- волевую сферу. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи  могут дать положительные результаты. Сплочение и общая цель способствуют  личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и даже специалистов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12


Тема: Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК)

1. Психолого-педагогическая помощь: прикладные аспекты

1. Научный аспект. Основная задача – проведение исследований, теоретическое обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных, развивающих методов и программ.

2. Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний работниками системы образования. Главными действующими лицами этого направления являются педагоги, методисты, дидакты, которые самостоятельно, или в сотрудничестве с психологами используют новейшие психологические данные при создании учебников, разработке дидактических и методических материалов, построения образовательных программ.

3. Практический аспект предполагает непосредственную работу с субъектами образовательного процесса.

Выделяются следующие виды профессиональной деятельности педагога-психолога:







Коррекционно-развивающая деятельность. Коррекция - «изменение, ис­правление»; развитие - это движение по восходящей линии, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется педагогом-психологом в форме обучения, тренировки или кон­сультации. Тренировка (тренинг) обычно проводится для развития определенных навыков и умений: в общении, в учебе, для формирования значимых, в том числе и профессиональных, качеств личности.

Консультирование – это особым образом организованное общение педагога-психолога с учеником, педагогом, родителями или их группами. В консультации выделяют несколько этапов: установление контакта с консультируемым, определение запроса и постановка проблемы, диагностика, совместная работа по решению проблемы.

Преподавательская и культурно-просветительская деятель­ность.  Психологическое просвещение - самый первый этап приоб­щения педагогического коллектива, родителей и учащихся к психологическим знаниям. И.В. Дубровина видит смысл такого просвещения в следующем: знакомить педагогов с различными отраслями психологии - педагогической, со­циальной, возрастной, а учащихся - с основами самовоспи­тания; популяризировать и разъяснять результаты новей­ших психологических исследований; формировать потребность в психологических знаниях и желание исполь­зовать их как у педагогов, так и у детей.



Преподавание - это специальным образом организованная деятельность по целенаправленной передаче общественно-ис­торического опыта, формированию умений и навыков.

Научно-методическая. Работа педагога-пси­холога никогда не носит только прикладной характер. При­чин тому несколько, но главная состоит в том, что педа­гог-психолог постоянно использует в своей работе научные сведения из различных областей психологии, возрастной фи­зиологии, педагогики. Плох тот учитель, который несколько лет работает по одним и тем же конспектам уроков. Предста­вить себе педагога-психолога, который дает одни и те же реко­мендации после проведения диагностики или одними и теми же словами проводит консультации, просто невозможно. Лю­бое заключение о личности и поведении человека оправданно, только если оно имеет под собой строгую научно обоснован­ную базу.

Социально-педагогическая. Главной направленностью социально-педагогической дея­тельности педагога-психолога является содействие саморазви­тию личности и формированию индивидуальности человека. Педагог-психолог своей деятельностью стремится сформиро­вать убежденность человека в том, что он обладает большим потенциалом, который должен быть обязательно реализован, может самостоятельно выйти из кризисных ситуаций и ре­шить возникающие проблемы, но для этого необходимо ве­рить в свои силы и возможности, проявить инициативу, ак­тивность и самостоятельность.

Управленческая деятельность. Любой специалист, имею­щий дело с группой людей (учащихся), в большей или меньшей степени занимается организацией ее деятельности, постанов­кой и достижением целей совместной работы. Основная цель этой деятельности - обеспечение гармо­нии в развитии коллектива и школы в целом. Среди важней­ших принципов управления выделяют: целостность; иерархичность; целевую направленность; научную обоснованность; сочетание централизации и децентрализации; демократизацию.

Воспитательная деятельность. Главная цель воспитания — передача новым поколениям общественно-исторического опы­та, накопленного предшествующими поколениями. В процессе воспитания происходит планомерное и целенаправленное воз­действие на сознание человека, цель которого - формирование норм поведения, ценностей, установок, моральных принци­пов. Результатом этого процесса становится готовность выпу­скника школы к самостоятельной жизни в обществе и произво­дительному труду.


2. Цели, задачи, принципы и методы работы ПМПК

Цель ПМПК – определение на основании диагностики специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию интеграцию в социуме детей и подростков с отклонением в развитии.

Задачи ПМПК:

1) Разработка и осуществление медико – психолого – педагогической помощи населению с целью предупреждения отклонений в развитии.

2) Своевременное обследование ребенка раннего, дошкольного школьного возраста, выявление нарушений физического, интеллектуального, эмоционального развития с целью оказания коррекционной помощи.

3) Помощь в предупреждении отклонений в развитии.

4) Выявление готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, определение форм обучения, разработка индивидуальных рекомендаций по лечению, обучению, воспитанию.

5) Оказание консультативной помощи родителям, методической помощи педагогам.

При необходимости специалисты пересматривают ранее поставленные детям диагнозы (заключение ПМПК). От комиссии поступают предложения по дальнейшей организации специализированной помощи в регионе.

При этом специалисты руководствуются следующими принципами:

1) Отграничение детей с разными видами нарушений (д/с компенсирующего V вида (для детей с нарушениями речи)).

2) Дифференцированное обучение по степени тяжести отклонения (д/с для слепых и д/с для слабовидящих).

3) Возрастной принцип(в каждую группу зачисляются дети определенного возраста от 2 – 7 лет).

4) Целостный, комплексный подход к ребенку (взаимосвязь в работе всех специалистов, обследование всех сторон психической деятельности и личности). В спец. ДОУ работает врач, помогающий точнее определить диагноз ребенка, назначает и проводит лечение, следит за соблюдением режима.

5) Всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка.

6) Анализ динамики развития ребенка.

7) Использование в условиях ПМПК обучающего эксперимента с ориентацией на ЗБР ребенка, в форме игры и т.д.

8) Индивидуальная работа с ребенком, в малых группах, с родителями, в присутствии нескольких специалистов.


Методы: - беседа, - наблюдение, - эксперимент, - игра.

Одновременно исследуется понимание речи, речевое и неречевое общение, речевая активность ребенка, далее – речевое развитие (особенности звукопроизношения и т.д.). При обследовании используется наглядность.

В любом случае обследование и в ДОУ и в ПМПК должно быть совместным, согласованным со всеми специалистами, проводится с учетом возрастных, личностных особенностей, идет не только выявление затруднений ребенка, но и оценка сохранных возможностей ребенка, на которые опираются при отборе содержания и форм обучения и воспитания. Обследование должно быть индивидуальным (в плане отбора заданий, упражнений, речевого и дидактического материала). Заключении выносится всеми специалистами

3. Организация работы МППК

МППК организуется в областных, городских отделах народного образования. В состав комиссии входят:

1. председатель, главной задачей которого является организация и планирование заседаний комиссии;

2. детский психиатр, который рассматривает состоя­ние ребенка с точки зрения медицинских показате­лей, исключает острые заболевания и очаги воспа­ления центральной нервной системы и головного мозга, исследует психическое состояние ребенка;

3. отоларинголог, исследующий органы слухового анализатора ребенка;

4. офтальмолог, исследующий органы зрительного анализатора ребенка;

5. дефектолог, который выявляет, есть ли у ребенка аномалии психического или физического развития, в связи с этим старается определить причины не­ успеваемости и дает свои рекомендации в отноше­нии дальнейшего развития, воспитания и обучения ребенка;

6. психолог, который составляет интеллектуальные, поведенческие, мотивационные характеристики личности ребенка, выявляет его индивидуальные особенности;







7. логопед, который исследует состояние органов ар­тикуляции ребенка, речь, его активный и пассив­ный словарь, выявляет состояние сенсорных функ­ций, развитие речевой моторики, определяет осо­бенности развития познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания; струк­туру речевого дефекта и уровень речевого недоразвития; выделяет детей с первичными речевыми на­рушениями, имеющими вторичную задержку ин­теллектуального развития, от детей, недоразвитие речи которых определено умственной отсталостью;