Файл: Особенности развития, обучения и воспитания, диагностики детей с зпр в общеобразовательной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Особенности развития, обучения и воспитания, диагностики детей с синдромом РДА
1. Понятие РДА (раннего детского аутизма). Особенности эмоционально-волевой сферы детей с РДА
Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.
Нарушения эмоционально-волевой сферы являются ведущими при синдроме РДА и могут быть заметны в скором времени после рождения. Так, в 100% случаев наблюдений (К. С. Лебединская) при аутизме резко отстает в своем формировании самая ранняя система социального взаимодействия с окружающими людьми – комплекс оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, редком появлении улыбки и ответных эмоциональных реакциях в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявления внимания со стороны взрослого. По мере роста ребенка слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми продолжает нарастать. Дети не просятся на руки, находясь на руках у матери не принимают соответствующей приспособительной позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными. Обычно ребенок отличает родителей от других взрослых, но большой привязанности не выражает. Может проявиться даже страх перед одним из родителей. Нередко ребенок способен ударить или укусить, делает все назло. У этих детей отсутствует характерное для данного возраста желание понравиться взрослым, заслужить похвалу и одобрение Слова мама и папа появляются после других и могут не соотносится с родителями.
Страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения рассматриваемых детей. При налаживании контакта обнаруживается, что многие обычные окружающие предметы и явления (определенные игрушки, бытовые предметы, шум воды, ветра и т.п.), а также некоторые люди вызывают постоянное чувство страха, которое, иногда сохраняясь годами, определяет, стремление детей к сохранению привычной окружающей обстановки, продуцированию ими различных защитных движений и действий, носящих характер ритуалов. Малейшие перемены в виде перестановки мебели, режима дня вызывают бурные эмоциональные реакции. Это явление получило название "феномен тождества".
Наряду с вышеизложенным, у детей с РДА наблюдается нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии. Они могут неожиданно выбежать на проезжую часть, у них отсутствует "чувство края", плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим.
У всех без исключения детей отсутствует тяга к сверстникам и детскому коллективу. При контакте с другими детьми обычно наблюдается пассивное игнорирование или активное отвержение общения, отсутствие отклика на имя. В своих социальных взаимодействиях ребенок крайне избирателен. Постоянная погруженность во внутренние переживания, отгороженность аутичного ребенка от внешнего мира затрудняют развитие его личности. У таких детей крайне ограничен опыт эмоционального взаимодействия с другими людьми. Ребенок не умеет сопереживать, заражаться настроением окружающих его людей. Все это способствует отсутствию у детей адекватных нравственных ориентиров "хорошо" и "плохо" применительно к ситуации общения.
2. Этиология, патогенез, вопросы классификации детей РДА.
Этиология. Выдвигаются разные теории, объясняющие происхождение детского аутизма. Говорить о генезе аутизма у детей можно только применительно к очерченным его формам. Определение разных видов аутизма — задача до сих пор незавершенная. В последние годы допускается возможность возникновения аутистическиподобных расстройств при хромосомных, обменных и органических заболеваниях. Однако наиболее распространенным является предположение о наследственном (шизофренического спектра) происхождении детского аутизма. Предполагается, что наследственно обусловленное эндогенное нарушение эмбрионального развития при детском аутизме декомпенсируется под воздействием возрастных кризовых периодов, инфекций, травм, родов. Генетическая концепция к настоящему времени распространяется на основные формы детского аутизма: синдром Каннера, детский аутизм процессуального генеза при ранней детской шизофрении (инфантильном и атипичном психозах), а также синдром Аспергера. Сам Каннер относил описанный им синдром к расстройствам шизофренического спектра. Наследственное происхождение описанных выше синдромов подтверждается данными о патологической отягощенности психозами, личностными расстройствами семей детей, больных аутизмом. Два процента сибсов пробандов детей с синдромом Каннера страдают инфантильным аутизмом, что в 50 раз превышает распространенность аутизма в обычной детской популяции. Уровень встречаемости аутистов в монозиготных парах близнецов достигает 35 %. Частота встречаемости аутистических проявлений у родителей-аутистов во много раз превышает встречаемость аутистических симптомов в популяции
а) Генетические факторы при аутистическом расстройстве. Существует достаточное количество данных, подтверждающих, что в патогенезе большинства случаев аутизма задействованы генетические факторы. Несколько хорошо спланированных исследований близнецов выявили сильную связь возникновения аутизма у монозиготных близнецов, и очень слабую — у дизиготных близнецов, такую же как и у сиблингов — не близнецов (Bolton и Rutter, 1990).
б) Патогенез аутизма. Было выявлено, что субоптимальность в пре-, перии неонатальном периоде является значительно более патогенным фактором при аутизме, чем при таких расстройствах, как задержка умственного развития без проявлений аутизма, синдромы, связанные с синдром дефицита внимания, нарушениями координации движений и перцепции, подростковыми психозами (Gillberg и Gillberg, 1991). Эти расстройства, в свою очередь, более тесно связаны с субоптимальностью, чем те, которые можно ожидать у нормальных детей. Кровотечение во время беременности, большой материнский возраст, преждевременные роды и перенашивание, клиническая незрелость и гипербилирубинемия — основные факторы, обусловливающие субоптимальность с последующим развитием аутизма
Классификации детского аутизма
Аутичные дети значительно различаются по глубине дезадаптации, тяжести проблем, прогнозу возможного развития, поэтому, разработка адекватной классификации всегда являлась насущной проблемой.
В качестве критериев для классификации выдвигались: оценки речевого и интеллектуального развития; характер социальной дезадаптации, где за основу берутся производные проявления нарушения.
Были попытки клинической классификации, опирающиеся на этиологию синдрома, различение форм биологической патологии, обусловливающей развитие.
3. Проблемы ранней диагностики детей РДА
Аутизм диагностируется примерно с трёхлетнего возраста. Степень его проявления различна: от аутоподобного поведения до тяжёлого аутизма с аутоагрессией. В первом случае родители могут долго не замечать особенностей поведения ребёнка, объясняя их тем, что «он спокойный».
Признаки. Первый симптом – нарушение самоидентификации. Ребёнок говорит о себе в третьем лице: «Игорёша пойдет». «Игорёша возьмет» и так далее.
Второй – нарушение социальных навыков. Ребёнок может не откликаться на своё имя, не смотреть в глаза собеседнику и вообще не нуждаться в общении.
Третий симптом – нарушение речевого развития, запаздывание речи. Или эхолалия, то есть ребёнок повторяет фразы, которые слышит. На обращение «Здравствуй, Игорёша», он ответит: «Здравствуй, Игорёша».
Но нередко случается, что дети поздно начинают говорить. И сразу – сложными словами или предложениями. Это особенности развития ребенка. Аутизм же – заболевание головного мозга, имеющее генетическую природу (хотя до сих пор не определено. Основанием для беспокойства должна быть триада симптомов.
И ещё, как правило, стереотипные повторяющиеся действия. Ребёнок что-то вертит в руках. Дайте ему машинки – он не начнёт «гудеть» и катать их по полу, а просто выстроит в ряд в определённой последовательности. И станет бурно возмущаться, кричать, если кто-то эту последовательность нарушит. Этим детям нужен порядок, постоянство. К переменам, в частности, к поездкам, их следует подготавливать и приучать терпеливо и постепенно.
– Что изменит ранняя диагностика? Аутизм же нельзя «вылечить»?
– Можно помочь социализации ребенка. Степень проявления аутизма разная. От аутоподобных проявлений поведения, которые можно сгладить или вообще нивелировать вовремя начатым психотерапевтическим комплексным лечением, до тяжёлого аутизма с аутоагрессией, когда ребёнок может причинять себе физический вред, бить себя и кусать. У такого ребенка нет речи. Он не идёт на контакт, не соглашается даже зайти в кабинет врача. В этом случае терапию начинают с медикаментов, но затем переходят к психотерапии.
Как отличить замкнутого, необщительного ребенка от ребёнка с аутизмом?
Аутоподобные проявления поведения, особенно, при ранней диагностике, полностью нивелируются после работы со специалистами. Аутизм же можно только смягчить, помочь ребёнку социализироваться, дать возможность развиваться. Дети с аутизмом иногда обладают высокоразвитым интеллектом, они способны учиться в школе и в институте. Но в быту они остаются наивными, как 5—6-летний ребёнок. Они нуждаются в сопровождении и бытовой помощи.
4. Содержание коррекционной помощи детям с РДА
Музыка-терапия
Музыка способна оказать глубокое позитивное воздействие на умственное и физическое развитие детей. У каждого ребёнка от природы есть музыкальные способности. Особенно полезно, когда ребёнок не только прослушивает классические музыкальные произведения, но и сам музицирует.
В коррекции РДА (раннего детского аутизма) занятия музыкой будут способствовать: повышению уровня психологической и умственной координации, поскольку музыка – эффективное средство в деле обучения и общего развития ребёнка. Если у ребёнка с аутизмом появится в дальнейшем тяга к музыке, это будет свидетельствовать о том, что он стал развиваться как личность. Музыка ускоряет и обогащает периоды детского развития. Для ребёнка с РДА музыка может оказаться важным фактором в развитии способности внимательно слушать, воспринимать полученную информацию и быстрее её усваивать.
Дети с рождения обладают разнообразными музыкальными способностями, включая абсолютный слух, необыкновенное чувство ритма и умение различать тональности.
Все существующие работы, посвященные изучению детского аутизма, отмечают одну особенность, присущую всем детям с аутизмом, а именно их восприимчивость к музыке. В музыкальной сфере, как и в других областях, аутизм тормозит процесс интеграции различных факторов в единое целое. Занятия музыкой с такими детьми не должны ставить цель превратить их в хороших музыкантов, гораздо важнее с помощью музыки способствовать интеграции различных факторов, опираясь на которые, они могли бы двигаться по пути взросления и жить более полноценной жизнью.
У детей с аутизмом музыка развивает социальные навыки. Первая связь между младенцем и его родителями проявляется в виде «музыкального» диалога. Это помогает развивать речевые навыки у ребёнка. Музыка помогает включиться в окружающую среду, а также выделяет наши отличия от других людей. Дети очень любят выделять свою привязанность к родителям и друзьям посредством музыки. При помощи музыки они учатся выражать и утверждать свои музыкальные вкусы и предпочтения по мере своего взросления. Музыка помогает выражать своё отношение к различным видам культуры, тем самым резко очертив контуры собственной личности, определить своё место в жизни.
Музыка может положительно воздействовать и на физическое здоровье детей с аутизмом. Учёными доказано, что музыка снижает в организме уровень вызывающих стресс гормонов, а также служит толчком, который приводит в действие нейротрансмиттеры эндорфины, вызывающие чувство удовольствия. Когда в действие вступают эндорфины
1. Понятие РДА (раннего детского аутизма). Особенности эмоционально-волевой сферы детей с РДА
Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.
Нарушения эмоционально-волевой сферы являются ведущими при синдроме РДА и могут быть заметны в скором времени после рождения. Так, в 100% случаев наблюдений (К. С. Лебединская) при аутизме резко отстает в своем формировании самая ранняя система социального взаимодействия с окружающими людьми – комплекс оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, редком появлении улыбки и ответных эмоциональных реакциях в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявления внимания со стороны взрослого. По мере роста ребенка слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми продолжает нарастать. Дети не просятся на руки, находясь на руках у матери не принимают соответствующей приспособительной позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными. Обычно ребенок отличает родителей от других взрослых, но большой привязанности не выражает. Может проявиться даже страх перед одним из родителей. Нередко ребенок способен ударить или укусить, делает все назло. У этих детей отсутствует характерное для данного возраста желание понравиться взрослым, заслужить похвалу и одобрение Слова мама и папа появляются после других и могут не соотносится с родителями.
Страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения рассматриваемых детей. При налаживании контакта обнаруживается, что многие обычные окружающие предметы и явления (определенные игрушки, бытовые предметы, шум воды, ветра и т.п.), а также некоторые люди вызывают постоянное чувство страха, которое, иногда сохраняясь годами, определяет, стремление детей к сохранению привычной окружающей обстановки, продуцированию ими различных защитных движений и действий, носящих характер ритуалов. Малейшие перемены в виде перестановки мебели, режима дня вызывают бурные эмоциональные реакции. Это явление получило название "феномен тождества".
Наряду с вышеизложенным, у детей с РДА наблюдается нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии. Они могут неожиданно выбежать на проезжую часть, у них отсутствует "чувство края", плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим.
У всех без исключения детей отсутствует тяга к сверстникам и детскому коллективу. При контакте с другими детьми обычно наблюдается пассивное игнорирование или активное отвержение общения, отсутствие отклика на имя. В своих социальных взаимодействиях ребенок крайне избирателен. Постоянная погруженность во внутренние переживания, отгороженность аутичного ребенка от внешнего мира затрудняют развитие его личности. У таких детей крайне ограничен опыт эмоционального взаимодействия с другими людьми. Ребенок не умеет сопереживать, заражаться настроением окружающих его людей. Все это способствует отсутствию у детей адекватных нравственных ориентиров "хорошо" и "плохо" применительно к ситуации общения.
2. Этиология, патогенез, вопросы классификации детей РДА.
Этиология. Выдвигаются разные теории, объясняющие происхождение детского аутизма. Говорить о генезе аутизма у детей можно только применительно к очерченным его формам. Определение разных видов аутизма — задача до сих пор незавершенная. В последние годы допускается возможность возникновения аутистическиподобных расстройств при хромосомных, обменных и органических заболеваниях. Однако наиболее распространенным является предположение о наследственном (шизофренического спектра) происхождении детского аутизма. Предполагается, что наследственно обусловленное эндогенное нарушение эмбрионального развития при детском аутизме декомпенсируется под воздействием возрастных кризовых периодов, инфекций, травм, родов. Генетическая концепция к настоящему времени распространяется на основные формы детского аутизма: синдром Каннера, детский аутизм процессуального генеза при ранней детской шизофрении (инфантильном и атипичном психозах), а также синдром Аспергера. Сам Каннер относил описанный им синдром к расстройствам шизофренического спектра. Наследственное происхождение описанных выше синдромов подтверждается данными о патологической отягощенности психозами, личностными расстройствами семей детей, больных аутизмом. Два процента сибсов пробандов детей с синдромом Каннера страдают инфантильным аутизмом, что в 50 раз превышает распространенность аутизма в обычной детской популяции. Уровень встречаемости аутистов в монозиготных парах близнецов достигает 35 %. Частота встречаемости аутистических проявлений у родителей-аутистов во много раз превышает встречаемость аутистических симптомов в популяции
а) Генетические факторы при аутистическом расстройстве. Существует достаточное количество данных, подтверждающих, что в патогенезе большинства случаев аутизма задействованы генетические факторы. Несколько хорошо спланированных исследований близнецов выявили сильную связь возникновения аутизма у монозиготных близнецов, и очень слабую — у дизиготных близнецов, такую же как и у сиблингов — не близнецов (Bolton и Rutter, 1990).
б) Патогенез аутизма. Было выявлено, что субоптимальность в пре-, перии неонатальном периоде является значительно более патогенным фактором при аутизме, чем при таких расстройствах, как задержка умственного развития без проявлений аутизма, синдромы, связанные с синдром дефицита внимания, нарушениями координации движений и перцепции, подростковыми психозами (Gillberg и Gillberg, 1991). Эти расстройства, в свою очередь, более тесно связаны с субоптимальностью, чем те, которые можно ожидать у нормальных детей. Кровотечение во время беременности, большой материнский возраст, преждевременные роды и перенашивание, клиническая незрелость и гипербилирубинемия — основные факторы, обусловливающие субоптимальность с последующим развитием аутизма
Классификации детского аутизма
Аутичные дети значительно различаются по глубине дезадаптации, тяжести проблем, прогнозу возможного развития, поэтому, разработка адекватной классификации всегда являлась насущной проблемой.
В качестве критериев для классификации выдвигались: оценки речевого и интеллектуального развития; характер социальной дезадаптации, где за основу берутся производные проявления нарушения.
Были попытки клинической классификации, опирающиеся на этиологию синдрома, различение форм биологической патологии, обусловливающей развитие.
3. Проблемы ранней диагностики детей РДА
Аутизм диагностируется примерно с трёхлетнего возраста. Степень его проявления различна: от аутоподобного поведения до тяжёлого аутизма с аутоагрессией. В первом случае родители могут долго не замечать особенностей поведения ребёнка, объясняя их тем, что «он спокойный».
Признаки. Первый симптом – нарушение самоидентификации. Ребёнок говорит о себе в третьем лице: «Игорёша пойдет». «Игорёша возьмет» и так далее.
Второй – нарушение социальных навыков. Ребёнок может не откликаться на своё имя, не смотреть в глаза собеседнику и вообще не нуждаться в общении.
Третий симптом – нарушение речевого развития, запаздывание речи. Или эхолалия, то есть ребёнок повторяет фразы, которые слышит. На обращение «Здравствуй, Игорёша», он ответит: «Здравствуй, Игорёша».
Но нередко случается, что дети поздно начинают говорить. И сразу – сложными словами или предложениями. Это особенности развития ребенка. Аутизм же – заболевание головного мозга, имеющее генетическую природу (хотя до сих пор не определено. Основанием для беспокойства должна быть триада симптомов.
И ещё, как правило, стереотипные повторяющиеся действия. Ребёнок что-то вертит в руках. Дайте ему машинки – он не начнёт «гудеть» и катать их по полу, а просто выстроит в ряд в определённой последовательности. И станет бурно возмущаться, кричать, если кто-то эту последовательность нарушит. Этим детям нужен порядок, постоянство. К переменам, в частности, к поездкам, их следует подготавливать и приучать терпеливо и постепенно.
– Что изменит ранняя диагностика? Аутизм же нельзя «вылечить»?
– Можно помочь социализации ребенка. Степень проявления аутизма разная. От аутоподобных проявлений поведения, которые можно сгладить или вообще нивелировать вовремя начатым психотерапевтическим комплексным лечением, до тяжёлого аутизма с аутоагрессией, когда ребёнок может причинять себе физический вред, бить себя и кусать. У такого ребенка нет речи. Он не идёт на контакт, не соглашается даже зайти в кабинет врача. В этом случае терапию начинают с медикаментов, но затем переходят к психотерапии.
Как отличить замкнутого, необщительного ребенка от ребёнка с аутизмом?
Аутоподобные проявления поведения, особенно, при ранней диагностике, полностью нивелируются после работы со специалистами. Аутизм же можно только смягчить, помочь ребёнку социализироваться, дать возможность развиваться. Дети с аутизмом иногда обладают высокоразвитым интеллектом, они способны учиться в школе и в институте. Но в быту они остаются наивными, как 5—6-летний ребёнок. Они нуждаются в сопровождении и бытовой помощи.
4. Содержание коррекционной помощи детям с РДА
Музыка-терапия
Музыка способна оказать глубокое позитивное воздействие на умственное и физическое развитие детей. У каждого ребёнка от природы есть музыкальные способности. Особенно полезно, когда ребёнок не только прослушивает классические музыкальные произведения, но и сам музицирует.
В коррекции РДА (раннего детского аутизма) занятия музыкой будут способствовать: повышению уровня психологической и умственной координации, поскольку музыка – эффективное средство в деле обучения и общего развития ребёнка. Если у ребёнка с аутизмом появится в дальнейшем тяга к музыке, это будет свидетельствовать о том, что он стал развиваться как личность. Музыка ускоряет и обогащает периоды детского развития. Для ребёнка с РДА музыка может оказаться важным фактором в развитии способности внимательно слушать, воспринимать полученную информацию и быстрее её усваивать.
Дети с рождения обладают разнообразными музыкальными способностями, включая абсолютный слух, необыкновенное чувство ритма и умение различать тональности.
Все существующие работы, посвященные изучению детского аутизма, отмечают одну особенность, присущую всем детям с аутизмом, а именно их восприимчивость к музыке. В музыкальной сфере, как и в других областях, аутизм тормозит процесс интеграции различных факторов в единое целое. Занятия музыкой с такими детьми не должны ставить цель превратить их в хороших музыкантов, гораздо важнее с помощью музыки способствовать интеграции различных факторов, опираясь на которые, они могли бы двигаться по пути взросления и жить более полноценной жизнью.
У детей с аутизмом музыка развивает социальные навыки. Первая связь между младенцем и его родителями проявляется в виде «музыкального» диалога. Это помогает развивать речевые навыки у ребёнка. Музыка помогает включиться в окружающую среду, а также выделяет наши отличия от других людей. Дети очень любят выделять свою привязанность к родителям и друзьям посредством музыки. При помощи музыки они учатся выражать и утверждать свои музыкальные вкусы и предпочтения по мере своего взросления. Музыка помогает выражать своё отношение к различным видам культуры, тем самым резко очертив контуры собственной личности, определить своё место в жизни.
Музыка может положительно воздействовать и на физическое здоровье детей с аутизмом. Учёными доказано, что музыка снижает в организме уровень вызывающих стресс гормонов, а также служит толчком, который приводит в действие нейротрансмиттеры эндорфины, вызывающие чувство удовольствия. Когда в действие вступают эндорфины