Файл: Особенности формирования математической грамотности на уроках математики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 310
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таблица 2.Результаты викторины «Знаешь ли ты историю математики?»
Приложение № 5
Игра - викторина «Кто самый умный?»
Цели игры - викторины:стимулировать интерес к предмету «Математика»; развитие логического мышления, поощрение способностей быстро соображать и принимать быстрые решения.развитие интеллекта, внимания, интуиции и находчивости учащихся.
Правила проведения игры: в игре участвуют учащиеся 8 - 11 классов. Каждый должен дать как можно больше правильных ответов на задаваемые вопросы. За каждый правильный ответ начисляется один балл. Конкурс проводится заочно. Учащиеся вместо многоточия записывают правильный ответ.
Ответьте на вопросы:
1.Какая из дробей больше 3/4или 4/3 ?……(4/3)
2.Что больше катет или гипотенуза? ………………………….(гипотенуза)
3.Бывает треугольник с двумя тупыми углами? ……………(нет)
4.Какой четырехугольник похож на «юбочку»? ………….(трапеция)
5.Как называется самая большая хорда в окружности? ……………… (диаметр)
6.Какую формулу применяют для нахождения площади остроугольного или тупоугольного треугольника, у которого известны все стороны? ……………….. (Герона)
7.Автор учебника геометрии …………………(Атанасян или Мерзляк)
8.Сколько человек играли на музыкальных инструментах в басне Крылова «Квартет» ………..……(ни одного)
9.Самое меньшее натуральное число известно, а самого большого нет. Какой знак помогает обозначить сложившуюся ситуацию? ………………………… (бесконечность)
10.В Старой Руси это число называли «легион»; сейчас - это больший разряд класса тысяч ………………………………. (100 000)
11.Как с греческого переводится слово «трапеция»? ………. (столик) 12.Сколько земли в дыре глубиной 1 метр, шириной 1 метр, длиной 1 метр? ……………………….. (нисколько)
13.Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром? …(радиус)
14.Утверждение, требующее доказательства ………………(теорема)
15.Направленный отрезок …………………………….. (вектор)
16.Отношение противолежащегокатете к гипотенузе …………(синус)
17.Угол, меньший прямого ……………………… (острый)
18.Утверждение, не вызывающее сомнений …………………(аксиома)
19.Сколько нулей в одном миллионе? …………………… (6)
20.Радиус окружности равен 6 см. Чему равен диаметр? ………… (12)
21.Сколько граммов в килограмме? ………………… (1000)
22.Сколько часов в сутках? ………………. (
24)
23.Что больше 2 дм или 23 см? ………………….. (23см)
24.Чему равно произведение всех цифр? ……………….. (0)
25.Какая цифра в переводе с латинского означает «никакая» ……. (0)
26.Кто из великих русских писателей составлял задачи по арифметике? ………………. (Л.Н.Толстой)
27. «В математике есть своя красота, как в поэзии». Кто произнес эти слова, даже, не любя математику? ………………………(А.С.Пушкин)
28.В сказке «Конек- горбунок» мы встречаем следующие слова: «Приезжаю - тьма народу! Ну, ни выходу, ни входу!» Сколько было народа? …………….. (10 000)
29.Наименьшее натуральное число ……………… (1)
30.Какую часть часа составляют 20 минут? ………………. (1/3)
31.Чему равна площадь квадрата со стороной 1 метр? …………(1м2)
32.Площадь прямоугольника равна… ……………… (s=a*b)
33.Чему равно число П? …………………. (3,14)
34.Чему равна сумма углов в треугольнике? ………………….. (180)
35.Правда ли, что если в треугольнике один из углов равен 1200, а другой 600? .............. (нет)
36.Как называется луч, выходящий из вершины угла и делящий угол пополам? ……………(биссектриса)
37.Как называется фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки? …………………………. (угол)
38.Алгоритм – это определенный порядок или беспорядок ……. (порядок)
39.Параллельные прямые – это прямые, которые…………(не пересекаются)
40.График линейной функции – это………………….. (прямая)
41.Чему равно произведение 13*14*15*0= …………. (0)
42.Сколько вершин у куба? …………… (8)
43.Три в квадрате 9, четыре в квадрате 16, а чему равен угол в квадрате? ………. (900)
44.Назвать угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом» ……….. (1800)
45.Форма футбольного мяча …………….. (шар)
46.На какое число нужно разделить 2, чтобы получилось 4? …(1/2)
47.Как называется прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4, 5?
………………………………. (египетский)
48.Как называется ось ОХ? ……………………….. (абсцисса)
49.Кто придумал таблицу умножения? …………………(Д.И.Менделеев)
50.На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? …………(50)
51.Простейшее геометрическое понятие ……………………(точка)
52.Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее – груша или персик? …………………………. (груша)
53.Какая дробь выражает «половину»? …………………. (1/2)
54.Какую часть составляют сутки от года? ……………. (1/
365 или 1/366)
55.Какой геометрический термин образовался от латинского слова «отвесный»? …………….(перпендикуляр)
56.Что есть у каждого слова, растения и уравнения? …………. (корень)
57.Сколько подвигов совершил Геракл? …………………….. (12)
58.Закончите название книги Дж. Толкиена «Властелин…» …… (колец)
А) пирамид
Б) шаров
В) колец
Г) икосаэдров
59.Как называется результат сложения? …………………………. (сумма)
60.Как называется прибор измерения углов? ……………(транспор
Приложение№ 6
Уровень развития математической грамотности | Количество учащихся | Процент - % |
Уровень 1 | 2 | 12% |
Уровень 2 | 2 | 12% |
Уровень 3 | 2 | 12% |
Уровень 4 | 4 | 23% |
Уровень 5 | 4 | 23% |
Уровень 6 | 3 | 18% |
Таблица 3. «Кто самый умный?»
Приложение № 7
Номинация | Количество учащихся – призёров 8 класса | Процент - % |
Конкурс рисунков из геометрических фигур и цифр | 2 | 12% |
Конкурс ребусов | 2 | 12% |
Конкурс кроссвордов | 2 | 12% |
Конкурс поделок | 4 | 23% |
Итог: количество призёров: | 10 | 59% |
Таблица 4.Результат победителей в проекте «Талант это я!»
Приложение № 8
Игра – викторина «Математическая мозаика»
Цели игры: развивать и укрепить интерес учащихся к предмету «Математика», расширить их кругозор, повысить уровня их математической грамотности; демонстрация красоты науки математики в окружающем мире и её тесной взаимосвязи с различными областями применения; развитие коммуникативных навыков, уверенности в себе и раскованности в общении.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация игры, сигнальные таблички, таблички для названия команд (на столах), два фломастера.
Ход игры
Перед началом игры все учащиеся 5 – 9 классов, желающие принять в ней участие, делятся на две сборные команды (до 5 человек). Разделение осуществляется следующим образом: два капитана (выбираются заранее) по очереди набирают себе команду из присутствующих. Сформированные таким образом команды рассаживаются за столы. В течение 2-х минут команды придумывают себе название и записывают его фломастером на табличках, которые заранее приготовлены на столах. Учитель записывает названия команд в таблицу фиксирования результатов игры, заранее заготовленную на классной доске.
Название категории | Название первой команды ______ | Название второй команды ________ |
Великие и знаменитые | | |
Шифровальщик | | |
Карта мира | | |
Мир культуры | | |
Чудеса природы | | |
Среднее арифметическое | | |
Итоги | | |
В столбцах таблицы ассистент учителя будет фиксировать баллы, набранные командами по ходу игры.
Учитель. Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на игре «Математическая мозаика» (слайд 2). Эта игра названа так потому, что вопросы, которые в ней прозвучат, продемонстрируют вам красоту математики в окружающем мире, а так же её тесную связь с другими областями знаний. У этой игры простые правила.
Правила игры
1. Великие и знаменитые. Вопросы этой категории о знаменитых людях, так или иначе, связанных с математикой.
2.Шифровальщик. В этой категории с помощью ребусов зашифрованы математические понятия или названия геометрических фигур.
3. Карта мира. Вопросы этой категории связывают математику и географию.
4. Мир культуры.Вопросы этой категории связывают математику и мировую культуру.
5. Чудеса природы. Вопросы этой категории связывают математику и природу.
6. Среднее арифметическое.Вы знаете, чтобы найти среднее арифметическое двух чисел, нужно сложить эти числа и результат разделить на два. В вопросах этой категории необходимо отыскать среднее арифметическое не чисел, как на уроках математики, а тех предметов и существ, которые вам будут предложены. При ответе на эти вопросы нужно проявить смекалку, сообразительность и чувство юмора.
Команды с экрана выбирают категорию вопроса и его стоимость. Право выбора первого вопроса определяется жеребьевкой.
Право ответа на вопрос принадлежит команде, первой поднявшей сигнальную табличку. В случае верного ответа на счет команды поступает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если команда дала неправильный ответ, то право ответить на этот вопрос переходит к другой команде. В случае неверного ответа обеих команд право выбора следующего вопроса автоматически переходит к другой команде.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Учитель. И напоследок, простые правила поведения. Во время игры вам необходимо:
−вести себя спокойно, но не отсиживаться;
−задания выслушивать до конца;
−не выкрикивать (громко - это не значит красиво);
−быть думающими (для этого у вас есть голова на плечах);
−быть терпеливыми, дать возможность высказаться своим товарищам.
ВОПРОСЫ ИГРЫ
Категория «Великие и знаменитые»
Вопрос 1(Слайд 4)
Кто из этих учёных участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою? (ПИФАГОР)
Вопрос 2 (Слайд 5)
Кто из этих знаменитых людей является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? (Л. Н. ТОЛСТОЙ)
Вопрос 3 (Слайд 6)
Он изобрёл для защиты своего города Сиракузы мощные машины-катапульты, изобрёл винт. Кто этот ученный? (АРХИМЕД)
Вопрос 4 (Слайд 7)
Этот знаменитый ученый измерил высоту египетской пирамиды, не влезая на неё. Кто он? (ФАЛЕС)
Вопрос 5 (Слайд 8)
С кем из этих знаменитых людей произошёл следующий случай…
«… На его камзоле протерлись локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда …
— Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!» (М. В. ЛОМОНОСОВ)
Категория «Шифровальщик»
Вопрос 1 (Слайд 14)
Расшифруйте, какое математическое понятие здесь зашифровано
(ПОВЕРХНОСТЬ)
Вопрос 2 (Слайд 15)
Расшифруйте, какое математическое понятие здесь зашифровано
(ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД)
Вопрос 3 (Слайд 16)
Расшифруйте, какое математическое понятие здесь зашифровано