Файл: Предмет, задачи, методы и источники истории педагогики Предметом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отрицал необходимость школы как центра организованного воспитания детей. Он искренне, стремился развить творчество и инициативу воспитанников, но при этом идеализировал детей, переоценивал их опыт.
29. Педагогическая деятельность А. С. Макаренко.
Педагогическая деятельность Антона Семёновича начата в 1905г. Трудился он в эти годы простым учителем. После переезда в Полтаву целью было открытие учебно-воспитательной колонии, где несовершеннолетние правонарушители, благодаря труду и учёбе, могли бы выправиться и стать достойными представителями молодой республики. Перечитал много книг, чтобы найти подход к детям-колонистам.
Теории А. С. Макаренко.
1. Основная идея. Основная идея педагогической теории Макаренко основана на равенстве трех социальных структур: личность → коллектив → общество. Ребенок в такой системе рассматривается не как объект воспитательного процесса, а как его самостоятельный участник, творец собственной судьбы. По мнению Макаренко, человеку жизненно важно найти свое место в коллективе.
2. Принцип трудового воспитания. Трудовое воспитание является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет социальный статус ребенка, превращает его во "взрослого" гражданина. Идея соединения обучения с производительным трудом.
3. Принцип воспитания в коллективе. А.С. Макаренко рассматривал коллектив как главный инструмент воспитания граждан. Основная система нравственных отношений личности формируется в условиях коллектива. Под коллективом он понимал «целеустремленный комплекс личности», объединенных общественно-значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно-значимой коллективной деятельностью и взаимоотношений. Любой человек может вступить в общество через коллектив. У коллектива должна быть перспектива «завтрашняя радость» близкая средняя и дальняя.
Признаки сформировавшегося коллектива:
-мажор-постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию.
-ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него
-дружеское единение его членов
-ощущение, защищенности каждого члена коллектива, терпимость.
-активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому действию.
-привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.
30. Советская школа и педагогика в 50-80-е гг.
К началу 1950х годов все школы перешли на всеобщее семилетнее обучение.
Следующий шаг – переход ко всеобщему восьмилетнему обучению. Для этого необходимо было рационализировать систему школ, создать в селах школы-интернаты, подготовить дополнительные преподавательские кадры.
К концу 1950-ых годов существовали следующие учебные заведения среднего образования:
· Трехлетние общеобразовательные школы;
· Трехлетние вечерние школы;
· Техникумы и другие учебные заведения.
В 70-80-е гг. в связи с переходом к всеобщему среднему образованию резко сократилось число начальных и неполных школ и возросло число средних школ. При резко возросших количественных показателях пострадало качество образования. Снизился уровень подготовки выпускников средней школы.
Внесены изменения в учебно-воспитательный процесс. Вводились новые учебные планы и программы. Начальная школа перешла на трехлетний срок обучения. Появились факультативные курсы
К началу 80-ых годов сделали школу закрытым и оторванным от жизни учреждением. Интересы отдельных детей, как и инициатива учителей, игнорировались.
Еще одна неудачная попытка выйти из кризиса – реформа 1984 года, которая предусматривала слияние общего и профессионального образования, профессионализацию общеобразовательной школы.
При распаде СССР школа России все менее соответствовала общественным и образовательным требованиям. Увеличивался разрыв между называемыми целями образования и результатами обучения и воспитания в школах. Это выражалось снижением уровня успеваемости, падением интереса к образованию, ухудшением здоровья учеников и асоциальным поведением детей и подростков.
31. Педагогическая деятельность Сухомлинского
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.
Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами.
Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям».
Основные принципы его учения о воспитании:
1) Неповторимость каждого ребенка.
2) Нет неспособных, бездарных и ленивых детей
3) Неравество умственных способностей детей
4) Индивидуализация учебно-воспитательного процесса.
5) Выявление индивидуальных особенностей учеников (задатков, наклонностей, одаренность и тд). Дифференцированный подход к учебе.
6) Каждый ученик - личность!
7). Получение позитивных чувств от учебы. Успешный ученик, может важничать от того, что он достиг таких ого-го высот. Это плохо. =>
8) Учеба через преодоление трудностей. Это позволяет талантливому ученику не зазнаваться. Сухомлинский считает, что "следует умело вести подростка путем преодоления трудностей".
9) Исследовательский подход к предмету изучения. Учеба - это тяжелый умственный труд, чтобы этот труд был успешным, учеба должна быть интересной. Интересным может быть не только предмет познания, но и путь познания. Путь познания интересен, когда ученик сам исследует объект изучения.
10) Самостоятельный умственный труд у ученика в процессе учебы.
11) Человечность, чуткость, тактичность к ученикам.
12) Оценка как инструмент воспитания, а не наказания.
13) Взаимозависимость личности и коллектива (?)
14) Учитель должен любить свою работу, быть высококвалифицированным специалистом, обладать высокими моральными качествами и подходить творчески к процессу воспитания.
32. Основные направления развития отечественной школы и педагогики на современном этапе
Основными тенденциями развития современного отечественного образования являются процессы интернационализации, индивидуализации, опережающее и непрерывное образование, компьютеризирование процесса обучения, цикличность и многоступенчатость. Перечисленные тенденции способствуют повышению качества образования в соответствии с современными требованиями социального и экономического развития общества. Использование новых методов и технологий в современном образовании сопровождается использованием инновационных технологий.
Открытое образование
, получающее распространение в России, ориентирует школьников и молодых людей на осуществление подготовки к полноценному участию в общественной жизни. Качество открытости в системе образования позволяет более свободно осуществлять процесс планирования обучения, а также осуществлять выбор места, времени, темпа осуществления образования.
Открытость и дистанционность обучения в современном образовании позволяет различным группам населения при использовании сети Интернет получить качественное дополнительное образование. Дистанционное обучение в отечественной системе образования только получает своё развитие, но количество образовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение, растёт с каждым годом.
Гуманизация знания – процесс, в значительной мере противостоящий технологизации, сущностью которого является: признание прав и защита интересов человека, государства и познания; выявление в знании эмоционально-чувственной, коммуникативной и личностной первоосновы; стимулирование самоопределения и самореализации субъекта в процессе овладения новым знанием, опора на творческие, проблемные, проектные, игровые виды деятельности; дифференциация и индивидуализация процессов овладения знанием, учет возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей, создание равных условий для развития каждого
Фундаментализация знания. Средствами фундаментализации образования считаются: направленность образования на приобретение обобщенных знаний, мировоззренческих представлений, формирование общей культуры и развитие мышления.
29. Педагогическая деятельность А. С. Макаренко.
Педагогическая деятельность Антона Семёновича начата в 1905г. Трудился он в эти годы простым учителем. После переезда в Полтаву целью было открытие учебно-воспитательной колонии, где несовершеннолетние правонарушители, благодаря труду и учёбе, могли бы выправиться и стать достойными представителями молодой республики. Перечитал много книг, чтобы найти подход к детям-колонистам.
Теории А. С. Макаренко.
1. Основная идея. Основная идея педагогической теории Макаренко основана на равенстве трех социальных структур: личность → коллектив → общество. Ребенок в такой системе рассматривается не как объект воспитательного процесса, а как его самостоятельный участник, творец собственной судьбы. По мнению Макаренко, человеку жизненно важно найти свое место в коллективе.
2. Принцип трудового воспитания. Трудовое воспитание является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет социальный статус ребенка, превращает его во "взрослого" гражданина. Идея соединения обучения с производительным трудом.
3. Принцип воспитания в коллективе. А.С. Макаренко рассматривал коллектив как главный инструмент воспитания граждан. Основная система нравственных отношений личности формируется в условиях коллектива. Под коллективом он понимал «целеустремленный комплекс личности», объединенных общественно-значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно-значимой коллективной деятельностью и взаимоотношений. Любой человек может вступить в общество через коллектив. У коллектива должна быть перспектива «завтрашняя радость» близкая средняя и дальняя.
Признаки сформировавшегося коллектива:
-мажор-постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию.
-ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него
-дружеское единение его членов
-ощущение, защищенности каждого члена коллектива, терпимость.
-активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому действию.
-привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах.
30. Советская школа и педагогика в 50-80-е гг.
К началу 1950х годов все школы перешли на всеобщее семилетнее обучение.
Следующий шаг – переход ко всеобщему восьмилетнему обучению. Для этого необходимо было рационализировать систему школ, создать в селах школы-интернаты, подготовить дополнительные преподавательские кадры.
К концу 1950-ых годов существовали следующие учебные заведения среднего образования:
· Трехлетние общеобразовательные школы;
· Трехлетние вечерние школы;
· Техникумы и другие учебные заведения.
В 70-80-е гг. в связи с переходом к всеобщему среднему образованию резко сократилось число начальных и неполных школ и возросло число средних школ. При резко возросших количественных показателях пострадало качество образования. Снизился уровень подготовки выпускников средней школы.
Внесены изменения в учебно-воспитательный процесс. Вводились новые учебные планы и программы. Начальная школа перешла на трехлетний срок обучения. Появились факультативные курсы
К началу 80-ых годов сделали школу закрытым и оторванным от жизни учреждением. Интересы отдельных детей, как и инициатива учителей, игнорировались.
Еще одна неудачная попытка выйти из кризиса – реформа 1984 года, которая предусматривала слияние общего и профессионального образования, профессионализацию общеобразовательной школы.
При распаде СССР школа России все менее соответствовала общественным и образовательным требованиям. Увеличивался разрыв между называемыми целями образования и результатами обучения и воспитания в школах. Это выражалось снижением уровня успеваемости, падением интереса к образованию, ухудшением здоровья учеников и асоциальным поведением детей и подростков.
31. Педагогическая деятельность Сухомлинского
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.
Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами.
Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям».
Основные принципы его учения о воспитании:
1) Неповторимость каждого ребенка.
2) Нет неспособных, бездарных и ленивых детей
3) Неравество умственных способностей детей
4) Индивидуализация учебно-воспитательного процесса.
5) Выявление индивидуальных особенностей учеников (задатков, наклонностей, одаренность и тд). Дифференцированный подход к учебе.
6) Каждый ученик - личность!
7). Получение позитивных чувств от учебы. Успешный ученик, может важничать от того, что он достиг таких ого-го высот. Это плохо. =>
8) Учеба через преодоление трудностей. Это позволяет талантливому ученику не зазнаваться. Сухомлинский считает, что "следует умело вести подростка путем преодоления трудностей".
9) Исследовательский подход к предмету изучения. Учеба - это тяжелый умственный труд, чтобы этот труд был успешным, учеба должна быть интересной. Интересным может быть не только предмет познания, но и путь познания. Путь познания интересен, когда ученик сам исследует объект изучения.
10) Самостоятельный умственный труд у ученика в процессе учебы.
11) Человечность, чуткость, тактичность к ученикам.
12) Оценка как инструмент воспитания, а не наказания.
13) Взаимозависимость личности и коллектива (?)
14) Учитель должен любить свою работу, быть высококвалифицированным специалистом, обладать высокими моральными качествами и подходить творчески к процессу воспитания.
32. Основные направления развития отечественной школы и педагогики на современном этапе
Основными тенденциями развития современного отечественного образования являются процессы интернационализации, индивидуализации, опережающее и непрерывное образование, компьютеризирование процесса обучения, цикличность и многоступенчатость. Перечисленные тенденции способствуют повышению качества образования в соответствии с современными требованиями социального и экономического развития общества. Использование новых методов и технологий в современном образовании сопровождается использованием инновационных технологий.
Открытое образование
, получающее распространение в России, ориентирует школьников и молодых людей на осуществление подготовки к полноценному участию в общественной жизни. Качество открытости в системе образования позволяет более свободно осуществлять процесс планирования обучения, а также осуществлять выбор места, времени, темпа осуществления образования.
Открытость и дистанционность обучения в современном образовании позволяет различным группам населения при использовании сети Интернет получить качественное дополнительное образование. Дистанционное обучение в отечественной системе образования только получает своё развитие, но количество образовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение, растёт с каждым годом.
Гуманизация знания – процесс, в значительной мере противостоящий технологизации, сущностью которого является: признание прав и защита интересов человека, государства и познания; выявление в знании эмоционально-чувственной, коммуникативной и личностной первоосновы; стимулирование самоопределения и самореализации субъекта в процессе овладения новым знанием, опора на творческие, проблемные, проектные, игровые виды деятельности; дифференциация и индивидуализация процессов овладения знанием, учет возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей, создание равных условий для развития каждого
Фундаментализация знания. Средствами фундаментализации образования считаются: направленность образования на приобретение обобщенных знаний, мировоззренческих представлений, формирование общей культуры и развитие мышления.