Файл: Особенности формирования математической грамотности на уроках математики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 312

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопрос 4 (Слайд 17)

Расшифруйте, какое математическое понятие здесь зашифровано

(СИММЕТРИЯ)

Вопрос 5 (Слайд 18)

Расшифруйте, какое математическое понятие здесь зашифровано

(ПЕРПЕНДИКУЛЯР)

Категория «Карта мира»

Вопрос 1 (Слайд 24)

Многогранник из Египта – это… (ПИРАМИДА)

Вопрос 2 (Слайд 25)

Название какого города в Крыму состоит из двух мужских имён и натурального числа? (СЕВАСТОПОЛЬ)

Вопрос 3 (Слайд 26)

Какое число входит в название коренного населения Мордовии? (ДВА)

Вопрос 4 (Слайд 27)

Спящий или бодрствующий географический конус – это… (ВУЛКАН)

Вопрос 5 (Слайд 28)

Название какого государства скрывается в математическом выражении А3? (КУБА)

Категория «Мир культуры»

Вопрос 1 (Слайд 34)

Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»? (А. С. ПУШКИН)

Вопрос 2 (Слайд 35)

Какое натуральное число присутствует в названии известной картины Ивана Айвазовского? (ДЕВЯТЬ)

Вопрос 3 (Слайд 36)

Какая геометрическая фигура изображена на самой известной картине Казимира Малевича? (КВАДРАТ)

Вопрос 4 (Слайд 37)

Какая геометрическая фигура занимает центральное место на известной картине Пабло Пикассо? (ШАР)

Вопрос 5 (Слайд 38)

Назовите «математическое» направление в изобразительном искусстве начала ХХ века (КУБИЗМ)

Категория «Чудеса природы»

Вопрос 1 (Слайд 44)

Назовите геометрический вид тополя (ПИРАМИДАЛЬНЫЙ)

Вопрос 2 (Слайд 45)

Вечнозеленый конус – это… (КИПАРИС)

Вопрос 3 (Слайд 46)

Какое математическое понятие объединяет эти живые организмы?(ОСЬ)

Вопрос 4 (Слайд 47)

Какое геометрическое преобразование фигур демонстрируют эти красавицы? (ОСЕВАЯ СИММЕТРИЯ)

Вопрос 5 (Слайд 48)

Какая геометрическая фигура очень больно кусается, иногда со смертельным исходом? (КОНУС – МОРСКОЙ МАЛЮСК)

Категория «Среднее арифметическое»

Вопрос 1 (Слайд 54)

Среднее арифметическое ежа и проволоки.. (КОЛЮЧАЯ ПРОВОЛОКА)

Вопрос 2 (Слайд 55)

Среднее арифметическое женщины и рыбы... (РУСАЛКА)

Вопрос 3 (Слайд 56)

Среднее арифметическое мужчины и коня… (КЕНТАВР)

Вопрос 4 (Слайд 57)

Среднее арифметическое велосипеда и мотоцикла... (МОПЕД)

Вопрос 5 (Слайд 58) Среднее арифметическое холодильника и вентилятора... (КОНДИЦИОНЕР)
Подведение итогов игры


По окончании игры (переход со слайда 3 на слайд 59) подсчитываются баллы, заработанные каждой командой. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Всем победителям торжественно вручаются дипломы, а участникам другой команды – благодарности за участие в игре.
Приложение № 9

Категория

Название команд

Эрудиты

Умники

Кол-во верных ответов

Кол-во неверных ответов

Кол-во верных ответов

Кол-во неверных ответов

Великие и знаменитые

2

3

3

2

Шифровальщик

3

2

2

3

Карта мира

4

1

1

4

Мир культуры

3

2

3

2

Чудеса природы

2

3

3

2

Среднее арифметическое

4

1

4

1

Итого баллов

18

12

16

14


Таблица 5.Результат игры – викторины «Математическая мозаика»
Приложение № 10

Конкурс - игра «Если силён, реши!»

Цель: формирование устойчивого интереса школьников к изучению предмета «Математика»

Задачи:

1) Умение применять полученные на уроках знания к нестандартным ситуациям.

2) Активировать творческие способности школьников, развивать воображение, логическое мышление, находчивость, смекалку.

3) Развивать чувство взаимной поддержки, уверенности в себе, умение быстро сосредоточиться на главном в процессе коллективной работы.

4) Развитие чувства собственного достоинства, само- и взаимоконтроля.

Оборудование: карточки с заданиями.

Правила проведения конкурса:

- Задания изображены на отдельных карточках, и каждое задание оценивается в 1 балл. Учащиеся выбирают карточки с задачами, содержащие ребусы, кроссворды, задания и т.п.



- На этой же карточке учащиеся пишут своё имя, фамилию и ответ.

- Карточку с ответами помещают в специальный ящик, который находится в кабинете математики.

Подведение итогов: Задания выполняются в течении учебного дня. В конце дня составляется протокол, отражающий результаты конкурса. Определение победителей.

Задание 1 Кроссворд


Все мы любим разгадывать кроссворды. Ведь кроссворд — это головоломка, которая способна увлечь как взрослых, так и детей! Конечно, кроссворды являются неотъемлемой частью и образовательного процесса, так как они тренируют память, внимание, логическое мышление. Для школьника решение кроссвордов превращается в захватывающую игру, которая к тому же способствует интеллектуальному развитию, делает его более внимательным и усидчивым.

Каждый учитель стремится развить и удержать интерес учащихся к изучению своего предмета, повысить мотивацию каждого ученика. Для этого в процесс обучения полезно включать, например, кроссворды.

Кроссворд будет интересен каждому ученику. Ведь отгадать хотя бы одно слово — это уже маленький успех. Процесс разгадывания кроссворда обязательно принесёт положительные эмоции ученикам.

Кроссворд прост в использовании. При работе с ним каждый учащийся проявит навык умения работать самостоятельно. А самостоятельная работа учит применять полученные знания и умения, воспитывает трудолюбие и уверенность в своих силах.

Кроссворд позволит проверить и систематизировать знания учащихся, которые необходимы для дальнейшего успешного обучения. Его можно использовать в качестве раздаточного материала на уроках математики и на внеклассных занятиях. Это позволит сделать учебный процесс разнообразнее и интереснее.

Кроссворд « Любителям геометрии» (8 класс)



По горизонтали: 1. Многоугольники, имеющие равные площади. 3. Четырёхугольник, площадь которого равна квадрату его стороны. 6. Четырёхугольник, площадь которого равна произведению его основания на высоту. 7. Многоугольник, площадь которого равна половине произведения его основания на высоту. 9. Длина катета равнобедренного прямоугольного треугольника, площадь которого равна 8 кв. ед.

По вертикали: 2. Четырёхугольник, площадь которого равна произведению его смежных сторон.
4. Длина стороны квадрата, площадь которого равна 64 кв. ед. 5. Чему равен периметр прямоугольника, если его площадь равна 8 кв. ед. , а одна сторона в 2 раза больше другой? 8. Площадь параллелограмма, острый угол которого равен 30°, а высоты, проведённые из вершины тупого угла, равны 4 и 5.

Ответы:

По горизонтали: 1. Равновеликие. 3. Квадрат. 6. Параллелограмм. 7. Треугольник. 9. Четыре.

По вертикали: 2. Прямоугольник. 4. Восемь. 5. Двенадцать. 8. Сорок.

Задание 2. Разгадай ребус


Ребусы представляют собой загадку, в которой слово зашифровано при помощи рисунков.

В далекие времена люди не владели навыками письма, поэтому очень часто для того чтобы сообщить важную новость вместо слов использовали рисунки. Такие письма, конечно, были неудобны, так как передавать их приходилось через гонцов, а чтобы разгадать их содержимое приходилось хорошо "поломать" голову. Лишь после того, как люди научились писать, письма при помощи рисунков заменили обычными. Сейчас ребусы являются увлекательной игрой.

Общепринятые способы расшифровки ребусов:

- изображенную картинку нужно заменить словом;

- если запятая стоит слева от картинки, значит от названия картинки нужно отбросить столько букв, сколько изображено запятых; если запятая стоит справа от картинки, значит необходимо отбросить указанное количество букв в конце слова - названия картинки;

- если рисунок изображен в перевернутом виде, значит слово необходимо прочитать справа налево;

- буквы, стоящие слева от картинки являются началом слова, изображенные после картинки - его окончание;

- при использовании в ребусе черты и букв над и под этой чертой, - в слове-ответе должны использоваться слоги «на", "под", "над";

- при использовании в ребусе изображения одной буквы в другой, - в слове-ответе должен присутствовать предлог "в";

- точка, стоящая в ребусе должна читаться как "точка", таким же образом читаются цифры (100 = сто);

- при наличии над словом или картинкой цифр указывается определенный порядок букв в ответе;

- если некоторые буквы ребуса располагаются друг за другом, значит в слове будет встречаться слог "за", "перед";

- если же над либо возле картинки перечеркнута одна из букв, значит в слове отгадки эта буква не присутствует, если указывается, к примеру, л = п, значит необходимо заменить одну букву другой.