Файл: Особенности развития, обучения и воспитания, диагностики детей с зпр в общеобразовательной школе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, комментарии ребёнка. Анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи. Как отмечает С. В. Велиева, лепестки, обозначающие значимых взрослых, ребёнок располагает около лепестка, который был выбран для него самого; лепесток, обозначающий неприятного человека - напротив или далеко от сердцевины. Результаты, полученные С. В. Велиевой в ходе обследования нормально развивающихся детей дошкольного возраста с помощью данной методики, показали, что за каждым цветовым тоном, независимо от возраста, в сознании дошкольника закреплены определенные личностные характеристики.
Широко распространено применение рисуночных тестов для диагностики эмоциональных состояний детей, эмоционального отношения ребёнка к сверстникам, определённым видам деятельности, родителям, педагогам. Это такие методики, как «Рисунок семьи» (проективная методика диагностики особенностей внутрисемейных отношений), графическая методика «Кактус» (цель: определение эмоциональных состояний ребёнка, наличие агрессивности, её направленность, интенсивность), методика «Обида» (для оценки степени выраженности состояния обиды у детей старшего школьного возраста). Данные методики также могут быть применены для изучения специфики эмоциональных состояний школьников с интеллектуальной недостаточностью старшего возраста, когда они уже овладели достаточным уровнем графических навыков, могут нарисовать и пояснить свой рисунок.
Восприятие цвета - самое элементарное, школьники с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью к десяти годам различают основные цвета и часть оттенков, правильно воспринимают и называют их (в норме цветовосприятие формируется у ребёнка к 2,5 годам). Школьники указанной категории умеют пользоваться цветными карандашами (удерживают их в руке, раскрашивают формы и изображения, некоторые умеют самостоятельно рисовать). В возрасте 12 - 18 лет они способны дать элементарную оценку своим поступкам и действиям других людей, сказочных персонажей, используя обобщённые категории «хорошо - плохо», «добро - зло», «можно - нельзя», «веселый - грустный». Анализ современных исследований, цветовых и рисуночных методик диагностики эмоциональных состояний даёт право утверждать, что каждая эмоция ассоциируется у человека со своим специфическим тоном и насыщенностью.
7. Составление программы работы с данной категорией детей
Диагностика эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ обеспечивает своевременное выявление у детей с ограниченными возможностями здоровья эмоциональных нарушений, проведение их комплексного изучения и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи.
Основными задачами диагностики являются:
Своевременное выявление эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья;
Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
Содержанием диагностической работы является:
Своевременное выявление детей группы риска по эмоциональным нарушениям и нуждающимся в специализированной помощи;
Ранняя диагностика отклонений в эмоциональном развитии и анализ причин трудностей адаптации;
Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
Дифференцированное изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей ребёнка;
Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка с целью определения их влияния на эмоциональное развитие ребёнка;
Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой эмоционального развития ребёнка;
Анализ успешности коррекционно-развивающей работы по преодолению эмоциональных нарушений у детей.
Цель программы: формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.
Задачи программы:
Развивать чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.
Создавать возможности для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями — средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).
Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
Обучать приемам саморасслабления, снимать психическое напряжение.
Содержанием коррекционно-развивающей работы является:
Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья методов, методик и приёмов коррекции эмоциональных нарушений в соответствии с его возможностями;
Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений эмоциональной сферы;
Коррекция и развитие ВПФ (память, внимание, мышление, развитие восприятия, творческие способности, воображение, речь.)
Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка;
Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Методические приемы. В программу включено много полифункциональных упражнений, которые с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, могут на разных детей оказывать различное воздействие: этюды; упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера); игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные); дидактические и развивающие игры; чтение художественных произведений; беседы; рассказы взрослого и рассказы детей; свободное и тематическое рисование; релаксация.
Условия реализации программы:
1. Занятия по программе проводятся в групповой форме 1-2 раза в неделю (по 25 - 30 минут).
2. Занятия проводятся в кабинете, имеющем 2 зоны: учебную и игровую.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Тема: Особенности развития, обучения и воспитания с сенсорными нарушениями
1. Нарушения анализаторных систем.
Число детей с отсутствием или понижением функций органа слуха постоянно увеличивается. Примерно 4-6 % от всего населения планеты имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение. В системе образования увеличивается число детей, имеющих наряду с нарушением слуха и другие отклонения в развитии.
Остановимся на своеобразии познавательной и эмоционально-волевой сфер, деятельности людей с недостатками слуховой функции. Данная проблема является предметом одного из разделов специальной психологии — сурдопсихологии. Систему знаний об образовании лиц с нарушениями слуха представляет раздел специальной педагогики — сурдопедагогика.
Задачи сурдопсихологии заключаются в следующем:
♦ выявить закономерности психического развития людей с нарушенным слухом;
♦ изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности личности;
♦ разработать методы психодиагностики и психокоррекции соответствующих нарушений;
♦ изучить проблемы интегрированного обучения и интеграции людей с нарушениями слуха в общество.
Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. Состояние слуха оказывает решающее влияние на его речевое и психическое развитие. При нарушениях слухового анализатора в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности. Первичный дефект анализатора порождает вторичные отклонения в развитии, которые, в свою очередь, являются причиной возникновения других отклонений. Взаимодействие различных проявлений дефекта слуха третьего, четвертого и т. д. порядка все более искажает структуру развития познавательной деятельности.
Диагностика состояния слуховой функции человека позволяет определять у ребенка нарушение слуха еще до его рождения или в первые часы и дни после рождения. Место и степень поражения слуха определяются при помощи аудиометрии, с применением специальных методов. Существуют тональная, речевая, детская аудиометрии, аудиометрия раннего возраста, импеданс-аудиометрия и др. Тональная аудиометрия — исследование слуха при помощи аудиометра, подающего простейшие сигналы (тоны), изменяемые по частоте и силе звука. Задача обследуемого — внимательно следить за своим восприятием звуков и информировать аудиолога о том, слышит ли он тот или иной звук. Результаты восприятия основных тонов по частоте и по интенсивности фиксируются в аудиограмме. Тональная аудиометрия применяется при исследовании состояния слуховой функции у взрослых и детей такого возраста, когда ребенок уже способен ответственно подойти к этой процедуре. Для детей раннего и дошкольного возраста этот способ неэффективен. Выбор способа исследования слуха у детей зависит от возраста ребенка, его зрелости, способности к концентрации внимания, готовности к сотрудничеству, самочувствия ребенка на момент обследования.
Существует два основных исследования слуха у маленьких детей: до и после трех лет. Для исследования слуха у ребенка от года до трех лет используется метод рефлекторной реакции на звук. Меняя громкость и тональность звука, внимательно наблюдая за реакциями ребенка, специалисты, регистрируя все наблюдения, постепенно могут составить примерную аудиограмму, которая будет тем не менее отражать абсолютно точно состояние слуховой функции ребенка. У детей после трех лет исследование слуха проводится с помощью игровой аудиометрии.
Высокий уровень развития медицины, техники и технологий позволяет в отдельных случаях посредством операции вернуть слух при помощи кохлеарной имплантации (частичная имплантация при помощи хирургического вмешательства высокоразвитой электронной слухо-протезирующей системы).
2. Психолого-педагогическая классификация лиц с нарушениями слуха.
В основе некоторых классификаций лежит как способность ребенка с потерей слуха воспринимать речь на том или ином расстоянии от говорящего, так и критерии громкости в децибелах. Имеется, например, классификация для школы (табл. 3).
Таблица 3. Классификация видов школ для детей с пониженным слухом
Для определения уровня восприятия разговорной и шепотной речи существует таблица, построенная на пересчете данных тональной аудиометрии (табл. 4).
Признавая важность медицинских классификаций нарушений слуха, сурдопедагоги всегда считали нужным подчеркивать необходимость психолого-педагогических классификаций, обеспечивающих вслед за адекватным диагностическим определением наблюдаемого у ребенка состояния слуховой функции наиболее реальный выбор корригирующих методик его обучения.
Р. М. Боскис разработала классификацию, предложив новые критерии, учитывающие своеобразия развития детей с нарушенным слухом: степень поражения слуховой функции, уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции, время возникновения нарушения слуха.
Основой для этой классификации являются следующие положения.
1. Деятельность нарушенного слухового анализатора у ребенка отличается от деятельности нарушенного слухового анализатора у взрослого.
2. Взрослый к моменту наступления нарушения слуха имеет сформированную словесную речь, словесное мышление, представляет собой сформировавшуюся личность. Нарушения слуха у него — в первую очередь препятствие для общения с опорой на слух.
Широко распространено применение рисуночных тестов для диагностики эмоциональных состояний детей, эмоционального отношения ребёнка к сверстникам, определённым видам деятельности, родителям, педагогам. Это такие методики, как «Рисунок семьи» (проективная методика диагностики особенностей внутрисемейных отношений), графическая методика «Кактус» (цель: определение эмоциональных состояний ребёнка, наличие агрессивности, её направленность, интенсивность), методика «Обида» (для оценки степени выраженности состояния обиды у детей старшего школьного возраста). Данные методики также могут быть применены для изучения специфики эмоциональных состояний школьников с интеллектуальной недостаточностью старшего возраста, когда они уже овладели достаточным уровнем графических навыков, могут нарисовать и пояснить свой рисунок.
Восприятие цвета - самое элементарное, школьники с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью к десяти годам различают основные цвета и часть оттенков, правильно воспринимают и называют их (в норме цветовосприятие формируется у ребёнка к 2,5 годам). Школьники указанной категории умеют пользоваться цветными карандашами (удерживают их в руке, раскрашивают формы и изображения, некоторые умеют самостоятельно рисовать). В возрасте 12 - 18 лет они способны дать элементарную оценку своим поступкам и действиям других людей, сказочных персонажей, используя обобщённые категории «хорошо - плохо», «добро - зло», «можно - нельзя», «веселый - грустный». Анализ современных исследований, цветовых и рисуночных методик диагностики эмоциональных состояний даёт право утверждать, что каждая эмоция ассоциируется у человека со своим специфическим тоном и насыщенностью.
7. Составление программы работы с данной категорией детей
Диагностика эмоциональных нарушений у детей с ОВЗ обеспечивает своевременное выявление у детей с ограниченными возможностями здоровья эмоциональных нарушений, проведение их комплексного изучения и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи.
Основными задачами диагностики являются:
Своевременное выявление эмоциональных нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья;
Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
Содержанием диагностической работы является:
Своевременное выявление детей группы риска по эмоциональным нарушениям и нуждающимся в специализированной помощи;
Ранняя диагностика отклонений в эмоциональном развитии и анализ причин трудностей адаптации;
Комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
Дифференцированное изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей ребёнка;
Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка с целью определения их влияния на эмоциональное развитие ребёнка;
Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;
Системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой эмоционального развития ребёнка;
Анализ успешности коррекционно-развивающей работы по преодолению эмоциональных нарушений у детей.
Цель программы: формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.
Задачи программы:
Развивать чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других, обучение умению быть в мире с самим собой.
Создавать возможности для самовыражения, формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями — средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой).
Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
Вырабатывать у детей положительные черты характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
Обучать приемам саморасслабления, снимать психическое напряжение.
Содержанием коррекционно-развивающей работы является:
Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья методов, методик и приёмов коррекции эмоциональных нарушений в соответствии с его возможностями;
Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений эмоциональной сферы;
Коррекция и развитие ВПФ (память, внимание, мышление, развитие восприятия, творческие способности, воображение, речь.)
Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка;
Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Методические приемы. В программу включено много полифункциональных упражнений, которые с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой стороны, могут на разных детей оказывать различное воздействие: этюды; упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера); игры с правилами (сюжетно-ролевые, словесные, подвижные); дидактические и развивающие игры; чтение художественных произведений; беседы; рассказы взрослого и рассказы детей; свободное и тематическое рисование; релаксация.
Условия реализации программы:
1. Занятия по программе проводятся в групповой форме 1-2 раза в неделю (по 25 - 30 минут).
2. Занятия проводятся в кабинете, имеющем 2 зоны: учебную и игровую.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Тема: Особенности развития, обучения и воспитания с сенсорными нарушениями
1. Нарушения анализаторных систем.
Число детей с отсутствием или понижением функций органа слуха постоянно увеличивается. Примерно 4-6 % от всего населения планеты имеют нарушения слуха в степени, затрудняющей социальное общение. В системе образования увеличивается число детей, имеющих наряду с нарушением слуха и другие отклонения в развитии.
Остановимся на своеобразии познавательной и эмоционально-волевой сфер, деятельности людей с недостатками слуховой функции. Данная проблема является предметом одного из разделов специальной психологии — сурдопсихологии. Систему знаний об образовании лиц с нарушениями слуха представляет раздел специальной педагогики — сурдопедагогика.
Задачи сурдопсихологии заключаются в следующем:
♦ выявить закономерности психического развития людей с нарушенным слухом;
♦ изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности личности;
♦ разработать методы психодиагностики и психокоррекции соответствующих нарушений;
♦ изучить проблемы интегрированного обучения и интеграции людей с нарушениями слуха в общество.
Нормальная функция слухового анализатора имеет особую значимость для общего развития ребенка. Состояние слуха оказывает решающее влияние на его речевое и психическое развитие. При нарушениях слухового анализатора в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь, происходит общее недоразвитие познавательной деятельности. Первичный дефект анализатора порождает вторичные отклонения в развитии, которые, в свою очередь, являются причиной возникновения других отклонений. Взаимодействие различных проявлений дефекта слуха третьего, четвертого и т. д. порядка все более искажает структуру развития познавательной деятельности.
Диагностика состояния слуховой функции человека позволяет определять у ребенка нарушение слуха еще до его рождения или в первые часы и дни после рождения. Место и степень поражения слуха определяются при помощи аудиометрии, с применением специальных методов. Существуют тональная, речевая, детская аудиометрии, аудиометрия раннего возраста, импеданс-аудиометрия и др. Тональная аудиометрия — исследование слуха при помощи аудиометра, подающего простейшие сигналы (тоны), изменяемые по частоте и силе звука. Задача обследуемого — внимательно следить за своим восприятием звуков и информировать аудиолога о том, слышит ли он тот или иной звук. Результаты восприятия основных тонов по частоте и по интенсивности фиксируются в аудиограмме. Тональная аудиометрия применяется при исследовании состояния слуховой функции у взрослых и детей такого возраста, когда ребенок уже способен ответственно подойти к этой процедуре. Для детей раннего и дошкольного возраста этот способ неэффективен. Выбор способа исследования слуха у детей зависит от возраста ребенка, его зрелости, способности к концентрации внимания, готовности к сотрудничеству, самочувствия ребенка на момент обследования.
Существует два основных исследования слуха у маленьких детей: до и после трех лет. Для исследования слуха у ребенка от года до трех лет используется метод рефлекторной реакции на звук. Меняя громкость и тональность звука, внимательно наблюдая за реакциями ребенка, специалисты, регистрируя все наблюдения, постепенно могут составить примерную аудиограмму, которая будет тем не менее отражать абсолютно точно состояние слуховой функции ребенка. У детей после трех лет исследование слуха проводится с помощью игровой аудиометрии.
Высокий уровень развития медицины, техники и технологий позволяет в отдельных случаях посредством операции вернуть слух при помощи кохлеарной имплантации (частичная имплантация при помощи хирургического вмешательства высокоразвитой электронной слухо-протезирующей системы).
2. Психолого-педагогическая классификация лиц с нарушениями слуха.
В основе некоторых классификаций лежит как способность ребенка с потерей слуха воспринимать речь на том или ином расстоянии от говорящего, так и критерии громкости в децибелах. Имеется, например, классификация для школы (табл. 3).
Таблица 3. Классификация видов школ для детей с пониженным слухом
Понижение слуха, (дБ) | Вид школы |
35-40 | Нормальная школа без слуховых аппаратов, первая парта |
40-60 | Нормальная школа с употреблением слуховых аппаратов |
60-90 | Школа для слабослышащих с употреблением слуховых аппаратов |
Свыше 90 | Школа для глухих |
Для определения уровня восприятия разговорной и шепотной речи существует таблица, построенная на пересчете данных тональной аудиометрии (табл. 4).
Признавая важность медицинских классификаций нарушений слуха, сурдопедагоги всегда считали нужным подчеркивать необходимость психолого-педагогических классификаций, обеспечивающих вслед за адекватным диагностическим определением наблюдаемого у ребенка состояния слуховой функции наиболее реальный выбор корригирующих методик его обучения.
Р. М. Боскис разработала классификацию, предложив новые критерии, учитывающие своеобразия развития детей с нарушенным слухом: степень поражения слуховой функции, уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции, время возникновения нарушения слуха.
Основой для этой классификации являются следующие положения.
1. Деятельность нарушенного слухового анализатора у ребенка отличается от деятельности нарушенного слухового анализатора у взрослого.
2. Взрослый к моменту наступления нарушения слуха имеет сформированную словесную речь, словесное мышление, представляет собой сформировавшуюся личность. Нарушения слуха у него — в первую очередь препятствие для общения с опорой на слух.