Файл: Особенности развития, обучения и воспитания, диагностики детей с зпр в общеобразовательной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, ребёнок чувствует себя счастливым. А если ребёнок испытывает счастье, то это всегда положительно влияет на его организм. С точки зрения физического здоровья музыка – это прекрасный стимул для множества видов полезной физической деятельности. Даже самые маленькие дети испытывают побуждение инстинктивно двигаться под музыку. Поэтому музыка может быть использована для физических упражнений или упражнений на развитие координации движений.
Обучение игре на музыкальных инструментах детей с аутизмом приносит много пользы. Это способствует развитию координации движений и абстрактного мышления, концентрации внимания, укреплению краткосрочной и долговременной памяти. А ещё важнее тот фактор, что занятия на музыкальных инструментах придаёт аутичному ребёнку больше уверенности в собственных силах, способствует самовыражению, даёт дополнительную возможность в установлении социальных связей.
Занятия музыкой с аутичными детьми, способствуют развитию творческого воображения, то есть сочинительства. Дети испытывают гордость, когда знают, что сами могут сочинять музыку, даже в виде простых музыкальных произведений. Если ребёнок может принимать творческие решения, действовать без указаний взрослых и наглядно видеть и слышать результат, то это вызывает огромный интерес к данному виду деятельности.
С помощью музыки дети с аутизмом могут выражать свои эмоции и абстрактные мысли. По этой причине музыка – уникальная развивающая система, которая позволяет передавать сложные идеи и глубокие чувства.
Холдинг-терапия
В зарубежной психологической практике при работе с аутичными детьми особой популярностью пользуется холдинг-терапия. Холдинг-терапия (от англ. hold — удерживать, выдерживать, владеть) была разработана американским детским психиатром Мартой Вельч (М. Welch) и впервые внедрена в Материнском центре в Гринвиче, США, в 1978 году. В «классическом» варианте процедура холдинг-терапии заключалась в следующем: в специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки и крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях так, чтобы у нее была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к ребенку и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему.
Сущность метода заключается в тесном физическом контакте с ребенком на фоне положительного эмоционального общения, что приводит к нормализации психического равновесия, которое делает ребенка более восприимчивым к внешним стимулам и вступлению в диалог с окружающими.
Либлинг, используя холдинг-терапию в самостоятельно разработанном ею модифицированном варианте, раскрыла значение данного метода в эмоциональном развитии аутичного ребенка и выделила основные эффекты его применени:
• трансформация негативного аффекта, содействующая преодолению агрессии, негативизма, самоагрессии и других аффективных проблем аутичного ребенка;
• аффективное развитие ребенка с аутизмом (холдинг-терапия, по сути, выступает в роли катализатора);
• улучшение семейного взаимодействия;
• обретение родителями лучшего понимания проблем ребенка, его возможностей, и, благодаря этому, облегчение контакта психолога с родителями;
• ускорение работы по обучению родителей аутичного ребенка способам эмоционального взаимодействия с ним, конкретным приёмам коррекционной работы.
5. Проблемы консультативной помощи родителям детям с РДА.
При обсуждении абилитационной работы с детьми, страдающими РДА, часто подчеркивается актуальность комплексного подхода. Такой подход включает в себя не только медицинское сопровождение, индивидуальные и групповые формы дефектологической, психологической и логопедической коррекции ребенка, но и работу с семьей. При этом нередко основной акцент ставится на обучении родителей более продуктивным способам взаимодействия с ребенком, структурированию домашней среды, правильному выполнению домашних заданий и пр. В то же время, очевидно, что родителям необходима так же помощь иного рода: работа с душевными переживаниями (страхом, виной, стыдом), тревогой, связанной с будущим ребенка и с их собственными жизненными перспективами.
Важным моментом, фактором, обуславливающим различия преодоления этого кризиса, являются личностные особенности самих родителей, их собственный ранний опыт и система индивидуальных психологических защит. Нарушения в развитии ребенка могут актуализировать собственную раннюю травматизацию матери или отца, что может привести к большей выраженности родительской депрессии и к меньшей способности к адекватным ситуации изменениям.
В качестве основных методов работы с родителями, как правило, выделяют следующие: отдельные консультации родителей со специалистом, работающим с ребенком; совместные семейные консультации на дому или в специализированном учреждении; психологическое сопровождение (многократные консультации) специалиста, не работающего с ребенком; обучающие программы; поддерживающие группы встреч; индивидуальная или групповая психотерапия.
Четик так же выделяет две общие категории в консультировании родителей:
1. Проблемы, касающиеся эмоционального баланса в семье.
Подходы:
1) работа с главными трудностями каждого из родителя, которые могут влиять на способности выполнять родительские обязанности;
2) работа с различными стилями обращения родителей с детьми,
3) работа со стрессами, связанными с прохождением ребенком лечения.
2. Проблемы, которые, в первую очередь, касаются ребенка-пациента.
Подходы:
1) получение от родителей достоверной информации о ребенке и событиях, происходящих в семье;
2) общее информирование родителей о развитии и внутренней эмоциональной жизни ребенка;
3) обеспечение понимания родителями симптомов или происходящих изменений в поведении ребенка;
4) прояснение, как собственных проблемных взаимодействий родителей, так и их взаимодействий с ребенком.
Итак, в целом, в качестве основных практических моментов в консультировании родителей детей с РДА можно выделить следующие:
1. Оказание поддержки.
Очень важно, чтобы родители смогли почувствовать, что их готовы выслушать и понять, оказать поддержку в желании помочь своему ребенку. Возможность поговорить о своих переживаниях при отсутствии негативной критики дает возможность почувствовать облегчение, что, в свою очередь, ведет к снижению напряжения в контакте с ребенком. Важно помнить, что многое из поведения родителей, что вызывает раздражение и недоумение у специалистов, является продуктом работы внутренних защит от тревоги, связанной с данной ситуацией, т.е. того, что защищает личность родителя от разрушения. Уважение и принятие личности родителя, позволяет создать ситуацию доверия и безопасности.
Положительное подкрепление должно иметь приоритет по отношению к критике негативного, необходимо хвалить родителей и поддерживать то, что они делают хорошо. Это не означает, что мы должны хвалить отцов и матерей за явные ошибки во взаимодействии с ребенком, но в каждом отдельном случае, можно наблюдать те аспекты отношений, в которых родители «достаточно хороши». Повышение родительской самооценки, позволяет сформироваться видению новых альтернатив в отношении к ребенку, отойти от привычных способов взаимодействия и застревании на какой-то одной позиции.
2. Контейнирование
Концепция контейнирования в психоанализе, при использовании в консультативном процессе, заключается в предоставлении родителю себя в качестве контейнера для таких душевных содержаний, как тревога, страхи, агрессия и пр. Репрезентация этих переживаний в мыслительном пространстве, позволяет их распознать, понять внутренние конфликты, возможные их решения, сформировать более зрелые защиты.
В семьях с детьми, с нарушениями развития, нередко наблюдается «дефицит» именно такого взаимодействия. Получение собственного опыта контейнирования во взаимодействии с консультантом, научение переводить собственные переживания в мысленные репрезентации, позволяет родителю по новому воспринимать аффективные проявления своего ребенка и «передать» этот опыт ему.
3. Особенности взаимодействия с ребенком.
Имеется в виду работа по изменению привычного взаимодействия с ребенком. Для этого часто бывает необходимо выявление и обсуждение главных трудностей каждого из родителя, влияющих способности выполнять родительские обязанности, а так же работа с различными стилями обращения родителей с детьми. Нередко это привычное взаимодействие даже не осознаются, примером этого является использование матерями местоимения «мы», в ситуации, когда речь идет только о ребенке. Целью этой работы является перевод в сознание неосознаваемых проявлений чрезмерного симбиоза, гиперопеки и пр., что позволит в большей степени контролировать их на поведенческом уровне.
4. Обучение и разъяснения по поводу заболевания и симптомов.
Многие книги и статьи, посвященные аутизму, оказываются слишком сложными для восприятия родителей. В связи с чем, при консультировании отцов и матерей важно вести и просветительскую работу. Не стоит вдаваться в длительные лекции о природе и вопросах генеза аутизма, важнее помочь родителям понять те поведенческие проявления ребенка, которые вызывают у них наибольшую растерянность и тревогу.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4-5
Тема: Особенности развития, обучения и воспитания, диагностики детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере
1. Понятие эмоциональных расстройств. Влияние неправильного воспитания на эмоции ребенка.
Виды эмоциональных нарушений
Эйфория - неадекватно повышенное, радостное настроение. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.
Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.
Депрессия, в свою очередь, - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Иными словами, она представляет собой тоскливое, подавленное настроение. Депрессия в дошкольном и младшем школьном возрасте в классическом виде обычно атипична, стерта. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.
Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью [3]. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).
страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым. Клиническая практика показывает, у маленьких детей это страх перед незнакомыми людьми, животными громкими звуками, у подростков – более общие страхи (страх потерять своих близких, страх перед «концом света» или перед смертью).
Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Как подчеркивают клинические психологи, при апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств. Таким образом, апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.
Обучение игре на музыкальных инструментах детей с аутизмом приносит много пользы. Это способствует развитию координации движений и абстрактного мышления, концентрации внимания, укреплению краткосрочной и долговременной памяти. А ещё важнее тот фактор, что занятия на музыкальных инструментах придаёт аутичному ребёнку больше уверенности в собственных силах, способствует самовыражению, даёт дополнительную возможность в установлении социальных связей.
Занятия музыкой с аутичными детьми, способствуют развитию творческого воображения, то есть сочинительства. Дети испытывают гордость, когда знают, что сами могут сочинять музыку, даже в виде простых музыкальных произведений. Если ребёнок может принимать творческие решения, действовать без указаний взрослых и наглядно видеть и слышать результат, то это вызывает огромный интерес к данному виду деятельности.
С помощью музыки дети с аутизмом могут выражать свои эмоции и абстрактные мысли. По этой причине музыка – уникальная развивающая система, которая позволяет передавать сложные идеи и глубокие чувства.
Холдинг-терапия
В зарубежной психологической практике при работе с аутичными детьми особой популярностью пользуется холдинг-терапия. Холдинг-терапия (от англ. hold — удерживать, выдерживать, владеть) была разработана американским детским психиатром Мартой Вельч (М. Welch) и впервые внедрена в Материнском центре в Гринвиче, США, в 1978 году. В «классическом» варианте процедура холдинг-терапии заключалась в следующем: в специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки и крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях так, чтобы у нее была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к ребенку и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему.
Сущность метода заключается в тесном физическом контакте с ребенком на фоне положительного эмоционального общения, что приводит к нормализации психического равновесия, которое делает ребенка более восприимчивым к внешним стимулам и вступлению в диалог с окружающими.
Либлинг, используя холдинг-терапию в самостоятельно разработанном ею модифицированном варианте, раскрыла значение данного метода в эмоциональном развитии аутичного ребенка и выделила основные эффекты его применени:
• трансформация негативного аффекта, содействующая преодолению агрессии, негативизма, самоагрессии и других аффективных проблем аутичного ребенка;
• аффективное развитие ребенка с аутизмом (холдинг-терапия, по сути, выступает в роли катализатора);
• улучшение семейного взаимодействия;
• обретение родителями лучшего понимания проблем ребенка, его возможностей, и, благодаря этому, облегчение контакта психолога с родителями;
• ускорение работы по обучению родителей аутичного ребенка способам эмоционального взаимодействия с ним, конкретным приёмам коррекционной работы.
5. Проблемы консультативной помощи родителям детям с РДА.
При обсуждении абилитационной работы с детьми, страдающими РДА, часто подчеркивается актуальность комплексного подхода. Такой подход включает в себя не только медицинское сопровождение, индивидуальные и групповые формы дефектологической, психологической и логопедической коррекции ребенка, но и работу с семьей. При этом нередко основной акцент ставится на обучении родителей более продуктивным способам взаимодействия с ребенком, структурированию домашней среды, правильному выполнению домашних заданий и пр. В то же время, очевидно, что родителям необходима так же помощь иного рода: работа с душевными переживаниями (страхом, виной, стыдом), тревогой, связанной с будущим ребенка и с их собственными жизненными перспективами.
Важным моментом, фактором, обуславливающим различия преодоления этого кризиса, являются личностные особенности самих родителей, их собственный ранний опыт и система индивидуальных психологических защит. Нарушения в развитии ребенка могут актуализировать собственную раннюю травматизацию матери или отца, что может привести к большей выраженности родительской депрессии и к меньшей способности к адекватным ситуации изменениям.
В качестве основных методов работы с родителями, как правило, выделяют следующие: отдельные консультации родителей со специалистом, работающим с ребенком; совместные семейные консультации на дому или в специализированном учреждении; психологическое сопровождение (многократные консультации) специалиста, не работающего с ребенком; обучающие программы; поддерживающие группы встреч; индивидуальная или групповая психотерапия.
Четик так же выделяет две общие категории в консультировании родителей:
1. Проблемы, касающиеся эмоционального баланса в семье.
Подходы:
1) работа с главными трудностями каждого из родителя, которые могут влиять на способности выполнять родительские обязанности;
2) работа с различными стилями обращения родителей с детьми,
3) работа со стрессами, связанными с прохождением ребенком лечения.
2. Проблемы, которые, в первую очередь, касаются ребенка-пациента.
Подходы:
1) получение от родителей достоверной информации о ребенке и событиях, происходящих в семье;
2) общее информирование родителей о развитии и внутренней эмоциональной жизни ребенка;
3) обеспечение понимания родителями симптомов или происходящих изменений в поведении ребенка;
4) прояснение, как собственных проблемных взаимодействий родителей, так и их взаимодействий с ребенком.
Итак, в целом, в качестве основных практических моментов в консультировании родителей детей с РДА можно выделить следующие:
1. Оказание поддержки.
Очень важно, чтобы родители смогли почувствовать, что их готовы выслушать и понять, оказать поддержку в желании помочь своему ребенку. Возможность поговорить о своих переживаниях при отсутствии негативной критики дает возможность почувствовать облегчение, что, в свою очередь, ведет к снижению напряжения в контакте с ребенком. Важно помнить, что многое из поведения родителей, что вызывает раздражение и недоумение у специалистов, является продуктом работы внутренних защит от тревоги, связанной с данной ситуацией, т.е. того, что защищает личность родителя от разрушения. Уважение и принятие личности родителя, позволяет создать ситуацию доверия и безопасности.
Положительное подкрепление должно иметь приоритет по отношению к критике негативного, необходимо хвалить родителей и поддерживать то, что они делают хорошо. Это не означает, что мы должны хвалить отцов и матерей за явные ошибки во взаимодействии с ребенком, но в каждом отдельном случае, можно наблюдать те аспекты отношений, в которых родители «достаточно хороши». Повышение родительской самооценки, позволяет сформироваться видению новых альтернатив в отношении к ребенку, отойти от привычных способов взаимодействия и застревании на какой-то одной позиции.
2. Контейнирование
Концепция контейнирования в психоанализе, при использовании в консультативном процессе, заключается в предоставлении родителю себя в качестве контейнера для таких душевных содержаний, как тревога, страхи, агрессия и пр. Репрезентация этих переживаний в мыслительном пространстве, позволяет их распознать, понять внутренние конфликты, возможные их решения, сформировать более зрелые защиты.
В семьях с детьми, с нарушениями развития, нередко наблюдается «дефицит» именно такого взаимодействия. Получение собственного опыта контейнирования во взаимодействии с консультантом, научение переводить собственные переживания в мысленные репрезентации, позволяет родителю по новому воспринимать аффективные проявления своего ребенка и «передать» этот опыт ему.
3. Особенности взаимодействия с ребенком.
Имеется в виду работа по изменению привычного взаимодействия с ребенком. Для этого часто бывает необходимо выявление и обсуждение главных трудностей каждого из родителя, влияющих способности выполнять родительские обязанности, а так же работа с различными стилями обращения родителей с детьми. Нередко это привычное взаимодействие даже не осознаются, примером этого является использование матерями местоимения «мы», в ситуации, когда речь идет только о ребенке. Целью этой работы является перевод в сознание неосознаваемых проявлений чрезмерного симбиоза, гиперопеки и пр., что позволит в большей степени контролировать их на поведенческом уровне.
4. Обучение и разъяснения по поводу заболевания и симптомов.
Многие книги и статьи, посвященные аутизму, оказываются слишком сложными для восприятия родителей. В связи с чем, при консультировании отцов и матерей важно вести и просветительскую работу. Не стоит вдаваться в длительные лекции о природе и вопросах генеза аутизма, важнее помочь родителям понять те поведенческие проявления ребенка, которые вызывают у них наибольшую растерянность и тревогу.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4-5
Тема: Особенности развития, обучения и воспитания, диагностики детей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере
1. Понятие эмоциональных расстройств. Влияние неправильного воспитания на эмоции ребенка.
Виды эмоциональных нарушений
Эйфория - неадекватно повышенное, радостное настроение. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.
Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.
Депрессия, в свою очередь, - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Иными словами, она представляет собой тоскливое, подавленное настроение. Депрессия в дошкольном и младшем школьном возрасте в классическом виде обычно атипична, стерта. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.
Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью [3]. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).
страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым. Клиническая практика показывает, у маленьких детей это страх перед незнакомыми людьми, животными громкими звуками, у подростков – более общие страхи (страх потерять своих близких, страх перед «концом света» или перед смертью).
Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Как подчеркивают клинические психологи, при апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств. Таким образом, апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.